ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 542
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итоговый тест.
А 1 – 4 В 1 - 4
А 2 – 2 В 2 – 2,5,13
А 3 – 2 В 3 – 2,5,12
А 4 – 2 В 4 - 2
А 5 – 3 В 5 – сел и заплакал
А 6 – 2 В 6 – Муравей, слон
В 7 - 6
ИТОГОВАЯ
контрольная работа по русскому языку 5 класс
за 2019-2020 учебный год
1 вариант
1. Записать текст, вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания.
На полян.. около лесной опушк.. р..сли сини.. цветы. Они жались друг к дружке. Зар..сли их были похожи на маленьки.. озёра с густой син..й водой.
Я н..рвал большой букет этих цветов. Когда я в..тряхивал его в цветах п..громыхивалис..зревшие семена.
Цветы были незн..комые п..хожие на колокольчики. Но у колокольчиков чашеч(?)ка всегда склоняется к земле, а у этих неизвес(?)ных цветов сухие чашеч(?)ки стояли, вытянувшись вверх.
2. Выписать из текста пять слов с приставками, выделить эти морфемы.
3. Произвести полный синтаксический разбор предложения: На поляне около лесной опушки росли синие цветы.
4. Дать лексическое толкование слов: букет, поляна
5. Морфологический разбор слов: (около) опушки, встряхивал
ОТВЕТЫ 1 вариант
Ответы к заданиям | Баллы |
1. Записать текст, вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания. На поляне около лесной опушки росли синие цветы. Они жались друг к дружке. Заросли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой. Я нарвал большой букет этих цветов. Когда я встряхивал его, в цветах погромыхивали созревшие семена. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных цветов сухие чашечки стояли, вытянувшись вверх. | 5 баллов |
2. Выписать из текста пять слов с приставками, выделить эти морфемы. | 10 баллов |
3. Произвести полный синтаксический разбор предложения: На поляне около лесной опушки росли синие цветы. ( повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, неослож-ненное). | 5 баллов |
4. Дать лексическое толкование слов: букет, поляна Букет – художественная композиция декоративного назначения, составленная из частей растений. Поляна - открытый участок в лесу. Небольшая равнина, луг на опушке или посреди леса, лужайка. | 2 балла |
5. Произвести морфологический разбор слов: (около) опушки, встряхивал (около) опушки – сущ., н.ф. – опушка, нариц.,неодуш., 1 скл., Р.п., ед.ч., дополнение Встряхивал – глагол, н.ф. – встряхивать, несов.в., 1 спр.,ед.ч., прош.время, м.р., сказуемое. | 4 балла |
25 – 26 баллов – «5»
19 – 24 баллов – «4»
13 – 18 баллов – «3»
меньше 13 баллов – «2»
Контрольное изложение №1.
Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.
Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.
От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья… целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.
И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.»
ПЛАН.
1. Прогулка по лесу.
2. Полянка – хорошее место для отдыха.
3. Кто чем занимается.
4. Барсик что-то учуял.
5. Барсик разорил гнездо ос в старом пне.
6. Осы преследуют Барсика.
7. Расплата за лакомство.
КИМ 6 класс
Входной диктант
АЗБУКА ТАЙГИ
Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было ещё далеко. Я выбирал место для ночлега. Вот нашёл сухое, высокое местечко. Но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увёл меня на болото.
Наступила полночь. Вдруг смерчем пронёсся тяжёлый ветер, начался бурелом. Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас всё это обошло стороной.
К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таёжник догадался об опасности?
За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушёл из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь всё знает, слушайся в тайге медведя», – закончил старик свой рассказ.
(По А. Иванову-Смоленскому.)
(116 слов.)
Грамматическое задание:
1.Выпишите по 2 слова со следующими орфограммами (безударные гласные в корне; проверяемые, непроверяемые, чередующиеся и др.).
2.Разбор слова по составу: расположиться, выбирал, старичок, рассказ.
3.Определите часть речи у слов во втором или в последних предложениях.
Контрольная работа с грамматическим заданием
по теме«Морфемика, словообразование, орфография»
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (105 сл.)
Грамматические задания
1) Найдите в тексте сложное предложение, подчеркните в нем грамматические основы.
