Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
малярные и сварочножестяницкие отделения, в которых приходится размещать рабочие посты в связи с необходимостью проводить работы непосредственно на автомобилях.
Длительность простоя автомобилей при ТР в общем случае суммируется из следующих временных промежутков:
- пребывания автомобиля в неисправном состоянии до начала ремонта;
- осмотра неисправного автомобиля и оформления заявки на ремонт;
- установки автомобиля на рабочий пост;
- ожидания начала ремонта на посту;
- демонтажа неисправного агрегата (узла, детали);
- доставки снятого агрегата на ремонт;
- ремонта агрегата;
- доставки исправного агрегата к автомобилю;
- установки отремонтированного агрегата на автомобиль;
- контроля качества ремонта;
- перегона автомобиля на место стоянки.
Наибольший удельный вес в простоях автомобилей в ТР составляет время на собственно ремонт агрегата (узла), восстановление его деталей.
В «Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» рекомендован перечень агрегатов, узлов, приборов и комплектов деталей, которые целесообразно включать в оборотный фонд.
Поскольку суточная программа ТР и объем ремонта при каждой постановке автомобиля в зону ТР имеют существенные отклонения от среднего значения, то в некоторые дни очередь автомобилей в зону ТР может возрастать. Установлено, что для снижения времени ожидания ТР необходимо увеличить количество постов ТР на 10…50 %.
4 Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования
Основные неисправности аккумуляторной батареи: разряд и саморазряд, короткое замыкание пластин при выпадении активной массы. Кроме того, в результате понижения уровня электролита, а также длительного хранения аккумулятора без подзарядки возможна сульфитация пластин, хотя вероятность ее в современных конструкциях батарей при нормальном уровне электролита значительно снижена. Выпадение активной массы приводит также к понижению емкости батареи. При эксплуатации возникают трещины стенок батареи, происходит снижение уровня электролита и его плотности.
При пониженном уровне электролита в аккумуляторы батареи доливают дистиллированную воду. Электролит доливают лишь в случае, когда понижение его уровня вызвано утечкой или расплескиванием. Уровень электролита в аккумуляторных батареях проверяют зимой через 10…15 дней, летом в жаркую погоду через 5…6 дней.
Плотность электролита проверяют автомобильным денсиметром. Для умеренного климатического района этот параметр круглый год должен составлять 1,26 г/см3. Зарядку аккумуляторной батареи целесообразно производить раз в три месяца током от 1/10 до 1/13 номинальной емкости батареи.
Ресурс батареи в эксплуатации сокращается в 2…2,5 раза при повышении регулируемого напряжения бортовой сети автомобиля выше оптимального на 10…12 %, т. е. зависит от состояния генератора и регулятора напряжения.
В исправной аккумуляторной батарее величина саморазряда не превышает 2% емкости в сутки. Применение загрязненной серной кислоты и воды, содержащей соли и щелочи (недистиллированной), а также попадание внутрь аккумуляторной батареи различных веществ, способствуют образованию дополнительных гальванических пар, что приводит к ускоренному саморазряду. Саморазряд аккумуляторной батареи может быть вызван также попаданием на поверхность аккумулятора грязи и электролита и расслоением электролита при длительном бездействии батареи.
Короткое замыкание пластин в аккумуляторе возникает при выпадении из пластин на дно блока активной массы (шлама). Выпадение активной массы приводит также к понижению емкости батареи. В процессе эксплуатации возникают трещины стенок блока, происходит снижение уровня электролита и его плотности.
При понижении уровня электролита доливают дистиллированную воду, так как она испаряется. Плотность электролита проверяют ареометром, помещенным в стеклянную трубку с резиновой грушей для всасывания электролита.
Разница плотности в аккумуляторах батареи не должна превышать 0,01 г/см3. Для средней полосы плотность электролита, приведенная к 15°С, для зимы и лета, установлена 1,27 г/см3. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует разряду аккумуляторной батареи примерно на 6%. Аккумуляторная батарея требует заряда или ремонта, если разряд (хотя бы одного аккумулятора) достигает 50% летом и 25% зимой. После заряда плотность электролита доводят до нормы доливкой дистиллированной воды или электролита плотностью 1,4 г/см3. Изменение плотности электролита является одним из основных показателей степени разряда аккумуляторной батареи.
Рекомендации по продлению ресурса АКБ:
Регулярно выполнять техническое обслуживание АКБ.
Не допускать перезарядки АКБ на автомобиле (напряжение в сети неболее 14,6 В.
Не допускать недозаряда на автомобиле.
