ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Договорная
Спрос и предложение
Устанавливает государство
Спрос и предложение
Распределение
Торговля относительная
Свободная конкуренция
Государственная монополия
Свободная конкуренция
Собственность
– это отношения между людьми по поводу производства, распределения, присвоения и потребления благ.
Формы собственности
Публичная
(всеобщая, общественная)
Государственная (население, проживающего на территории государства)
Федеральная;
Субъекта федерации.
Муниципальная (население, проживающего на территориальной единице)
Городское население;
Сельских поселений;
Район.
Общая (долевая)
Федерации и её субъектов;
Муниципальная и государственная
Частная
(частных лиц и их объединений)
Индивидуальная (физического лица)
Личная;
Коммерческая
Коллективная (юридического лица)
Коммерческих юридических лиц;
Некоммерческих (общественные, религиозные, фонд)
Общая (Ф. и Ю. лиц)
Долевая;
Совместная
Приватизация
– это переход собственности из государственной в негосударственную.
Национализация
– это переход собственности из негосударственной в государственную.
Экспроприация
– это принудительное отделение (лишение) непосредственного производителя от средств производства.
Конфискация
– это принудительное безвозмездное изъятие в пользу государства части или всего имущества.
Реституция
– это возвращение бывшего владельцу незаконно изъятой у него собственности (восстановление собственника в правах).
Юридическое содержание собственности
Владение – это фактическое обладание вещью, нахождение её в хозяйстве владельца
Распоряжение – это определение юридической судьбы вещи: продажа, дарение, сдача в аренду
Пользование – это использование потребительских свойств вещи
Тема 44 Государство и экономика
Внешние или побочные эффекты
– это некомпенсированные последствия деятельности участников рынка для людей или общества (для третьих лиц), не участвующих непосредственно в данной деятельности.
Внешние эффекты
Положительные
Отрицательные
Рост грамотности по программам бесплатного образования, озеленение и благоустройство территории в городах, реклама, украшение города, освещение улиц от витрин магазинов
Загрязнение окружающей среды, ухудшения здоровья людей около вредных производств
Общественные блага
– это товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чей-либо частной собственности.
Частные блага
Общественные блага
Исключительное право владельца на использование;
Приносят пользу только владельцу, конкретному потребителю;
Потребление одним делает их недоступными для других;
Создаётся на коммерческой основе и выгодны частным фирмам;
Дополнительные потребление увеличивает издержки;
Не даёт положительный внешний эффект
Не делятся на части в процессе потребления;
Потребляются коллективно, всеми без исключения людьми;
Потребление одним не снижает его доступности для других;
Положение потребителей одинаково;
Создаются на некоммерческой основе и выгодны государству, затраты за счёт налогов граждан;
Даёт положительный внешний эффект
Еда, жильё, одежда, мебель
Оборона, уборка города, законы, МЧС
Роль государства определяет цели экономики и пути их достижения.
Экономические функции государства
Антимонопольная политика
Поддержание равновесия между производителями и потребителями
Управление государственным сектором
Поддержка предпринимательства (особенно малого и среднего бизнеса)
Борьба с инфляцией, регулирование денежной системы
Создание общественных благ
Защита прав собственности
Гарантия стабильности и выполнения законов
Бюджет
– это главный финансовый план образования и расходования денежных средств государства на год.
Расход больше дохода – это дефицит;
Расход равен доходу – это баланс;
Расход меньше дохода – это профицит;
Доход
Бюджет
Расход
Торговля природными ресурсами;
Доходы государственных предприятий;
Налоги;
Внешние займы и займы в банках, плюс проценты
Зарплаты, пенсии, стипендии,
Образование и здравоохранение;
Оборона страны;
Государственный аппарат;
Выплаты по кредитам;
Охрана природы (экология);
Другое
Налоги
– это обязательные безвозмездные платежи, установленные государством.
