ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рассмотрение всех гражданских дел, за исключением дел, подсудных военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду рФ;
рассмотрение большей части уголовных дел, за исключением отнесенных к подсудности мирового судьи, судов среднего звена и ВС РФ;
контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений;
обращение к исполнению вынесенных решений по гражданским делам, приговоров по уголовным делам в части, касающейся удовлетворения гражданских исков и конфискации имущества;
обращение к исполнению вынесенных приговоров, которые вступили в законную силу.
2) Исполнительное производство. Судебные приставы.
3) Равенство граждан перед законом и судом
Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола и расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму судам, внес в нее дополнение о том, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном законе. Таким образом, судам предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст. 19 Конституции РФ.
Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т. е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы.
В сфере правосудия по делам военнослужащих эти особенности влияют лишь на определение подсудности с учетом воинского звания. Однако процедура в суде осуществляется по единым правилам, поскольку военные суды – часть судов общей юрисдикции и их деятельность регламентируется единым материальным и процессуальным законодательством.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Предание их суду возможно только после лишения депутатской неприкосновенности на основании решения соответствующей палаты парламента, по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 98 Конституции РФ).
Неприкосновенность депутатов представительных органов субъектов РФ носит более ограниченный характер. Она не распространяется на действия депутатов, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия, не относящиеся к их депутатским полномочий.
Билет 8
1) Правоохранительная деятельность: понятие и основные направления (функции).
Правоохранительная деятельность – это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом.
Признаки правоохранительной деятельности
правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования этих органов
эта деятельность направлена на защиту прав личности, общества и государства от преступных и иных посягательств
правоохранительная деятельность осуществляется в строгом, установленном законом порядке, отступление от этого порядка само по себе может являться правонарушением
правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения, взыскания и восстановления
Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются
конституционный контроль,
правосудие;
организационное обеспечение деятельности судов;
прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;
выявление и расследование преступлений:
- предварительное следствие,
- дознание,
- оперативно-розыскная деятельность;
уголовно-исполнительная деятельность;
нотариальные действия
юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).
Иные направления правоохранительной деятельности
судопроизводство (уголовный процесс);
обеспечение безопасности;
охрана общественного порядка;
производство по делам о нарушении таможенных правил;
производство по делам о налоговых правонарушениях;
контрразведывательная деятельность;
внешняя разведка
Конституционный контроль и правосудие занимают особое место в системе правоохранительных органов. Конституционный контроль, как самостоятельный вид охраны права, направлен на обеспечение соответствия Конституции действующих нормативных правовых актов, соблюдения принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд.
Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ. Иные направления деятельности прокуратуры: - уголовное преследование лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; - участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и внесение представлений с целью устранения допущенных судами ошибок; -надзор за исполнением законов судебными приставами; -участие в правотворческой деятельности, а также в международном сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью.
Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органов наркоконтроля и таможенных служб. Их задача выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.
Защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи осуществляется, прежде всего, адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода деловых бумаг, выступления адвокатов на суде в качестве защитников по уголовным делам и представителей по гражданским делам.
Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы.
2) Осуществления правосудия только судом
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Эти суды осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным федеральным конституционным законом, не допускается.
Принцип осуществления правосудия только судом следует рассматривать в нескольких аспектах.
1. Особую деятельность, именуемую «правосудием», может осуществлять только суд. Это означает, что на какой-либо другой государственный орган не может быть возложена обязанность по осуществлению правосудия. Деятельность государственных и иных органов, помимо суда, нельзя назвать правосудием.
2. Судом, имеющим полномочия по осуществлению правосудия, может быть признан только тот орган, который создан исключительно на основании Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». В связи с этим судебная система России определена исчерпывающим перечнем судов.
Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанные выше нормативные акты. В частности, ст.ст. 4 и 26 ФКЗ «О судебной системе РФ» предусматривают возможность создания в системе федеральных судов общей юрисдикции специализированных судов по рассмотрению гражданских и административных дел.
Специализированные суды – это федеральные суды общей юрисдикции, к полномочиям которых отнесено рассмотрение отдельных категорий гражданских и административных дел2. Не могут быть отнесены к специализированным судам суды, которые рассматривают дела в отношении отдельных категорий лиц, например, военные суды. Следует отметить, что в настоящее время в России специализированные суды не созданы.
От специализированных судов следует отличать чрезвычайные суды, то есть суды, которые создаются либо вне закона, либо на непостоянной основе (суды «ad hoc», т.е. «для случая»), либо для проведения репрессивной, карательной политики государства, либо создание которых обусловлено какими-либо экстремальными обстоятельствами, например, чрезвычайным положением. Создание чрезвычайных судов в Российской Федерации запрещено.
3. Правосудие может осуществляться лишь тем судом, который отвечает требованиям законности, компетентности и беспристрастности (ст.ст. 18, 45, 47, 119 121, 123 Конституции РФ, п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Требование законности суда следует рассматривать с позиции соответствия лиц, наделяемых статусом судей, надлежащей квалификации и нравственным требованиям, которые в совокупности обеспечивают справедливость при вынесении судебных актов. Это требование применимо не только к судьям, но и к присяжным и арбитражным заседателям. Нарушение требования законности суда влечет за собой безусловную отмену принятого судебного акта (п. 2 ч. 2 ст. 381 УПК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 364 ГПК РФ, п. 1 ч. 4 ст. 270, п. 1 ч. 4 ст. 288 АПК РФ).
Требование компетентности суда означает, что дело должно быть рассмотрено только тем судом, который имеет соответствующие полномочия. Указанное требование нашло закрепление в ст. 47 Конституции РФ, в соответствии с которой «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Нарушение требования компетентности суда влечет безусловную отмену судебного акта.
Требование беспристрастности суда обязывает судей, рассматривающих конкретные дела, быть нейтральными по отношению к сторонам и лицам, участвующим в деле. Судьи не вправе способствовать одной из сторон в защите своих прав и законных интересов. Предубеждения судей по каким-нибудь вопросам или по отношению к каким-либо лицам не должно иметь места. Институт отвода (если есть основания полагать, что они лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела…) (ст. 61-65 УПК РФ, ст. 16-21 ГПК РФ, ст.ст. 21-26 АПК РФ). Последствия участия судьи, который не отвечает требованию беспристрастности, - безусловная отмена судебного акта
4. Только суд может отменять или изменять акты правосудия. Судебный акт может быть проверен в апелляционном, кассационном или надзорном порядке. В результате такой проверки судебный акт может быть изменен или вообще отменен. Правом рассматривать и принимать решения по ранее вынесенным судебным актам должен быть наделен исключительно суд.