2) Выписать из текста:
I вариант Любое слово с орфограммой «Чередование гласных в корне». Объяснить написание.
II вариант Любое слово с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне». Подберите проверочное слово.
3) Выполните морфемный разбор слов:
I вариантПр..дорожных, подберёзовики
II вариант Дорожкой, пр..брежные
Диктант с грамматическим заданием
1 четверть
Утром.
Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляются солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы верхушкам далекого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В неё впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.
На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наешься пахучих ягод.
Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли. Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.
Дополнительные задания.
-
Произведите синтаксический разбор 1 предложения 6 абзаца. -
Разберите по составу слова: речонка, впадает.
Сжатое изложение
Кукушка
Кукушка сидела на березе среди рощи.
Вокруг нее то и дело мелькали крылья. Птицы хлопотливо сновали между деревьями, высматривая уютные уголки, таскали пёрышки, мох, траву.
Скоро должны были появиться на свет маленькие птенчики. Птицы заботились о них. Они спешили – вили, строили, лепили.
А у кукушки была своя забота. Она ведь не умеет ни гнезда вить, ни птенцов воспитывать. Она сидела и думала: «Вот посижу здесь и погляжу на птиц. Кто лучше всех себе гнездо выстроит, той и подкину своё яйцо».
И кукушка следила за птицами, спрятавшись в густой листве. Птицы не замечали её.
Трясогузка, конек и пеночка выстроили себе гнезда на земле. Они так хорошо спрятали их в траве, что даже в двух шагах нельзя было заметить гнёзда. Кукушка подумала: «Эти гнёзда ловко спрятаны! Да вдруг придёт корова, нечаянно наступит на гнездо и раздавит моего птенца? Не подкину своего яйца ни трясогузке, ни коньку, ни пеночке». И стала высматривать новые гнёзда.
Соловей и славка свили гнёзда в кустах. Кукушке понравились их гнёзда. Да тут прилетела вороватая сойка с голубыми перьями на крыльях. Все птицы кинулись к ней, старались прогнать её от своих гнёзд.
Кукушка подумала: «Сойка всякое гнездо разыщет, даже гнездо соловья и славки. И утащит моего птенчика. Куда же мне подбросить своё яйцо?»
Тут на глаза кукушке попалась маленькая мухоловка-пеструшка. Она вылетела из дупла старой липы и полетела помогать птицам прогонять сойку.
«Вот отличное гнездо для птенца! – подумала кукушка. – В дупле его корова не раздавит и сойка не достанет. Подкину своё яйцо пеструшке!»
Пока пеструшка гонялась за сойкой, кукушка слетела с березы и снесла яйцо прямо на землю. Потом схватила его в клюв, подлетела к липе. Просунула голову в дупло и осторожно опустила яйцо в пеструшкино гнездо.
Кукушка была очень рада, что пристроила своего птенца в надежное место.
(293 слова)
Контрольная работа с грамматическим заданием
по теме «Лексикология»
Лес осенью.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём. (86 слов) (И. С. Соколов-Микитов)
Грамматическое задание.
1.Подберите антонимы к словам: медленно, тихо, легко, грустное.
2.Сделайте морфемный разбор слов: невесомые, просвистит, цветистом.
3.Сделайте морфологический разбор слова: паутины.
4.Сделайте фонетический разбор слова: ручьях.
5.Сделайте синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца.
6. Подберите слова (сходные по лексическому значению) к слову «канава».
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)
(по И. Сколову-Микитову)
Задания.
1)Озаглавьте текст.
2) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
2 вариант – В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.
3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
1 вариант – весенний
2 вариант – лесных.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
по теме «Имя прилагательное»
Летний день
Жарким июльским днем, когда луч солнца так жгуч, хочется найти место прохладнее. Далеко не легкое это дело. Из большого грушевого сада, который наполнен зноем, идешь через двор мимо собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на деревянное крыльцо и входишь в прохладный каменный дом.
Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и таинственный полумрак. Приглядевшись, начинаешь различать длинную сероватую лавку, холщовую рубашку и кумачовую косынку на ней, глиняный кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю утварь.