Файл: Применение тестов как средства диагностики знаний и умений по русскому языку Содержание.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Опытно — педагогическое исследование использование тестирования как средства диагностики и контроля образовательных достижений младших школьников по русскому языку
2.1.Методические требования к подготовке и проведению тестирования
В настоящее время учителя очень часто в своей практике используют тесты для диагностики и контроля учебных достижений младших школьников. Необходимо отметить, что разработка и применение тестов должны соответствовать определенным методическим требованиям.
Во многих случаях задания, подготовленные учителями для учащихся, называемые тестами (тестовыми заданиями), таковыми не являются, поэтому необходимо знать и соблюдать требования к разработке тестов. Исследования В.С. Аванесова, А.Н. Майорова, Е.А. Михайлычева, М.Б. Челышковой, Н.М. Розенберга и ряда других авторов позволяют определить важнейшие показатели качества теста, на основании которых оценивается его эффективность:
1. валидность (или адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то оно отвечает критерию валидности;
2. определённость. После прочтения задания учащиеся должны чётко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочитанного задания он действует и отвечает правильно, то задание считается определённым, но когда на вопросы задания отвечает менее 70 % учащихся, то его необходимо проверить на определённость;
3. простота. Формулировка заданий и ответы на них должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания;
4. однозначность. Задание должно иметь единственно правильный ответ-эталон;
5. равнотрудность;
6. репрезентативность – полнота охвата в тесте изученного материала;
7. стандартизированность – единая процедура проведения и поведения итогов тестирования.
Существуют определенные требования к проведению процедуры тестирования. Первым этапом является подготовка учащихся к работе с тестом. Речь идёт об инструктаже, целями которого, как считает доктор педагогических наук, профессор В.И. Тесленко, являются формирование у испытуемых представлений о целях тестирования; формирование определённых мотивов, отношения к предстоящей деятельности; ознакомление со специфическими особенностями конкретного теста, с которым предстоит иметь дело.
Существует три формы работы с тестами: коллективная, групповая, индивидуальная. Процесс ознакомления с заданиями теста при групповом обследовании может быть организован разными способами, как в форме коллективного обсуждения заданий, так и в форме индивидуальной работы. Следует помнить, что от выбора способа ознакомления учащихся с правилами работы в процессе тестирования зависит уровень их самостоятельности, количество случайных ошибок и темп работы.
Сценарий тестирования.
1. Обозначить цель тестирования, сообщить, какие результаты ожидаются.
2. Объяснить, почему обучающиеся должны приложить максимум усилий
для выполнения теста.
З. Медленно, громко, чётко озвучить инструкцию по работе с тестом.
4. Разобрать задания-образцы с целью проверки правильности понимания
инструкции.
5. Объяснить правила выполнения тестового задания.
6. Ответить на имеющиеся вопросы.
7. Сообщить о временном ресурсе.
8. Дать команду начать выполнение теста.
9. В процессе решения тестовых задач следить:
— за состоянием обучающихся;
— за временем, затраченным на выполнение заданий;
— за тем, чтобы обучающиеся не мешали друг другу;
— за тем, чтобы внешние факторы не отвлекали внимание.
10. Объявить о завершении.
11. Собрать работы обучающихся.
12. По окончании тестирования поблагодарить учащихся за работу.
Заключительный этап в организации тестирования — вербализация, либо визуализация результатов тестирования. Обсуждение полученных результатов в зависимости от его целей может существенно варьироваться от краткого сообщения обучающимся общих результатов до всестороннего анализа процесса тестирования.
По утверждению Майорова А. Н., тесты являются не столько инструментом контроля и оценки знаний и практических умений школьников, сколько средством диагностики состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения.
Тестирование можно использовать на различных этапах урока.
Существует несколько видов тестирования:
Входное тестирование — получение сведений об исходном уровне знаний обучающихся.
Текущее тестирование — ликвидация пробелов и коррекции умений и знаний.
Итоговое тестирование — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформулированные знания и умения.
