Файл: Применение тестов как средства диагностики знаний и умений по русскому языку Содержание.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – вызвать интерес детей к учебе. [12, С. 43]
Ученику предлагается игра-упражнение «Накорми белочек». Сверху на экране возникает изображение двух белочек: белочка А (1) и белочка О (2). Ниже даны слова -_орехи с пропущенными буквами: м_ряк, к_вер, тр_ва, скв_рец, похв_ла, к_рмушка, стр_на.
Первое слово – моряк. Ученик определяет, что нужно вставить букву о, значит, это слово для белочки О (2), он нажимает клавишу 2. Если ответ верный, около белочки О появляется слово «Спасибо»; если допущена ошибка, появляется надпись «Подбери проверочное слово. Попробуй еще раз». В конце игры в зависимости от результата появляется одна из надписей с изображением сказочных героев: «Молодец!», «Надо повторить правило», «У тебя все получится».
Рассмотрим сценарии работы с проверочной частью компьютерной программы. Ученик подводит курсор к словам «Проверочная программа» и нажимает «пробел». После этого на экране появляется игровое поле, под ним слова «Выбери слова с буквой О», а ниже – дидактический материал: охр_нять, д_брота, хр_брец, г_родок, кр_льчатник, д_лекий, м_рской, в_лнистый, в_ренье, м_лыш, к_вер, пол_сатый.
Когда ученик определяет слово верно, оно окрашивается розовым цветом, на клумбе появляется роза.
Главная проблема в усвоении учащимися лексического материала связана с бедностью словарного запаса, с возникающими трудностями структурирования и правильного использования того потенциала, которым они обладают. Это выражается в неумении разнообразить свою речь подбором синонимов, придавать контрастность мысли употреблением антонимов, использовать слова в переносном значении и делать обобщение, т.е. понимать значение однородных предметов.
В статье приводится несколько подобных тестовых заданий. Тест 1 развивает лексический потенциал учащихся — учит находить прямое и переносное значения слов. Тест 2 обучает правильно подбирать синонимы. Тест 3 обучает различать синонимы, антонимы и омонимы. Заключительный тест 4 — «Игра наоборот» — посвящен работе с антонимами.
Тест 1. Подбери существительное к данным прилагательным.
ПЛАТЬЕ
СЕРДЦЕ
НОЖ
ГОРКА
ВОЛЯ
ВОЛОСЫ
Тест 2. Расставь синонимы.
ПОДЛИННЫЙ
БЕЗУСЛОВНО
КОНТУРЫ
ВРАТЬ
Тест 3.
А вот прощальная игра...
Компьютер отключать пора;
Мы все надеемся, что с ним
Ты станешь умным и большим,
Итак — финал! Пришёл черёд
Сыграть в игру «НАОБОРОТ».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь:
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь:
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь:
Скажу я слово «потерял»,
Ответишь ты:
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты:
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай:
Выбери нужное слово из списка и напечатай его в нужной клетке: пол, конец, низко, нашёл, храбрец, близко.
Укажи правильное название этих слов: синонимы антонимы омонимы.
Необходимо напечатать выбранное слово в нужную клетку. В заключение учащиеся должны щелкнуть мышкой и выбрать необходимый термин.
На сайте «Современный учительский портал» представлена коллекция мультимедийных тестов к урокам русского языка, разработанных учителями начальной школы:
– Тест-презентация в 3 классе по теме «Части речи: имя прилагательное». Интерактивный тест составлен из 12 вопросов, рассчитан на 10 – 15 минут. На каждый вопрос надо выбрать 1 правильный ответ. Если решено с ошибками, то их можно посмотреть, а потом ещё пройти тест, чтобы исправить свои ошибки. Оценка за выполненную работу выставляется автоматически. Его можно использовать как на уроках русского языка, так и для самостоятельной работы учащихся дома, с целью закрепления знаний по предмету.
– Интерактивный тест «КИМ Правописание безударных гласных в корне» 3 класс. В тест включены вопросы по разделам темы: «Правописание безударных гласных в корне». Интерактивный тест составлен из 6 вопросов, рассчитан на 10 минут. Оценка выставляется автоматически, что облегчает работу учителя. Тест необходимо открывать в программе Power Point 97-2003, включив макросы. Для выхода нажать кнопку «Esc», изменения не сохранять.