Следить за натяжением ремня генератора.
Не перегружать бортовую сеть дополнительными потребителями электроэнергии.
Не использовать ускоренные методы зарядки АКБ.
Не допускать попадания в электролит грязи, бензина, масла и т.п.
Поддерживать в хорошем состоянии системы ДВС, определяющие легкость пуска («заводится с полоборота»).
Продолжительность одного пуска ДВС (10…15 с), перерыв 1…2 м.
Заводить ДВС с выключенным сцеплением.
При температуре ниже -100С перед включением стартера следует предварительно прогреть АКБ путем включения фар на 10…15 мин.
В зимнее время использовать в ДВС соответствующие марки моторных масел.
На грузовых автомобилях, где это только возможно, под АКБ следует установить резиновые прокладки.
Не реже чем через 10-15 дней необходимо проверять степень разряжённости батареи по плотности электролита или нагрузочной вилкой. Батарею, разряжённую более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, следует снять с автомобиля и поставить на подзаряд. В эти же сроки проверяют целостность бака (отсутствие трещин) и просачивание электролита в каждом аккумуляторе батареи.
Слабо сульфатированные разряженные пластины можно восстановить продолжительными зарядами слабым током (0,03 …0,04 от значения емкости от исходной плотности электролита 1,03 … 1,05 г/см3 до плотности 1,1 г/см3). Затем слить электролит и цикл повторить, и так несколько раз, пока плотность не перестанет повышаться.
Техническое обслуживание автомобильного генератора
Неисправности автомобильного генератора условно делятся на электрические и механические. К электрическим относятся:
Износ и выход из строя щеток.
Нарушения контакта или обрыв электрических цепей.
Короткое замыкание обмоток ротора.
Поломка регулятора напряжения или диодного моста.
Механические неисправности, как правило, возникают при износе подшипников, что вызывает радиальное биение ротора, который будет задевать обмотку статора и провоцировать возникновение короткого замыкания.
О неисправности генератора можно судить по следующим признакам:
Во время работы двигателя горит или мигает лампа разряда аккумуляторной батареи.
Перезаряд аккумуляторной батареи или его регулярная разрядка.
Тусклая работа фар и электроприборов во время работы двигателя.
Сила света фар изменяется в зависимости от частоты оборотов двигателя.
От генератора во время его работы слышатся посторонние звуки.
Самая частая и простая неисправность — после пуска двигателя датчик показывает, что зарядки нет. Возможные причины:
плохо натянут ремень привода генератора;
обрыв в проводки, которая питает цепь возбуждения (использовать для этого вольтметр или контрольную лампочку);
проверить исправность амперметра, остановить двигатель и включить все фары (исправный амперметр будет показывать разрядку).
Диагностирование генераторов осуществляют при помощи вольтметра, амперметра и нагрузочного устройства для задания эталонных нагрузочных режимов проверки, поскольку включение всех потребителей тока автомобиля при полностью заряженной батарее не обеспечивает полной загрузки генератора.
При проведении технического обслуживания запрещается:
запускать двигатель, если отсоединен от генератора плюсовой провод, при этом может возникнуть опасное для выпрямителя напряжение;
подсоединять АКБ неправильной полярности;
допускать работу генератора при отсутствии АКБ;
допускать отсоединения АКБ от сети при работающем двигателе и отключенных потребителях;
проверять исправность генератора «искрой» путем внешнего замыкания между собой клемм регулятора напряжения или генератор питать от постороннего источника питания;
соединять шину щеткодержателя, с «+» генератора или клеммами;
проверять исправность генератора и всей электрической цепи автомобиля контрольной лампочкой или другими приборами, питаемыми напряжением более 36 Вольт при подключенном генераторе;
допускать попадание воды или масла на генератор;
допускать касания проводов корпуса регулятора напряжения.
При проведении ТО первое, на что следует обратить внимание — это натяжение ремня генератора. Если ремень слишком ослаблен, то будет иметь место так называемая «пробуксовка». При этом генератор не сможет нормально выполнять своих функций. Чтобы проверить натяжение, необходимо нажать пальцем в середине ремня с усилием 80-100 Н (8…10 кгс). Идеальный прогиб – не более 15 миллиметров .
Далее – производится измерение напряжения на клеммах аккумулятора – на отключенном и заведенном двигателе. Измерение необходимо производить при средних оборотах двигателя. Напряжение на клеммах аккумуляторной батареи после запуска двигателя должно повыситься. Если это так, то генератор работоспособен и полностью исправен. И, следовательно, он дает необходимую энергию подзаряда. Нормальный уровень напряжения – 14,3…14,5 Вольта (зависит от модели транспортного средства).