Виды налогов
Прямые
Косвенные
Взимается при образовании материальных благ;
Платит налогоплательщик, производитель;
Зависит от дохода (наличия ценностей)
Взимаются при приобретении материальных благ и входит в цену покупки;
Платит потребитель;
Не зависят от дохода
Налог на доход физических лиц;
Налог на прибыль организации;
Налог на имущество;
Налог на даренье
Налог на добавленную стоимость (НДС);
Таможенные пошлины;
Акцизы
По территориальному уровню
Федеральные
Региональные
Местные
Устанавливаются центральной властью;
Взимаются по всей территории;
Поступают в государственный бюджет страны
Вводится в действие субъектами РФ
(регионами);
Взимаются в регионах;
Поступают в бюджет регионов
Вводятся в действие местной властью и местным самоуправлением;
Взимаются в определенных местах;
Поступают в муниципальный
(районный) бюджет
examino.ru – подготовка к ЕГЭ и ГИА: шпаргалки, новости, советы
Налог на доходы физических лиц;
Налог на прибыль организации;
Налог на добавленную стоимость;
Пошлины
Налог на имущество организаций;
Налог на наследство;
Налог с продажи;
Транспортный налог
Земельный налог;
Налог на имущество физических лиц;
Налог на дарение
Государственная политика по стабилизации экономики:
Фискальная
(налогово-бюджетная)
политика
– использует изменение налогово- бюджетных инструментов (более сложная, т. к. её проводит парламент);
Монетарная
(денежно-кредитная)
политика
– использует изменение процентных ставок по кредитам частных банков для фирм и предпринимателей и изменение ставок рефинансирования. Покупка и продажа государством своих ценных бумаг (более гибкая, т. к. её проводит Центробанк).
Безработица
– это люди трудоспособного возраста, которые не имеют работы, но активно ищут её.
Виды безработицы
Фрикционная
Структурная
Циклическая
Причина: поиск или ожидание лучшей работы и лучших условий
Причина: технологические изменения в структуре производства и долговременные изменения потребительского спроса
Причина: экономический спад производства в стране, сокращение производства, изменение потребительского спроса
Это временно безработные люди, ищущие работу, а также сезонные рабочие
Исчезновение устаревших профессий, а также несовпадение спроса на труд и его предложения в различных областях, по резким профессиям и предприятиям
Сокращение и спад производства, падение спроса на товары ведут к потере работы и невозможности найти работу по любой специальности
Государство должно гарантировать защиту трудовых интересов с помощью законов.
Представителем работников по защите их интересов является профсоюз.
Профессиональные союзы
– это организации наёмных работников, созданные для защиты их интересов в переговорах с предпринимателями.
Функции
Задачи
Улаживание трудовые споры, конфликты;
Способствует заключению трудовых соглашений, коллективных договоров;
Защищает, отстаивает трудовые права работников (контроль за деятельностью работодателя по созданию трудового законодательства)
Улучшение условий труда и обеспечение его безопасности;
Повышение заработной платы;
Главная задача – это защита интересов работника
Работодатель
– это физическое лицо, представляющее работу, нанимающее рабочую силу.
Показатели состояние национальной экономики
Валовой внутренний продукт (ВВП)
Валовой национальный продукт (ВНП)
Показатель, измеряющий объём производства в стране независимо от того, кому принадлежат факторы производства.
Стоимость продукции, созданной в стране независимо от собственности факторов производства
Рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны за год.
Сумма добавленных стоимости всех товаров, произведённых в стране за год.
Номинальный (текущий);
Реальный (постоянный).
Рост реально ВНП – это экономический рост.
Показатель развития экономики страны – это темп экономического роста.
Экономический рост
– это процесс создания современной смешанной экономики с преобладанием рыночных отношений.
Основные пути экономического роста
Экстенсивный (вширь)
Интенсивный (вглубь)
Увеличение количества факторов производства
Повышение качества факторов производства
(повышение технологической эффективности)
Мировая экономика
– это совокупность национальных хозяйств, связанных системой международного разделения труда, экономических связей, экономической интеграцией.
Международная торговля
: экспорт (вывоз), импорт (ввоз).