– Интерактивный учебный тренажёр и проверочный тест по теме "Самостоятельные части речи", позволяющий учителю на уроке быстро проверить знания учеников по теме «Самостоятельные части речи» для 4-5 классов. Первая, тренировочная, часть выполнена на основе триггеров. В данный ресурс внедрены макросы, поэтому перед началом демонстрации необходимо проверить, чтобы они не были отключены.
– Тест – презентация, предназначенный для проверки знаний по теме «Повторение изученного в 3 классе», выполненный в программе MS Office Power Point 2007. Тест можно использовать при проверке знаний и в 3 классе. Переход к заданиям осуществляется с помощью управляющей кнопки. При ответе на вопрос, надо выбрать один из ответов. Если ответ правильный, то он перекрашивается в другой цвет, а если – неправильный, то ответ исчезает.
Безусловно, при проведении компьютерного тестирования следует соблюдать соответствующие гигиенические требования и рекомендации по использованию персональных компьютеров в начальной школе:
Проанализировав опыт учителей начальной школы, применяющих тестирование для диагностики и контроля знаний учащихся, мы выявили преимущества использования тестов на уроках русского языка. Тест охватывает большой объём материала, упрощает процедуру проверки, позволяет осуществлять самопроверку и взаимопроверку. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и строить соответственно коррекционную работу. Использование компьютерного тестирования способствует усилению мотивации, развитию познавательного интереса учащихся, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, создает комфортные условия при выполнении заданий: каждый ученик работает в оптимальном для него темпе.
2.3 Опытно – педагогическое исследование использования тестирования как средства диагностики и контроля образовательных достижений младших школьников по русскому языку
На основе теоретического изучения педагогической и методической литературы, изучая передовой опыт учителей младших классов по русскому языку, мы пришли к выводу о том, что тестирование является современным и, по мнению многих учителей, эффективным средством диагностики и контроля обучающихся в начальной школе.
Цель нашего исследования на преддипломной практике - выявление эффективности использования тестирования на уроках русского языка в начальной школе.
Определив цели нашей опытно - педагогической деятельности на преддипломной практике, мы поставили перед собой следующие задачи:
2. подготовить и провести уроки по русскому языку с использованием тестового контроля;
3. осуществить контролирующий этап исследования.
В классе 14 обучающихся: из них 6 мальчиков и 8 девочек. В беседе с учителем, который дал психолого-педагогическую характеристику класса, мы выяснили, что у 12 учащихся интеллект соответствует возрасту, у остальных отмечается задержка психического развития, смешанная задержка учебной памяти, смешанная задержка учебных навыков. Данные процентные показатели свидетельствуют о низком уровне обученности учащихся по русскому языку.
На констатирующем этапе опытно-педагогической деятельности на одном из первых уроков русского языка был проведен диагностический контроль в форме теста по теме: «Особенности проверочных и проверяемых слов с парными звонкими и глухими согласными в корне».
Перед выполнением теста с учащимися была проведена серьёзная подготовительная работа, включающую организацию психического настроя класса на совместную работу; работу по каллиграфии, где дети работали с парными согласными звуками; организацию словарно-орфографической работы, которая была проведена в форме игры «Найди лишнее»; введение нового для обучающихся понятия «тест», пояснение детям, что это набор особых заданий, которые будут помогать им учиться русскому языку и проверять себя. В течение урока учащиеся рассматривали две группы согласных звуков: 1 группа — по мягкости — твердости, звонкости — глухости и 2 группа — представленная непарными звонкими и глухими звуками, работали над изучением и применением правила в стандартной и нестандартной ситуации: рассматривали и разбирали ряд слов, требующих проверки, отвечали на вопросы: почему нужно проверять парные согласные, как правильно проверить парные согласные; выбирали слова с парными согласными на конце слова, работали над упражнением.
Ученику предлагается игра-упражнение «Накорми белочек». Сверху на экране возникает изображение двух белочек: белочка А (1) и белочка О (2). Ниже даны слова -_орехи с пропущенными буквами: м_ряк, к_вер, тр_ва, скв_рец, похв_ла, к_рмушка, стр_на.