Входной тест – это тест, который проводится в начале учебного занятия. В него включаются вопросы и задачи по учебному материалу предыдущих уроков и связанному с новой темой. Он выполняет одновременно несколько функций:
1. самоконтроля и самооценки качества домашней работы и готовности учащихся к уроку (об уровне готовности к уроку учащиеся и учитель могут судить по количеству правильных ответов и по тому, на какие вопросы преимущественно получены верные ответы: на репродуктивные или эвристические);
2. коррекции знаний и умений, которая происходит в процессе сравнения учащимися их ответов с решениями одноклассников и учительскими эталонами, а также последующего обсуждения хода работы и ее результатов;
3. актуализации опорных знаний, поскольку в тест включаются вопросы и задания, которые непосредственно связаны с тем, что будет усваиваться на уроке;
Итоговое тестирование проводится в заключении урока. По содержанию этот тест соответствует целям урока. По каждому из действий, которые планируются для овладения учащимися на уроке, подбирается вопрос или задание. Данное тестирование решает такие важные педагогические задачи, как:
1. выявление и коррекция непонимания отдельными учениками сущности понятий и явлений, пробелов и овладении умениями;
2. самооценка учениками эффективности их собственной деятельности на уроке, что имеет значение в плане мотивации учебно-познавательной деятельности;
3. самоопределение в отношении домашней работы: характер пробелов во многом говорит о том, что целесообразно выучить, подготовить, повторить дома. Учащиеся могут дома дополнительно поработать над материалом урока, получить консультации у учителя или одноклассников, потренироваться в выполнении тестовых заданий и затем проверить себя с помощью теста, аналогично тестам, предлагаемым на уроке или в процессе промежуточного контроля. В этом случае, по просьбе учащегося
, учитель выдает на дом другой вариант теста.
Таким образом, соблюдение методических требований к подготовке и проведению тестирования является необходимым условием для достижения обучающимися высоких результатов.
2.2. Анализ передового опыта использования тестирования на уроках русского языка в начальной школе
Выполнение тестовых заданий в процессе обучения и диагностики прочно вошло в методический обиход.
Учитель начальных классов предлагает тестовые задания, которые носят обучающий характер, а также позволяют проверить знания учеников при повторении и закреплении изученного материала. Тестовые задания могут использоваться на уроке в качестве дополнительных заданий к творческим и контрольным работам. Учитель рекомендует оценивать каждый правильный ответ одним баллом, а в заданиях повышенной трудности — двумя баллами.
Задание предполагает лишь один верный ответ. Выполнение каждого задания оценивается одним баллом. Общая оценка выполнения каждого зачета выводится из таблицы:
Данная таблица показывает, сколько минимальных баллов надо набрать при выполнении заданий обязательной и дополнительной частей для получения оценки «Зачет», «4», «5».
В. Ю. Романова и Л. В. Петленко тесты проводят как отдельные контрольные работы или как вариант текущих диктантов и текущих контрольных работ к урокам блока «Как устроен наш язык». Этот вид контроля достаточно сложен и требует от учащихся полной самостоятельности и хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах. Поэтому тесты вводятся только со второго полугодия 2-го класса.
Учитель начальной школы, ставит перед собой задачу приучить учащихся к контролю в форме тестов, которые могут использоваться на любом этапе урока:
для реализации различных целей:
При составлении тестов учитель придерживается следующих условий:
После проверки тестов даю возможность ученикам проанализировать результаты, посмотреть допущенные ошибки.
Интересным является опыт работы учителей М.А.Пинской и И.М. Улановской по методике составления тестов самими учащимися: сущность метода заключается в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Эффективность данного метода состоит в том, что ребенок при самостоятельном составлении вопросов по указанной теме должен выполнить множество действий: определить для себя границы темы, вспомнить, что он знает по этой теме, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, представить ответ. Если учитель дополнительно накладывает ограничения на форму вопроса, то ученик должен переформулировать свой вопрос так, чтобы он соответствовал этим ограничениям. По мнению педагогов, «составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая выявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию». [23, С. 59 ]. Использование техники составления тестов, как отмечают педагоги, требует соблюдения ряда правил: правильно выбрать учебный материал, по которому следует составить тест; четко сформулировать инструкцию, уточнить форму проведения теста, корректировать ситуацию в соответствии с тем, как ученики справляются с указанным заданием. [23, С. 66]. Применение данной методики способствует актуализации и систематизации знаний учащихся повышению учебной мотивации.
Неотъемлемой частью уроков русского языка становится применение информационно — коммуникационных технологий. Всё большую популярность в последние годы приобретают компьютерные тесты. Методист Колесникова Ю.А. в статье «Первое место – компьютеру» рассказывает о том, как использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов,
2.1.Методические требования к подготовке и проведению тестирования
В настоящее время учителя очень часто в своей практике используют тесты для диагностики и контроля учебных достижений младших школьников. Необходимо отметить, что разработка и применение тестов должны соответствовать определенным методическим требованиям.
