ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму:
-
узнавание и различение образов графем (букв); -
копирование с образца отдельных букв, слогов, слов; -
начальные навыки чтения и письма.
2.3 СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Система оценки достижений обучающимися программы по предмету предполагаетоценивание результатов освоения специальной индивидуальной программы развития и развития жизненных компетенций учащихся. При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера, положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.. Учитываются затруднения обучающихся в освоении предмета, которые не рассматриваются как показатель не успешности их обучения и развития в целом. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися программы, взаимодействие следующих компонентов:
-
что обучающийся знает и умеет делать; -
что из полученного применяет на практике; -
насколько активно, адекватно и самостоятельно применяет.
Критерии оценивания
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по «Речи и альтернативной коммуникации» в 5 – 9 классах, отметка выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Оценка достижений возможных предметных результатов переводится в оценку, которая проставляется в классный журнал по учебному предмету.
«усвоено» | «не усвоено» | ||
частично усвоено | 3 | 2 | |
усвоено с ошибками | 4 | | |
самостоятельно усвоено | 5 | |
Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения.
-
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) направлена на формирование готовности у детей к овладению содержания АООП по предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
-
спокойное пребывание в новой среде; -
перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта; -
принятие контакта, инициированного взрослым; -
установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса; -
ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса; -
планирование учебного дня; -
ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий); -
следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
-
поддержание правильной позы; -
направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание; -
подражание простым движениям и действиям с предметами; -
выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.); -
принятие помощи взрослого;
-
использование по назначению учебных материалов; -
выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию); -
выполнение действий с предметами (по подражанию); -
выполнение простых действий с картинками (по подражанию); -
соотнесение одинаковых предметов (по образцу); -
соотнесение одинаковых изображений (по образцу); -
выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу); -
соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу); -
выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу); -
сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии; -
выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии; -
выполнение речевых инструкций на групповом занятии; -
выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии; -
принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
-
выполнение задания полностью (от начала до конца); -
выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов); -
выполнение задания с заданными качественными параметрами; -
переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся.
-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В 5 – 9 КЛАССАХ
Учебный предмет, охватывает область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся класса могут овладеть средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого, при этом основой продуктивного взаимодействия является их интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях. Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности:
игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы органически сочетаются с парными, групповыми и фронтальными.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития речи каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
5 КЛАСC
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникация (22 часа)
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учёт эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя и фамилию.
Приветствие собеседника звуком, словом (имитацией слова).
Выражение своих желаний звуком, словом (имитацией слова).
Привлечение к себе внимания звуком, словом (имитацией слова). Реагирование на приветствие.
Ответы на вопросы словом (предложением).
Прощание с собеседником звуком, словом (имитацией слова).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражения мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, желаний, обращение за помощью.
Привлечение внимания звучащим предметом.
Указание взглядом на объект при ответе на вопрос.
Узнавание себя (членов семьи) на фотографии.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного (графического) символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (25 часов)
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.).
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, птицы, бытовые приборы, транспорт).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, указывающий на предмет, его признак (мой, моя). Понимание слов, обозначающих действие предмета (пить, есть, сидеть, стоять, играть, бегать, спать, рисовать, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, весело, невесело).
Подбор картинок, предметов к заданному слову.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, слов. Называние собственного имени.
Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тётя, баба и др.).
Называние слов, обозначающих предмет, действий предмета.
Чтение и письмо (21 час)
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих собственное имя, имена членов семьи.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв.
Начальные навыки чтения и письма.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука, направления звука, силы звука.
Соотнесение звука с буквой.
Узнавание буквы.
Узнавание (различение) образов графем.
Графические действия с использованием элементов графем.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
6 КЛАСС
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникация (18 часов)
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя и фамилию. Установление контакта с собеседником. Приветствие. Учёт эмоционального состояния собеседника. Обращение с просьбой о помощи звуком, имитацией слова, словом. Выражение согласия (несогласия) звуком, имитацией слова, словом. Выражение благодарности звуком, имитацией слова, словом. Ответы на вопросы словом (говорящие дети). Указание взглядом на объект при ответе на вопрос. Ответы на вопросы двусоставным предложением (говорящие дети). Указание взглядом на объект при выражении согласия. Учимся задавать вопросы звуком, имитацией слова, словом, предложением. Поддержание диалога на заданную тему (поддержание зрительного контакта с собеседником). Поддержание диалога на заданную тему, соблюдая очерёдность в диалоге. Прощание с собеседником звуком (словом).