Файл: Учебный курс для студентов очной и заочной форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 921

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


               

Механизмы преобразования одного вида движения в другой (общие сведения)
         В данном учебнике «Детали машин» в пределах учебной программы рассматриваются рычажные, кулачковые и храповые механизмы: назначение, принцип работы, устройство, область применения.

         Подробно этот раздел  изучается в курсе «Теория механизмов и машин».

 

Рычажные механизмы
Рычажные механизмы предназначены для преобразования одного вида движения в другое, колебательное вдоль или вокруг оси. Наиболее распространенные рычажные механизмы — шарнирный четырехзвенный, кривошипно-ползунный и кулисный.

Шарнирный четырехзвенный механизм (рис.8) состоит из кривошипа 7, шатуна и коромысла 3. В зависимости от соотношения длин рычагов 1, 2, 3 механизм и его звенья будут выполнять разные функции. Меха низм, изображенный на рис.8, со звеном 1, наиболее коротким из всех, называется однокривошипным. При вращении кривошипа. вокруг оси О, коромысло совершает колебательное движение вокруг оси О2шатун совершает сложное плоскопараллельное движение.

Кривошипно-ползунный механизм получают из шарнирного четырехзвенника при замене коромысла ползуном (рис. 9). При этом вращение кривошипа 1, ползун совершает колебательное прямолинейное движение вдоль направляющей ползуна. В двигателях внутреннего сгорания, таким ползуном, является поршень, а направляющей — цилиндр.

Кулисные механизмы служат для преобразования равномерно-вращательного движения кривошипа в качательное движение кулисы или нерав номерное прямолинейное колебательное (возвратно-поступательное) движение ползуна. Кулисные механизмы используются в строгальных станках, когда рабочий ход (снятие стружки) происходит медленно, а нерабочий ход (возвращение 
резца) — быстро. На рис.10 показана схема кулисного механизма с входным поршнем на шатуне. Такая схема используется в механизмах гидронасосов ротационного типа с вращающимися лопастями, а также в различных гидро- или пневмоприводах механизма с входным поршнем на шатуне, скользящем в качающемся (или вращающемся) цилиндре.



Рис.8. Шарнирный четырехзвенный механизм: 1 — кривошип; — шатун; — коромысло



Рис.9. Кривошипно-шатунный механизм: — кривошип; 2шатун; 3 — ползун



Рис.10. Кулисный механизм: / — кривошип; — шатун; — поршень
 

Кулачковые механизмы

Кулачковые механизмы предназначены для преобразования вращательного движения ведущего звена (кулачка) в заведомо заданный закон возвратно-поступательного движения ведомого звена (толкателя). Широко применяются кулачковые механизмы в швейных машинах, двигателях внутреннего сгорания, автоматах и позволяют получить заведомо заданный закон движения толкателя, а также обеспечить временные остановы ведомого звена при непрерывном движении ведущего.

На рис. 11 приведены плоские кулачковые механизмы. Кулачковый механизм состоит из трех звеньев: кулачка 1, толкателя и стойки (опоры) 3. Для уменьшения трения в кулачковый механизм вводится ролик. Ведущим звеном в кулачковом механизме является кулачок. Кулачок может со вершать как вращательное движение, так и поступательное. Движение ведомого звена — толкателя — может быть поступательным и вращательным.

 

 

            

Рис. 11. Кулачковые механизмы: 

1 — кулачок; — толкатель; — стойка (опора)

Недостатки кулачковых механизмов: высокие удельные давления, повышенный износ звеньев механизма, необходимость обеспечения замыкания звеньев, что приводит к дополнительным нагрузкам на звенья и к усложнению конструкции.

 

Храповые механизмы
Храповые механизмы относятся к механизмам прерывистого действия, которые обеспечивают движения ведомого звена в одном направлении с периодическими остановками. Конструк тивно храповые механизмы делятся на нереверсивные с внутренним зацеплением и с храповым колесом, а также реверсивные в виде зубчатой рейки.

Нереверсивный храповый механизм с внутренним зацеплением (рис. 12).Ведущим звеном может быть как храповое колесо внутреннего зацепления /, соединенное с зубчатым колесом внешнего зацепления, так и втулка с закрепленной на ней собачкой 3, подпружиненной к зубьям храпового колеса 1 пружиной 2.