Во многих случаях задания, подготовленные учителями для учащихся, называемые тестами (тестовыми заданиями), таковыми не являются, поэтому необходимо знать и соблюдать требования к разработке тестов. Исследования В.С. Аванесова, А.Н. Майорова, Е.А. Михайлычева, М.Б. Челышковой, Н.М. Розенберга и ряда других авторов позволяют определить важнейшие показатели качества теста, на основании которых оценивается его эффективность:
1. валидность (или адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то оно отвечает критерию валидности;
2. определённость. После прочтения задания учащиеся должны чётко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочитанного задания он действует и отвечает правильно, то задание считается определённым, но когда на вопросы задания отвечает менее 70 % учащихся, то его необходимо проверить на определённость;
3. простота. Формулировка заданий и ответы на них должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания;
4. однозначность. Задание должно иметь единственно правильный ответ-эталон;
5. равнотрудность;
6. репрезентативность – полнота охвата в тесте изученного материала;
7. стандартизированность – единая процедура проведения и поведения итогов тестирования.
Существуют определенные требования к проведению процедуры тестирования. Первым этапом является подготовка учащихся к работе с тестом. Речь идёт об инструктаже, целями которого, как считает доктор педагогических наук, профессор В.И. Тесленко, являются формирование у испытуемых представлений о целях тестирования; формирование определённых мотивов, отношения к предстоящей деятельности; ознакомление со специфическими особенностями конкретного теста, с которым предстоит иметь дело.
Существует три формы работы с тестами: коллективная, групповая, индивидуальная. Процесс ознакомления с заданиями теста при групповом обследовании может быть организован разными способами, как в форме коллективного обсуждения заданий, так и в форме индивидуальной работы. Следует помнить, что от выбора способа ознакомления учащихся с правилами работы в процессе тестирования зависит уровень их самостоятельности, количество случайных ошибок и темп работы.
Сценарий тестирования.
1. Обозначить цель тестирования, сообщить, какие результаты ожидаются.
2. Объяснить, почему обучающиеся должны приложить максимум усилий
для выполнения теста.
З. Медленно, громко, чётко озвучить инструкцию по работе с тестом.
4. Разобрать задания-образцы с целью проверки правильности понимания
инструкции.
5. Объяснить правила выполнения тестового задания.
6. Ответить на имеющиеся вопросы.
7. Сообщить о временном ресурсе.
8. Дать команду начать выполнение теста.
9. В процессе решения тестовых задач следить:
— за состоянием обучающихся;
— за временем, затраченным на выполнение заданий;
— за тем, чтобы обучающиеся не мешали друг другу;
— за тем, чтобы внешние факторы не отвлекали внимание.
10. Объявить о завершении.
11. Собрать работы обучающихся.
12. По окончании тестирования поблагодарить учащихся за работу.
Заключительный этап в организации тестирования — вербализация, либо визуализация результатов тестирования. Обсуждение полученных результатов в зависимости от его целей может существенно варьироваться от краткого сообщения обучающимся общих результатов до всестороннего анализа процесса тестирования.
По утверждению Майорова А. Н., тесты являются не столько инструментом контроля и оценки знаний и практических умений школьников, сколько средством диагностики состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения.
Тестирование можно использовать на различных этапах урока.
Существует несколько видов тестирования:
Входное тестирование — получение сведений об исходном уровне знаний обучающихся.
Текущее тестирование — ликвидация пробелов и коррекции умений и знаний.
Итоговое тестирование — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформулированные знания и умения.
Входной тест – это тест, который проводится в начале учебного занятия. В него включаются вопросы и задачи по учебному материалу предыдущих уроков и связанному с новой темой. Он выполняет одновременно несколько функций:
1. самоконтроля и самооценки качества домашней работы и готовности учащихся к уроку (об уровне готовности к уроку учащиеся и учитель могут судить по количеству правильных ответов и по тому, на какие вопросы преимущественно получены верные ответы: на репродуктивные или эвристические);
2. коррекции знаний и умений, которая происходит в процессе сравнения учащимися их ответов с решениями одноклассников и учительскими эталонами, а также последующего обсуждения хода работы и ее результатов;
3. актуализации опорных знаний, поскольку в тест включаются вопросы и задания, которые непосредственно связаны с тем, что будет усваиваться на уроке;
-
мотивации на последующую деятельность. Эта функция реализуется за счет мотивирующего характера самой деятельности, связанной с самоконтролем и самооценкой, а также за счет возможного включения в тест заданий по новому материалу, что создает ситуацию познавательного рассогласования, а значит – для многих учащихся – интереса к новой теме.
