Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При проведении технического обслуживания со снятием генератора с двигателя автомобиля обязательно необходимо проверять высоту щеток. Она должна быть равна 8 миллиметров от основания щетки до пружины. При износе щеток более 0,5 миллиметров по диаметру, необходимо щетки заменить на новые. Также при этом необходимо обязательно проточить контактные кольца, минимальный диаметр которых должен составлять не менее 29,3 миллиметра.
Техническое обслуживание автомобильного стартера
Наиболее распространенные неисправности стартера:
1. Втягивающее реле (ВР) стартера не срабатывает, якорь не вращается. Причины:
Потеря работоспособности, в том числе и полная (частичная) разрядка аккумуляторной батареи.
Окисление контактных выводов АКБ, наконечников подключаемых к ним проводов.
Недостаточный контакт наконечников с клеммами АКБ.
Отсутствие контакта (переменный контакт) на клеммах ВР, вызванный обрывом проводов, соединяющих реле с выключателем зажигания и стартером.
Межвитковое замыкание, обрыв или «пробой на массу» обмоток ВР.
Заклинивание якоря втягивающего реле.
Нарушение работоспособности контактора выключателя.
При пуске стартера и срабатывании ВР якорь вращается медленно или не вращается вообще.
Потеря контакта на клеммных болтах ВР.
Чрезмерный износ щеток или их «зависание».
Воздействие высоких температур, или «подгорание» пластин коллектора.
Нарушение целостности обмоток якоря (статора).
Нарушение изоляции («пробой на массу») плюсового щеткодержателя.
Замыкание между пластинами коллектора, вызванное нарушением изоляционного слоя.
Межвитковое замыкание или «пробой на массу» обмоток якоря (статора).
Проверка работоспособности ВР выполняется следующим образом:
В питающую цепь обмоток реле включают амперметр (вольтметр).
Между шестерней привода и ограничительным кольцом вводят изолирующую прокладку, толщина которой составляет 13,0-15,0 миллиметров.
На реле подают питающее напряжение.
Снимают показания прибора, которые не должны превышать следующих значений: для силы тока – 23 Ампера, для напряжения – 9 Вольт. Превышение контрольных значений свидетельствует о повреждениях обмоток привода стартера или втягивающего реле.
Для проверки обмоток агрегата на предмет отсутствия «пробоев на массу» используют тестер, при его отсутствии – контрольную лампу. Выполняемые работы:
Вывод обмотки возбуждения отключают от контакта ВР.
Изолированные щетки фиксируют в приподнятом положении.
Соединение неизолированного щеткодержателя и шунтовой катушки размыкают.
Отворачивают винты, обеспечивающие фиксацию щеточных канатиков.
Изолированные держатели освобождают от щеток.
Контрольную лампу или тестер включают в цепь подачи напряжения величиной 12 Вольт.
Загорание лампы (отклонение стрелки тестера) свидетельствует о повреждениях изоляции обмотки возбуждения, вызывающих «пробой на массу». Этот метод используют и при проверке на наличие «пробоя» в изолированных щеткодержателях. В этом случае питающее напряжение подают на корпус стартера и изолированного щеткодержателя. При проверке коллектора (обмотки якоря) напряжение подают на корпус стартера и пластины коллектора. Во всех случаях отклонение стрелки (загорание сигнальной лампы) свидетельствуют о контакте обмоток с корпусом, или «пробое на массу».
Якорь включенного стартера вращается, однако коленвал силового агрегата неподвижен.
Причинами возникновения подобной ситуации могут стать:
Проскальзывание (пробуксовка) муфты свободного хода (далее по тексту МСХ).
Механическое повреждение элементов МСХ (буферной пружины, поводкового кольца).
Выскакивание оси рычага включения или его механическое повреждение.
Заклинивание (затрудненное перемещение) привода по винтовым нарезам вала якоря.
После пуска силовой установки стартер продолжает работать. В этом случае:
выключить зажигание;
в моторном отсеке отсоединить питающий кабель от ВР. Источником данной неисправности становятся:
Заклинивание рычага привода.
Механическое повреждение возвратной пружины включателя зажигания.
Залипание контактов ВР или заклинивание привода стартера на валу якоря.
Механическое повреждение, потеря эксплуатационных свойств (растяжка) возвратных пружин элементов стартера: втягивающего реле, МСХ.
Заклинивание ВР.
Перекос стартера, вызванный ослаблением креплений агрегата на корпусе силовой установки.
Повышенный уровень шума при вращении якоря. Основными источниками возникновения шума являются:
Чрезмерно изношенные шейки и втулки вала якоря.
Крышка стартера с повреждениями в районе привода.
Зубья венца маховика силового агрегата или шестерня привода, имеющие механические повреждения.
Ослабленные крепления стартера.
Соприкосновение вращающегося якоря с полюсом, вызванное ослаблением крепления последнего в корпусе агрегата.