Первое слово – моряк. Ученик определяет, что нужно вставить букву о, значит, это слово для белочки О (2), он нажимает клавишу 2. Если ответ верный, около белочки О появляется слово «Спасибо»; если допущена ошибка, появляется надпись «Подбери проверочное слово. Попробуй еще раз». В конце игры в зависимости от результата появляется одна из надписей с изображением сказочных героев: «Молодец!», «Надо повторить правило», «У тебя все получится».
Рассмотрим сценарии работы с проверочной частью компьютерной программы. Ученик подводит курсор к словам «Проверочная программа» и нажимает «пробел». После этого на экране появляется игровое поле, под ним слова «Выбери слова с буквой О», а ниже – дидактический материал: охр_нять, д_брота, хр_брец, г_родок, кр_льчатник, д_лекий, м_рской, в_лнистый, в_ренье, м_лыш, к_вер, пол_сатый.
Когда ученик определяет слово верно, оно окрашивается розовым цветом, на клумбе появляется роза.
Главная проблема в усвоении учащимися лексического материала связана с бедностью словарного запаса, с возникающими трудностями структурирования и правильного использования того потенциала, которым они обладают. Это выражается в неумении разнообразить свою речь подбором синонимов, придавать контрастность мысли употреблением антонимов, использовать слова в переносном значении и делать обобщение, т.е. понимать значение однородных предметов.
В статье приводится несколько подобных тестовых заданий. Тест 1 развивает лексический потенциал учащихся — учит находить прямое и переносное значения слов. Тест 2 обучает правильно подбирать синонимы. Тест 3 обучает различать синонимы, антонимы и омонимы. Заключительный тест 4 — «Игра наоборот» — посвящен работе с антонимами.
Тест 1. Подбери существительное к данным прилагательным.
ПЛАТЬЕ
СЕРДЦЕ
НОЖ
ГОРКА
ВОЛЯ
ВОЛОСЫ
ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ | ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | ||
Стальной | | Стальная | |
ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ | ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | ||
Шёлковое | | Шёлковые | |
ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ | ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | ||
Ледяная | | Ледяное | |
Тест 2. Расставь синонимы.
ПОДЛИННЫЙ
БЕЗУСЛОВНО
КОНТУРЫ
ВРАТЬ
Бесспорно, разумеется, конечно | |
Обманывать, сочинять, лгать | |
Натуральный, естественный, настоящий, неподдельный | |
Силуэт, очертания, линии | |
Тест 3.
А вот прощальная игра...
Компьютер отключать пора;
Мы все надеемся, что с ним
Ты станешь умным и большим,
Итак — финал! Пришёл черёд
Сыграть в игру «НАОБОРОТ».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь:
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь:
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь:
Скажу я слово «потерял»,
Ответишь ты:
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты:
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай:
Выбери нужное слово из списка и напечатай его в нужной клетке: пол, конец, низко, нашёл, храбрец, близко.
Укажи правильное название этих слов: синонимы антонимы омонимы.
Необходимо напечатать выбранное слово в нужную клетку. В заключение учащиеся должны щелкнуть мышкой и выбрать необходимый термин.
На сайте «Современный учительский портал» представлена коллекция мультимедийных тестов к урокам русского языка, разработанных учителями начальной школы:
– Тест-презентация в 3 классе по теме «Части речи: имя прилагательное». Интерактивный тест составлен из 12 вопросов, рассчитан на 10 – 15 минут. На каждый вопрос надо выбрать 1 правильный ответ. Если решено с ошибками, то их можно посмотреть, а потом ещё пройти тест, чтобы исправить свои ошибки. Оценка за выполненную работу выставляется автоматически. Его можно использовать как на уроках русского языка, так и для самостоятельной работы учащихся дома, с целью закрепления знаний по предмету.
– Интерактивный тест «КИМ Правописание безударных гласных в корне» 3 класс. В тест включены вопросы по разделам темы: «Правописание безударных гласных в корне». Интерактивный тест составлен из 6 вопросов, рассчитан на 10 минут. Оценка выставляется автоматически, что облегчает работу учителя. Тест необходимо открывать в программе Power Point 97-2003, включив макросы. Для выхода нажать кнопку «Esc», изменения не сохранять.