Рис. 12. Нереверсивный храповый механизм с внутренним зацеплением:

1 — храповое колесо; — пружина; 3 — собачка; — втулка

 

В нереверсивных механизмах (рис. 13) храповое колесо выполняют в виде рейки в направляющих, и тогда собачка сообщает рейке с храпо вым зубом прерывистое прямолинейное движение. В этом случае преду сматривает устройство, которое возвращает рейку в начальное положение.



          Рис. 13.Нереверсивный храповый механизм:                                 Рис. 14. Реверсивный храповый механизм:

                               1 — рейка; 2 — собачка                                                    1- храповик; — ведущий рычаг; 3 — собачка

 

 

Реверсивные храповые механизмы (рис. 14) имеют: храповое колесо с зубьями эвольвентного профиля, а на ведущем рычаге шарнирно устанавливают собачку 3, которую при необходимости реверса перебрасывают во
круг оси Ох.

В машино- и приборостроении применяют храповые механизмы, в ко торых механизм (ведомое звено) двигается в одном направлении с периодическими остановками (металлообрабатывающие станки, задняя ведущая втулка у велосипеда и др.).

 

Мальтийский механизм (крест)
Мальтийские кресты широко применяются в машинных автоматах. Они относятся к механизмам прерывистого действия и предназначены для преобразования равномерного вращения ведущего звена в периодические с остановками ведомого звена, работают плавно без ударов (в отличие от храповых механизмов).

Наиболее распространенные мальтийские механизмы с внешним зацеплением (рис. 15). Такой механизм состоит из ведущего кривошипа 7, ролика на его конце, мальтийского креста 3. При вращении кривошипа ролик входит в паз 4мальтийского креста и возвращает его на заданный угол. После выхода ролика из паза угловое положение мальтийского креста фиксируется цилиндрической поверхностью диска.

Мальтийские механизмы проектируются с числом пазов мальтийского креста, равным 3 + 12. Расчеты храповых механизмов на прочность проводятся в зависимости от вращающего момента на вале храпового колеса.


Рис. 15. Мальтийский механизм: — ведущий кривошип;

— ролик; 3 - мальтийский крест; - паз мальтийского креста

 

 

Вопросы для самопроверки

 

- Опишите взаимное положение валов в переда че 10—11, см. рис. 16

1. Передача с параллельными осями валов

2. Передача с пересекающимися осями валов

3. Передача с перекрещивающимися осями валов

        4. Определить нельзя

 

- Показать на рис. 16 червячную передачу

1. Поз. 2-3

2. Поз. 4-5


3. Поз. 6-7

4. Поз. 10-11

      5. Поз. 12-13

 

- Покажите на рис.16 машину-орудие (поз. I, II, III,IV)

1) I

2) II

3) III

            4)  IV

 

- Какое назначение меха нических передач

1. Вырабатывать энергию

2. Воспринимать энергию

        3. Затрачивать энергию на преодоление внешних сил, непосредственно связанных с процессом производства

        4. Преобразовывать скорость, вращающий момент, направление вращения

 

- Как классифицируют зубчатую передачу по принципу передачи движения?

1. Трением

2. Зацеплением

3. Непосредственно контактом деталей, сидящих на ведущем и ведомом валах

        4. Передача гибкой связью

 

- Покажите на рис. 16 ведущее колесо третьей пары

1. Поз. 3

2. Поз. 4

3. Поз. 5

4. Поз. 6

        5. Поз. 7

 

- Передача 4—5 (см. рис. 16) понижающая или повышающая?

       1. Понижающая

       2. Повышающая

 

- Сколько ступеней имеет передача, показанная на рис. 16?

1) 1

2) 2

3) 6

       4) 12

 

- Какое из приведенных отношений называют передаточным числом одноступенчатой передачи?

1) n2/n1

2) D2/D1

        3) D1/D2



II                                 III                              IV

Рис. 16. Кинематическая схема многоступенчатой передачи

 

- Как называется передача, кинематическая схема которой показана на рисунке?



1.        Цилиндрическая

2.        Коническая

3.        Червячная

4.        Планетарная

- Как называется передача, кинематическая схема которой показана на рисунке?



1.        Цилиндрическая

2.        Коническая

3.        Червячная

4.        Планетарная

- Как называется передача, кинематическая схема которой показана на рисунке?



1.        Цилиндрическая