Проверку и регулировку регулятора напряжения осуществляют при повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя и выключенной нагрузке (сила тока равна нулю или незначительна). При этом регулируемое напряжение, определяемое по показаниям вольтметра, должно также соответствовать нормативному, равному 13,8…14,1 В. При его несоответствии производят регулировку. Необходимо отметить, что повышение напряжения генератора выше расчетной на 10…12% снижает срок службы аккумуляторной батареи и осветительных приборов примерно в 2 раза.
Если реле-регулятор не поддается регулировке, его заменяют. Ограничивающее напряжение проверяют при включенных потребителях тока и повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Проверка работоспособности диодного моста производится мультиметром в режиме измерения переменного напряжения. Мультиметр подключается к клеммам «В+» (или «30») на генераторе и к «массе» автомобиля (двигатель во время измерений должен быть заведен). Нормальный уровень напряжения должен составлять 0,5 Вольта. Если уровень напряжения выше, то можно делать вывод о неисправности диодного моста.
Если диодный мост целый, необходимо проверить целостность обмотки ротора генератора:
—с генератора снимается щеточный узел и измеряется сопротивление обмотки (мультиметр необходимо переключить на соответствующую шкалу). Для измерения щупы прикладываются к контактным кольцам. Нормальный уровень сопротивления – 5-10 Ом. При отсутствии цепи говорит об обрыве обмотки.
Далее следует замерить сопротивления между корпусом генератора и любым из контактных колец. В этом случае прибор должен показать максимальное сопротивление. Если же звучит «звонок» или сопротивление слишком малое, то обмотка, скорее всего, «сидит» на корпусе. Обмотки статора необходимо проверить аналогичным образом. Все замеры делаются при снятом диодном мосте.
Далее следует осмотреть щеточный узел генератора на факт залегания щеток и их износа. В случае, когда щетки выступают из щеткодержателя более, чем на 5 мм, необходимо заменить весь узел.
Изношенную щетку необходимо заменить новой и притереть ее по кольцу, для чего полоску стеклянной бумаги кладут гладкой стороной к кольцу, а к шероховатой стороне прижимают щетку. Двигая бумагу, притирают щетку соответственно кривизне кольца.
Длительность простоя автомобилей при ТР в общем случае суммируется из следующих временных промежутков:
- пребывания автомобиля в неисправном состоянии до начала ремонта;
- осмотра неисправного автомобиля и оформления заявки на ремонт;
- установки автомобиля на рабочий пост;
- ожидания начала ремонта на посту;
- демонтажа неисправного агрегата (узла, детали);
- доставки снятого агрегата на ремонт;
- ремонта агрегата;
- доставки исправного агрегата к автомобилю;
- установки отремонтированного агрегата на автомобиль;
- контроля качества ремонта;
- перегона автомобиля на место стоянки.
Наибольший удельный вес в простоях автомобилей в ТР составляет время на собственно ремонт агрегата (узла), восстановление его деталей.
В «Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» рекомендован перечень агрегатов, узлов, приборов и комплектов деталей, которые целесообразно включать в оборотный фонд.
Поскольку суточная программа ТР и объем ремонта при каждой постановке автомобиля в зону ТР имеют существенные отклонения от среднего значения, то в некоторые дни очередь автомобилей в зону ТР может возрастать. Установлено, что для снижения времени ожидания ТР необходимо увеличить количество постов ТР на 10…50 %.
4 Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования
Основные неисправности аккумуляторной батареи: разряд и саморазряд, короткое замыкание пластин при выпадении активной массы. Кроме того, в результате понижения уровня электролита, а также длительного хранения аккумулятора без подзарядки возможна сульфитация пластин, хотя вероятность ее в современных конструкциях батарей при нормальном уровне электролита значительно снижена. Выпадение активной массы приводит также к понижению емкости батареи. При эксплуатации возникают трещины стенок батареи, происходит снижение уровня электролита и его плотности.
При пониженном уровне электролита в аккумуляторы батареи доливают дистиллированную воду. Электролит доливают лишь в случае, когда понижение его уровня вызвано утечкой или расплескиванием. Уровень электролита в аккумуляторных батареях проверяют зимой через 10…15 дней, летом в жаркую погоду через 5…6 дней.
Плотность электролита проверяют автомобильным денсиметром. Для умеренного климатического района этот параметр круглый год должен составлять 1,26 г/см3. Зарядку аккумуляторной батареи целесообразно производить раз в три месяца током от 1/10 до 1/13 номинальной емкости батареи.
