Файл: Применение тестов как средства диагностики знаний и умений по русскому языку Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – вызвать интерес детей к учебе. [12, С. 43]

Ученику предлагается игра-упражнение «Накорми белочек». Сверху на экране возникает изображение двух белочек: белочка А (1) и белочка О (2). Ниже даны слова -_орехи с пропущенными буквами: м_ряк, к_вер, тр_ва, скв_рец, похв_ла, к_рмушка, стр_на.

Первое слово – моряк. Ученик определяет, что нужно вставить букву о, значит, это слово для белочки О (2), он нажимает клавишу 2. Если ответ верный, около белочки О появляется слово «Спасибо»; если допущена ошибка, появляется надпись «Подбери проверочное слово. Попробуй еще раз». В конце игры в зависимости от результата появляется одна из надписей с изображением сказочных героев: «Молодец!», «Надо повторить правило», «У тебя все получится».

Рассмотрим сценарии работы с проверочной частью компьютерной программы. Ученик подводит курсор к словам «Проверочная программа» и нажимает «пробел». После этого на экране появляется игровое поле, под ним слова «Выбери слова с буквой О», а ниже – дидактический материал: охр_нять, д_брота, хр_брец, г_родок, кр_льчатник, д_лекий, м_рской, в_лнистый, в_ренье, м_лыш, к_вер, пол_сатый.

Когда ученик определяет слово верно, оно окрашивается розовым цветом, на клумбе появляется роза.

Главная проблема в усвоении учащимися лексического материала связана с бедностью словарного запаса, с возникающими трудностями структурирования и правильного использования того потенциала, которым они обладают. Это выражается в неумении разнообразить свою речь подбором синонимов, придавать контрастность мысли употреблением антонимов, использовать слова в переносном значении и делать обобщение, т.е. понимать значение однородных предметов.

В статье приводится несколько подобных тестовых заданий. Тест 1 развивает лексический потенциал учащихся — учит находить прямое и переносное значения слов. Тест 2 обучает правильно подбирать синонимы. Тест 3 обучает различать синонимы, антонимы и омонимы. Заключительный тест 4 — «Игра наоборот» — посвящен работе с антонимами.
Тест 1. Подбери существительное к данным прилагательным.


ПЛАТЬЕ

СЕРДЦЕ

НОЖ

ГОРКА



ВОЛЯ

ВОЛОСЫ



ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Стальной




Стальная





ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Шёлковое




Шёлковые





ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Ледяная




Ледяное






Тест 2. Расставь синонимы.


ПОДЛИННЫЙ

БЕЗУСЛОВНО

КОНТУРЫ

ВРАТЬ


Бесспорно, разумеется, конечно




Обманывать, сочинять, лгать




Натуральный, естественный,

настоящий, неподдельный




Силуэт, очертания, линии





Тест 3.


А вот прощальная игра...

Компьютер отключать пора;

Мы все надеемся, что с ним

Ты станешь умным и большим,

Итак — финал! Пришёл черёд

Сыграть в игру «НАОБОРОТ».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь:

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь:

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь:

Скажу я слово «потерял»,

Ответишь ты:

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты:

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай:


Выбери нужное слово из списка и напечатай его в нужной клетке: пол, конец, низко, нашёл, храбрец, близко.

Укажи правильное название этих слов: синонимы антонимы омонимы.

Необходимо напечатать выбранное слово в нужную клетку. В заключение учащиеся должны щелкнуть мышкой и выбрать необходимый термин.


На сайте «Современный учительский портал» представлена коллекция мультимедийных тестов к урокам русского языка, разработанных учителями начальной школы:

– Тест-презентация в 3 классе по теме «Части речи: имя прилагательное». Интерактивный тест составлен из 12 вопросов, рассчитан на 10 – 15 минут. На каждый вопрос надо выбрать 1 правильный ответ. Если решено с ошибками, то их можно посмотреть, а потом ещё пройти тест, чтобы исправить свои ошибки. Оценка за выполненную работу выставляется автоматически. Его можно использовать как на уроках русского языка, так и для самостоятельной работы учащихся дома, с целью закрепления знаний по предмету.

