Файл: Моделирование бизнеспроцессов организации. Диаграммы прецедентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



3. Построить общую диаграмму прецедентов. Вид диаграммы приведен на рисунке:


4. Переименовать страницу с диаграммой на «Общая диаграмма прецедентов», для этого дважды щелкнуть мышью по вкладке с текстом «Страница 1» в нижней части окна:


Задание 2. Построить диаграмму прецедентов, конкретизирующую подпроцесс «Заполнение справочников» бизнес-процесса «Управление запасами».
Порядок работы
1. Создать новую страницу в окне редактора, чтобы разместить на ней другую диаграмму. Для этого нужно нажать на «плюс» в нижней части окна.



Назвать страницу «Заполнение справочников».
2. Построить диаграмму следующего вида (часть элементов предыдущей диаграммы можно скопировать через контекстное меню):


Задание 3. Построить диаграмму прецедентов, конкретизирующую подпроцесс «Продажи» бизнес-процесса «Управление запасами».

Данный процесс не предполагает вмешательства человека, он полностью автоматический (во всяком случае, в рассматриваемой нами модели). С фискальных регистраторов на кассах в магазинах оперативно поступают данные о продажах, которые фиксируются в специальной базе данных продаж. По окончанию смены в заданное время запускается процедура обновления остатков, которая уменьшает остатки в основной базе данных системы на величину дневного оборота.
Порядок работы
1. Создать новую страницу, назвать ее «Продажи».
2. Построить диаграмму следующего вида:

Задание 4. Построить диаграмму прецедентов, конкретизирующую подпроцесс «Закуп» бизнес-процесса «Управление запасами».


Основным актером в данном прецеденте является начальник отдела закупа.

Процесс начинается с того, что начальник устанавливает регламент, т.е. задает нормы по остаткам товара.

Каждую ночь в назначенное время запускается автоматическое формирование заказа. Оно включает проверку остатков товара на их соответствие нормам регламента. Если остатков недостаточно, создается новый заказ, содержащий необходимые позиции, и для каждой категории товаров рассчитывается наиболее подходящий поставщик. Утром следующего дня начальник отдела закупа проверяет список заказов. При возникновении нового заказа он его просматривает, при необходимости редактирует, распечатывает и отдает на исполнение. В течение дня поступает товар, и начальник вносит в систему сведения о поступлении товара.

Наконец, начальник отдела периодически формирует различные отчеты.
Порядок работы
1. Создать новую страницу, назвать ее «Закуп».
2. Построить диаграмму следующего вида:

Таким образом, при помощи UML-диаграмм прецедентов мы смоделировали один из основных бизнес-процессов компании – «управление запасами». Конечно, данная модель очень абстрактна, концептуальна, ее необходимо декомпозировать, детализировать, чем и займемся в следующей лабораторной работе.
Задание 5.В предыдущих заданиях были выполнены начальные шаги проектирования ИС для управления запасами. Теперь представим, что стоит задача спроектировать не просто узкоспециализированную ИС, а ERP-систему для автоматизации основных бизнес-процессов ООО «Шестерочка».

Необходимо построить общую диаграмму прецедентов для деятельности всей компании (самостоятельно).

Для этого нужно изучить организационную структуру компании с ее описанием и выделить основные бизнес-процессы (процесс «Управление запасами» уже известен), а также их участников (актеров). В качестве некоторого примера можно привести вот такую диаграмму:



Разумеется, наличие этого примера не означает, что диаграмма должна быть точно такой же.
Порядок работы
1. Создать новую страницу, назвать ее «Диаграмма прецедентов ERP».
2. Построить диаграмму.
3. С помощью меню FileSave (либо нажатия сочетания клавиш CTRL+S) сохранить результаты работы в файл с расширением .drawio.


4. Не закрывая текущую страницу, открыть новую страницу с редактором (https://app.diagrams.net/), выбрать пункт



и убедиться, что сохраненный файл корректно открывается, все диаграммы сохранились.
В качестве отчета по лабораторной работе 10 преподавателю необходимо предъявить файл с диаграммами.
Комментарии к заданию 5
1. Что конкретно нужно сделать?