Ресурс батареи в эксплуатации сокращается в 2…2,5 раза при повышении регулируемого напряжения бортовой сети автомобиля выше оптимального на 10…12 %, т. е. зависит от состояния генератора и регулятора напряжения.
В исправной аккумуляторной батарее величина саморазряда не превышает 2% емкости в сутки. Применение загрязненной серной кислоты и воды, содержащей соли и щелочи (недистиллированной), а также попадание внутрь аккумуляторной батареи различных веществ, способствуют образованию дополнительных гальванических пар, что приводит к ускоренному саморазряду. Саморазряд аккумуляторной батареи может быть вызван также попаданием на поверхность аккумулятора грязи и электролита и расслоением электролита при длительном бездействии батареи.
Короткое замыкание пластин в аккумуляторе возникает при выпадении из пластин на дно блока активной массы (шлама). Выпадение активной массы приводит также к понижению емкости батареи. В процессе эксплуатации возникают трещины стенок блока, происходит снижение уровня электролита и его плотности.
При понижении уровня электролита доливают дистиллированную воду, так как она испаряется. Плотность электролита проверяют ареометром, помещенным в стеклянную трубку с резиновой грушей для всасывания электролита.
Разница плотности в аккумуляторах батареи не должна превышать 0,01 г/см3. Для средней полосы плотность электролита, приведенная к 15°С, для зимы и лета, установлена 1,27 г/см3. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует разряду аккумуляторной батареи примерно на 6%. Аккумуляторная батарея требует заряда или ремонта, если разряд (хотя бы одного аккумулятора) достигает 50% летом и 25% зимой. После заряда плотность электролита доводят до нормы доливкой дистиллированной воды или электролита плотностью 1,4 г/см3. Изменение плотности электролита является одним из основных показателей степени разряда аккумуляторной батареи.
Рекомендации по продлению ресурса АКБ:
Регулярно выполнять техническое обслуживание АКБ.
Не допускать перезарядки АКБ на автомобиле (напряжение в сети неболее 14,6 В.
Не допускать недозаряда на автомобиле.
Следить за натяжением ремня генератора.
Не перегружать бортовую сеть дополнительными потребителями электроэнергии.
Не использовать ускоренные методы зарядки АКБ.
Не допускать попадания в электролит грязи, бензина, масла и т.п.
Поддерживать в хорошем состоянии системы ДВС, определяющие легкость пуска («заводится с полоборота»).
Продолжительность одного пуска ДВС (10…15 с), перерыв 1…2 м.
Заводить ДВС с выключенным сцеплением.
При температуре ниже -100С перед включением стартера следует предварительно прогреть АКБ путем включения фар на 10…15 мин.
В зимнее время использовать в ДВС соответствующие марки моторных масел.
На грузовых автомобилях, где это только возможно, под АКБ следует установить резиновые прокладки.
Не реже чем через 10-15 дней необходимо проверять степень разряжённости батареи по плотности электролита или нагрузочной вилкой. Батарею, разряжённую более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, следует снять с автомобиля и поставить на подзаряд. В эти же сроки проверяют целостность бака (отсутствие трещин) и просачивание электролита в каждом аккумуляторе батареи.
Слабо сульфатированные разряженные пластины можно восстановить продолжительными зарядами слабым током (0,03 …0,04 от значения емкости от исходной плотности электролита 1,03 … 1,05 г/см3 до плотности 1,1 г/см3). Затем слить электролит и цикл повторить, и так несколько раз, пока плотность не перестанет повышаться.
Техническое обслуживание автомобильного генератора
Неисправности автомобильного генератора условно делятся на электрические и механические. К электрическим относятся:
Износ и выход из строя щеток.
Нарушения контакта или обрыв электрических цепей.
Короткое замыкание обмоток ротора.
Поломка регулятора напряжения или диодного моста.
Механические неисправности, как правило, возникают при износе подшипников, что вызывает радиальное биение ротора, который будет задевать обмотку статора и провоцировать возникновение короткого замыкания.
О неисправности генератора можно судить по следующим признакам:
Во время работы двигателя горит или мигает лампа разряда аккумуляторной батареи.
Перезаряд аккумуляторной батареи или его регулярная разрядка.
Тусклая работа фар и электроприборов во время работы двигателя.
Сила света фар изменяется в зависимости от частоты оборотов двигателя.
От генератора во время его работы слышатся посторонние звуки.
