Файл: Дипломная работа на тему Конституционноправовой статус Верховного Суда Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 547

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам. https://law.wikireading.ru/42941 https://law.wikireading.ru/42941.

21 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 г. N 11 "О практике вынесения судами частных определений (постановлений)" [Электронный ресурс] // http://www.alppp.ru/law/pravosudie/43/postanovlenie-plenuma-verhovnogo-suda-sssr-ot-29-09-1988--11.html.

22 Частное определение Верховного Суда РФ от 13.09.2014 N 11-АПГ14-21, Частное определение Верховного Суда РФ от 12.09.2014 N 92-АПГ14-16, Частное определение Верховного Суда РФ от 08.07.2013 N 4-АПГ13-7, Частное определение Верховного Суда РФ от 07.02.2011 N 36-О11-1 // СПС "Консультант Плюс". Цит. по Габассов В.Р.

23 Габассов В.Р. О статусе и некоторых аспектах практики Верховного Суда СССР после принятия Конституции 1977 г. // История государства и права. 2015. N 11. С. 12 - 15.

11 апреля 1991 года прошло совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции, на котором было решение о созыве Съезда судей, в рамках которого предлагалось обсудить концепцию судебной реформы, на проведение и результаты которой возлагались большие надежды в деле по становлению судебной власти. На роль Верховного Суда СССР повлиял распад СССР, и 28 декабря 1991 года всесоюзный Верховный Суд был упразднен, его полномочия и имущество передали Верховному Суду РСФСР, который стал высшим судебным органом России.

26 июня 1992 г. был принят первый акт в практической реализации судебной реформы – Закон «О статусе судей в РФ», которым был утвержден основополагающий принцип судоустройства принцип независимости судей. В нормах закона были
сформулированы принципиально важные положения, закрепляющие самостоятельность и независимость судебной власти, которую могли осуществлять только судьи.

С 2 декабря 1993 г. со дня принятия Конституции РФ начался и новый этап судебной реформы, поскольку Конституция закрепила правовую основу для осуществления независимого правосудия, она закрепляла на высшем уровне принцип разделения властей, порядок организации судебной системы, гарантии доступности и независимости правосудия. Нормы Конституции отразились и на порядке назначения на должность судей Верховного Суда РФ.

Таким образом, исследование конституционно-правового статуса Верховного Суда показало наличие определенных этапов в развитии данного института, и показало, что советское правосудие динамично шло к основной своей цели: защищать права и интересы граждан, медленно, но шло. После распада СССР и принятия Конституции РФ 1993 года, закрепившей принцип разделения государственной власти на три ветви, изменился и конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ.

    1. Место Верховного Суда РФ в судебной системе


В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшей инстанцией по всем категориям дел, отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а именно: гражданским, уголовным, административным, иным подсудным делам, по делам о разрешении экономических споров. Верховный Суд РФ имеет права юридического лица, а именно право распоряжения закрепленным за ним имуществом,

имеет право выступать в качестве учредителя учреждений, подведомственных ему. Верховный Суд имеет печать, на которой изображен государственный символ – государственный герб РФ. Верховный Суд имеет собственное печатное издание – «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации»24.

На Верховном Суде РФ лежит обязанность проведения надзора за судебной деятельностью подчиненных ему судов, ему также предоставлено право законодательной инициативы по вопросам его ведения25. Место Верховного Суда РФ в судебной системе и в системе органов государственной власти определятся функциями, на него возложенными.

Надзор за судебной деятельностью является одной из основных функций Верховного Суда РФ как высшей судебной инстанции, и представляет собой основной элемент обеспечения руководства отправлением правосудия в системе подведомственных ему судов, определяя тем самым место Верховного Суда РФ в российской судебной системе.

Так, надзор за судебной деятельностью представляет собой межотраслевой комплекс правомочий и институтов, и распространяется на процессуальную деятельность нижестоящих судов. Руководство судебной деятельностью имеет внутреннее и внешнее проявления. Внешнее




24 Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1- ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (постатейный) / Е.А. Григорьева, М.А. Беляев, Н.А. Бочкарева и др.; под ред. В.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2016. 152 с.

25 Правоохранительные и судебные
органы России: учебник / В.С. Авдонкин, В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева и др.; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 434 с.

управление судебной системой осуществляется путем принятия нормативных актов, порождающих правовые последствия для организации судопроизводства, внутреннее управление реализуется путем применения норм внутри судебной системы26.

Надзор за судебной деятельностью осуществляется с помощью различных методов, среди которых можно назвать следующие.

Во-первых, обобщение и направление судебной практики, основными целями которых является повышение уровня законности, единообразия применения законодательства.

Во-вторых, деятельность по осуществлению правосудия, то есть деятельность судов первой инстанции и осуществление контрольных функций вышестоящими судами. Например, в силу гл. 48.1 УПК РФ осуществление функции судебного надзора является прерогативой Президиума Верховного Суда РФ.

В-третьих, организация апелляционного и кассационного разбирательства, которые имеют отличительные особенности и свои процессуальные методы и формы осуществления возложенных на них задач.

В-четвертых, руководство деятельностью нижестоящих судов, в основе которого лежит право давать обязательные для исполнения нижестоящими судами указания, но только в рамках надзорного производства.

Помимо судебного рассмотрения можно выделить и обеспечивающую правосудие деятельность, как-то: материально-техническое, финансовое, кадровое
обеспечение.

Таким образом, надзор за судебной деятельностью является основной формой государственного руководства работой судов и в таком качестве закреплен в Конституции РФ. Как сказано в ст. 2 ФКЗ «О Верховном Суде РФ»27, «Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с ФКЗ «О судебной




26 См.: Михайловская И.Б. Процессы управления в судебной системе. М., 2012. С. 33 - 35, 59.

27 Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Российская газета", N 27, 07.02.2014.

системе РФ»28 и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций». Такая постановка вопроса оправдана в силу значения и особенного положения Верховного Суда РФ в системе правосудия и в системе органов государственной власти, поскольку в отличие от остальных судебных органов, Верховный Суд осуществляет государственные функции, выходящие за пределы правосудия и имеет более сложную структуру организации. Основные его полномочия определяются Конституцией РФ: осуществление руководства судебной системой, дача разъяснений по вопросам,