Файл: Учебное пособие Третье издание, переработанное и дополненное Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2010.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
116
Владелец архивных документов — государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами и реализующие полномочия по распоряжению ими в пределах, уста- новленных законом или договором.
Пользователь архивными документами — государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физи- ческое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информа- ции.
К полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относятся:
1) разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела;
2) установление единых правил организации хранения, комплек- тования, учета и использования документов Архивного фонда Рос- сийской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;
3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;
б) федеральных органов государственной власти, иных государ- ственных органов Российской Федерации, в том числе органов про- куратуры Российской Федерации, Центральной избирательной ко- миссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской
Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка Рос- сии), Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
в) государственных внебюджетных фондов;
г) государственных академий наук и организаций государствен- ных академий наук;
д) федеральных государственных унитарных предприятий, вклю- чая казенные предприятия, и федеральных государственных учреж- дений (далее — федеральные организации), в том числе располо- женных за пределами Российской Федерации;
4) решение вопросов о передаче архивных документов, находя- щихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Рос- сийской Федерации и (или) муниципальных образований;
117 5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
К полномочиям субъекта Российской Федерации в области ар- хивного дела относятся:
1) проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта Российской Федерации;
2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;
б) органов государственной власти и иных государственных ор- ганов субъекта Российской Федерации;
в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской
Федерации (далее — организации субъекта Российской Федера- ции);
3) решение вопросов о передаче архивных документов, находя- щихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собствен- ность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федера- ции и (или) муниципальных образований.
К полномочиям муниципального образования в области архивно- го дела относятся:
1) хранение, комплектование (формирование), учет и использова- ние архивных документов и архивных фондов:
а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;
б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее — муниципаль- ные организации);
2) решение вопросов о передаче архивных документов, находя- щихся в муниципальной собственности, в собственность Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований.
Законом орган местного самоуправления муниципального райо- на, городского округа может наделяться отдельными государствен- ными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и исполь- зованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального обра-
118
зования, с передачей необходимых для осуществления данных пол- номочий материально-технических и финансовых средств.
Право собственности на архивные документы независимо от их форм собственности охраняется законом. Изъятие архивных доку- ментов, не предусмотренное федеральными законами, запрещается.
Архивные документы, находящиеся в незаконном владении, под- лежат передаче собственникам или законным владельцам в соответ- ствии с международным договором Российской Федерации и законо- дательством Российской Федерации.
Государственные органы, органы местного самоуправления му- ниципального района и городского округа обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовав- шихся в процессе их деятельности архивных документов.
Организации и граждане вправе создавать архивы в целях хра- нения образовавшихся в процессе их деятельности архивных доку- ментов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.
В состав Архивного фонда Российской Федерации входят нахо- дящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа соз- дания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ, градостроительная доку- ментация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлин- ников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.
Государственное управление архивным делом в Российской Фе- дерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченные Правительством Россий- ской Федерации федеральные органы исполнительной власти. Госу- дарственное управление архивным делом в субъектах Российской
Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы испол- нительной власти субъектов Российской Федерации в области ар-
119
хивного дела. Управление архивным делом в муниципальных обра- зованиях осуществляют органы местного самоуправления.
Государственные органы, органы местного самоуправления, ор- ганизации и граждане в целях обеспечения единых принципов орга- низации хранения, комплектования, учета и использования архив- ных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации (в том числе правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Рос- сийской Федерации федеральным органом исполнительной власти), законодательством субъектов Российской Федерации и муниципаль- ными правовыми актами.
Документы Архивного фонда Российской Федерации, находя- щиеся в государственной собственности, хранятся:
1) постоянно — в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук;
2) временно — в государственных органах, государственных ор- ганизациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сро- ков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, от- носящихся к государственной собственности и находящихся на тер- ритории муниципального образования.
Документы Архивного фонда Российской Федерации, находя- щиеся в муниципальной собственности, хранятся:
1) постоянно — в муниципальных архивах, музеях и библиоте- ках;
2) временно — в органах местного самоуправления, муници- пальных организациях и создаваемых ими архивах в течение уста- новленных сроков.
Документы Архивного фонда Российской Федерации, находя- щиеся в частной собственности, могут храниться их собственниками или владельцами самостоятельно или могут быть переданы по дого- вору на хранение в государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, а также в организацию Российской академии наук. При этом условия хранения этих документов определяются их собственниками или владельцами с соблюдением норм настоящего
Федерального закона.
120
Документы Архивного фонда Российской Федерации, находя- щиеся в собственности центров исторического наследия президентов
Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномо- чий, подлежат постоянному хранению.
Документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету. Порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской
Федерации определяется специально уполномоченным Правитель- ством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Уникальные документы подлежат также учету в Государ- ственном реестре уникальных документов Архивного фонда Россий- ской Федерации, ведение которого осуществляется специально упол- номоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Документы Архивного фонда Российской Федерации, хранящие- ся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиоте- ках, организациях Российской академии наук, не входят в состав имущества этих архивов, музеев, библиотек и организаций Россий- ской академии наук.
Библиотечное дело — отрасль информационной, культурно- просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обра- ботка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библи- отек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методиче- ское обеспечение развития библиотек.
В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляе- мых в пользование библиотеками.
Государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоя- щим Федеральным законом, и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики.
121
Правительство Российской Федерации разрабатывает в установ- ленном порядке федеральные программы развития библиотечного дела, а также программы, являющиеся составной частью федераль- ных государственных программ сохранения и развития культуры в
Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной вла- сти организуют координацию межрегиональных и межведомствен- ных связей по библиотечному обслуживанию, в том числе в целях информатизации общества.
Государство поддерживает развитие библиотечного обслужива- ния наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности, жителей районов Край- него Севера и приравненных к ним местностей).
Органы государственной власти стимулируют путем материаль- ной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения.
Вопросы развития библиотечного дела учитываются в федераль- ных государственных программах в соответствии с Основами зако- нодательства Российской Федерации о культуре.
Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национально- сти, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.
Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:
созданием государственной и муниципальной сети общедо-
ступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды би- блиотечного обслуживания;
многообразием видов библиотек, государственным протекцио-
низмом в деле создания юридическими и физическими лицами би- блиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.
Любое юридическое или физическое лицо имеет право на созда- ние библиотеки на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане имеют право принимать участие в деятельности попе- чительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями.
122
Работники библиотек имеют право создавать общественные объ- единения в целях содействия развитию библиотечного обслужива- ния, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.
Граждане, имеющие в частной собственности собрания докумен- тов, которые включают особо значимые издания и коллекции, отне- сенные к памятникам истории и культуры, имеют право на поддерж- ку со стороны государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации этих собраний в качестве памятников истории и культуры в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федера- ции или органе местного самоуправления.
Библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражирован- ных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть само- стоятельным учреждением или структурным подразделением пред- приятия, учреждения, организации.
Общедоступная библиотека — библиотека, которая предоставля- ет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образова- ния, специальности, отношению к религии.
Централизованная библиотечная система — добровольное объе- динение библиотек в структурно-целостное образование.
Пользователь библиотеки — физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.
Основные виды библиотек:
1. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридиче- скими и физическими лицами.
2. В соответствии с порядком учреждения и формами собствен- ности выделяются следующие основные виды библиотек:
1) государственные библиотеки, учрежденные органами государ- ственной власти, в том числе:
федеральные библиотеки;
библиотеки субъектов Российской Федерации;
123
библиотеки министерств и иных федеральных органов испол-
нительной власти;
2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;
3) библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учрежде- ний;
4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
5) библиотеки общественных объединений;
6) частные библиотеки;
7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и фи- зическими лицами, а также международными организациями в соот- ветствии с международными договорами Российской Федерации.
Государственные и муниципальные библиотеки, централизован- ные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим за- конодательством.
Статус других библиотек определяется их учредителями.
В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библио- теки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со свои- ми уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.
Не допускаются государственная или иная цензура, ограничи- вающая право пользователей библиотек на свободный доступ к би- блиотечным фондам, а также использование сведений о пользовате- лях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.
Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившее- ся в обществе идеологическое и политическое многообразие.
Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), которые имеют в своих фондах особо значи- мые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части культурного достояния народов Российской Федерации, а так-
124
же за их включение в автоматизированные базы данных в рамках федеральных программ сохранения и развития культуры.
Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и ор- ганами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек.
Государственные библиотеки по требованию пользователей обя- заны предоставлять им информацию о своей деятельности по форми- рованию и использованию фондов.
Библиотеки имеют право:
1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;
2) утверждать по согласованию с учредителями правила пользо- вания библиотеками;
3) определять сумму залога при предоставлении редких и цен- ных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками;
4) определять в соответствии с правилами пользования библио- теками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользова- телями библиотек;
5) осуществлять хозяйственную деятельность в целях расшире- ния перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;
6) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;
7) образовывать в порядке, установленном действующим законо- дательством, библиотечные объединения;
8) участвовать на конкурсной или иной основе в реализации фе- деральных и региональных программ развития библиотечного дела;
9) осуществлять в установленном порядке сотрудничество с би- блиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участво- вать в реализации международных библиотечных и иных программ;
10) самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;
125 11) изымать и реализовывать документы из своих фондов в соот- ветствии с порядком исключения документов, согласованным с учре- дителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют пра- ва списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых опре- деляется в соответствии с действующим законодательством;
12) совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.
Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение до- кументов, выпускаемых по федеральным государственным програм- мам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов лик- видируемых библиотек.
Федеральные органы государственной власти обеспечивают:
1) регистрацию и контроль за соблюдением особого режима хра- нения и использования библиотечных фондов, отнесенных к куль- турному достоянию народов Российской Федерации;
2) создание и финансирование национальных и других феде- ральных библиотек, управление этими библиотеками;
3) определение принципов федеральной политики в области под- готовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда;
4) создание и финансирование образовательных учреждений фе- дерального подчинения, осуществляющих подготовку и переподго- товку библиотечных кадров, управление этими образовательными учреждениями;
5) содействие научным исследованиям и методическому обеспе- чению в области библиотечного дела, а также их финансирование;
6) установление государственных библиотечных стандартов и нормативов, организацию системы информационного обеспечения библиотечного дела;
7) организацию государственного статистического учета библио- тек.
Органы государственной власти субъектов Российской Федера- ции и органы местного самоуправления обеспечивают:
1) финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;