Государственная политика во внешней торговле
Протекционизм
Либерализм
Задачи
Защита внутреннего рынка и национальных производителей
Привлечение иностранных производителей и увеличение иностранных товаров, услуг
Основные пути
(способы)
Повышение таможенных пошлин на ввоз (импорт), квотирование импорта
Налоговые льготы импортерам
Положительные последствия
Рост национальной экономики, укрепление национальной валюты, стимулирование национального производства, увеличение занятности в национальной экономике
Снижение цен из-за большого предложения, борьба за улучшение качества и эффективности производства
Отрицательные последствия
Снижение качества отечественных товаров и услуг из-за низкой конкуренции, рост цен, поддержка неэффективного отечественного производства
Падение национального производства, сокращение рабочих мест в национальных отраслях
Валюта
– это национальные деньги какого-либо государства, которые обязательны для приёма в оплату за любые товары, работы, услуги, продаваемые в этой стране.
Валютные курсы
– это пропорций обмена одной валюты на другую. Курс одной валюты к другой означает, сколько первой (одной) валюты дают за вторую (другую).
Устанавливают спросом и предложением.
Курс покупки всегда меньше курса продажи. Разница этих курсов называется
маржа
Тема 45 Деньги и финансовые институты
Деньги
– это особый товар, выполняющий роль всеобщего измерителя, всеобщего эквивалента, в котором выражается стоимость других товаров.
Деньги
– это всё, что повсеместно принимается в уплату за товары и услуги.
Функция денег
Средство накопления
Средство обращения
Мера стоимости
Деньги используют для хранения
Деньги используют при покупке и продажи товаров и услуг
Деньги используют для выражения ценности благ и ресурсов
Основные формы денег:
Наличные: бумажные деньги (банкноты), монеты;
Безналичные: чеки, кредитные карты.
Инфляция
– это обесценение денег, выражающееся в росте цен.
Виды инфляции
Открытая
Скрытая (подавленная)
Ценовая, причина: рост издержек производства;
Товарная, причина: избыточная эмиссия (выпуск) денег, не имеющих товарного обеспечения, увеличивает покупательный спрос (нехватка товаров)
Причина: подавление рыночных механизмов чрезмерным и неэффективным государственным регулированием экономики.
Результатом становится не рост цен, а исчезновение товаров, дефицит
Гиперинфляция
– это резкий рост денежной массы и товарных цен, ведущий к сильному обесцениванию денег.
Дефляция
– это снижение цен и увеличение покупательной способности денег.
Последствие инфляции
Повышение цен и уменьшение покупательной способности;
Перераспределение благ и социальная дифференциация;
Падения жизненного уровня;
Политическая нестабильность и социальные потрясения;
Снижение стимулов и производственной деятельности;
Стагнация и паралич экономики.
Стагнация
– это длительный застой в экономике (отсутствие развития производства, падения производства).
Посредниками при продаже денег (передачи взаймы под проценты) являются банки.
Банк
– это финансовое учреждение, накапливающее временно свободные денежные средства (вклады) и осуществляющее финансовые операции с ними.
Центральный (эмиссионный) банк
Цель: не допустить финансовый крах в стране
Функции: следить за денежной массой в стране, обслуживает правительство
Коммерческие банки (цель: прибыль)
Депозитные
(кредитно- расчётные операции)
Инвестиционные
(операции с ценными бумагами)
Сберегательные
(привлечения сбережений)
Универсальные
(все виды банковских операций)
Сбережения
– это добровольный отказ от удовлетворения сегодняшних потребностей в пользу будущих.
В период сильной инфляции делать сбережения в денежной форме невыгодно. Лучше вкладывать деньги в товары, реализуемые в будущем.
Страхование
– это финансовое обеспечение от возможного ущерба.
Страхователь
– тот, кто страхуется (кого страхуют) и платит страховой платеж (страховой взнос).
Страховщик
– это тот, кто страхует и выплачивает страховое возмещение (страховщику).
Страхование
Личное
Имущественное
Ответственности
Жизни;
От несчастных случаев и болезней;
Медицинское
Транспорт;
Груз;
Жильё; другое
Заемщика за непогашение кредита;
Владельцев автотранспортных средств;
Уровень жизни
– это уровень потребления.
Доходы
Номинальные
Реальные
Это сумма денег, получаемая потребителями за определённый период времени
Это количество товаров и услуг, которые можно купить на номинальный доход
Уровень жизни стран зависит:
От лучшего исполнения законов;
От лучшей организации производства;
От научно-технического прогресса;
От эффективной торговли;
От большого количества квалифицированных рабочих.
Неравенство в доходах
– это стимул к производительному труду, к тому, чтобы добиться в жизни чего-либо.
