Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3308
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24 7. Планирование – одна из функций государственного управления, поэтому оно выступает также и в качестве основного признака исполнительной власти.
8.
Исполнительная власть кроме прочего осуществляет и правоохранительную деятельность. В пределах своей компетенции органы исполнительной власти вправе самостоятельно давать оценку правомерности действий и решений уполномоченных должностных лиц, рассматривать и разрешать возникающие споры во внесудебном порядке, а также в случае необходимости применять меры административного принуждения, предусмотренные российским законодательством.
Все органы исполнительной власти являются органами государственного управления, но не все органы государственного управления являются органами исполнительной власти, поскольку могут быть лишены государственно-властных функций. Функции – это основные направления деятельности органов исполнительной власти. Функции исполнительной власти делятся на следующие виды:
1. Прогнозирование – это предвидение тех или иных изменений в деятельности объекта управления по заранее полученной информации и достижений науки.
2. Регулирование – это разработка режима деятельности определенного объекта управления.
3. Организация – это придание объекту управления системы, структуры, разделение его на части и установление между частями взаимосвязи.
4. Координация – это направление деятельности нескольких объектов управления для достижения одной цели.
5. Контроль – это установления фактического соответствия или несоответствия объекта управления ранее заданным параметрам.
6. Общее руководство – это направление деятельности объекта управления посредством дачи директив, планов, заданий.
7. Техническое руководство. В рамках этой функции вышестоящие органы отдают предписания и распоряжения о порядке выполнения тех или иных действий объектами управления.
8. Методическое руководство. В рамках этой функции органы исполнительной власти дают рекомендации объектам управления по исполнению действующих правовых норм.
9. Подбор и размещение кадров. В рамках этой функции обеспечивается укомплектование органов исполнительной власти квалифицированными специалистами.
25 10. Делопроизводство или ведение документации и информационное обеспечение, т.е. сбор, обработка, анализ и обнародование информации о деятельности органов исполнительной власти.
Организация и функционирование органов исполнительной власти основывается на ряде базовых принципов, которые по своему содержанию не отличаются от принципов реализации государственного управления, а также от принципов организации и деятельности самих органов государственного управления, поскольку главным признаком государственного управления является наличие развитой системы органов исполнительной власти.
Принципы организации и функционирования исполнительной власти можно разделить на две группы: а) конституционные принципы – установлены Конституцией РФ и обусловлены по содержанию конституционно-правовыми нормами российского законодательства; б) организационные принципы характеризуют внутренние связи между государственными органами, составляющими систему управления, которые возникают в процессе управленческой деятельности сферами общественной жизни.
К конституционным принципам относятся:
1.
Принцип демократизма при формировании и организации деятельности органов исполнительной власти. Также этот принцип называется принципом народовластия. Демократия в России проявляется в свободном и открытом участии граждан РФ в формировании органов исполнительной власти на всех уровнях, в их реальном влиянии на практическую деятельность исполнительной власти по управлению общественной жизнью, осуществлению контроля за их работой и при необходимости в использовании средств защиты своих нарушенных прав
(судебных и внесудебных).
Участие политических партий, как отдельный вид проявления воли общества, в формировании органов государственной исполнительной власти и при принятии важнейших политических решений в области управления, отвечает основным демократическим принципам современного правового государства. Конституция РФ в статье 13 устанавливает в России политическое многообразие или многопартийность. Занимая места в законодательном органе, политические партии оказывают определенное воздействие на формирование органов исполнительной власти как на федеральном, региональном так и на уровне местного самоуправления.
2. Принцип законности. Формирование и организация деятельности системы органов исполнительной власти должно основываться на правовых
26 нормах и ставить своей целью обеспечение исполнения государственных функций, при этом соблюдая и защищая права и свободы каждого человека, находящегося на территории Российской Федерации. Защита прав и свобод человека и гражданина государством является, по сути, главным проявлением принципов законности и демократизма.
Соблюдение принципа законности предполагает, что: а) система органов государственного управления создается исключительно на законных основаниях; б) наделение властными полномочиями государственных органов при осуществлении управленческих функций соответствует требованиям нормативно-правовых актов, содержащих общеобязательные правила поведения; в) за исполнительной властью и системой ее органов осуществляется государственный и общественный контроль; г) кадровый состав органов исполнительной власти должен отвечать требованиям профессионализма и законопослушания.
Принцип законности нарушается в том случае, если действия и решения органов исполнительной власти противоречат требованиям законов и иных нормативных правовых актов.
3.
Принцип федерализма исполнительной власти. Принцип федерализма в организации и функционировании органов исполнительной власти предполагается исходя из федеративного устройства Российской
Федерации. Федеративная система России предопределила принцип распределения полномочий между различными органами государственной исполнительной власти. С точки зрения организации и структуры, принцип федерализма определяет два уровня органов государственной исполнительной власти: а) федеральные органы исполнительной власти; б) органы исполнительной власти субъектов РФ, т.е. республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Организационные принципы функционирования исполнительной власти:
1. Принцип нормативного установления и распределения функций и полномочий. Управленческая практика показала необходимость разумного распределения функций и полномочий между специальными органами исполнительной власти, в целом составляющих систему органов управления.
