Файл: Отчет по практике студента Круглова Анастасия Александровна Курс 4.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 750
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для проведения тестирования производительности требуется наличие генератора запросов, который подает на вход системы поток данных, типичных для сеанса работы с ней. Тестовое окружение должно включать в себя кроме программной компоненты еще и аппаратную, причем на таком тестовом стенде должна существовать возможность моделирования различного уровня доступных ресурсов.
Стрессовое тестирование. Стрессовое тестирование имеет много общего с тестированием производительности, однако его основная задача - не определить производительность системы, а оценить производительность и устойчивость системы в случае, когда для своей работы она выделяет максимально доступное количество ресурсов, либо когда она работает в условиях их критической нехватки. Основная цель стрессового тестирования - вывести систему из строя, определить те условия, при которых она не сможет далее нормально функционировать. Для проведения стрессового тестирования используются те же самые инструменты, что и для тестирования производительности. Однако, например, генератор нагрузки при стрессовом тестировании должен генерировать запросы пользователей с максимально возможной скоростью либо генерировать данные запросов таким образом, чтобы они были максимально возможными по объему обработки.
Стрессовое тестирование очень важно при тестировании web-систем и систем с открытым доступом, уровень нагрузки на которые зачастую очень сложно прогнозировать.
Тестирование конфигурации. Большинство программных систем массового назначения предназначено для использования на самом разном оборудовании. Несмотря на то, что в настоящее время особенности реализации периферийных устройств скрываются драйверами операционных систем, которые имеют унифицированный с точки зрения прикладных систем интерфейс, проблемы совместимости (как программной, так и аппаратной) все равно существуют.
В ходе тестирования конфигурации проверяется, что программная система корректно работает на всем поддерживаемом аппаратном обеспечении и совместно с другими программными системами. Необходимо также проверять, что система продолжает стабильно работать при горячей замене любого поддерживаемого устройства на аналогичное. При этом система не должна давать сбоев ни в момент замены устройства, ни после начала работы с новым устройством.
Также необходимо проверять, что система корректно обрабатывает проблемы, возникающие в оборудовании, как штатные (например, сигнал конца бумаги в принтере), так и нештатные (сбой питания)[19].
Тестирование безопасности. Если программная система предназначена для хранения или обработки данных, содержимое которых представляет собой тайну определенного рода (личную, коммерческую, государственную и т.п.), то к свойствам системы, обеспечивающим сохранение этой тайны, будут предъявляться повышенные требования. Эти требования должны быть проверены при тестировании безопасности системы. В ходе этого тестирования проверяется, что информация не теряется, не повреждается, ее невозможно подменить, а также к ней невозможно получить несанкционированный доступ, в том числе при помощи использования уязвимостей в самой программной системе.
Выделяют следующие группы свойств программной системы, подлежащие проверке (некоторые группы свойств укрупнены для сокращения списка):
-
разграничение и контроль доступа - предотвращение доступа к "чужой" информации; -
очистка и защита памяти - предотвращение доступа к остаточной информации после удаления объектов из памяти; -
маркировка и защита информации, передаваемой во внешний мир - сохранение уровня секретности даже вне системы; -
идентификация и аутентификация - предоставление доступа только санкционированным пользователям и отказ в доступе всем остальным; -
регистрация (аудит событий) - регистрация в специальном журнале всех событий системы, связанных с безопасностью для последующего анализа; -
гарантии проектирования и архитектуры - система должна быть спроектирована таким образом, чтобы гарантировать защищенность информации с определенным уровнем уверенности; -
тестирование - все функции по обеспечению безопасности должны быть протестированы во всех режимах; -
целостность и восстановление средств защиты - система должна иметь средства контроля корректности всех правил разграничения доступа и системы безопасности в целом, а также средства их восстановления при сбое; -
документация разработчика, администратора и пользователя - все средства системы по обеспечению безопасности должны быть описаны в соответствующих руководствах.
