ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6) культурная – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;
7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан – эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции – это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;
8) обеспечения общественной безопасности – деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.
Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.
1. Военная – в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ.
2. Функция сотрудничества с другими государствами.
-
Тенденции развития функций современного российского государства.
В развитии соврем. гос-ва можно выделить несколько тенденций.
1)Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим,правовым и федеративным гос-вом с республик.формой правления.
2)Важной тенденцией в развитии соврем. гос-ва выступает демократич. ограниченность суверенитета гос-ва, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.
3)Тенденция децентрализации гос-нной власти. Власть перераспределяется между высшими гос-ными стр-рами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях, т.е. наблюдается развитие самоуправления.
4Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденция к интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское Сообщество, которое в 1994 г. пополнилось еще тремя государствами – Австрией, Швецией и Финляндией и насчитывает 15 стран.Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, т.е. дробления государств,создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.
Стремление к самостоятельности и обособлению можно оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в последнее время переживает более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы.Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических движений.
5) Важная тенденция в развитии современного государства–стремление иметь собственную идеологию, объединяющую об-во. Гос-во теряет свою интеграционную ф-ию, когда несуществует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, кот.объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности историческойсудьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.
6) важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание. Гос-ные служащие-бюрократы имеютсвои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Понятие и виды государственных органов. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.
Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);
по форме реализации государственной деятельности - на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы;
по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные;
по иерархии - на центральные, региональные и местные;
по срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные;
по характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
принцип демократизма – выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;
принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;
принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;
принцип профессионализма - предполагает использование наиболее квалифицированных работников, высокий уровень деятельности государственного аппарата;
принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении.
-
Формы государства: понятие и элементы.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Элементами формы государства являются:
1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
-
Форма государственного правления: понятие, основные виды.
Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
Виды: - монархии; - республики.
Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.
Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет ЮО. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Богом.
Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.
При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.
В последнее столетие наиболее распространенными есть ограниченые монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. Из-за таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.
Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут ЮО (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).
3 вида: президентская республика, смешанная, парламентская.
Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.
Смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, РФ.