Файл: Отчет по практике студента Круглова Анастасия Александровна Курс 4.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 755
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третья задача связана с поддержкой процесса изменения системы. Достаточно часто в ходе разработки требуется проводить рефакторинг модулей или их групп - оптимизацию или полную переделку программного кода с целью повышения его сопровождаемости, скорости работы или надежности. Модульные тесты при этом являются мощным инструментом для проверки того, что новый вариант программного кода выполняет те же функции, что и старый.
Последняя, четвертая, задача сопряжена с обратной связью, которую получают разработчики от тестировщиков в виде отчетов о проблемах. Подробные отчеты о проблемах, составленные на этапе модульного тестирования, позволяют локализовать и устранить многие дефекты в программной системе на ранних стадиях ее разработки или разработки ее новой функциональности.
В силу того, что модули, подвергаемые тестированию, обычно невелики по размеру, модульное тестирование считается наиболее простым (хотя и достаточно трудоемким) этапом тестирования системы. Однако, несмотря на внешнюю простоту, с модульным тестированием сопряжены две проблемы.
Первая из них связана с тем, что не существует единых принципов определения того, что в точности является отдельным модулем.
Вторая заключается в различиях в трактовке самого понятия модульного тестирования - понимается ли под ним обособленное тестирование модуля, работа которого поддерживается только тестовым окружением, или речь идет о проверке корректности работы модуля в составе уже разработанной системы. В последнее время термин "модульное тестирование" чаще используется во втором смысле, хотя в этом случае речь скорее идет об интеграционном тестировании.
Понятие модуля и его границ. Тестирование классов
Традиционное определение модуля с точки зрения его тестирования: "модуль - это компонент минимального размера, который может быть независимо протестирован в ходе верификации программной системы". В реальности часто возникают проблемы с тем, что считать модулем.
Существует несколько подходов к данному вопросу:
-
модуль - это часть программного кода, выполняющая одну функцию с точки зрения функциональных требований; -
модуль - это программный модуль, т.е. минимальный компилируемый элемент программной системы; -
модуль - это задача в списке задач проекта (с точки зрения его менеджера); -
модуль - это участок кода, который может уместиться на одном экране или одном листе бумаги; -
модуль - это один класс или их множество с единым интерфейсом.
Обычно за тестируемый модуль принимается либо программный модуль (единица компиляции) в случае, если система разрабатывается на процедурном языке программирования, или класс, если система разрабатывается на объектно-ориентированном языке.
В случае систем, написанных на процедурных языках, процесс тестирования модуля происходит так: для каждого модуля разрабатывается тестовый драйвер, вызывающий функции модуля и собирающий результаты их работы, и набор заглушек - они имитируют поведение функций, которые содержатся в других модулях, не попадающих под тестирование данного модуля. При тестировании объектно-ориентированных систем существует ряд особенностей, прежде всего вызванных инкапсуляцией данных и методов в классах.
В случае объектно-ориентированных систем более мелкое деление классов и использование отдельных методов в качестве тестируемых модулей нецелесообразно, поскольку для тестирования каждого метода потребуется разработка тестового окружения, сравнимого по сложности с уже написанным программным кодом класса. Кроме того, декомпозиция класса нарушает принцип инкапсуляции, согласно которому объекты каждого класса должны вести себя как единое целое с точки зрения других объектов.
Процесс тестирования классов как модулей иногда называют компонентным тестированием. В ходе такого тестирования проверяется взаимодействие методов внутри класса и правильность доступа методов к внутренним данным класса. Здесь возможно обнаружение не только стандартных дефектов, связанных с выходами за границы диапазона или неверно реализованными требованиями, но и специфических дефектов объектно-ориентированного программного обеспечения:
-
дефектов инкапсуляции, в результате которых, например, сокрытые данные класса оказываются недоступными для соответствующих публичных методов; -
дефектов наследования, при наличии которых схема наследования блокирует важные данные или методы от классов-потомков; -
дефектов полиморфизма, при которых полиморфное поведение класса оказывается распространенным не на все возможные классы; -
дефектов инстанцирования, при которых во вновь создаваемых объектах класса не устанавливаются корректные значения по умолчанию параметров и внутренних данных класса.
Однако, выбор класса в качестве тестируемого модуля имеет и ряд сопряженных проблем.
Определение степени полноты тестирования класса
В том случае, если в качестве тестируемого модуля выбран класс, не совсем ясно, как определять степень полноты его тестирования. С одной стороны, можно использовать классический критерий полноты покрытия программного кода тестами: если полностью выполнены все структурные элементы всех методов, как публичных, так и скрытых, то тесты можно считать полными.
Однако существует альтернативный подход к тестированию класса, в котором все публичные методы должны предоставлять пользователю данного класса согласованную схему работы - тогда достаточно проверить типичные корректные и некорректные сценарии работы с данным классом. Т.е., например, в классе, объекты которого представляют записи в телефонной книжке, одним из типичных сценариев работы будет "Создать запись \to искать запись и найти ее \to удалить запись \to искать запись вторично и получить сообщение об ошибке".
Различия в этих двух методах напоминают различия между тестированием черного и белого ящиков, но, на самом деле, второй подход отличается от черного ящика тем, что функциональные требования на систему могут быть составлены на уровне более высоком, чем отдельные классы, и установление адекватности тестовых сценариев требованиям остается на откуп тестировщику[18].