Тестирование надежности и восстановления после сбоев. Для корректной работы системы в любой ситуации необходимо удостовериться в том, что она восстанавливает свою функциональность и продолжает корректно работать после любой проблемы, прервавшей ее работу. При тестировании восстановления после сбоев имитируются сбои оборудования или окружающего программного обеспечения либо сбои программной системы, вызванные внешними факторами. При анализе поведения системы в этом случае необходимо обращать внимание на два фактора - минимизацию потерь данных в результате сбоя и минимизацию времени между сбоем и продолжением нормального функционирования системы[19].
Тестирование удобства использования. Отдельная группа нефункциональных требований - требования к удобству использования пользовательского интерфейса системы. Этот вид тестирования будет рассмотрен в следующей лекции.
В результате выполнения всех рассмотренных выше видов тестирования делается заключение о функциональности и свойствах системы, после чего узкие места системы дорабатываются до реализации необходимой функциональности или до достижения системой необходимых свойств.
3.3 ОТЛАДКА ПО И ЕЁ ВИДЫ
Классификация ошибок
Отладка – это процесс локализации и исправления ошибок, обнаруженных при тестировании программного обеспечения. Локализацией называют процесс определения оператора программы, выполнение которого вызвало нарушение нормального вычислительного процесса. Для исправления ошибки необходимо определить ее причину, т. е. определить оператор или фрагмент, содержащие ошибку. Причины ошибок могут быть как очевидны, так и очень глубоко скрыты[20].
В целом сложность отладки обусловлена следующими причинами:
-
требует от программиста глубоких знаний специфики управления используемыми техническими средствами, операционной системы, среды и языка программирования, реализуемых процессов, природы и специфики различных ошибок, методик отладки и соответствующих программных средств; -
психологически дискомфортна, так как необходимо искать собственные ошибки и, как правило, в условиях ограниченного времени; -
возможно взаимовлияние ошибок в разных частях программы, например, за счет затирания области памяти одного модуля другим из-за ошибок адресации; -
отсутствуют четко сформулированные методики отладки.
В соответствии с этапом обработки, на котором проявляются ошибки, различают:
-
синтаксические ошибки - ошибки, фиксируемые компилятором (транслятором, интерпретатором) при выполнении синтаксического и частично семантического анализа программы; -
логические ошибки; -
ошибки компоновки - ошибки, обнаруженные компоновщиком (редактором связей) при объединении модулей программы; -
ошибки выполнения - ошибки, обнаруженные операционной системой, аппаратными средствами или пользователем при выполнении программы.
Синтаксические ошибки. Синтаксические ошибки относят к группе самых простых, так как синтаксис языка, как правило, строго формализован, и ошибки сопровождаются развернутым комментарием с указанием ее местоположения. Определение причин таких ошибок, как правило, труда не составляет, и даже при нечетком знании правил языка за несколько прогонов удается удалить все ошибки данного типа[20].
Следует иметь в виду, что чем лучше формализованы правила синтаксиса языка, тем больше ошибок из общего количества может обнаружить компилятор и, соответственно, меньше ошибок будет обнаруживаться на следующих этапах. В связи с этим говорят о языках программирования с защищенным синтаксисом и с незащищенным синтаксисом. К первым, безусловно, можно отнести Pascal, имеющий очень простой и четко определенный синтаксис, хорошо проверяемый при компиляции программы, ко вторым - Си со всеми его модификациями. Чего стоит хотя бы возможность выполнения присваивания в условном операторе в Си, например:
if (c = n) x = 0; /* в данном случае не проверятся равенство с и n, а выполняется присваивание с значения n, после чего результат операции сравнивается с нулем, если программист хотел выполнить не присваивание, а сравнение, то эта ошибка будет обнаружена только на этапе выполнения при получении результатов, отличающихся от ожидаемых.
Ошибки компоновки. Ошибки компоновки, как следует из названия, связаны с проблемами, обнаруженными при разрешении внешних ссылок. Например, предусмотрено обращение к подпрограмме другого модуля, а при объединении модулей данная подпрограмма не найдена или не стыкуются списки параметров. В большинстве случаев ошибки такого рода также удается быстро локализовать и устранить.
