Файл: Моделирование бизнеспроцессов организации. Диаграммы прецедентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пример диаграммы прецедентов для бизнес-процесса «Обслуживание клиента в банке»:



В качестве участников бизнес-процесса выделили клиента и операциониста. Основные прецеденты, т.е. задачи, которые может решить клиент: оформление кредита, оформление вклада и перевод денежных средств. Во всех этих задачах участником и исполнителем также является операционист. Каждый из базовых прецедентов включает в себя обязательный прецедент «Идентификация клиента по паспорту». «Оформление кредита» также включает в себя прецедент «Кредитный скоринг» (кредитоспособность клиента необходимо проверить, это стандартная процедура в банках). «Перевод денежных средств» может включать в себя «Конвертацию в другую валюту» – в том случае, если клиент желает совершить перевод в валюте, отличной от той, с которой он пришел, иначе конвертация не требуется (поэтому здесь отношение расширения).

Понятно, что реальный бизнес-процесс обслуживания клиента в банке намного шире и многообразнее, но для простоты примера мы решили, что он будет таким.
4. Онлайн-сервис построения диаграмм diagrams.net
Изначально предполагалось, что данный блок лабораторных работ будем выполнять в программе Visio. MicrosoftVisio – это векторный графический редактор, обладающий широкими возможностями по созданию схем и диаграмм в различных нотациях (в т.ч. UML, IDEF и многих других). Пожалуй, можно сказать, что Visio де-факто является стандартом среди инструментов для рисования диаграмм, поэтому работать в нем уметь нужно. Однако данный программный продукт не бесплатен и доступен не всем. В состав офисного пакета MicrosoftOffice он не входит, приобретается отдельно.

В настоящее время существует большое количество свободно распространяемого (т.е. бесплатного) программного обеспечения для работы с диаграммами. А т.к. Visio – это не комплексный программный продукт для разработки ИС, а всего лишь графический редактор, для наших целей (нарисовать несколько диаграмм) он вполне заменим. Есть хороший онлайн-инструмент:
https://app.diagrams.net/ (ранее draw.io)
К его достоинствам можно отнести:

+ возможность немедленно начать построение диаграмм прямо в веб-браузере без регистрации;

+ широкая поддержка различных нотаций, множество фигур;

+ возможность сохранять диаграммы в файл и загружать их из файла.
При входе на страницу возникает такое окно:


В нем можно сменить язык, также щелчком мыши выбрать место для сохранения файлов диаграмм (Deviceозначает локальный компьютер (или смартфон, если сайт открыт с него)).

Тут выбираем, создать диаграмму с нуля или загрузить ранее созданную и сохраненную диаграмму из файла.


Тут в левом столбце предлагается выбрать набор фигур подходящей тематики, а в большой области справа – готовый шаблон диаграммы того или иного вида. Можно оставить пустую диаграмму.

Далее открывается окно графического редактора.

Слева – фигуры, сгруппированные по тематическим разделам. Их можно перетаскивать в область рисования (клетчатое полотно) мышью либо просто щелкать по ним, фигуры будут появляться сами. Можно рисовать.

Для сохранения диаграммы в файл (с целью ее последующей доработки) используется пункт «Save» в меню «File». Также диаграмму можно экспортировать (сохранить) как изображение и в разных других форматах.



Порядок выполнения лабораторной работы
Пусть стоит задача спроектировать и разработать информационную систему, автоматизирующую деятельность по управлению запасами сети розничных продуктовых магазинов. Это не ERP-система, автоматизирующая большую часть бизнес-процессов компании; не будем чрезмерно увеличивать объемы работы и для простоты рассмотрим лишь один достаточно большой бизнес-процесс и смоделируем его средствами UML.
Краткое описание деятельности компании
ООО «Шестерочка» занимается розничной продажей продуктов питания широкого ассортимента, включая алкоголь. Она закупает товары у поставщиков и реализует их населению через сеть розничных магазинов. Централизованного склада компания не имеет, товары доставляются поставщиками прямо в магазины. Управление запасами осуществляется согласно концепции JIT («точно в срок»), не предполагающей простаивания денежных средств компании в виде низко ликвидных активов.



Организационная структура компании представлена на рисунке.


Генеральный директор осуществляет общее руководство компанией.

В сферу коммерческого директора входит управление основной деятельностью компании.

Отдел закупа осуществляет бизнес-процесс управления запасами товаров в магазинах. В его функции входит контроль остатков и своевременный заказ новых партий товара у поставщиков.

Отдел маркетинга занимается рекламными акциями, скидками и прочими мерами стимулирования спроса, а также рекламой сети магазинов, формированием положительного образа компании у потребителя.

В функции отдела логистики входит поиск поставщиков товара и заключение договоров с ними.

Магазины занимаются непосредственно реализацией товаров всем желающим. Каждый магазин имеет свою организационную структуру – директора, товароведа, менеджера по качеству, продавцов, грузчиков и т.д.

Исполнительный директор отвечает за вспомогательную, поддерживающую деятельность предприятия.

Отдел снабжения занимается закупками у сторонних поставщиков товаров, работ, услуг, необходимых для функционирования компании (например, мебели, компьютерной техники, канцтоваров и т.д.).

Отдел кадров осуществляет ведение кадрового учета, принимает и увольняет работников, оформляет отпуска и т.п.

IT-служба занимается поддержкой компьютерной инфраструктуры предприятия, содержит штат программистов, инженеров технической поддержки и т.д.

