Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– «Какую пользу принёс скворечник, который сделали мальчики? Как сказано об этом в рассказе? Прочитай» (2 класс, ч. 2, с. 43, раздел «Весна идет!», вопросы к рассказу «Подходящая вещь»);
– «Что бы ты посоветовал Булю, чтобы у него появились друзья?» (3 класс, ч. 1, с. 77, раздел «Ребятам о зверятах», вопросы к рассказу «Сердитый дог Буль»);
– «Как ты понимаешь выражение «Сам погибай, а товарища выручай»? Как Снегиря можно назвать?» (3 класс, ч. 2, с. 26, раздел «Зимушка-зима», вопросы к рассказу «Снегирь и синичка»);
– «Как ты понимаешь слова «Доброе дело никогда не бывает скучным»? Выбери тот вариант ответа, который ты считаешь правильным. Объясни свой выбор.
1) Доброе дело – это всегда интересное и весёлое занятие.
2) Доброе дело может быть и неинтересным занятием, но всегда становится приятно, когда ты понимаешь, что приносишь пользу другим людям» (4 класс, ч. 1, с. 92, раздел «Зима наступила», вопросы к рассказу «Снегурочка»).
Чтение и анализ произведений, различных по содержанию и жанрам, способствуют формированию первоначальных представлений о таких общечеловеческих (базовых) ценностях, как доброта, дружба, правда и др. Приведем примеры вопросов и заданий, иллюстрирующие формирование этих и некоторых других нравственных представлений.
● Уяснение нравственного смысла внимательного отношения и оказания помощи товарищам, которые смущаются, проявляют нерешительность: «Что случилось с мальчиком, когда он вышел на лёд?»; «Кто помог мальчику научиться кататься на коньках? Почему Маша это сделала?»; «Расскажи, как бы ты поступил, если бы рядом с тобой на катке оказался такой мальчик» (2 класс, ч. 1, с. 91, вопросы к рассказу «Коньки купили не напрасно»).
● Уяснение нравственного смысла скромности: «Хвалился ли Витя своим поступком? Это хорошо или плохо? Почему?» (2 класс, ч. 2, с. 18, вопросы к рассказу «Канавка»).
● Осознание необходимости не лгать, а говорить правду: «Прочитай вывод после текста [«Всегда говори правду, даже если ты не хочешь этого делать»]. Объясни, почему нужно так поступать» (3 класс, ч. 2, с. 31, вопросы к рассказу «Косточка»).
● Осознание необходимости уважительного отношения к людям старшего возраста, оказания им посильной помощи: «Какое хорошее дело сделал мальчик? Легко ли ему было это делать? Почему ты так решил?»; «За что бабушка поблагодарила мальчика?» (4 класс, ч. 1, с. 101, вопросы к стихотворению «Где лежало ″спасибо″?»).
В процессе разбора некоторых художественных произведений следует показать положительные изменения, происходящие в характере героя в ходе развития сюжета. В качестве примера приведём некоторые вопросы к рассказу Н. Носова «На горке» (4 класс, ч. 1):
– «Что решил сделать Котька для того, чтобы ему было легче скатиться с горки?»; «Хорошо ли поступил Котька? Объясни почему» (вопросы к первой части рассказа, с. 103);
– «Изменился ли Котька к концу рассказа? Каким он стал?»; «Как ты думаешь, почему Котьке понравилось строить вместе с ребятами горку?» (вопросы ко второй части рассказа, с. 105).
Одной из задач духовно-нравственного развития в области личностной культуры младших школьников с нарушениями интеллекта является развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
Воспитание трудолюбия предполагает знакомство учеников с произведениями, в которых они узнают о профессиях взрослых и о трудовых делах детей:
– «Рассмотри картинки. Люди каких профессий нарисованы на картинках?»; «Объясни, как ты понимаешь выражения: ″Землю красит солнце, а человека – труд″, ″Всякий труд в почёте″» (3 класс, ч. 1, с. 36, вопросы из раздела «Учимся трудиться»);
– «Как ты думаешь, кого можно назвать настоящим мастером?» (4 класс, ч. 1, с. 76, вопросы к стихотворению «Миша-мастер»);
– Прочитай поговорки ″Дело мастера боится″; ″На все руки мастер″. Объясни, как ты их понимаешь. К герою какого стихотворения, которое ты прочитал в этом разделе, они относятся? Почему ты так решил?» (4 класс, ч. 1, с. 87, вопросы из раздела «Жизнь дана на добрые дела»).
Развитие способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата также осуществляется в процессе анализа произведений:
– «Получилось ли у Алика сразу починить скамейку? Почему?»; «Как ты думаешь, что могло бы произойти, если бы Алик не починил скамейку?»; «Объясни, что хорошего в поступке Алика» (2 класс, ч. 2, с. 9, вопросы к рассказу «Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик»);
– «Прочитай ещё раз название рассказа. Кто был торопливым: Митя или ножик? Докажи» (2 класс, ч. 2, с. 10, вопросы к рассказу «Торопливый ножик»);
– «Когда, по мнению мальчика, легко готовить обед? Почему? Прочитай, как об этом сказано в стихотворении»; «А когда трудно готовить обед? Объясни почему» (3 класс, ч. 1, с. 43, вопросы к стихотворению «Повар́а»).