Итоговое тестирование проводится в заключении урока. По содержанию этот тест соответствует целям урока. По каждому из действий, которые планируются для овладения учащимися на уроке, подбирается вопрос или задание. Данное тестирование решает такие важные педагогические задачи, как:
1. выявление и коррекция непонимания отдельными учениками сущности понятий и явлений, пробелов и овладении умениями;
2. самооценка учениками эффективности их собственной деятельности на уроке, что имеет значение в плане мотивации учебно-познавательной деятельности;
3. самоопределение в отношении домашней работы: характер пробелов во многом говорит о том, что целесообразно выучить, подготовить, повторить дома. Учащиеся могут дома дополнительно поработать над материалом урока, получить консультации у учителя или одноклассников, потренироваться в выполнении тестовых заданий и затем проверить себя с помощью теста, аналогично тестам, предлагаемым на уроке или в процессе промежуточного контроля. В этом случае, по просьбе учащегося
, учитель выдает на дом другой вариант теста.
Таким образом, соблюдение методических требований к подготовке и проведению тестирования является необходимым условием для достижения обучающимися высоких результатов.
2.2. Анализ передового опыта использования тестирования на уроках русского языка в начальной школе
Выполнение тестовых заданий в процессе обучения и диагностики прочно вошло в методический обиход.
Учитель начальных классов предлагает тестовые задания, которые носят обучающий характер, а также позволяют проверить знания учеников при повторении и закреплении изученного материала. Тестовые задания могут использоваться на уроке в качестве дополнительных заданий к творческим и контрольным работам. Учитель рекомендует оценивать каждый правильный ответ одним баллом, а в заданиях повышенной трудности — двумя баллами.
Задание предполагает лишь один верный ответ. Выполнение каждого задания оценивается одним баллом. Общая оценка выполнения каждого зачета выводится из таблицы:
Отметка | Зачет | «4» | «5» |
Обязательная часть | 5 баллов | 6 баллов | 7 баллов |
Дополнительная часть | — | 2 балла | 3 балла |
Данная таблица показывает, сколько минимальных баллов надо набрать при выполнении заданий обязательной и дополнительной частей для получения оценки «Зачет», «4», «5».
В. Ю. Романова и Л. В. Петленко тесты проводят как отдельные контрольные работы или как вариант текущих диктантов и текущих контрольных работ к урокам блока «Как устроен наш язык». Этот вид контроля достаточно сложен и требует от учащихся полной самостоятельности и хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах. Поэтому тесты вводятся только со второго полугодия 2-го класса.
Учитель начальной школы, ставит перед собой задачу приучить учащихся к контролю в форме тестов, которые могут использоваться на любом этапе урока:
-
этап актуализации опорных знаний; -
этап проверки домашнего задания; -
этап актуализации полученных знаний;
для реализации различных целей:
-
текущий контроль; -
взаимоконтроль; -
самоконтроль; -
итоговый контроль.
При составлении тестов учитель придерживается следующих условий:
-
задания должны быть разного уровня сложности, что позволяет создать ситуацию успеха для всех учащихся; -
язык теста должен быть лаконичен, выразителен; -
тестовые вопросы должны соответствовать программе; -
тесты должны быть посильны для учащихся; -
учащиеся должны знать критерии оценки тестовых заданий.
После проверки тестов даю возможность ученикам проанализировать результаты, посмотреть допущенные ошибки.
Интересным является опыт работы учителей М.А.Пинской и И.М. Улановской по методике составления тестов самими учащимися: сущность метода заключается в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Эффективность данного метода состоит в том, что ребенок при самостоятельном составлении вопросов по указанной теме должен выполнить множество действий: определить для себя границы темы, вспомнить, что он знает по этой теме, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, представить ответ. Если учитель дополнительно накладывает ограничения на форму вопроса, то ученик должен переформулировать свой вопрос так, чтобы он соответствовал этим ограничениям. По мнению педагогов, «составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая выявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию». [23, С. 59 ]. Использование техники составления тестов, как отмечают педагоги, требует соблюдения ряда правил: правильно выбрать учебный материал, по которому следует составить тест; четко сформулировать инструкцию, уточнить форму проведения теста, корректировать ситуацию в соответствии с тем, как ученики справляются с указанным заданием. [23, С. 66]. Применение данной методики способствует актуализации и систематизации знаний учащихся повышению учебной мотивации.
Неотъемлемой частью уроков русского языка становится применение информационно — коммуникационных технологий. Всё большую популярность в последние годы приобретают компьютерные тесты. Методист Колесникова Ю.А. в статье «Первое место – компьютеру» рассказывает о том, как использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов,