Файл: Учебный курс для студентов очной и заочной форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 925
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Коническая
3. Червячная
4. Планетарная
- Какая передача может использоваться для передачи вращения между валами, оси которых пересекаются?
1. Коническая
2. Червячная
3. Цилиндрическая
4. Гипоидная
- Какая передача может использоваться для передачи вращения между валами, оси которых параллельны?
1. Цилиндрическая
2. Червячная
3. Гипоидная
4. Реечная
- Какая передача может использоваться для передачи вращения между валами, оси которых перекрещиваются (но не пересекаются)?
1. Червячная
2. Гипоидная
3. Коническая
4. Винтовая
- У какой червячной передачи к.п.д. как правило выше?
1. С однозаходным червяком
2. С двухзаходным червяком
3. С трехзаходным червяком
4. С четырехзаходным червяком
- Как называется передача, шестерня и колесо которой показаны на фотографии?
1. Цилиндрическая
2. Коническая прямозубая
3. Коническая с круговыми зубьями
4. Червячная
- Укажите направление линии зуба
1. Правое
2. Левое
3. Тангенциальное
4. Круговое
- Укажите направление линии зуба
1. Правое
2. Левое
3. Зубья прямые
4. Круговое
- Укажите тип передачи, колесо которой представлено на фотографии
1. Цилиндрическая
2. Коническая
3. Червячная
4. Гипоидная
- Укажите тип передачи, ведущее звено которой представлено на фотографии
1. Цилиндрическая
2. Винтовая
3. Червячная
4. Червячная глобоидная
- С каким числом зубьев можно нарезать прямозубое зубчатое колесо с помощью модульной фрезы, показанной на фотографии?
1. С любым
2. С четным
3. От 55 до 134 включительно
4. До 55 и свыше 134
- Макет какой передачи показан на фотографии?
1. Червячной
2. Глобоидной
3. Винтовой
4. Реечной
- Какой инструмент применяется для обработки зубчатых колес с внутренними зубьями?
1. Долбяк
2. Модульная фреза
3. Зубострогальный резец
4. Червячная фреза
- На каком станке обычно выполняют обработку зубчатых колес с внутренними зубьями?
1. На зубодолбежном
2. На зубофрезерном
3. На зубострогальном
4. На шевинговальном
- Укажите марки сталей, применяемых для изготовления цементованных зубчатых колес.
1. 12ХН3А
2. 20Х2Н3А
3. 40Х
4. 65Г
- Укажите марку (марки) материала (материалов), применяемых для изготовления венцов червячных колес.
1. Бр О10Ф1
2. 40Х
3. 38Х2МЮА
4. 30ХГТ
- Какая передача как правило имеет меньший уровень шума при работе?
1. Цилиндрическая прямозубая
2. Коническая
3. Червячная
4. Цилиндрическая косозубая
Контрольные вопросы
- Чем отличается машина-орудие от машины-двигателя?
- Покажите на рис. 17 передачу.
Рис. 17. Кинематическая схема велосипеда:
7 — руль; 2 — рама; 3 — ведущая звездочка; 4 — ведомая звездочка;
5 — крыло; 6 — цепь; 7 — колесо; 8 — ось
- Почему вращательное движение наиболее распространено в механизмах и машинах?
- Чем вызвана необходимость введения передачи как промежуточного звена между двигателем и рабочими органами машины?
- Какие функции могут выполнять механические передачи?
- Что такое передаточное число?
- Как определяют передаточное число и КПД многоступенчатой передачи?
- Как изменяются от ведущего к ведомому валу такие характеристики передачи как мощность, вращающий момент, частота вращения?
1>
Раздел 5. Зубчатые передачи.
Преимущественное распространение получили передачи с зубьями эвольвентного профиля, которые изготавливаются массовым методом обкатки на зубофрезерных или зубодолбежных станках. Достоинство эвольвентного зацепления состоит в том, что оно мало чувствительно к колебанию межцентрового расстояния.
Другие виды зацепления применяются пока ограниченно. Так, циклоидальное зацепление, при котором возможна работа шестерен с очень малым числом зубьев (2-3), не может быть, к сожалению, изготовлено современным высокопроизводительным методом обкатки, поэтому шестерни этого зацепления трудоемки в изготовлении и дороги; новое пространственное зацепление Новикова пока еще не получило массового распространения, вследствие большой чувствительности к колебаниям межцентро вого расстояния.
| |
| |
Прямозубые колёса (около 70%) применяют при невысоких и средних скоростях, когда динамические нагрузки от неточности изготовления невелики, в планетарных, открытых передачах, а также при необходимости осевого перемещения колёс.
Косозубые колёса (более 30%) имеют большую плавность хода и применяются для ответственных механизмов при средних и высоких скоростях.
Шевронные колёса имеют достоинства косозубых колёс плюс уравновешенные осевые силы и используются в высоконагруженных передачах.
Колёса внутреннего зацепления вращаются в одинаковых направлениях и применяются обычно в планетарных передачах.
Выбор параметров цилиндрических зубчатых передач обусловлен конструктивными и технологическими условиями. Передаточное отношение U определяется соотношением угловых скоростей (ω) или частот вращения (n) ведомого и ведущего колёс U = ω1 / ω2 = n1 / n2.
Здесь и далее индексы 1 и 2 расставлены в порядке передачи механической энергии 1- ведущее (шестерня), 2- ведомое (колесо). Учитывая, что в зацепление входят колёса с одинаковым модулем (ГОСТ 9563-60), можно задавшись числом зубьев шестерни
Z1найти число зубьев колеса
Z2 = U * Z1.
Передаточное число U ограничено габаритами зубчатой передачи.
Его рекомендуется принимать в диапазоне от 2 до 6. Нормальный ряд значений U стандартизирован в ГОСТ 2185-66.
Ширина колеса задаётся обычно коэффициентом ширины Ya= b / Aw , где b – ширина венца; Aw – межосевое расстояние (ГОСТ 2185-66).
Критерии расчёта эвольвентных зубьев
Поскольку колёса в зацеплении взаимодействуют своими зубьями, то весьма часто в эксплуатации наблюдаются различные повреждения их рабочих поверхностей.
Усталостное выкрашивание является наиболее серьёзным и распространённым дефектом поверхности зубьев даже для закрытых хорошо смазываемых и защищённых от загрязнения передач.
На рабочих поверхностях появляются небольшие углубления, которые затем превращаются в раковины. Выкрашивание носит усталостный характер и вызвано контактными напряжениями, которые изменяются по отнулевому пульсирующему циклу. Выкрашивание приводит к повышению контактного давления и нарушению работы передачи. В открытых передачах поверхностные слои истираются раньше, чем в них появляются усталостные трещины, поэтому выкрашивание появляется весьма редко.
Для предупреждения выкрашивания необходимо повышать твёрдость материала термообработкой либо повышать степень точности передачи, а также правильно назначать размеры из расчёта на усталость по контактным напряжениям.
Абразивный износ является основной причиной выхода из строя передач при плохой смазке. Это, в первую очередь, открытые передачи, а также закрытые, но находящиеся в засорённой среде: в горных, дорожных, строительных, транспортных машинах. У изношенных передач повышаются зазоры в зацеплении и, как следствие, усиливаются шум, вибрация, динамические перегрузки; искажается форма зуба; уменьшаются размеры поперечного сечения, а значит и прочность зуба. Основные меры предупреждения износа – повышение твёрдости поверхности зубьев, защита от загрязнения, применение специальных масел. В расчёте на контактную выносливость абразивный износ учитывается занижением допускаемых контактных напряжений.