Бухгалтерия подчиняется непосредственно генеральному директору и занимается ведением бухгалтерского учета.
Описание бизнес-процесса «Управление запасами»
Исполнителем данного бизнес-процесса является отдел закупа. Суть бизнес-процесса заключается в том, чтобы отслеживать состояние остатков товара в магазинах и своевременно формировать заказы поставщикам на закупку необходимого количества товара. Цель – поддержание определенного количества товара в магазинах в соответствии с регламентом. Предполагается, что поставка товаров осуществляется в течение одного дня.

В системе имеются данные о номенклатуре (ассортименте) реализуемого товара. Имеются следующие данные о товаре: наименование, единица измерения, категория (виноводочные изделия, соки и т.п.). Номенклатуру вносит категорийный менеджер отдела закупа.

Также имеется справочник поставщиков, для каждого из которых указаны категории поставляемых им товаров. Напр., кто-то специализируется на виноводочных изделиях и минеральной воде, а кто-то на соках и макаронах. Есть следующие данные о поставщике: наименование компании поставщика, адрес местоположения склада, категория поставляемых товаров. Справочник поставщиков также ведет
категорийный менеджер.

Перед запуском ИС в эксплуатацию начальник отдела закупа загружает информацию об остатках товаров в магазинах. Таблица остатков имеет поля: магазин, дата, время, товар, количество.

Начальник отдела закупа устанавливает регламент остатков товара. Регламент представляет собой нормы количества каждого товара для каждого магазина на начало дня. При этом для выходных, а также праздничных дней устанавливаются особые нормы. Нормы задаются в виде конкретного количества товара.

После запуска ИС информация о продажах вносится автоматически (продажи регистрируются кассовой программой при печати каждого чека) в специальную базу данных оперативных продаж. Таблица продаж имеет атрибуты: магазин, дата, время, товар, количество, отпускная (розничная) цена (руб.). Дневные продажи не могут превысить остатки, т.к. товар выставлен на полках магазинов, и если он закончится, то и продаж его не будет. В конце каждого дня система обновляет данные об остатках товара в общесистемной БД, уменьшая их на величину дневного оборота.

После обновления остатков производится проверка соответствия фактического наличия товара нормам, установленным регламентом для дня, следующего за наступающим, увеличенным на нормы наступающего дня. Если остаток меньше требуемого уровня товаров в магазине, то автоматически формируется заказ необходимых товаров. Он имеет следующие атрибуты: магазин, товар, требуемое количество, поставщик.

Наполнение заказа происходит в два этапа:

1) Определяется разница между нормативом и фактическими остатками товара по каждому товару в каждом магазине.

2) Для каждого товара исходя из его категории определяется оптимальный поставщик по некоторым критериям: напр., по расстоянию от магазина до склада поставщика.

Заказами управляет начальник отдела закупа. В начале дня он проверяет список заказов, и если появился новый заказ, он его распечатывает и запускает на исполнение. Предполагается, что в течение дня заказанный товар поступает в соответствующие магазины. Начальник отдела закупа вносит информацию о поступлениях в систему.

Процесс формирования заказов на примере гречневой крупы (кг):


День

Норма

на начало дня

Остаток

на начало дня

Необходимость заказа

1

500

600

На 1-ый день хватает. Чтобы хватило на 2-ой день, остаток должен быть не менее (500 + 500 =) 1000, а он составляет 600. Следовательно, необходимо заказать еще (1000 – 600 =) 400.

2

500

550

На 2-ой день хватает. Чтобы хватило на 3-ий день, остаток должен быть не менее (700 + 500 =) 1200, а он составляет 550. Следовательно, необходимо заказать еще (1200 – 550 =) 650.

3

700

710

На 3-ий день хватает. Чтобы хватило на 4-ый день, остаток должен быть не менее (500 + 700 =) 1200, а он составляет 710. Следовательно, необходимо заказать еще (1200 – 710 =) 490.

4

500








Начальник отдела может формировать различные отчеты. Напр., какого товара было продано на самую большую сумму в течение месяца.
Задание 1. Построить общую диаграмму прецедентов (диаграмму верхнего уровня) бизнес-процесса «Управление запасами».

В данном бизнес-процессе можно выделить 3 подпроцесса (более детальных процесса):

1) Заполнение справочников. Всего 3 справочника: товары, категории товаров и поставщики. Их заполнением занимается категорийный менеджер.

2) Продажи. Этот процесс состоит в том, что в базе данных продаж автоматически фиксируются данные о продажах, поступающие с фискальных регистраторов на кассах магазинов, а в конце смены по таймеру происходит обновление остатков в основной БД.

3) Закуп. Этот процесс включает формирование начальником отдела регламента по остаткам товара, автоматическое (по таймеру) формирование заказов новых партий товара, поступление товара и формирование различных отчетов начальником отдела.
Как видно, актерами в данном бизнес-процессе являются не только работники, люди (категорийный менеджер, начальник отдела закупа), но и некоторые системы (фискальный регистратор, таймер), которые также инициируют ряд процессов внутри общего бизнес-процесса.

Порядок работы
1. Открыть в браузере онлайн-редактор диаграмм (перейти на веб-страницу https://app.diagrams.net/). Выбрав нужные параметры (см. теоретическую часть, п. 4), перейти к окну с пустой диаграммой.
2. В левой части страницы развернуть раздел с фигурами UML.



Здесь нас интересуют фигуры, описанные в теоретической части, а именно:
– актер – прецедент


связь «Ассоциация»


– связи «Включение» и «Расширение»



Надписи «включает» и «расширяет» вместо «Use» можно написать вручную, перейдя двойным щелчком мыши в режим редактирования надписи, когда указатель мыши имеет вот такую форму. Сделать это не всегда получается, надо потренироваться.