Самая частая и простая неисправность — после пуска двигателя датчик показывает, что зарядки нет. Возможные причины:
плохо натянут ремень привода генератора;
обрыв в проводки, которая питает цепь возбуждения (использовать для этого вольтметр или контрольную лампочку);
проверить исправность амперметра, остановить двигатель и включить все фары (исправный амперметр будет показывать разрядку).
Диагностирование генераторов осуществляют при помощи вольтметра, амперметра и нагрузочного устройства для задания эталонных нагрузочных режимов проверки, поскольку включение всех потребителей тока автомобиля при полностью заряженной батарее не обеспечивает полной загрузки генератора.
При проведении технического обслуживания запрещается:
запускать двигатель, если отсоединен от генератора плюсовой провод, при этом может возникнуть опасное для выпрямителя напряжение;
подсоединять АКБ неправильной полярности;
допускать работу генератора при отсутствии АКБ;
допускать отсоединения АКБ от сети при работающем двигателе и отключенных потребителях;
проверять исправность генератора «искрой» путем внешнего замыкания между собой клемм регулятора напряжения или генератор питать от постороннего источника питания;
соединять шину щеткодержателя, с «+» генератора или клеммами;
проверять исправность генератора и всей электрической цепи автомобиля контрольной лампочкой или другими приборами, питаемыми напряжением более 36 Вольт при подключенном генераторе;
допускать попадание воды или масла на генератор;
допускать касания проводов корпуса регулятора напряжения.
При проведении ТО первое, на что следует обратить внимание — это натяжение ремня генератора. Если ремень слишком ослаблен, то будет иметь место так называемая «пробуксовка». При этом генератор не сможет нормально выполнять своих функций. Чтобы проверить натяжение, необходимо нажать пальцем в середине ремня с усилием 80-100 Н (8…10 кгс). Идеальный прогиб – не более 15 миллиметров .
Далее – производится измерение напряжения на клеммах аккумулятора – на отключенном и заведенном двигателе. Измерение необходимо производить при средних оборотах двигателя. Напряжение на клеммах аккумуляторной батареи после запуска двигателя должно повыситься. Если это так, то генератор работоспособен и полностью исправен. И, следовательно, он дает необходимую энергию подзаряда. Нормальный уровень напряжения – 14,3…14,5 Вольта (зависит от модели транспортного средства).
Проверку и регулировку регулятора напряжения осуществляют при повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя и выключенной нагрузке (сила тока равна нулю или незначительна). При этом регулируемое напряжение, определяемое по показаниям вольтметра, должно также соответствовать нормативному, равному 13,8…14,1 В. При его несоответствии производят регулировку. Необходимо отметить, что повышение напряжения генератора выше расчетной на 10…12% снижает срок службы аккумуляторной батареи и осветительных приборов примерно в 2 раза.
Если реле-регулятор не поддается регулировке, его заменяют. Ограничивающее напряжение проверяют при включенных потребителях тока и повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Проверка работоспособности диодного моста производится мультиметром в режиме измерения переменного напряжения. Мультиметр подключается к клеммам «В+» (или «30») на генераторе и к «массе» автомобиля (двигатель во время измерений должен быть заведен). Нормальный уровень напряжения должен составлять 0,5 Вольта. Если уровень напряжения выше, то можно делать вывод о неисправности диодного моста.
Если диодный мост целый, необходимо проверить целостность обмотки ротора генератора:
—с генератора снимается щеточный узел и измеряется сопротивление обмотки (мультиметр необходимо переключить на соответствующую шкалу). Для измерения щупы прикладываются к контактным кольцам. Нормальный уровень сопротивления – 5-10 Ом. При отсутствии цепи говорит об обрыве обмотки.
Далее следует замерить сопротивления между корпусом генератора и любым из контактных колец. В этом случае прибор должен показать максимальное сопротивление. Если же звучит «звонок» или сопротивление слишком малое, то обмотка, скорее всего, «сидит» на корпусе. Обмотки статора необходимо проверить аналогичным образом. Все замеры делаются при снятом диодном мосте.
Далее следует осмотреть щеточный узел генератора на факт залегания щеток и их износа. В случае, когда щетки выступают из щеткодержателя более, чем на 5 мм, необходимо заменить весь узел.
Изношенную щетку необходимо заменить новой и притереть ее по кольцу, для чего полоску стеклянной бумаги кладут гладкой стороной к кольцу, а к шероховатой стороне прижимают щетку. Двигая бумагу, притирают щетку соответственно кривизне кольца.