Уровень жизни в первую очередь определяется не доходами и не ценами, а производством благ на душу населения.
Увеличение доходов без роста производства ведёт не у росту уровня жизни, а к росту цен и инфляции.
Социально незащищенные
Социальная защита
Многодетные семьи;
Безработные;
Студенты;
Семьи, потерявшие кормильца;
Пенсионеры;
Одинокие матери;
Инвалиды.
Приют;
Бесплатное питание;
Денежная помощь;
Материальные блага;
Бесплатные социальные услуги;
Усыновление;
Опекунство
Тема 46 Рынок и производство
Рынок
– это механизм, который соединяет вместе покупателя и продавца.
Классификация рынка:
Товаров и услуг;
Капиталов;
Труда;
Информации;
Земли и недвижимости;
Другие.
Товар
– это продукт труда, предназначенный на продажу.
Спрос
– это количество товаров определенного вида, которое покупатели готовы купить при определённом уровне цен на эти товары.
Предложение
– это количество товаров, которое продавец готов продать при определённом уровне цен на эти товары.
Рыночная цена
– это цена, при которой товары и услуги будут обменены на деньги
(проданы).
Спрос и предложение отвечает на вопросы:
Что?
Как?
Кто?
Рынок производит то, что пользуется спросом
Рынок поощряет снижение себестоимости и наказывает тех, кто это не делает
Рынок ограничивает потребление дефицитных ресурсов, определяя, кому достанутся товары и услуги, а кому не достанутся
При административном установлении цен равновесия на рынке не будет, на нём надолго сохраняется дефицит либо затоваривание.
Материальное производство
– это процесс воздействия на природу в целях создания благ.
Материальное производство
Необходимое условие жизни общества, создание материальных условий существования людей
Как правило, требует совместных усилий для достижения целей (это важнейшая особенность)
Процесс активного преобразования природы людьми
Процесс трудовой деятельности людей, результатом которой является материальные блага
Связано с духовным производством
Продукция
(продукт) – это результат производства (труда).
Фактор производства
Доход от факторов производства
Труд – это активная деятельность человека
Зарплата
Капитал – это совокупность товаров, имущества, активов
Процент
Земля – это естественный ресурс
Рента
Производственные силы общества
– это создание обществом средства производства вместе с людьми, наделёнными необходимыми знаниями, опытом и приводящими средства в движение
Производственные отношения
– это совокупность общественных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ
Средства производства
– это совокупность необходимых материальных условий производства (предмет труда + средства труда).
Люди
– это важнейший фактор производства.
Предмет труда
– это исходный материал (предмет), на который направлена трудовая деятельность человека.
Средства труда
– это орудия труда + заводские помещения, склады, хранилища, источники энергии и др.
Орудия труда
– это вещи, которыми люди воздействуют на предмет труда, используя механические, физические и химические силы.
Производительность:
Интенсификация
– это экономия всех видов затрат (природных, трудовых, материальных).
Затраты
– это любой ресурс, используемый в производстве (расходы в процессе производства).
Себестоимость
– это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции.
Выручка
– это денежная сумма, полученная от продажи (равная произведению числа проданных товаров на цену, по которой их купили).
Прибыль
– это разница между выручкой и затратами (равная сумме превышения выручки в оптовых ценах предприятия над полной себестоимости реализованной продукции).
Факторы повышения производительности (от чего зависит производительность?)
Качество трудовых ресурсов
Качеств машин и оборудования
Эффективность использования ресурсов
Деловая конъюнктура
Образование;
Квалификация;
Специалисты;
Трудовой энтузиазм работка к работе
Количество машин и оборудования;
Новые технологии;
Разделение труда
Комбинирование
(соединение) факторов производства;
Необходимый капитал;
Деятельность менеджеров
Циклы деловой активности;
Благоприятные условия для предпринимательства;
Научно-технический прогресс
Разделение труда
– это распределение и закрепление производственных операций между участниками трудового процесса.
Специализация
– это сосредоточение определённой деятельности у того, кто справляется с ней лучше других.
Кооперирование
(кооперация) – это форма производственных связей, при которой в изготовлении готового продукта участвует несколько предприятий.
