Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как видно из таблицы, наибольший удельный вес при формировании выручки от продаж приходится на группу товаров «Кафель»: в 2009 году - 34,8%, 2010 году - 29,6%.
Далее последовательно по убыванию расположены группы товаров: «Сантехника», «Ламинат», «Обои»; удельный вес групп товаров групп «Строительные смеси» и «Прочее» приблизительно равны; и, наконец, наименьший удельный вес в выручке от продаж занимает группа товаров «Краска».
В магазине «Стройкерамика» выполнение плана по ассортименту выработанной продукции составляет 100%. Оценка выполнения задания по ассортименту предполагает выявление причин выполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана.
2.3 Анализ показателей экономической эффективности коммерческой деятельности ООО «Стройкерамика»
Важнейшей проблемой деятельности любого предприятия является ее целесообразность и экономическая эффективность.
Для оценки эффективности коммерческой деятельности необходима система показателей:
. Прибыль от реализации. Этот показатель свидетельствует, что расходы магазина полностью покрываются доходами от реализации товаров. Прибыль является определяющим показателем эффективности функционирования магазина.
. Рентабельность продаж. Она характеризует прибыльность предприятия и показывает долю чистого дохода.
. Уровень издержек обращения. Он выступает показателем экономичности коммерческой деятельности магазина.
Общий объем товарооборота ООО «Стройкерамика» за 2009-2010 гг. по плану и фактически представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 Общий объем товарооборота ООО «Стройкерамика» за 2009-2010 гг.
Годы | Объем товарооборота, тыс. руб. | Процент выполнения | Однодневный товарооборот, тыс. руб. | Количество рабочих дней | ||||
| план | факт | | | | |||
2009 | 87500 | 88531 | 101,2 | 258,1 | 343 | |||
2010 | 88500 | 90302 | 102,0 | 261,7 | 345 |
Общий объем товарооборота (выручка от реализации товаров) за 2009 - 2010 гг. представлен в таблице 2.5, из которой видно, что сумма товарооборота в 2010 г. составила 90302 тыс. руб., что на 1771 тыс. руб. больше, чем в 2009 г.
Рассчитанные данные показывают, что план товарооборота как в 2009 году, так и в 2010 году перевыполнен на 1,2% и 2% соответственно. Не смотря на увеличение количества рабочих дней на два дня, однодневный товарооборот в 2010 году больше, чем 2009 году и равен 261,7 тыс. руб.
Основу коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия.
Как известно, на объем розничного товарооборота оказывают влияние факторы внутреннего характера, связанные с использованием основных фондов (таблице 2.6).
Таблица 2.6 Расчет влияния на товарооборот факторов, связанных с использованием основных фондов
Показатели | 2009 | 2010 | Отклонение | Влияние на товарооборот |
Товарооборот, тыс. руб. | 88531 | 90302 | 1771 | 102,0 |
Торговая площадь, кв. м. | 252,2 | 301,2 | 49 | 119,4 |
Товарооборот на 1 кв. м., тыс. руб. | 351,0 | 299,8 | -51,2 | 85,4 |
Неблагоприятное влияние на товарооборот оказывает прирост торговой площади и менее рациональное ее использование.
Расчет влияния:
А. изменение торговой площади:
(301,2 * 351) - 88531 = 17190,2 тыс. руб.
Б. изменение эффективности использования торговых площадей:
- (301,2 * 351) = -15419,2 тыс. руб.
В. общее влияние:
,2 - 15419,2 = 1771 тыс. руб.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод об увеличении темпов роста товарооборота, расширении ассортимента реализуемых товаров, но отмечается ухудшение обслуживания. Основными причинами создавшегося положения стали недостающиеся ритмичность и равномерность выполнения плана товарооборота в течение нескольких кварталов.
Таблица 2.7 Расчет степени колебания продаж ООО «Стройкерамика» в 2009-2010 гг.