Ошибки выполнения. К самой непредсказуемой группе относятся ошибки выполнения. Прежде всего они могут иметь разную природу, и соответственно по-разному проявляться. Часть ошибок обнаруживается и документируется операционной системой. Выделяют четыре способа проявления таких ошибок:
-
появление сообщения об ошибке, зафиксированной схемами контроля выполнения машинных команд, например, переполнении разрядной сетки, ситуации «деление на ноль», нарушении адресации и т. п.; -
появление сообщения об ошибке, обнаруженной операционной системой, например, нарушении защиты памяти, попытке записи на устройства, защищенные от записи, отсутствии файла с заданным именем и т. п.; -
«зависание» компьютера, как простое, когда удается завершить программу без перезагрузки операционной системы, так и «тяжелое», когда для продолжения работы необходима перезагрузка; -
несовпадение полученных результатов с ожидаемыми[20].
Примечание. Отметим, что, если ошибки этапа выполнения обнаруживает пользователь, то в двух первых случаях, получив соответствующее сообщение, пользователь в зависимости от своего характера, степени необходимости и опыта работы за компьютером, либо попробует понять, что произошло, ища свою вину, либо обратится за помощью, либо постарается никогда больше не иметь дела с этим продуктом. При «зависании» компьютера пользователь может даже не сразу понять, что происходит что-то не то, хотя его печальный опыт и заставляет волноваться каждый раз, когда компьютер не выдает быстрой реакции на введенную команду, что также целесообразно иметь в виду. Также опасны могут быть ситуации, при которых пользователь получает неправильные результаты и использует их в своей работе.
Причины ошибок выполнения очень разнообразны, а потому и локализация может оказаться крайне сложной. Все возможные причины ошибок можно разделить на следующие группы:
-
неверное определение исходных данных, -
логические ошибки, -
накопление погрешностей результатов вычислений.
Рисунок 7 - Схема ошибок
Методы отладки программного обеспечения
Отладка программы в любом случае предполагает обдумывание и логическое осмысление всей имеющейся информации об ошибке. Большинство ошибок можно обнаружить по косвенным признакам посредством тщательного анализа текстов программ и результатов тестирования без получения дополнительной информации. При этом используют различные методы:
-
ручного тестирования; -
индукции; -
дедукции; -
обратного прослеживания.
Метод ручного тестирования
Это - самый простой и естественный способ данной группы. При обнаружении ошибки необходимо выполнить тестируемую программу вручную, используя тестовый набор, при работе с которыми была обнаружена ошибка. Метод очень эффективен, но не применим для больших программ, программ со сложными вычислениями и в тех случаях, когда ошибка связана с неверным представлением программиста о выполнении некоторых операций. Данный метод часто используют как составную часть других методов отладки.
Метод индукции
Метод основан на тщательном анализе симптомов ошибки, которые могут проявляться как неверные результаты вычислений или как сообщение об ошибке. Если компьютер просто "зависает", то фрагмент проявления ошибки вычисляют, исходя из последних полученных результатов и действий пользователя. Полученную таким образом информацию организуют и тщательно изучают, просматривая соответствующий фрагмент программы. В результате этих действий выдвигают гипотезы об ошибках, каждую из которых проверяют. Если гипотеза верна, то детализируют информацию об ошибке, иначе - выдвигают другую гипотезу. Последовательность выполнения отладки методом индукции показана на рисунке в виде схемы алгоритма.
Самый ответственный этап - выявление симптомов ошибки. Организуя данные об ошибке, целесообразно записать все, что известно о её проявлениях, причем фиксируют, как ситуации, в которых фрагмент с ошибкой выполняется нормально, так и ситуации, в которых ошибка проявляется. Если в результате изучения данных никаких гипотез не появляется, то необходима дополнительная информация об ошибке. Дополнительную информацию можно получить, например, в результате выполнения схожих тестов. В процессе доказательства пытаются выяснить, все ли проявления ошибки объясняет данная гипотеза, если не все, то либо гипотеза не верна, либо ошибок несколько.