Условия труда
– это трудовая среда, в которой протекает трудовой процесс.
Формы и системы заработной платы
Сдельная
Повременная
Оплата производится в соответствии с количеством и качеством произведённой продукции
Оплата производится в соответствии с количеством рабочего времени и качеством продукции
Применяется, когда есть возможность точно определить норму времени и норму выработки (нормирование оплаты)
Применяется, когда невозможно или затруднительно точно нормировать труд, определить нормы времени
Используется для стимулирования роста выработки продукции
Используется, где особе значение имеет высокое качество продукции
Прямая сдельная: заработок зависит от количества произведённой годной продукции;
Сдельно-премиальная: заработок + вознаграждение за улучшение качества, за экономию материальных ресурсов;
Сдельно-прогрессивная: заработок + вознаграждение, увеличивающееся с увеличением экономии материальных ресурсов при длительном сохранении высокого качества;
Аккордная: сразу определяет заработок за весь объём работы, а также крайний срок завершения этого объема работы
Простая повременная: заработок зависит от количества отработанного времени и тарифной ставки;
Повременно-премиальная: заработок + вознаграждение за увеличение выпуска продукции, за лучшее использование оборудования, за экономию материальных ресурсов, за бережное обращение с инструментами, а также за достижение высоких показателей в труде.
Гуманизация труда:
Устранение опасности для жизни и здоровья;
Устранение монотонности и однообразия труда (придать ему творческого характера);
Повышение условий труда;
Создание нравственно-психологического климата;
Осмысление трудового процесса, его особенности, инженерного замысла.
1 2 3 4 5 6 7 8
Тема 47 Бизнес и предпринимательство
Бизнес
Предпринимательство
Инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли в условиях рыночной экономики
Процесс поиска новых возможностей для бизнеса, использование новых технологий и новых сфер вложения капитала, преодоление старых стереотипов и границ
Ст. 2 ГК РФ «Предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск
деятельности, направленная на систематическое получение прибыли… лицами,
зарегистрированными в установленном законом порядке»
Классификация предпринимательской деятельности
По субъектам хозяйственной деятельности
Юридические лица
Физические лица
По целям деятельности
Коммерческая
Некоммерческая
По назначению (вид деятельности)
Производственная, торговая, посредническая, финансовая, информационная и т. д.
По количеству собственников
Индивидуальная
Коллективная
По числу занятых, по объёму продаж
Малая (до 100 чел.)
Средняя (от 100 до 500 чел.)
Крупная (более 500 чел.)
Финансирование
– это обеспечение финансовыми ресурсами (денежными средствами).
Амортизация
– это стоимость замены изношенного оборудования.
Коммерческая организация
Фирма (это хозяйственная характеристика)
Предприятие (это производственно- технологическая характеристика)
Юридическая форма (это правовая характеристика)
Основные и оборотные средства;
Баланс;
Платежеспособность
Товар;
Технология;
Объём выпуска;
Сырьё
Право собственности;
Источник финансирования;
Ответственность владельцев
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Индивидуальное предпринимательство
(ИЧП) с 16 лет
Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ)
Хозяйственное общество с единственным участником (в форме общества с ограниченной ответственности)
Коллективное предпринимательство
Хозяйственные товарищества
Полное товарищество
Командное товарищество
(товарищество на вере)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)
Акционерное общество (АО)
Открытое акционерное общество (ОАО)
Закрытое акционерное общество (ЗАО)
Производственные кооперативы (артель), объединение граждан
(физических лиц)
Государственное и муниципальное предпринимательство
Унитарные (неделимые на доли) предприятия – государственные
(ГУП) и муниципальные (МУП)
Малый бизнес
– это область деятельности предпринимателя
Признаки малого предприятия
Определённое количество работников
Обычно бесцеховая структура
Доля участия государственных, общественных и религиозных организаций, а также крупных предприятий в уставном капитале не превышает 25%
Ограниченное разделение труда: владелец, работник и управляющий – одно лицо, работники многопрофильные, профессии совмещенные
Малое предпринимательство:
Достоинства
Недостатки
Более мобильны;
Не требуются крупные инвестиции;
Низкая себестоимость продукции;
Небольшой аппарат управления;
При единоличном владении собственник сам себе хозяин и владелец прибыли
Большая вероятность риска, неудач, банкротство;
Ограниченность капитала и возможностей привлечения дополнительных средств;
Очень зависит от колебаний рынка;
Отсутствие квалифицированных управляющих;
При единоличном владении все долги и проблемы ложатся на плечи собственника
Фермерство
– это высокоэффективная модель агробизнеса.
