Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Осознание учениками необходимости выполнения требований, которые к ним предъявляются, осуществляется и в ходе ответа на вопросы к рассказу «Обида» по В. Хомченко (ч. 1, с. 12). В ходе анализа этого произведения необходимо подвести учащихся к умозаключению: на уроках следует заниматься не тем, чем хочется и что нравится, а тем, что нужно. Только в этом случае ученик сможет заслужить похвалу взрослых и самое главное – станет лучше. С этой целью предлагается заключительный вопрос: «Что бы ты посоветовал делать Косте, чтобы больше не получать двоек на уроках?».
В 4 классе значение учения как самого важного и ответственного дела школьника и чтения как одного из видов учебной деятельности раскрывается в процессе анализа стихотворений М. Пляцковского «Чему учат в школе» (ч. 1, с. 7) и В. Берестова «Читалочка» (ч. 1, с. 16), рассказа «Три желания Вити» по Л. Каминскому (ч. 1, с. 14), а также пословиц: «Чтение – вот лучшее учение»; «С книгой поведешься – ума наберешься».
Осознание учеником своей социальной роли невозможно без формирования уважительного и внимательного отношения к учителю, чему способствует чтение таких произведений, как «Первый урок» (2 класс, ч. 1, с. 6); «Наша учительница» А. Аксёновой (3 класс, ч. 1, с. 13); «Поздравление» по Ю. Ермолаеву (4 класс, ч. 1., с. 8), «Шум и шумок» по Е. Ильиной (4 класс, ч. 1, с. 10), «Восьмое марта» по М. Фроловой (4 класс, ч. 2, с. 38) и некоторых других.
Одним из важнейших личностных базовых действий является формирование положительного и бережного отношения к окружающей действительности. В качестве примеров работ, направленных на формирование этого действия, можно привести следующие вопросы и задания:
– «Как называется рассказ, в котором девочка Лида сделала кормушку для птиц? Вспомни и скажи, что было написано на табличке под кормушкой. Почему нужно помогать зимой птицам?» (2 класс, ч. 1, с. 98, вопрос из раздела «Ой ты, зимушка-зима»);
– «Как называется рассказ, в котором дети собирали ягоды и семена для птиц?.. Зачем они это делали? А как ты можешь помочь птицам пережить холодную зиму?» (3 класс, ч. 1, с. 34, вопрос из раздела «Осень наступила…»).
Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в единстве его природной и социальной частей связано с осознанием того, что человек – это только часть окружающего мира, и он должен существовать в гармонии с живой и неживой природой. Так, во 2 классе ученики читают рассказ по М. Пришвину «Лягушонок» (ч. 2, с. 37). Ответы на первые три вопроса: «Почему лягушонок проснулся? Что разбудило его?»; «Что случилось с ним ночью?» – помогают детям понять, что изменения, произошедшие в природе, могли привести к гибели маленького лягушонка. Ответ на последний вопрос к рассказу: «Что сказали ему ребята на прощание?» – позволяет им осознать, что только помощь детей позволила лягушонку выжить.
Являясь частью окружающего мира, человек, в том числе и ребёнок, может сделать его лучше и красивее:
– «А что ты делаешь, чтобы двор около твоего дома или школы стал лучше?» (3 класс, ч. 1, с. 45, вопрос к стихотворению «Маргаритка» О. Высоцкой);
– «Расскажи, как выглядит двор около дома, в котором ты живёшь. Что бы ты мог сделать для того, чтобы он стал ещё лучше и красивее?» (4 класс, ч. 1, с. 79, задание к рассказу «Михаськин сад» В. Хомченко);
– «Как ты думаешь, кого можно назвать добрым человеком? Расскажи о своих добрых делах, которые ты когда-нибудь делал в школе или дома» (4 класс, ч. 1, с. 87, задание из раздела «Жизнь дана на добрые дела»).
