Файл: Рабочая программа по речи и ак в 5 9 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..2

    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧИ И АК В 5 – 9 КЛАССАХ ………………………..…................2

    2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧИ И АК……..…..3

  2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………..3

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………3

    2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧИ И АК В 5 – 9 КЛАССАХ ……………………………..……....5

    3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧИ И АК В 5 – 9 КЛАССАХ ………………………….............….8

  3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………….9

    1. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ…………………………………………………………....9

    1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧИ И АК В 5 – 9 КЛАССАХ…...10

5 КЛАСС……………………………………………………………....11

6 КЛАСС………………………………………………………………13

7 КЛАСС………………………………………………………………15

8 КЛАСС………………………………………………………………17

9 КЛАСС………………………………………………………………19

    1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РЕЧИ И АК…………...21

5 КЛАСС…………………………………………………………….....21

6 КЛАСС………………………………………………………………24

7 КЛАСС………………………………………………………………28

8 КЛАСС………………………………………………………………31

9 КЛАСС………………………………………………………………34


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В 5 – 9 КЛАССАХ

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) основного общего образования (далее – АООП ООО В.9.2).

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана и утверждена ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) на основе документов:


- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- СанПиНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- АООП ООО (В.9.2.) для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»;

- учебного плана образовательного учреждения;

с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.



    1. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Структура рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения предмета;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету.

Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на всех годах обучения, ориентированное на достижение личностных и предметных результатов освоения программы и развития жизненных компетенций учащихся, формирование базовых учебных действий.

Организационный раздел включает календарно-тематическое планирование на всех годах обучения предмету в основной школе.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ



    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика», реализуется в 5 – 9 классах.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

  • формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;

  • учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;

  • формирование умения понимать обращённую речь;

  • формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания;

  • развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка;

  • формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму;

  • формирование начальных навыков чтения и письма.



Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Формы организации образовательного процесса
Основная форма организации учебного процесса – урок-занятие.
Используемые технологии:
Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения:

  • Информационно-коммуникативные технологии.

  • Технология концентрированного обучения.

  • Технология дифференцированного обучения.

  • Технологии личностно-ориентированного образования (игровые технологии, разноуровнего обучения, организация ситуаций взаимодействия).


Основные методы организации учебного процесса.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • наглядный:

  • словесный

  • практический

При использовании практического метода (многократное повторение выполнения конкретного действия) предварительно «отрабатывается» в подводящих, подготовительных упражнениях, а затем они включаются в в работу.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).


Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении предметом.
Средства общения с обучающимися:

  1. вербальные;

  2. невербальные

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития каждого ребёнка.
Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

Количество часов на реализацию программы по предмету:
Программа предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в основной школе рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). В учебном плане на изучение предмета выделено 340 часов:

в 5 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);


в 6 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);

в 7 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);

в 8 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю);

в 9 классе составляет – 68 часов за год (2 часа в неделю).



    1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого ученика оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы по речи и альтернативной коммуникации представляет собой описание возможных результатов образования детей данной категории на весь период обучения.

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП (вариант 9.2) по предмету является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в специальную индивидуальную программу развития каждого ребёнка с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух групп результатов:

- личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  • формирование уважительного отношения к окружающим;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



В соответствии с требованиями ФГОС ООО В.9.2 для обучающихся с

умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР (вариант 2) предметные результаты по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» планируются с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
Развития речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

  • понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

  • умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

Овладение доступными средствами коммуникации и общения –

вербальными и невербальными:

  • качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;

  • понимание обращённой речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

  • умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями;

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;

  • умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;

  • умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путём указания на изображение или передчи карточки с изображением либо другим доступным способом;

Глобальное чтение в доступных ребёнку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

  • использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.