Крестьянское (фермерское) хозяйство
– это объединение граждан, связанных родством и
(или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
Выручка – Затраты (издержки) = прибыль;
Выручка от продаж
– это объём продаж произведенной продукции (т. е. реализованная продукция).
Затраты фирмы по видам ресурсов
Бухгалтерские, т. е. явные затраты
Экономические (общие), т. е. явные и неявные затраты (явные + неявные)
Рассчитываются как стоимость внешних
(покупаемых у других предприятий и граждан) ресурсов:
Материальные затраты (топливо, сырьё, энергия, материал);
Оплаты труда;
Социальные нужды;
Амортизация;
Рассчитывается как стоимость внутренних
(принадлежащих самой фирме) ресурсов, не отражаемых в бухгалтерских книгах:
Время собственника;
Капитал собственника (помещение, оборудование);
Зарплата собственника;
Нормальная прибыль собственника
Несёт фирма
Несёт владелец фирмы
Показывают себестоимость продукции.
Отражаются в бухгалтерском учёте фирмы
Показывает упущенную выгоду, т. е. средний доход, недополученный из-за недостаточно выгодного использования ресурсов предприятия
Основа для расчётов с государством и кредиторами
Основа для анализа состояния дел фирмы и перспектив её развития
Фондовый рынок
(или рынок ценных бумаг) – это рынок, на котором проводятся операции с ценными бумагами.
Функция: мобилизация временно свободных средств предприятий и сбережений граждан для инвестирования их в экономику.
Акция_и_облигация'>Номинал
(номинальная стоимость) ценной бумаги – это величина реального вложенного капитала.
Курс
– это рыночная цена ценной бумаги.
Акция и облигация
– это специфический товар фондового рынка.
Акция
– это ценная бумага, удостоверяющая участие её владельца в формировании средств акционерных обществ, дающая право на дивиденд (доход)
Виды акций
Обыкновеннее акции
Привилегированные акции
«Золотая акция»
Дают право голоса в управлении АО;
Не гарантируют фиксированный дивиденд;
Не ограничивает уровень дивиденда
Не дают право голоса;
Гарантирую фиксированный минимальный доход;
При банкротстве дают право на первоочерёдное получение доли
Даёт обыкновенное акции право вето на общем собрании акционеров по ряду вопросов;
Внесение изменений и дополнений в устав АО
Ликвидация АО
Из-за значительного колебания цены акций их покупка – наиболее прибыльное и одновременно самое рискованное вложение капитала.
Облигация
– это долговое обязательство с фиксированным доходом и подтверждением погашения (выкупа) в определённый срок.
Виды облигации
Корпоративные:
Более высокий номинал;
Надёжность разная;
Чем ниже надёжность, тем выше доходность (и наоборот)
Государственные:
Обычно имеют низкий номинал;
Высоконадёжны, т. к. гарантированы государством;
Не всегда высокодоходны
Маркетинг
– это комплексная организация производственно-сбытовой деятельности фирмы, направленная на реализацию продукции с целью максимализации прибыли.
Главная задача: максимальное удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Рыночные исследования
Создание товаров
Формирование цены
Реклама
Сбыт товара
Сбор информации
Постановка конкретных задач
Оперативная деятельность
Успешный маркетинг: качество товара, цена товара, реклама товара.
Менеджмент
– это система управления производственно-коммерческой деятельностью в целях повышения эффективности производства т увеличения прибыли.
Менеджер
– это высокопрофессиональный наёмный управляющий, организатор производства.
Основные функции менеджмента:
Принятие и реализация решений;
Планирование производства;
Организация рабочего процесса;
Контроль и учёт материальных и финансовых ресурсов.
Главная задача менеджера – это обеспечить практическую реализацию идей предпринимателя.
С эффективностью менеджмента тесно связаны успехи и неудачи фирмы. Если предприятие работает плохо и нерентабельно, его хозяин меняет не рабочих, а менеджеров.