2. Принцип централизации и децентрализации исполнительной власти.
Названный принцип непосредственно связан с описанным выше принципом
27 федерализма, а также принципом нормативного установления и распределения функций и полномочий.
3.
Принцип отраслевого управления. В соответствии с ним предполагается создавать такую организацию системы управления, при которой каждый орган государственного власти осуществляет управление лишь в отдельной отрасли и объединение в единое целое происходит на основе специальных, самостоятельных для данной отрасли функций и задач управления.
Внутренняя организация отрасли управления может использовать специальные формы управления и применять специфические методы, которые не всегда распространяются на другие сферы общественной жизни.
4. Принцип межотраслевого управления. Одним из существенных признаков межотраслевого управления является наличие у органа исполнительной власти полномочий по осуществлению одной установленной функцией управления группой предприятий или учреждений разных отраслей в рамках установленных законом. Межотраслевое управление направлено на усиление в управлении контролирующих и координационных функций и полномочий.
Само межотраслевое управление осуществляется органами, обладающими специальными полномочиями обеспечительного характера, межотраслевого контроля и сертификации.
5.
Принцип территориального управления. Самостоятельное осуществление субъектами РФ исполнительной власти на своей территории создаваемыми ими органами государственного управления не должно снижать значение централизованного федерального регулирования, применяемого органами государственного управления и направленного на обеспечение слаженной управленческой политики в России. В субъектах РФ создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также межрегиональные и органы управления в федеральных округах или отдельные должностные лица, наделенные отдельными властными полномочиями. При этом учитываются особенности и специфика региона России, его традиции, социально-экономические, климатические факторы и многие другие условия, с учетом которых осуществляется управление.
6. Принцип коллегиальности и единоначалия. Деятельность органов исполнительной власти по реализации своих законодательно установленных задач и функций осуществляется в форме коллегиального или единоличного управления. Значимые управленческие действия и решения принимаются коллегиальным органом путем голосования, при этом обычно голос
28 руководителя органа будет решающим. Принцип единоначалия означает, что каждый орган управления возглавляет руководитель, несущий персональную ответственность за организационную деятельность и функционирование органа власти (например, федеральный министр, глава администрации субъекта РФ).
§1.5. Место исполнительной власти в системе разделения
властей
В соответствии с принципом разделения властей, установленным в статье 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть подразделяется на: законодательную, исполнительную и судебную ветви власти со своими специфическими функциями и организационными особенностями. Названные ветви власти самостоятельны, они не подчинены друг другу, но находятся в постоянном взаимодействии между собой.
Положения статьи 10 Конституции РФ относятся не только к разграничению функций государственной власти, но и к их организации.
Разделение функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти носит четкий характер и позволяет достичь взаимного контроля и, при необходимости, сдерживания, между этими властями.
Возложенные государством функции должны исполняться соответствующими органами государственной власти самостоятельно.
Конституция Российской Федерации, как основной закон государства, установила, что на федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание РФ, исполнительную власть –
Правительство РФ, судебную власть – Конституционный Суд, Верховный
Суд и иные федеральные суды, которые могут образовываться в соответствии с федеральным законом. В Конституции РФ (ст. 102, 103, 114,
118) достаточно четко указано на разграничение государственных полномочий между органами исполнительной власти, с одной стороны, и органами законодательной и судебной власти – с другой.
Система государственных органов всех ветвей власти, установленная в
Конституции РФ, является закрытой, её пересмотр невозможен без изменения конституционных основ (ч.1 ст. 11) и принятия новой
Конституции РФ. Для изменения этого перечня органов государственной власти на федеральном уровне необходима особая усложнённая процедура пересмотра в соответствии с требованиями статьи 135 Конституции. Такой порядок установлен в целях создания стабильной и эффективной системы государственной власти.
29
Для реализации названного принципа разделения властей, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов России Конституция РФ (в ч.2, 3 ст.11) предусматривает объединение принципов разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий между Российской
Федерацией и входящими в ее состав субъектами. Так, к совместному ведению РФ и её субъектов Конституция РФ (в п. «н» ч.1. ст. 72) относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Организационный механизм практического осуществления принципа разделения властей для субъектов РФ Конституцией не установлен. В части
2 статьи 11 Конституции РФ дано указание на то, что в субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Из содержания статьи 77 Конституции России следует, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя
Российской
Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября
1999 года.
В соответствии со статьей 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Вследствие этого, положения статьи 10 Конституции РФ не относятся к организации местного самоуправления в России. Местное самоуправление, как особый вид публичной власти, не относится ни к одной из трёх ветвей государственной власти. Это не противоречит тому факту, что в системе организации органов местного самоуправления создаются и функционируют представительные и исполнительные органы, которые, тем не менее, могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Правительство РФ, как высший орган исполнительной власти в России, играет достаточно большую роль в законодательной деятельности и является непременным условием эффективной реализации законодательных функций
Федерального Собрания РФ.