Эстетическому восприятию окружающей действительности способствует чтение учениками художественных и научно-художественных текстов и выполнение к ним заданий. Например: разбирая первую строфу стихотворения «Падают, падают листья…» М. Ивенсена (2 класс, ч. 1, с. 16), ученики вспоминают, какого цвета бывают листья ранней осенью, как называется пора осени, когда листья на деревьях становятся разноцветными, почему она так называется, нравится ли им это время года и почему. В заключение работы над текстом стихотворения ученикам предлагается задание: «Пойди в парк или в лес, собери листья, поставь букет в вазу. Будет красиво». Педагог может расширить это задание и организовать в классе выставку «Осенний букет», предложить детям выбрать лучший букет и обосновать своё мнение. В небольшом по объёму рассказе «Лосёнок» по Г. Цыферову (2 класс, ч. 2, с. 56) идёт речь о знакомом детям природном явлении, которое можно наблюдать весной в лесу – появлении первого листка. Для того чтобы ученики увидели в этом явлении нечто необычное, особенное, необходимо перед чтением текста организовать наблюдения за пробуждением деревьев ранней весной. С этой целью можно провести экскурсию в парк или лес, а можно понаблюдать за тем, как оживают срезанные ветки, поставленные в воду. Рассматривание иллюстрации в учебнике и ответы на вопросы по содержанию текста помогут детям ещё раз убедиться в особой красоте обыденного явления.
Важное значение для эстетического восприятия окружающей действительности имеют лирические стихотворения, представленные в учебниках для 3 и 4 классов. Задания к ним направлены на определение школьниками собственного эмоционального состояния, возникающего под влиянием воссозданных в стихотворении картин природы. Например:
– «Какое чувство вызывает у тебя это стихотворение? Почему?»; «Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся передать голосом грустное, печальное настроение» (3 класс, ч. 1, с. 31, задания к стихотворению «Осень наступила» А. Плещеева);
– «Какие чувства у тебя возникают, когда ты читаешь это стихотворение? Объясни почему» (4 класс, ч. 1, с. 29, задание к стихотворению «Славная осень!..» Н. Некрасова);
– «Какое настроение у автора в это время года? Подтверди свой ответ строчками из стихотворения. А какое настроение возникает у тебя, когда ты читаешь это стихотворение? Почему?» (4 класс, ч. 1, с. 31, задание к стихотворению «Осень» К. Бальмонта).
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
● адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
● принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
● активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
● соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недостатков.
Знакомство с ритуалами школьного поведения начинается с первых уроков чтения во 2 классе. С этой целью в раздел учебника «Осень пришла – в школу пора!» включены тексты «Первый урок», «Птичья школа» Б. Заходера, «Всякой вещи своё место» по К. Ушинскому и некоторые другие. В процессе чтения и анализа этих произведений школьники с опорой на вопросы учителя оценивают поведение героев, делают выводы и умозаключения о правильности или неправильности их поступков, объясняют свою точку зрения. Например, перед чтением рассказа «Первый урок» (ч. 1, с. 6) учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию к тексту, после чего организует следующий диалог:
– Учитель: Как вы думаете, что делают дети, изображённые на картинке?
– Дети: Они смеются, кричат, громко разговаривают.
– Учитель: А что в это время делает учительница?
– Дети: Она заткнула уши руками.
– Учитель: Как вы думаете, почему она так сделала?
– Дети: Учительница заткнула уши руками, потому что в классе стало очень громко.
– Учитель: Как вы думаете, хорошо ли ведут себя дети на уроке? Почему вы так решили?
– Дети: Нет, дети ведут себя неправильно, потому что на уроке должно быть тихо, чтобы учитель мог слышать каждого ученика.
После чтения рассказа учитель выясняет, о каком правиле поведения дети узнали (чтобы поздороваться с учителем, нужно встать из-за парты, кричать не нужно), а затем предлагает вспомнить другое правило, которое также помогает сохранить тишину на уроке.
Близкий по тематике рассказ представлен и в учебнике 4 класса (ч. 1, с. 10, рассказ «Шум и Шумок» по Е. Ильиной). Рассматривая и сравнивая иллюстрации к тексту, отвечая на вопросы к ним, ученики приходят к выводу, что на уроке нельзя есть, стоять, громко разговаривать, читать посторонние книги и т. п., потому что всё это мешает учителю вести урок. Затем ученики находят в тексте отрывок, в котором говорится, как нужно вести себя в классе, чтобы не было шумно, и делают вывод, что на уроке невозможно обойтись без соблюдения определённых правил поведения.