Предприниматель
Менеджер
Источник идей и финансов, хозяин дела
Повторяет известное, принимает новые решения в неожиданных ситуациях, по- новому решает возникшую проблему
Принимает принципиальные решения по всем основным направлениям деятельности фирмы, рисует, т. е. берёт на себя экономическую и правовую ответственность за принятие решений и результаты деятельности
Организатор бизнеса, организатор- исполнитель, организует процесс производства и деятельность персонала, направленная на достижение высоких результатов и максимальное получение прибыли
Независим, имеет широкое поле деятельности
Ориентирован на фирму, её стратегию, планы, основные цели, миссию
Строит деятельность на основе ноу-хау и личном предпринимательском таланте
Строит деятельность, используя личную квалификацию, знания, умения
Бизнес
Предпринимательство
Инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли в условиях рыночной экономики
Процесс поиска новых возможностей для бизнеса, использование новых технологий и новых сфер вложения капитала, преодоление старых стереотипов и границ
Ст. 2 ГК РФ «Предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск
деятельности, направленная на систематическое получение прибыли… лицами,
зарегистрированными в установленном законом порядке»
Классификация предпринимательской деятельности
По субъектам хозяйственной деятельности
Юридические лица
Физические лица
По целям деятельности
Коммерческая
Некоммерческая
По назначению (вид деятельности)
Производственная, торговая, посредническая, финансовая, информационная и т. д.
По количеству собственников
Индивидуальная
Коллективная
По числу занятых, по объёму продаж
Малая (до 100 чел.)
Средняя (от 100 до 500 чел.)
Крупная (более 500 чел.)
Финансирование
– это обеспечение финансовыми ресурсами (денежными средствами).
Амортизация
– это стоимость замены изношенного оборудования.
Коммерческая организация
Фирма (это хозяйственная характеристика)
Предприятие (это производственно- технологическая характеристика)
Юридическая форма (это правовая характеристика)
Основные и оборотные средства;
Баланс;
Платежеспособность
Товар;
Технология;
Объём выпуска;
Сырьё
Право собственности;
Источник финансирования;
Ответственность владельцев
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Индивидуальное предпринимательство
(ИЧП) с 16 лет
Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ)
Хозяйственное общество с единственным участником (в форме общества с ограниченной ответственности)
Коллективное предпринимательство
Хозяйственные товарищества
Полное товарищество
Командное товарищество
(товарищество на вере)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)
Акционерное общество (АО)
Открытое акционерное общество (ОАО)
Закрытое акционерное общество (ЗАО)
Производственные кооперативы (артель), объединение граждан
(физических лиц)
Государственное и муниципальное предпринимательство
Унитарные (неделимые на доли) предприятия – государственные
(ГУП) и муниципальные (МУП)
Малый бизнес
– это область деятельности предпринимателя
Признаки малого предприятия
Определённое количество работников
Обычно бесцеховая структура
Доля участия государственных, общественных и религиозных организаций, а также крупных предприятий в уставном капитале не превышает 25%
Ограниченное разделение труда: владелец, работник и управляющий – одно лицо, работники многопрофильные, профессии совмещенные
Малое предпринимательство:
Достоинства
Недостатки
Более мобильны;
Не требуются крупные инвестиции;
Низкая себестоимость продукции;
Небольшой аппарат управления;
При единоличном владении собственник сам себе хозяин и владелец прибыли
Большая вероятность риска, неудач, банкротство;
Ограниченность капитала и возможностей привлечения дополнительных средств;
Очень зависит от колебаний рынка;
Отсутствие квалифицированных управляющих;
При единоличном владении все долги и проблемы ложатся на плечи собственника
Фермерство
– это высокоэффективная модель агробизнеса.
Крестьянское (фермерское) хозяйство
– это объединение граждан, связанных родством и
(или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
Выручка – Затраты (издержки) = прибыль;
Выручка от продаж
– это объём продаж произведенной продукции (т. е. реализованная продукция).