Кварталы | Объем продаж, тыс. руб. | |||
| 2009 г. | Уд. вес, % | 2010 г. | Уд. вес, % |
1 | 22132,8 | 25 | 23478,5 | 26 |
2 | 16820,9 | 19 | 18060,4 | 20 |
3 | 21070,4 | 23,8 | 21672,5 | 24 |
4 | 28507,0 | 32,2 | 27090,6 | 30 |
Всего за год | 88531 | 100 | 90302 | 100 |
Среднеквартальный уровень | 22132,8 | 25 | 22575,5 | 25 |
Товарооборот несколько снизился в четвертом квартале, незначительно увеличился в первом, втором и третьем кварталах. Отсутствие ритмичности в работе предприятия подтверждается удельным весом каждого квартала. Самым низким он был во втором квартале (20%), самым высоким - в четвертом квартале (30%). Это подтверждает и отсутствие равномерной нагрузки.
Основной вклад в увеличение товарооборота внесло увеличение торговой площади и рост эффективности ее использования. Негативным моментом является падение в структуре товарооборотов доли товаров, которые бы увеличили его размер - материалов из кафеля. Такая тенденция в развитии товарооборота - результат снижения покупательской способности населения и пр.
Анализ прибыли проведем по данным таблицы 2.8.
Таблица 2.8 Анализ прибыльности ООО «Стройкерамика» за 2009-2010 гг.
Показатели | 2009 | 2010 | Отклонения | Темпы роста, % |
Товарооборот, тыс. руб. | 88531 | 90302 | 1771 | 102 |
Валовые доходы, тыс. руб. | 20096 | 21492 | 1396 | 106,9 |
Уровень валового дохода, % | 22,7 | 23,8 | 1,1 | х |
Издержки обращения, тыс. руб. | 14696 | 15167 | 471 | 103,2 |
Уровень издержек, % | 16,6 | 16,8 | 0,2 | х |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 3629,8 | 4325 | 695,2 | 119,2 |
Фонд накопления (45%) | 1633,4 | 1946,3 | 312,9 | х |
Фонд потребления (35%) | 1270,4 | 1513,8 | 243,4 | х |
Резервный фонд (20%) | 726 | 864,9 | 138,9 | х |
Из таблицы 2.8 видно, что показатели, характеризующие прибыльность предприятия, увеличиваются, так, прибыль от продажи товаров увеличивается в 2010 г. на 19,2%. Прибыль от продаж, уменьшенная на величину налога на прибыль, дает чистую прибыль, которая также увеличилась на 19,2%.
Чистая прибыль распределяется между тремя фондами в следующем процентном соотношении: фонд потребления - 35%, фонд накопления - 45%, резервный фонд - 20%.
На величину прибыли от продаж оказали влияние следующие факторы:
. рост товарооборота в 2010г. по сравнению с 2009г. на 1771 тыс. руб. увеличил прибыль от продаж на 72,6 тыс. руб. (1771 * 4,1 / 100).
. увеличение среднего уровня валового дохода с 22,7% до 23,8% способствовало росту прибыли на 993,3 тыс. руб. (90302 * 1,1 / 100).
3. рост издержек обращения на 3,2% привел к снижению прибыли на 180,6 тыс. руб. (90302*0,2/100). Знак минус в данном случае обусловлен тем, что уменьшение издержек обращения и прибыли находится в обратной зависимости, то есть снижение издержек ведет к росту прибыли, и, наоборот, их рост - к ее уменьшению.
Расчет показателей рентабельности деятельности ООО «Стройкерамика» представлен в таблице 2.9.
Таблица 2.9 Показатели рентабельности ООО «Стройкерамика» за 2009-2010 гг.
Показатели | 2009 | 2010 | Отклонение |
Рентабельность продаж, % | 4,1 | 4,8 | 0,7 |
Рентабельность затрат, % | 16,6 | 16,8 | 0,2 |
Прибыль в расчете на один кв. м. торговой площади, тыс. руб. | 16,4 | 19,5 | 3,1 |
Прибыль в расчете на одного работника | 100,8 | 120,1 | 19,3 |
Показатели рентабельности характеризуют работу торгового предприятия с положительной стороны. По сравнению с 2009 г. рентабельность продаж возросла на 0,7%, рентабельность затрат - на 0,2%.
Прибыль в расчете на кв. м. торговой площади увеличилась на 3,1, хотя по значениям это относительно небольшие цифры.
На каждого работника в 2010 г. приходится на 19,3 тыс. руб. прибыли больше, чем в 2009 г. Это говорит о том, что в 2010 г., деятельность магазина была эффективнее, чем в 2009 г.