Исполнительная власть активно влияет на деятельность законодательной, например, при разработке проектов законов и при их прохождении через парламентские чтения в Государственной Думе РФ.
Обобщенно такая деятельность называется принципом
30 рационализированного парламентаризма, когда исполнительная власть находится в тесном взаимодействии с властью законодательной при осуществлении своих полномочий.
Правительство РФ обладает значительными возможностями при мониторинге процессов изменения общественных отношений в той или иной сфере жизни общества, своевременно готовит поправки в действующее федеральное законодательство, готовит проекты новых законов, вносит их на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания, обосновывает необходимость таких изменений и способствует их принятию.
Изменения российского законодательства, подготавливаемые
Правительством РФ, несомненно, являются крайне важными, значимыми и своевременными, поскольку все органы исполнительной власти в конечном итоге призваны проводить в жизнь государственную политику, основанную на реализации принятых законов.
В настоящее время Правительство России занимает лидирующее место по законодательным инициативам. Это свидетельствует не только об увеличении его значимости как высшего органа исполнительной власти, но и о том, что российский законотворческий процесс стремится к общемировой практике. Зарубежный опыт показывает, что результативность прохождения через законодательный орган правительственных законопроектов в большинстве стран является очень высокой. Это означает что законопроекты, предлагаемые Правительством РФ, являются действительно нужными и своевременными для общества, отражают сложившуюся ситуацию в стране и контролируют ее.
Проекты федеральных законов, которые вносятся Правительством РФ на рассмотрение в законодательные органы власти, в своем большинстве имеют базовый характер, являются основополагающими для определенных сфер общественной жизни, тогда как законопроекты, вносимые другими субъектами законодательной инициативы, касаются изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство.
Правительство РФ заинтересованно в тесном и плодотворном сотрудничестве с Федеральным Собранием РФ, поэтому создаёт механизмы воздействия на его ход и результаты. К ним, например, можно отнести создание должности представителей Правительства РФ в палатах
Федерального Собрания, которые на постоянной оплачиваемой основе обеспечивают взаимодействие этих двух органов государственной власти.
31
В соответствии с федеральным конституционным законом 1997 года
«О Правительстве Российской Федерации»
1
, Правительство РФ организует исполнение законов, принимаемых законодательной властью. Эффективное исполнение принятых законов непосредственно связано с принятием подзаконных актов, обеспечивающих их действие и реализующих установленную законодательством компетенцию Правительства РФ. Это играет достаточно большую роль, поскольку и в настоящее время вопрос об исполнении нормативных актов на практике зачастую остаётся на втором плане.
Взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей власти прослеживается и организационной сфере. Согласно статьи 111 Конституции
РФ, Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. В этом конституционном положении прослеживается принцип сдержек и противовесов, не позволяющих допустить концентрацию государственной власти у одной из её ветвей.
Кроме того, в Конституции РФ закреплено, что Государственная Дума
Федерального Собрания РФ вправе объявить вотум недоверия
Правительству РФ.
Однако и Правительство РФ может влиять на Государственную Думу
РФ, поскольку в соответствии с п. а, ч. 1, ст. 114 Конституции РФ
Правительство РФ разрабатывает проект бюджета, а законодательный орган
РФ его рассматривает и утверждает.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что при осуществлении своих полномочий Правительство РФ взаимодействует с
Федеральным Собранием РФ по следующим основным направлениям:
1) вносит на рассмотрение законопроекты касающиеся основных сфер общественных отношений в Государственную Думу РФ;
2) способствует их прохождению через законодательный процесс для скорейшего применения их на практике;
3) способствует эффективному исполнению законов издавая подзаконные акты;
4) разрабатывает и представляет Государственной Думе проект федерального бюджета;
5) ежегодно отчитывается перед Государственной Думой об исполнении федерального бюджета.
1
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ (в ред. от 12.03.2014) «О Правительстве
Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – 22 декабря. – № 51. – Ст. 5712.
32
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой управление обществом? Какое место
занимает государственное управление в системе общественного
(социального) управления?
2.
Охарактеризуйте
субъектов
и
объекты
управленческой
деятельности государства. Каковы их особенности?
3. В чем различия между категориями государственное и социальное
управление?
4. Обоснуйте необходимость реализации принципа разделения властей в
России. Какие функции осуществляет исполнительная ветвь власти?
5. Каким образом ветви государственной власти взаимодействуют
между собой? В чем проявляется система «сдержек и противовесов»?
Рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года).
2.Федеральный
конституционный
закон
от
17.12.1997г.
«О
Правительстве РФ».
3. Алёхин А. П. Административное право России: учебник /
А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий. – ЦКД : «Зерцало-М», 2013.
4. Россинский Б. В. Административное право: практикум /
Б. В. Россинский, Н. Г. Гончарова.
–
М. : Эксмо, 2006.
5. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального
управления: учебник / В. Е. Чиркин.
–
3-е изд., перераб.
–
М. : Норма, 2008.
6. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : курс лекций /
Г. В. Атаманчук.
–
4-е изд.
–
М. : Омега-Л, 2009.