Признаки неисправности бендикса стартера:
стартер жужжит, но не крутит двигатель;
при запуске двигателя раздаётся скрежет стартера;
стартер крутит, но не зацепляет маховик.
Кроме поломок бендикса, скрежет может говорить о выходе из строя деталей планетарного редуктора, а отсутствие зацепления с маховиком может быть вызвано поломкой вилки.
При техническом обслуживании следует проверить состояние зажимов, не допуская их загрязнения и ослабления крепления.
Стартер потребляет большой ток, поэтому даже незначительные переходные сопротивления в цепи стартера приводят к большому падению напряжения и снижению мощности стартера.
Следует особое внимание обратить на состояние коллектора и щеток. Щетки не должны заедать в щеткодержателях. Высота щеток должна быть не менее 5 мм. Усилие пружины должно быть в пределах 8,5…14 Н (0,85…1,4 кгс).
В случае загрязнения или незначительного обгорания коллектор следует зачищать мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100. При незначительной шероховатости коллектора и выступании изоляции между пластинами коллектор следует проточить на токарном станке.
После зачистки коллектора и контактов их продувают сжатым воздухом и проверяют плотность прилегания контактов. При значительной шероховатости коллектора стартера его следует отдать в ремонт. Щетки в щеткодержателях должны свободно перемещаться, не зависать и не иметь заметного качания. Не допускается применение щеток, пропитанных маслом или изношенных больше чем на 7 мм
Подгоревшие контакты электромагнитного реле стартера следует зачистить стеклянной шкуркой или плоским бархатным напильником, чтобы обеспечить соприкосновение по всей поверхности с контактным диском. Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным диском имеют большой износ, их следует повернуть на 180°.
Величина тока, потребляемого стартером при его включении колеблется в пределах от 75А на холостом ходу до 800А при полном торможении якоря, а плотность тока под щетками при работе стартера составляет 60…100 а/см2.
Если якорь стартера после запуска двигателя остается в зацеплении с коленчатым валом, то скорость якоря может повыситься с 4500 об/мин · ?/30 рад/с до 10000 об/мин · ?/30 рад/с. и более. При этом обмотка якоря и ламели коллектора нагружаются большими центробежными силами, которые могут вызвать их разнос и обрыв. Даже весьма незначительный выход ламелей из коллектора (на величину до 0,01 мм ) сильно повышает износ щеток и коллектора. Опасность разноса якоря возрастает в связи с увеличением мощности стартера и диаметра его сердечника. Вследствие неравномерного износа щеток, ослабления или перекоса пружин и деформации щеткодержателей щетки зависают, и возникает искрение между ними и коллектором. При зависании одной из щеток плотность тока на другой увеличивается почти вдвое, при этом искрение и обгорание значительно возрастают, что может вызвать полный отказ в работе стартера. Искрение и обгорание щеток увеличиваются также при загрязнении щеток и коллектора, покрытии их продуктами износа (медно-графитной пылью) и при замасливании коллектора.
Расстояние между торцом шестерни и упором должно быть 3…5 мм Этот зазор регулируется поворотом эксцентричной оси рычага привода. После регулировки нужно затянуть гайку оси, придерживая ось от поворота. Неисправность стартера, правильность его сборки и регулировки определяется:
проверкой регулировки выключателя стартера;
проверкой стартера на холостом ходу и при полном торможении
Для проверки стартера необходимы хорошо заряженная аккумуляторная батарея, вольтметр постоянного тока со шкалой от 0 до 30 В, указатель постоянного тока с шунтом до 1000 А, тахометр со шкалой до 10 000 -1 и динамометр. Схема включения стартера показана на рисунке 24. Стартер соединяют с батареей (зажим стартера соединяют через указатель тока с плюсовым, а корпус стартера с минусовым выводом батареи). Для соединения стартера с батареей применяются провода сечением не менее 25—35 мм2. Силу тока и число оборотов якоря при испытании на холостом ходу измеряют не более чем через 30 с после включения стартера.
Стартер считается выдержавшим испытание, если при напряжении 12 В он потребляет ток не более 85 А и развивает частоту вращения не менее 400 мин-1.
При тугом вращении якоря, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки стартера, или задевания якоря за полюсы, или замыкания между витками, стартер потребляет ток большей силы, а обороты развивает меньше указанных. Малая сила потребляемого тока и пониженное число оборотов при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов или о недостаточном натяжении пружин щеток.
5 Основы технологического проектирования производственных участков автотранспортных предприятий
5.1 Организация рабочих мест по ремонту агрегатов автомобиля
В условиях АРП возможно применение следующих организационных форм выполнения ремонтных работ:
- ремонт на универсальных рабочих местах;
- ремонт на специализированных рабочих местах;
- поточный ремонт автомобилей и агрегатов.
Оснащение рабочего места включает организационную и технологическую оснастку.