Файл: Министерство общего и профессионального образования российской федерации.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответы ребенка: "В слове САНИ звук [С] на первом месте; в слове ОСА на втором; в слове НОС на третьем месте". Звук [С] произносится педагогом интонировано в изолированном положении и в составе слов.
Задание №2: Определение последовательности звуков в слове.
Инструкция: "Какой звук ты слышишь в начале слова СССАНИ?
Ответ ребенка: "Звук [С]". Правильно. Какой звук ты слышишь после звука [С]? САААНИ". Ответ ребенка "Звук [А]". "Какой звук ты слышишь после звука [А] САНННИ"? Ответ ребенка: "Звук [Н]". "Какой звук ты слышишь после звука [Н] САНИИИ"? Ответ ребенка: "Звук [И]". Таким образом, педагог интонировано произносит тот звук, который ребенок должен определить.
Задание №3: Определение количества звуков в слове.
Инструкция: "Сколько звуков в слове МАК? В слове МУКА? В слове КОМОК?" Эти слова состоят из звуков, сохранных в произношении детей. Затем ребенку предлагается определить количество звуков в словах, которые ребенок произносит неправильно, например в словах: СОК, КОСА, НОСОК; ШУМ, МЫШИ, ШАПКА; РАК, КОРА, РЫНОК.
Задание №4: Фонематический синтез
Ребенку предлагается составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности: [С], [А], [Д]; [Д], [О], [М]; [Р], [У], [К], [А]; [П], [О], [Ч], [К], [А]. Далее ребенку предлагается составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности: [М], [О], [С]; [О], [Л], [Б]; [У], [Ш], [А], [Б]; [А], [М], [Р], [К], [А].
Задание №5: Фонематические представления.
Ребенку предлагается подобрать слово на заданный звук.
Инструкция: "Назови слово со звуком [С], [З], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р]". Из предложенных разных картинок ребенку предлагается отобрать те, в названии которых имеется данный звук. Результаты диагностического обследования были занесены в протоколы (табл.1,2)
Таблица 1 Результаты диагностики развития фонематических процессов (контрольная группа)
№ п/п | Имя, Фамилия ребенка | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Итого (ср. балл) |
1 | Данил Н. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,4 |
2 | Юля С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Павел Т. | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2,2 |
4 | Ульяна Б. | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,8 |
5 | Максим Ш. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,8 |
6 | Никита С. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
7 | Ленора Д. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
8 | Ваня И. | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,4 |
9 | Миша Б. | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1,6 |
10 | Валерия П. | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,4 |
Таблица 2 Результаты диагностики развития фонематических процессов (экспериментальная группа)
№ п/пИмя, Фамилия ребенка№1 №2№3№4№5Итого (ср. балл) | | | | | | | |
1 | Леша П. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,4 |
2 | Вероника Щ. | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
3 | Костя С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | Максим Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5 | Артем И. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1,4 |
6 | Егор Т. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,6 |
7 | Лера Л. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2,4 |
8 | Лиза Г. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
9 | Коля Х. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
10 | Алина П. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,8 |
Вывод: подсчитав итоговые баллы по каждой таблице, получились, что на этапе констатирующего эксперимента уровень развития фонематических процессов примерно одинаков у детей обеих групп (рис.1).
Рисунок 1. Сравнительная гистограмма развития фонематических процессов у дошкольников
2.2 Формирующий эксперимент
С учетом поставленной цели экспериментального исследования в работу педагога с детьми были включены такие формы работы, которые способствовали развитию фонематических процессов у детей.
В работе по формированию фонематического восприятия выделили следующие этапы:
I этап - узнавание неречевых звуков;
I I этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап - дифференциация слогов;
V этап - дифференциация фонем;
VI этап - развитие навыков звукового анализа.
Для наибольшей эффективности при формировании звукопроизношения у дошкольников, был составлен перспективный план работы воспитателя сроком на три месяца (см. приложение 1).
Как видно из перспективного плана основой для работы воспитателя является работа по развитию фонематических процессов. В соответствии с рекомендациями после диагностического обследования, с детьми в условиях группы проводились упражнения, игры (см. приложение 2), логоритмика не менее трех раз в день (перед завтраком, во время дневной прогулки, после дневного сна).
Работа по формированию фонематического восприятия начиналась с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен был сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение. В ходе формирующего эксперимента были разработаны методы и приемы по развитию фонематического слуха вне рамок непосредственно образовательной деятельности. Применялись игры, направленные на развитее фонематического восприятия, в различных видах деятельности детей экспериментальной группы.
Дифференциация звуков [б] и [п]
"Друзья подарили Старичку Звуковичку пианино и балалайку, чтобы он не скучал. Старичок с большим желанием стал учиться играть на этих музыкальных инструментах. Чтобы было веселее, он во время игры произносил первый звук, с которого начиналось название этого музыкального инструмента. Получалось очень забавно. Как ты думаешь, какой звук произносил Старичок Звуковичок, играя на пианино? Стуча по клавишам, он пел: "П-п-п…" давай попробуем тоже так сыграть (имитировать игру на пианино). А когда бил по струнам балалайки, какой звук он пел? Звук [б]. Попробуем сыграть так же (имитировать игру на балалайке). У нас получился целый оркестр!
Игра №1
Название | "Поймай звук" |
Цель | Различение звуков [б] и [п] в ряде звуков, слогов, словах. |
Место проведения | Группа |
Время проведения | Подготовка к обеду |
Ситуация проведения | индивидуально |
Ход игры | "Я буду называть звуки, слоги, слова. Когда ты услышишь звук [б], подними картинку с изображением балалайки, а на звук [п] - картинку с изображением пианино. Булочная Мы с тобой в слова играем. Сладости мы покупаем. Если [б] услышим в слове, с буквой "б" мы чек готовим. Если в слове [п] узнаем, с буквой "п" чек поднимаем! В булочной у нас баранки, булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки, и плетенки, и пампушки, курабье, бисквит, печенье, бутерброды, чай с вареньем, много пряников, конфет, пастила есть и щербет, и пирог с начинкой сладкой, и "полено", и помадка… Звуки: [п], [т], [б], [в], [г], [л], [п], [с], [к], [б], [п], [в], [б], [п], [н], [т]. Слоги: ка - па - но - ло - бы - гу - пу - во - бо - за - пы. Слова: бумага, газета, пакет, сова, бублик, пряник, банан |
Наглядный материал | Картинки с изображениями пианино и балалайки |
Игра №2
Название | "Подскажи словечко"" |
Цель | Различение звуков [б] и [п] в словах |
Место проведения | улица |
Время проведения | прогулка |
Ситуация проведения | подгруппа |
Ход игры | Дети добавляют нужное слово, четко проговаривая звуки. !!!!! совмещая с движениями "Взял корабль людей на борт И покинул южный…(порт). В море звонко волны плещут. Водяные брызги…(блещут). У кораблика бока Не докрашены …(пока). Бревна нужно нам пилить. Стены нужно нам…(белить) Крикнул Коля: "Папочка! Смотри, летает…(бабочка)" Полил я куст водой из бочки, Чтоб раньше распустились…(почки). Под потолком темнеет балка. В углу стоит из дуба…(палка)." |