– Интерактивный учебный тренажёр и проверочный тест по теме "Самостоятельные части речи", позволяющий учителю на уроке быстро проверить знания учеников по теме «Самостоятельные части речи» для 4-5 классов. Первая, тренировочная, часть выполнена на основе триггеров. В данный ресурс внедрены макросы, поэтому перед началом демонстрации необходимо проверить, чтобы они не были отключены.
– Тест – презентация, предназначенный для проверки знаний по теме «Повторение изученного в 3 классе», выполненный в программе MS Office Power Point 2007. Тест можно использовать при проверке знаний и в 3 классе. Переход к заданиям осуществляется с помощью управляющей кнопки. При ответе на вопрос, надо выбрать один из ответов. Если ответ правильный, то он перекрашивается в другой цвет, а если – неправильный, то ответ исчезает.
Безусловно, при проведении компьютерного тестирования следует соблюдать соответствующие гигиенические требования и рекомендации по использованию персональных компьютеров в начальной школе:
-
оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся II -V классов должна быть не более 15 мин; -
с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз; -
для большей привлекательности упражнения можно проводить в игровой форме; -
перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха.
Проанализировав опыт учителей начальной школы, применяющих тестирование для диагностики и контроля знаний учащихся, мы выявили преимущества использования тестов на уроках русского языка. Тест охватывает большой объём материала, упрощает процедуру проверки, позволяет осуществлять самопроверку и взаимопроверку. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и строить соответственно коррекционную работу. Использование компьютерного тестирования способствует усилению мотивации, развитию познавательного интереса учащихся, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, создает комфортные условия при выполнении заданий: каждый ученик работает в оптимальном для него темпе.
2.3 Опытно – педагогическое исследование использования тестирования как средства диагностики и контроля образовательных достижений младших школьников по русскому языку
На основе теоретического изучения педагогической и методической литературы, изучая передовой опыт учителей младших классов по русскому языку, мы пришли к выводу о том, что тестирование является современным и, по мнению многих учителей, эффективным средством диагностики и контроля обучающихся в начальной школе.
Цель нашего исследования на преддипломной практике - выявление эффективности использования тестирования на уроках русского языка в начальной школе.
Определив цели нашей опытно - педагогической деятельности на преддипломной практике, мы поставили перед собой следующие задачи:
-
1. изучить психолого – педагогическую характеристику класса;
2. подготовить и провести уроки по русскому языку с использованием тестового контроля;
3. осуществить контролирующий этап исследования.
В классе 14 обучающихся: из них 6 мальчиков и 8 девочек. В беседе с учителем, который дал психолого-педагогическую характеристику класса, мы выяснили, что у 12 учащихся интеллект соответствует возрасту, у остальных отмечается задержка психического развития, смешанная задержка учебной памяти, смешанная задержка учебных навыков. Данные процентные показатели свидетельствуют о низком уровне обученности учащихся по русскому языку.
На констатирующем этапе опытно-педагогической деятельности на одном из первых уроков русского языка был проведен диагностический контроль в форме теста по теме: «Особенности проверочных и проверяемых слов с парными звонкими и глухими согласными в корне».
Перед выполнением теста с учащимися была проведена серьёзная подготовительная работа, включающую организацию психического настроя класса на совместную работу; работу по каллиграфии, где дети работали с парными согласными звуками; организацию словарно-орфографической работы, которая была проведена в форме игры «Найди лишнее»; введение нового для обучающихся понятия «тест», пояснение детям, что это набор особых заданий, которые будут помогать им учиться русскому языку и проверять себя. В течение урока учащиеся рассматривали две группы согласных звуков: 1 группа — по мягкости — твердости, звонкости — глухости и 2 группа — представленная непарными звонкими и глухими звуками, работали над изучением и применением правила в стандартной и нестандартной ситуации: рассматривали и разбирали ряд слов, требующих проверки, отвечали на вопросы: почему нужно проверять парные согласные, как правильно проверить парные согласные; выбирали слова с парными согласными на конце слова, работали над упражнением.