Нужно построить диаграмму прецедентов, на которой каждый прецедент является одним из бизнес-процессов, составляющих деятельность компании.

Диаграмма UseCase может описывать деятельность компании с разным уровнем детализации. Например, на самом верхнем уровне может быть единственный прецедент: «Деятельность компании ООО «Шестерочка».


Откуда взяты актеры для этой диаграммы? Очевидно, что из организационной структуры предприятия (см. выше в методичке). Это работники тех или иных подразделений, отделов. Причем тут перечислены не все возможные актеры, только некоторые для примера. Все эти работники является непосредственными участниками деятельности компании и исполнителями входящих в нее бизнес-процессов. Кроме того, некоторые бизнес-процессы (управление запасами, снабжение, логистика) требуют участия внешних для компании актеров – поставщиков. Это ведь тоже участники бизнес-процессов, поэтому и они могут быть актерами. Хотя в детализирующие диаграммы прецедентов бизнес-процесса «Управление запасами» мы их не включили, рассмотрели лишь процессы внутри самой компании. Можно было добавить, можно было не добавлять – это уже зависит от того, как рассматривать деятельность предприятия и какие требования предъявлять к проектируемой информационной системе.

Из чего же состоит деятельность компании, из каких бизнес-процессов? Ну, один мы уже знаем точно – это управление запасами. Актерами, участвующими в этом прецеденте, являются работники отдела закупа, потому что именно этот отдел занимается управлением запасами. Какие еще есть бизнес-процессы? А какие еще есть подразделения в компании? Есть отдел маркетинга. Чем занимается отдел маркетинга? Собственно, маркетингом. Или, можно сказать, стимулированием спроса. Есть бухгалтерия. Есть отдел снабжения. И т.д.


Таким образом, на диаграмме в этом задании должны быть отображены в виде прецедентов основные бизнес-процессы компании (управление запасами, маркетинг, кадровый учет и т.д.), а в виде актеров – специалисты, которые являются участниками и непосредственными исполнителями этих бизнес-процессов (это работники соответствующих подразделений).
2. Надо ли придумывать свои отделы?

НЕТ! В этом задании не нужно. Свои надо будет придумывать для своей компании в лабораторной работе 12.
3. Как называть прецеденты (бизнес-процессы)?

В описании оргструктуры компании сказано, что, например, «отдел кадров осуществляет ведение кадрового учета, принимает и увольняет работников, оформляет отпуска и т.п.». Это бизнес-процесс? Определенно, из этого тоже состоит деятельность компании. Значит, прецедент так и называть, вставлять в название все эти слова? НЕТ. Это описание бизнес-процесса. А называться он должен кратко и емко – например, «кадровый учет». И сразу понятно, что это за деятельность. Есть «управление запасами». Для других бизнес-процессов тоже надо подобрать короткие названия, передающие их суть.
4. Являются ли руководители (директора) актерами?

Как правило, руководство не указывают на диаграмме прецедентов. Директора не реализуют свои собственные бизнес-процессы, они лишь управляют бизнес-процессами компании. Поэтому они могут быть связаны со всеми прецедентами, но это слишком усложнит диаграмму, запутает ее, так обычно не делают. Поэтому в качестве актеров директоров добавлять не надо.
5. Нужно ли использовать на диаграмме связи «включение» и «расширение»?

Не запрещается. Только нужно их применять логично – для детализации тех или иных прецедентов (см. еще раз теоретическую часть про элементы диаграммы прецедентов).
6. Зачем дан пример диаграммы с бизнес-процессами компании «МЕД»?

Чтобы посмотреть, как в целом должна выглядеть диаграмма. Точно такой же она быть не должна ни в коем случае! У компании «Шестерочка» свои подразделения и свои бизнес-процессы. Она занимается не тем же самым, что компания «МЕД».

М-р – это менеджер! Автор диаграммы так назвал работников, но далеко не все работники являются менеджерами. Есть специалисты отделов, инженеры, программисты, аналитики и т.д.