Для младших школьников с умственной отсталостью характерна низкая познавательная активность, которая проявляется на всех этапах учебной деятельности: начиная от её мотивационного компонента и заканчивая оценкой и корректировкой полученного результата. Поэтому тексты, представленные в учебниках со 2 по 4 класс, сопровождаются системой заданий, позволяющих, с одной стороны, определить промежуточную или конечную цель работы над произведением, а с другой – проявить при этом необходимую долю активности и самостоятельности.
Приведём примеры заданий, способствующих формированию умения принимать цели и произвольно и активно участвовать в деятельности.
● 2 класс:
– «Нарисуй рисунок о лете. Покажи его своим одноклассникам»; «Сделайте выставку рисунков о зиме и лете» (ч. 1, с. 93, задания к рассказу «Ромашки в январе» по М. Пляцковскому);
– «Закончи предложение: ″Мальчик мечтает об учебнике, который…″» (ч. 2, с. 15, задание к стихотворению «Петя мечтает» Б. Заходера);
– «Что мама сказала ему [Юре], когда давала бутылочку меда? Прочитай»; «Это был правильный совет? Что должна была сказать Юрина мама? Скажи за неё нужные слова» (ч. 2, с. 17, задания к рассказу «Мед в кармане» по В. Витке);
– «Нравится ли тебе весна? Расскажи, чем она тебе нравится» (ч. 2, с. 29, задание к стихотворению «Март» Я. Акима);
– «Рассмотри иллюстрацию. Найди в стихотворении подходящие к ней строки. Какие ещё картинки к стихотворению можно нарисовать?» (ч. 2, с. 81, задание к стихотворению «Поход» С. Махотина).
● 3 класс:
– «Рассмотри картинки. Найди и покажи, где нарисованы ягоды рябины, а где – калины. Покажи семена ясеня. Покажи репейник (ч. 1, с. 26, задание к тексту «Ворона и синица»);
– «Найди и прочитай отрывок, в котором говорится о том, как выглядел осенний лес» (ч. 1, с. 27, задание к рассказу «За кормом для птиц» по Л. Воронковой);
– «Нарисуй картинку к песне» (ч. 1, с. 99, задание к стихотворению «Ой ты, зимушка-зима»);
– «Прочитай пословицы... К каким рассказам, которые ты прочитал в этом разделе, относятся эти пословицы? Объясни почему» (ч. 2, с. 42, задание к разделу «Так нельзя, а так можно»);
– Перескажи любой рассказ, который тебе понравился» (ч. 2, с. 43, задание к разделу «Так нельзя, а так можно»).
● 4 класс:
– «О каком явлении осенней природы говорится в загадке? С чем сравнивается в загадке это явление природы? Объясни почему. А что ты узнал об этом явлении из рассказа ″Время листьям опадать…″?» (ч. 1, с. 41, задание к разделу «Время листьям опадать»);
– «Рассмотри картинки. Расположи их в правильном порядке. Перескажи рассказ по картинкам и плану» (ч. 1, с. 59, задание к рассказу «Пушок» по В. Гаранжину);
– Выбери правильный ответ, который объясняет выражение ″в добре поживать – лиха не знать″:
делать только добрые дела и не совершать злых, плохих поступков;
жить в богатстве и не знать бедности.
Объясни свой выбор (ч. 2, с. 61, задание к сказке «Хаврошечка»);
– «Докажи примерами из сказки, что добро всегда побеждает зло» (ч. 2, с. 66, задание к сказке «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»).
Во все учебники включены задания, способствующие целенаправленности читательской деятельности учеников. К ним прежде всего относятся поиск в тексте информации, являющейся ответом на вопрос или подтверждающей собственное мнение ученика (выборочное чтение); а также нахождение отрывков из текста, соответствующих содержанию иллюстрации.
Одним из качеств, характеризующих навык чтения, является его выразительность, формирование которой у школьников с нарушениями интеллекта затруднено. В связи с этим во 2 классе необходимо ориентировать детей на подражание чтению учителя, что одновременно способствует выработке базового учебного действия «соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами». Для этого к некоторым стихотворениям предлагаются такие задания: «Выучи стихотворение наизусть. Научись читать его так, как читает учитель» (ч. 1, с. 16, задание к стихотворению «Падают, падают листья…»; ч. 1, с. 88, задание к стихотворению «Живи, ёлочка!» и некоторые другие).