– Интерактивный тест «КИМ Правописание безударных гласных в корне» 3 класс. В тест включены вопросы по разделам темы: «Правописание безударных гласных в корне». Интерактивный тест составлен из 6 вопросов, рассчитан на 10 минут. Оценка выставляется автоматически, что облегчает работу учителя. Тест необходимо открывать в программе Power Point 97-2003, включив макросы. Для выхода нажать кнопку «Esc», изменения не сохранять.

Интерактивный учебный тренажёр и проверочный тест по теме "Самостоятельные части речи", позволяющий учителю на уроке быстро проверить знания учеников по теме «Самостоятельные части речи» для 4-5 классов. Первая, тренировочная, часть выполнена на основе триггеров. В данный ресурс внедрены макросы, поэтому перед началом демонстрации необходимо проверить, чтобы они не были отключены.

Тест – презентация, предназначенный для проверки знаний по теме «Повторение изученного в 3 классе», выполненный в программе MS Office Power Point 2007. Тест можно использовать при проверке знаний и в 3 классе. Переход к заданиям осуществляется с помощью управляющей кнопки. При ответе на вопрос, надо выбрать один из ответов. Если ответ правильный, то он перекрашивается в другой цвет, а если – неправильный, то ответ исчезает.

Безусловно, при проведении компьютерного тестирования следует соблюдать соответствующие гигиенические требования и рекомендации по использованию персональных компьютеров в начальной школе:

  • оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся II -V классов должна быть не более 15 мин;

  • с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз;

  • для большей привлекательности упражнения можно проводить в игровой форме;

  • перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха.


Проанализировав опыт учителей начальной школы, применяющих тестирование для диагностики и контроля знаний учащихся, мы выявили преимущества использования тестов на уроках русского языка. Тест охватывает большой объём материала, упрощает процедуру проверки, позволяет осуществлять самопроверку и взаимопроверку. С его помощью очень удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и строить соответственно коррекционную работу. Использование компьютерного тестирования способствует усилению мотивации, развитию познавательного интереса учащихся, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, создает комфортные условия при выполнении заданий: каждый ученик работает в оптимальном для него темпе.

2.3 Опытно – педагогическое исследование использования тестирования как средства диагностики и контроля образовательных достижений младших школьников по русскому языку

На основе теоретического изучения педагогической и методической литературы, изучая передовой опыт учителей младших классов по русскому языку, мы пришли к выводу о том, что тестирование является современным и, по мнению многих учителей, эффективным средством диагностики и контроля обучающихся в начальной школе.

Цель нашего исследования на преддипломной практике - выявление эффективности использования тестирования на уроках русского языка в начальной школе.

Определив цели нашей опытно - педагогической деятельности на преддипломной практике, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. 1. изучить психолого – педагогическую характеристику класса;

2. подготовить и провести уроки по русскому языку с использованием тестового контроля;

3. осуществить контролирующий этап исследования.

В классе 14 обучающихся: из них 6 мальчиков и 8 девочек. В беседе с учителем, который дал психолого-педагогическую характеристику класса, мы выяснили, что у 12 учащихся интеллект соответствует возрасту, у остальных отмечается задержка психического развития, смешанная задержка учебной памяти, смешанная задержка учебных навыков. Данные процентные показатели свидетельствуют о низком уровне обученности учащихся по русскому языку.

На констатирующем этапе опытно-педагогической деятельности на одном из первых уроков русского языка был проведен диагностический контроль в форме теста по теме: «Особенности проверочных и проверяемых слов с парными звонкими и глухими согласными в корне».

Перед выполнением теста с учащимися была проведена серьёзная подготовительная работа, включающую организацию психического настроя класса на совместную работу; работу по каллиграфии, где дети работали с парными согласными звуками; организацию словарно-орфографической работы, которая была проведена в форме игры «Найди лишнее»; введение нового для обучающихся понятия «тест», пояснение детям, что это набор особых заданий, которые будут помогать им учиться русскому языку и проверять себя. В течение урока учащиеся рассматривали две группы согласных звуков: 1 группа — по мягкости — твердости, звонкости — глухости и 2 группа — представленная непарными звонкими и глухими звуками, работали над изучением и применением правила в стандартной и нестандартной ситуации: рассматривали и разбирали ряд слов, требующих проверки, отвечали на вопросы: почему нужно проверять парные согласные, как правильно проверить парные согласные; выбирали слова с парными согласными на конце слова, работали над упражнением.