Файл: Билет 1 1 Общая характеристика пд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Что касается содержания административно-юсридикционной деятельности, то она включается три основных этапа:

1. возбуждение дел об административных правонарушениях;

2. рассмотрение дел об административных правонарушениях;

3. исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок осуществления административно-юрисдикционной деятельности, является КоАП РФ.

7. разрешительная (лицензионно-разрешительная) деятельность - это деятельность уполномоченных на то государственных органов по предоставлению физическим и юридическим лицам разрешения (дозволения) на реализацию некоторых права и осуществление определенных действий в условиях общего запрета на данное действие для других лиц.

Всего в Российской Федерации существует 4 вида разрешений, которые могут выдаваться уполномоченными на то органами.

Во-первых, это полицейское разрешение, которое сводится именно кразрешению совершать действие, которое по общим основаниям, запрещено. Например, разрешение на въезд в пограничную, зону, на въезд и проживание на закрытой территории, на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну и т.д. представляют собой классические полицейские разрешения.

Во-вторых, это лицензия. Лицензия – разрешение заниматься определенными видами деятельности, преимущественно хозяйственными и имеющими потенциально опасный для общества характер. Так, Закон о лицензировании отдельных видов деятельности5 предполагает получение лицензий на разработку, производство и распространение шифровальных средств; выполнение услуг по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и взрывчатых веществ; разработку, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизацию гражданского и служебного оружия; торговлю гражданским и служебным оружием и т.д..

В-третьих, это государственная регистрация – то есть признание уполномоченным органом права физического или юридического лица на определенное социальное благо и подтверждение разрешения пользоваться этим правом. Это – один из наиболее распространенных методов разрешительной деятельности. Например, органы внутренних дел регистрируют граждан по месту жительства, иностранцев и лиц без гражданства, автомототранспортные средства и т.д.; органы юстиции регистрируют право на недвижимое имущество, регистрируют политические партии и общественные объединения и т.д.


В-четвертых, это паспортизация– то естьдеятельность, направленная на упорядочение передвижения российских граждан, граждан иностранных государств и других лиц на территории РФ, на охрану права на свободу передвижения в пределах России, на выезд из страны и выезд из нее. Паспортизация предполагает введение системы специальных документов, которые удостоверяют личность владельца и в обязательном порядке выдаются административными органами гражданам России и иностранным гражданам.


2) Основы нотвриата

Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

В состав нотариата входят:

– государственные нотариальные конторы;

– частнопрактикующие нотариусы;

– должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия (начальники исправительных учреждений, СИЗО, главные врачи больниц и др.). Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением, одинакова. Их объединяют правила совершения нотариальных действий и правовая сила нотариальных актов. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личную печать с изображением герба РФ и совершает нотариальные действия от имени государства.

Основные задачи нотариата:

– охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений;

– охрана всех форм собственности;

– предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительных действий и т. д.

Одна из наиболее важных задач нотариата – превентивное правосудие. Удостоверяя бесспорные права конкретного гражданина, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Юридическое закрепление бесспорных прав позволяет избежать обращения в суд. В отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осуществляет действия только в отношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деятельность направлена на юридическое закрепление гражданских прав.

Государственные нотариальные конторы образуются и упраздняются Минюстом РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Они же осуществляют и руководство деятельностью всей системы государственных органов нотариата.


Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории – нотариальном округе.

Организационная структура частнопрактикующих нотариусов включает Федеральную нотариальную палату и ее органы, а также нотариальные палаты в субъектах РФ.

3) Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Состав, порядок формирования, полномочия

) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации;

) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.

) Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии Верховного Суда формируются из числа судей Верховного Суда в составе председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы судебных коллегий утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

В судебных коллегиях формируются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы формируются Председателем.

Судебные составы судебных коллегий возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава соответствующей судебной коллегии неоднократно.

Компетенция судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;

2) рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

3) вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

4) обобщают судебную практику;

5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Билет 7


1)Районный суд

Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). Он действует на территории судебного района, которая обычно совпадает с территорией административно-территориальной единицы.

В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства, так и послесудебного разбирательства дел. Объем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что районные суды – суды основного звена.

Решение об образовании районного (ему равного) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) судебного департамента и при участии судей субъекта РФ.

Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

Внутреннее устройство – структура районного суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним.

При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (им равных) судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда.

Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ с учетом законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть избраны в том же порядке без ограничения срока их полномочий. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 65 лет.

Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.

Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (завканцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку.

Полномочия районного суда:

осуществление правосудия при разбирательстве по первой и апелляционной инстанции гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Рассмотрение дел в районном суде по первой инстанции осуществляется единолично или коллегиально. Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично;