Файл: Применение тестов как средства диагностики знаний и умений по русскому языку Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каждый ребенок получил отдельную карточку с тестовыми заданиями. Перед выполнением теста учитель провел подробный инструктаж. Задания были прочитаны вслух, обучающиеся были предупреждены, что каждый должен выполнять работу самостоятельно, учитель объяснил, что среди трех вариантов ответов нужно выбрать только один верный ответ и обвести его в кружок. На выполнение задания детям было отведено 10 минут.

Особую трудность у детей вызвали задания под номером 4 и 5, а также под номером 3. Сложность составило определение проверочного и проверяемого слова, а также определение, каким должно быть проверочное слово для правильного написания парных звонких и глухих согласных в корне и нахождение слова, которое требует проверки.

Диаграмма 1. Результаты констатирующего этапа.


Уровень обученности составляет — 71,4%.

Качество — 30%.




Результаты диагностики показали, что из 14 обучающихся на «отлично» задание выполнил всего 1 человек (8%), на «хорошо» - 2 человека (18%), большинство обучающихся получили удовлетворительные отметки (50%), а 4 человека вообще не справились с тестовым заданием (24%). Результаты констатирующего этапа показали, что дети испытывали трудности при выполнении заданий, поскольку они практически не работали с тестами на уроках русского языка.

На формирующем этапе практически на каждом уроке мы старались использовать тестовые задания, чтобы не только диагностировать ошибки учащихся для осуществления последующей коррекционной работы, но и обучить детей работе с тестами. В начале работы по ознакомлению с тестами задания разбирались коллективно, затем в процессе работы можно переходить к групповым. Индивидуальные задания в виде тестов ученик получает гораздо позже.

Данный тест обучающиеся выполнили намного лучше, чем предыдущие. 3 человека справились раньше времени и получили отличные отметки, 8 человек получили отметку «4» и три человека «удовлетворительно». Многим детям понравилась такая форма контроля, как тестирование. У двоих застенчивых детей, которые боялись отвечать и выходить к доске, улучшилась успеваемость. Очень активно в этот период обучения мы использовали методы взаимопроверки и самопроверки. Детям очень нравится искать ошибки в работах своих товарищей, а выставление оценки в баллах даёт возможность оценивать работу учащихся объективно. Сличение своего ответа с правильным становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений, что способствует эффективности обучения.


Данный тест соответствует необходимым правилам: правильно выбран учебный материал, по которому составлялся тест; четко сформулирована инструкция, уточнена форма проведения теста.

Тренажер содержит 9 упражнений для фронтальной и индивидуальной работы по отработке навыка правописания парных звонких и глухих согласных на конце слова. При выполнении заданий нужно не перебирать варианты ответов, а обдумывать каждый ответ.

Для выбора упражнения на слайде-меню нужно кликнуть левой кнопкой
мыши по его номеру, нажатие кнопки завершает показ слайдов.

Н ажатие кнопки на каждом слайде – возврат на слайд-меню.

При выполнении заданий нужно кликнуть левой кнопкой мыши в:

упр. № 1 – по букве, обознающей звонкий согласный звук;

упр. № 2 – по выбранному слову;

упр. № 3, 4 – по слову с парной согласной на конце слова;

упр. № 5 – по парной согласной на конце слова;

упр. № 6 – слове по парной согласной, в столбике слов по выбранному слову;

упр. № 7 – по проверочному слову среди группы слов;

упр. № 8 – по выбранной букве;

упр. № 9 – по букве, которая является ошибкой в написании парной согласной на конце слова.

Во всех упражнениях неверный ответ высвечивается красным цветом.

С целью уменьшения зрительного утомления детей после 10 — 15 минут непрерывной работы на персональных компьютерах мы проводили комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз.

После инструктажа дети приступили к выполнению. Однако данное задание оказалось очень трудным для обучающихся. У детей возникало много вопросов, даже при оказании индивидуальной помощи со стороны учителя дети, к сожалению, справились с заданием плохо. Это можно объяснить не только неумением обучающихся работать с тестовыми заданиями на компьютере, соблюдать алгоритм выполнения, хотя сама форма работы вызвала большой интерес у всех детей. По нашему мнению, применение данной методики при соответствующем обучении детей работе с тренажёром значительно повышает учебную мотивацию, способствует актуализации и систематизации знаний учащихся.

Также мы решили воспользоваться опытом учителей М.А.Пинской и И.М. Улановской по методике составления тестов самими учащимися: сущность метода заключается в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.



Обучение составлению теста строилось на основе сотрудничества учителя и учеников, что повысило активную роль детей в процессе обучения.

Использование техники составления тестов требует соблюдения ряда правил, которых мы старались придерживаться: правильно выбрать учебный материал, соответствующий теме; четко сформулировать задания, уточнить форму проведения теста, корректировать ситуацию в соответствии с тем, как ученики справляются с указанным заданием.

Для составления теста мы выбрали тему: «Правописание предлогов и приставок».

Данный вид работы был для третьеклассников новым и достаточно сложным. Первоначально обучающиеся пытались составить тест самостоятельно, но выполнить задание правильно обучающиеся не сумели, поскольку дети испытывали трудности при определении границ темы, содержания, структурировании материала, составлении тестовых вопросов, поэтому данное задание на начальном этапе необходимо выполнять совместно под руководством учителя. Детям были продемонстрированы образцы тестовых заданий, совместно сформулировали цель: проверить усвоенные знания по теме: «Правописание предлогов и приставок».