Затраты фирмы по видам ресурсов
Бухгалтерские, т. е. явные затраты
Экономические (общие), т. е. явные и неявные затраты (явные + неявные)
Рассчитываются как стоимость внешних
(покупаемых у других предприятий и граждан) ресурсов:
Материальные затраты (топливо, сырьё, энергия, материал);
Оплаты труда;
Социальные нужды;
Амортизация;
Рассчитывается как стоимость внутренних
(принадлежащих самой фирме) ресурсов, не отражаемых в бухгалтерских книгах:
Время собственника;
Капитал собственника (помещение, оборудование);
Зарплата собственника;
Нормальная прибыль собственника
Несёт фирма
Несёт владелец фирмы
Показывают себестоимость продукции.
Отражаются в бухгалтерском учёте фирмы
Показывает упущенную выгоду, т. е. средний доход, недополученный из-за недостаточно выгодного использования ресурсов предприятия
Основа для расчётов с государством и кредиторами
Основа для анализа состояния дел фирмы и перспектив её развития
Фондовый рынок
(или рынок ценных бумаг) – это рынок, на котором проводятся операции с ценными бумагами.
Функция: мобилизация временно свободных средств предприятий и сбережений граждан для инвестирования их в экономику.
Акция_и_облигация'>Номинал
(номинальная стоимость) ценной бумаги – это величина реального вложенного капитала.
Курс
– это рыночная цена ценной бумаги.
Акция и облигация
– это специфический товар фондового рынка.
Акция
– это ценная бумага, удостоверяющая участие её владельца в формировании средств акционерных обществ, дающая право на дивиденд (доход)
Виды акций
Обыкновеннее акции
Привилегированные акции
«Золотая акция»
Дают право голоса в управлении АО;
Не гарантируют фиксированный дивиденд;
Не ограничивает уровень дивиденда
Не дают право голоса;
Гарантирую фиксированный минимальный доход;
При банкротстве дают право на первоочерёдное получение доли
Даёт обыкновенное акции право вето на общем собрании акционеров по ряду вопросов;
Внесение изменений и дополнений в устав АО
Ликвидация АО
Из-за значительного колебания цены акций их покупка – наиболее прибыльное и одновременно самое рискованное вложение капитала.
Облигация
– это долговое обязательство с фиксированным доходом и подтверждением погашения (выкупа) в определённый срок.
Виды облигации
Корпоративные:
Более высокий номинал;
Надёжность разная;
Чем ниже надёжность, тем выше доходность (и наоборот)
Государственные:
Обычно имеют низкий номинал;
Высоконадёжны, т. к. гарантированы государством;
Не всегда высокодоходны
Маркетинг
– это комплексная организация производственно-сбытовой деятельности фирмы, направленная на реализацию продукции с целью максимализации прибыли.
Главная задача: максимальное удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Рыночные исследования
Создание товаров
Формирование цены
Реклама
Сбыт товара
Сбор информации
Постановка конкретных задач
Оперативная деятельность
Успешный маркетинг: качество товара, цена товара, реклама товара.
Менеджмент
– это система управления производственно-коммерческой деятельностью в целях повышения эффективности производства т увеличения прибыли.
Менеджер
– это высокопрофессиональный наёмный управляющий, организатор производства.
Основные функции менеджмента:
Принятие и реализация решений;
Планирование производства;
Организация рабочего процесса;
Контроль и учёт материальных и финансовых ресурсов.
Главная задача менеджера – это обеспечить практическую реализацию идей предпринимателя.
С эффективностью менеджмента тесно связаны успехи и неудачи фирмы. Если предприятие работает плохо и нерентабельно, его хозяин меняет не рабочих, а менеджеров.
Предприниматель
Менеджер
Источник идей и финансов, хозяин дела
Повторяет известное, принимает новые решения в неожиданных ситуациях, по- новому решает возникшую проблему
Принимает принципиальные решения по всем основным направлениям деятельности фирмы, рисует, т. е. берёт на себя экономическую и правовую ответственность за принятие решений и результаты деятельности
Организатор бизнеса, организатор- исполнитель, организует процесс производства и деятельность персонала, направленная на достижение высоких результатов и максимальное получение прибыли
Независим, имеет широкое поле деятельности
Ориентирован на фирму, её стратегию, планы, основные цели, миссию
Строит деятельность на основе ноу-хау и личном предпринимательском таланте
Строит деятельность, используя личную квалификацию, знания, умения