Протоколирование состояний объектов и их изменений
Некоторые методы класса предназначены не для выдачи информации пользователю, а для изменения внутренних данных объекта класса. Значение внутренних данных объекта определяет его состояние в каждый отдельный момент времени, а вызов методов, изменяющих данные, изменяет и состояние объекта. При тестировании классов необходимо проверять, что класс адекватно реагирует на внешние вызовы в любом из состояний. Однако, зачастую из-за инкапсуляции данных невозможно определить внутреннее состояние класса программными способами внутри драйвера.
В этом случае может помочь составление схемы поведения объекта как конечного автомата с определенным набором состояний. Такая схема может входить в низкоуровневую проектную документацию (например, в составе описания архитектуры системы), а может составляться тестировщиком или разработчиком на основе функциональных требований к системе. В последнем случае для определения всех возможных состояний может потребоваться ручной анализ программного кода и определение его соответствия требованиям. Автоматизированное тестирование в этом случае может лишь определить, по всем ли выявленным состояниям осуществлялись переходы и все ли возможные реакции проверялись[18].
Тестирование изменений
Как уже упоминалось выше, модульные тесты - мощный инструмент проверки корректности изменений, внесенных в исходный код при рефакторинге. Однако, в результате рефакторинга только одного класса, как правило, не меняется его внешний интерфейс с другими классами (интерфейсы меняются при рефакторинге сразу нескольких классов). В результате обычных эволюционных изменений системы у класса может меняться внешний интерфейс, причем как по формальным (изменяются имена и состав методов, их параметры), так и по функциональным (при сохранении внешнего интерфейса меняется логика работы методов) признакам. Для проведения модульного тестирования класса после таких изменений потребуется изменение драйвера и, возможно, заглушек. Но только модульного тестирования в данном случае недостаточно, необходимо также проводить и интеграционное тестирование данного класса вместе со всеми классами, которые связаны с ним по данным или по управлению.
Вне зависимости от того, на какие модули, подвергаемые тестированию, разбивается система, рекомендуется изложить принципы выделения тестируемых модулей в плане и стратегии тестирования, а также составить на базе структурной схемы архитектуры системы новую структурную схему, на которой нужно отметить все тестируемые модули. Это позволит спрогнозировать состав и сложность драйверов и заглушек, требуемых для модульного тестирования системы. Такая схема также может использоваться позже на этапе модульного тестирования для выделения укрупненных групп модулей, подвергаемых интеграции[18].
Организация модульного тестирования
Модульное тестирование, с точки зрения тестировщика, - это комплекс работ по выявлению дефектов в тестируемых модулях. В эти работы включается анализ требований, разработка тест-требований и тест-планов, разработка тестового окружения, выполнение тестов, сбор информации об их прохождении.
Однако, с точки зрения руководителя группы тестирования (или с точки зрения руководителя проекта, если в нем не выделена отдельная группа тестирования), модульное тестирование является более широким понятием. Для того, чтобы процесс модульного тестирования мог функционировать совместно с другими процессами разработки, он должен включать в себя несколько фаз: планирование процесса, разработку тестов, выполнение тестов, сбор статистики, управление отчетами о выявленных дефектах[18].
Согласно стандарту IEEE 1008[15] процесс модульного тестирования состоит из трех фаз, в состав которых входит 8 видов деятельности (этапов).
Фаза планирования тестирования
-
Этап планирования основных подходов к тестированию, ресурсное планирование и календарное планирование. -
Этап определения свойств, подлежащих тестированию. -
Этап уточнения основного плана, сформированного на этапе (1).
Фаза получения набора тестов
-
Этап разработки набора тестов. -
Этап реализации уточненного плана.
Фаза измерений тестируемого модуля
-
Этап выполнения тестовых процедур. -
Этап определения достаточности тестирования. -
Этап оценки результатов тестирования и тестируемого модуля.
Во время этапа планирования основных подходов в качестве входных данных используется общий план проекта (модульное тестирование, как часть проектных работ, должно укладываться в общий график) и требования к системе (для оценки трудоемкости работ и любого планирования необходимо проводить анализ сложности системы на основании требований к ней).
Основные задачи, решаемые в ходе этапа планирования, включают в себя:
-
определение общего подхода к тестированию модулей - определяются риски и на их основе - степень полноты и охвата тестирования системы. Определяются источники входных и выходных данных. Определяются технологии проверки результатов тестирования и форматы записи данных о проведенном тестировании. Описывается внешний интерфейс тестируемых модулей и их информационное окружение; -
определение требований к полноте тестирования - определяется необходимая степень покрытия программного кода различных участков тестируемого модуля, определяется подходы к классам эквивалентности (требуется ли тестирование за границами диапазона); -
определение требований к завершению тестирования - определяются условия, проверка которых позволяет утверждать, что тестирование модуля завершено, и условия, при которых дальнейшее тестирование модуля считается невозможным до его изменения и доработки. Примером таких условий может служить достижение определенного уровня покрытия исходного кода тестами и невозможность компиляции модуля соответственно; -
определение требований к ресурсам - для разработки и выполнения тестов, а также для анализа результатов тестирования необходимы ресурсы - как технические (компьютеры и программное обеспечение), так и людские (тестировщики). При решении этой задачи необходимо указывать требования к программному и аппаратному обеспечению, требования к необходимой квалификации людей, а также должно определяться необходимое для проведения количество ресурсов и время их занятости; -
определение общего плана-графика работ - на основании общего плана проекта составляется план работ по модульному тестированию. Основной критерий начала работ по тестированию - готовность модулей, т.е. общий план работ по тестированию согласуется по датам начала работ с датами окончания работ общего плана разработки.