Применение данной методики способствует актуализации и систематизации знаний учащихся, повышению учебной мотивации.

На контрольном этапе была проведена проверочная работа по теме «Состав слова» в форме теста открытого типа, рассчитанного на весь урок. Были соблюдены все этапы подготовки обучающихся к тестированию: подробный инструктаж, все задания были прочитаны и прокомментированы, отмечено, что в заданиях может быть несколько верных ответов. В первом задании нужно данные слова разобрать по составу. Во втором задании нужно указать раздельное написание слов, в третьем — указать слова с приставками, в четвертом задании нужно образовать однокоренные слова. Для этого нужно выбрать подходящую по смыслу приставку. В пятом - выписать из каждой строчки только однокоренные слова и выделить корень. В шестом — нужно в каждом столбике найти лишнее слово и зачеркнуть его. В седьмом - нужно указать верное утверждение. Восьмое задание со звездочкой более трудное.

Обучающиеся успешно выполнили контрольное тестирование и продемонстрировали следующие результаты: На «5» справился 1 ученик (с выполнением 8 задания повышенного уровня), на «4» - 7 человек, на «3» - 6 человек.

Результаты контрольного этапа представлены на диаграмме 2.






Конечно, нельзя в полной мере утверждать, что рост уровня и качества обученности учащихся обусловлен использованием тестовых технологий, поскольку есть вероятность угадывания обучающимися верного ответа, нельзя проверить глубину знаний учащихся, однако, очевидным является тот факт, что тест - удобное средство диагностики и контроля результатов освоения учебного материала учащимися, позволяющее оперативно выявлять пробелы в знаниях учащихся и своевременно осуществлять коррекционную работу.

Следует отметить, что необходимо специальное обучение приёмам самостоятельной работы с тестами, и оно должно быть поэтапным, чтобы выработать и закрепить алгоритм выполнения заданий в тестовой форме.

Вывод по второй главе
Таким образом, на основании нашей опытно-педагогической деятельности мы можем сделать вывод, что применение тестирования как средства диагностики и контроля учебных достижений учащихся в соответствии с принципом от простого к более сложному, от небольших тестов на отдельных этапах урока к проведению контрольных тестовых работ в течение всего урока, через промежуточные тестовые диагностики способствует эффективности обучения учащихся русскому языку, результатом которого является более высокий уровень выполнения подобных заданий, повышение уровня и качества обученности учащихся.


Заключение
Для решения первой задачи мы раскрыли понятия «тест», «тестовые задания», «контроль» и «диагностика», их функции, рассмотрели различные виды и формы контроля, изучили возможности тестирования как средства диагностики и контроля учебных достижений младших школьников.,

В процессе исследования мы отметили, что тестирование можно широко применять в начальной школе, его можно использовать на различных этапах урока, оно развивает логическое мышление обучающихся, сокращает время на проверку знаний, развивает память, вариативно — логическое мышление, умение делать правильный выбор, снижает уровень тревожности, помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний, показывает высокий уровень учебных достижений по предметам на начальной ступени образования.


Но, наряду с преимуществами тестирования учителя отмечают и ряд недостатков, таких как: исключение из процедуры контроля устного речевого компонента; снижение потребности выбора главного в прочитанном; рафинированное представление задания не способствует развитию личности; нет четкости мышления, умение вдумываться в смысл каждого слова, каждой высказанной мысли; логическое мышление, так как не всегда учащийся может вспомнить верный ответ, а использует метод угадывания.

Но, особую трудность, вызывало специальное обучение детей приёмам самостоятельной работы с тестами, т. к. дети были совсем не знакомы с такой формой контроля и диагностики, как тестирование, оно должно было быть поэтапным, чтобы выработать и закрепить алгоритм выполнения заданий в тестовой форме.

Тем не менее, мы уверены, что использование тестирования на уроках русского языка в начальной школе является эффективным средством диагностики и контроля учебных достижений младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Мирзиёев Ш.М. «Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан.» Ташкент: «Узбекистан», 2016. – 56 с.

  2. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года

  3. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» от 7 февраля 2017 года // Учитель Узбекистана. Т., 2017. № 6 (2453). 10 февраля. С. 1-3.

  4. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года // Учитель Узбекистана. Т., 2017. № 16 (2463). 21 апреля. С. 1-3.

  5. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». №УП-4947 от 7 февраля 2017 года. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70.

  6. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием». №УП-5538 от 5 сентября 2018 года. (https://lex.uz/ru/docs/3893427)

  7. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года». №УП-5712 от 29 апреля 2019 года. (https://lex.uz/ru/docs/4312783)

  8. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» №УП-5847 от 8 октября 2019 года. (https://lex.uz/ru/docs/4545887)

  9. Указ Президента Республики Узбекистан УП-5313 «О мерах по коренному совершенствованию системы общего, среднего специального и профессионального образования» от 25 января 2018 года

  10. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации международных исследований в сфере оценки качества образования в системе народного образования» № 997 от 8 декабря 2018 года. (https://lex.uz/ru/docs/4104191)

  11. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы профессиональной подготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда» № 394 от 13 мая 2019 года. (https://lex.uz/ru/docs/4334804)

  12. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении государственных образовательных стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования» от 6 апреля 2017 года № 187 // Народное слово. – Ташкент, 2017. – 7 апреля. – С. 1-2.