Формирование чувства причастности к коллективным делам является задачей из области социальной культуры
. Оно осуществляется в процессе чтения следующих произведений:
● 2 класс – «Канавка» по В. Донниковой (ч. 2, с. 18), «Мостки» А. Барто, (ч. 2, с. 20), «Помощники весны» Г. Ладонщикова (ч. 2, с. 36), «Подходящая вещь» по В. Голявкину (ч. 2, с. 42);
● 3 класс – «Работа» по Д. Габе (ч. 1, с. 38), «Бабушка и внучка» по А. Потаповой (ч. 1, с. 41), «Маргаритка» О. Высотской (ч. 1, с. 45), «Пуговица» по В. Хомченко (ч. 1, с. 46);
● 4 класс – «Когда люди радуются» по С. Баруздину (ч. 1, с. 80), «Про каникулы и полезные дела» по Ю. Ермолаеву (ч. 1, с. 81), «На горке» по Н. Носову (ч. 1, с. 102) и некоторые другие.
Одной из задач Программы духовно-нравственного развития в области семейной культуры является формирование осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. Необходимо, чтобы в процессе обсуждения поступков героев разных произведений ученики высказывали суждения, пусть даже и элементарные, которые позволили бы им прийти к выводу о том, что забота о других людях делает лучше нас самих.
Проиллюстрируем решение этой задачи на примере системы вопросов к рассказу Л. Воронковой «Что сказала бы мама?» (3 класс, ч. 2, с. 99):
– «Прочитай, почему плакал Васятка»;
– «Кто помог Васятке? Что он сделал? А как поступили Гринька и Федя?»;
– «С кем из героев этого рассказа ты бы хотел дружить? А чей поступок тебе не понравился? Объясни почему»;
– «Прочитай название рассказа. Найди в рассказе и прочитай ответ на этот вопрос. Как ты думаешь, почему именно так мама назвала бы Ваню? Согласен ли ты с мамой мальчика? Почему?»
В содержании Программы духовно-нравственного развития младших школьников с нарушениями интеллекта большое внимание уделяется формированию любви к большой и малой Родине, уважения к защитникам Отечества и людям труда, заботливого отношения к младшим и старшим, окружающей природе и т. п. Таким образом, «Родина» является интегративным понятием, которое объединяет всё содержание работы в области личной, социальной и семейной культуры.
Первоначальные представления о Родине формируются у школьников на уроках чтения в 3 классе, когда они знакомятся с такими понятиями, как флаг Российской Федерации, Москва – столица нашей Родины, Красная площадь – главная площадь страны, и некоторыми другими (ч. 2, с. 88–89, «Главный город страны» М. Ильина). Логическим продолжением этой работы в 4 классе является формирование представлений о другом городе нашей страны – Санкт-Петербурге, его основателе – Петре Первом – и некоторых исторических достопримечательностях (ч. 2, с. 79–80, «Город на Неве» С. Васильевой).
Формирование и развитие нравственных чувств, связанных с любовью к большой и малой Родине, начинается с анализа названий соответствующих разделов учебника: «Родина любимая» (3 класс) и «Родная земля» (4 класс). После прочтения стихотворения «Скворец на чужбине» Г. Ладонщикова (3 класс, ч. 2, с. 84–85), который открывает раздел «Родина любимая», учащимся предлагается следующая система вопросов:
– «Как живется скворцу на чужбине? Почему? Подтверди свой ответ строчками из стихотворения»;
– «Почему скворец стремится в родные края?»;
– «Прочитай, о ком он скучает на чужбине»;
– «Прочитай пословицу: ″Нет ничего краше Родины нашей″. Объясни, как ты её понимаешь».
Ответы на эти и другие вопросы должны подвести учеников к выводу, который представлен в учебнике: «Всякому мила своя сторона».
На заключительном этапе разбора содержания рассказа С. Вербовой «Сочинение на тему» (4 класс, ч. 2, с. 82–83) ученикам предлагается выполнить следующее задание: «НайдÐ
Личностные базовые учебные действия обеспечивают готовность ребёнка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. В младших классах в состав личностных базовых учебных действий входит:
● осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
● способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
● положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и её эстетическому восприятию;
● целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
● самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
● готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Для формирования у школьников с умственной отсталостью положительного отношения к учению, осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением и занятиями, во все учебники по чтению со 2 по 4 класс включены разнообразные по содержанию стихотворные и прозаические тексты на эту тему. Например, в процессе разбора рассказа В. Голявкина «Зачем дети ходят в школу» (2 класс, ч. 1, с. 21) ученики уясняют, что на уроках они могут не только научиться читать, писать и считать, но и узнать много интересного, чего они не знали раньше. При этом необходимо показать детям, что учёба — это труд, и, как всякий труд, она требует усилий. В качестве иллюстрации этого положения продемонстрируем, какие вопросы может задать учитель при разборе стихотворения «Петя мечтает» Б. Заходера (2 класс, ч. 1, с. 15):
– О чём мечтает Петя?
– Как вы думаете, его мечты – правильные? Объясните, почему вы так решили.
– А что нравится делать мальчику?
– Как вы думаете, может ли он так поступать? Почему?
– Нравится ли вам герой этого стихотворения? Согласны ли вы с тем, как называет Петю его мама? Почему?
– Какой совет вы дали бы Пете?
В 3 классе в процессе чтения и разбора сказки В. Бирюкова «Кто лучшим будет» (ч. 1, с. 10) ученики делают вывод о том, что лучшим учеником становится не самый красивый и не самый сильный, а тот, кто заинтересован учением и ответственно к нему относится.