Файл: Правила поведения и техники безопасности на уроках технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
Класс: 6 а, б.
Тема: Конструкторский и технологический этап. Этап изготовления изделия.
Цель: Развитие конструкторских умений, творческого мышления, способности реализации замысла.
Задачи:
Образовательная – знакомство с конструкторским и технологическим этапами работы над проектом, соблюдение технологической дисциплины.
Развивающая – развитие способностей работать по заданному алгоритму.
Воспитывающая – воспитание культуры труда.
Материальное обеспечение урока:
Учебник «Технология. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций». В.М. Казакевич; фанерные досточки, наждачная бумага, грунт, акриловые краски, кисти, карандаш, кнопки, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
-приветствие;
-проверка присутствующих;
-заполнение учителем журнала (электронного);
-проверка готовности учащихся к работе;
-настрой учащихся на работу.
2. Актуализация знаний.
Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с таким понятием как «проект». В проектной деятельности выделяется несколько этапов. Давайте вспомним, что это за этапы. У нас в классе 5 групп. Сейчас каждая группа выберет по одному человеку, который будет выполнять задание у доски.
Итак, 5 участников приглашаются к доске.
(На доске высвечивается ссылка на виртуальное тестирование)
https://wordwall.net/resource/22865131
Каждая команда имеет своё название, которое соответствует правилу 5 «П». Ваша задача сейчас выстроиться в правильной последовательности.
(Проблема, поиск информации, проектирование, продукт, презентация).
Молодцы! Вы определили верную последовательность. Теперь ваша задача отвечать в данной последовательности. Каждый участник поочередно называет этапы работы над проектом, находит его в списке и соотносит с необходимым определением. Задание выполняется на время.
(Первый участник называет первый этап – подготовительный, ищет его определение и ставит в нужное место, затем второй ищет второй этап и т.д.)
Учитель наблюдает и корректирует при необходимости деятельность учащихся.
Теперь вам необходимо выбрать еще по два человека от команды
(На доске высвечивается следующая ссылка https://wordwall.net/resource/22867234)
Это игра называется «Правда – ложь». Задача каждого участника прочитать определение и определить верное оно или нет. Задание выполняется на время.
Учитель наблюдает и корректирует при необходимости деятельность учащихся.
Следующее ваше задание – ребусы. Каждой команде выдаёт ребус. Объясняет отгадку тот, кто еще не отвечал.
(Загаданные слова: конструкторский, технологический, изготовление, изделие) Прил.1
Что было загадано? Как можно сформулировать тему урока сегодня?
3.Теоретический этап (Открытие нового знания).
Сегодня мы продолжим знакомиться с этапами работы над проектом. И приступим к изготовлению изделия. Вы уже определились с темой ваших проектов и собрали всю необходимую информацию. Расскажите, о чём будут ваши проекты. Общая тема: «Русские народные промыслы».(Краткий обзор тем).
Пример ответа.
-Наша команда «Поиск информации». Тема нашего проекта: «Мезенская роспись». Мы будем использовать разделочные доски из экологически чистого материала – дерева. Разделочная доска необходима каждой хозяйке на кухне. Сейчас очень много пластмассовых приспособлений для нарезания. Но они быстро портятся и являются вредными для здоровья. Мезенская роспись очень лаконична. Используется всего 2 цвета – красный и черный. Такой предмет станет ярким декоративным украшением кухни. (Выявление потребности в изделии и обоснование выбора).
Наша задача: «Спроектировать художественно-декоративную обработку деревянной разделочной доски в стиле «Мезенской росписи».(Постановка технической задачи).
Мезенская роспись возникла в селе Палащелье на реке Мезень. Поэтому иногда встречается второе название – «Палащельская роспись». В этом виде росписи используется всего два цвета – красный и черный. Изначально все предметы расписывали красной глиной и сажей. Вместо кисти использовали перья птиц. Роспись в 3 яруса: подземный, земной и наземный миры. Использовалось много знаков плодородия и изобилия. Излюбленным мотивом стали олени, кони, водоплавающие и летающие птицы. Предметами для росписи становились прялки, ковши, хлебницы и другие предметы домашней утвари. Материал – ель, сосна. Эти виды древесины были доступны крестьянам и поэтому использовались чаще всего. Более дорогим материалом была береза. В наши дни выпускают предметы украшенные мезенской росписью на двух заводах «Беломорские узоры» и «Декор Севера». Изделия стали более разнообразными – это и елочные украшения, игрушки, тарелки, ложки, бусы, браслеты и т.д.
(Сбор и анализ информации, историческая справка).
Количество вариантов изготовления разделочных досок не перечесть. Есть обычные и причудливых форм – на любой вкус. Материал – дерево разнообразен по физико-механическим свойствам. Одно из преимуществ этого материала – доступность. (Техническая справка)
Следующим этапом работы над проектом является конструкторский этап.
Первое что необходимо сделать – это провести художественно-конструкторский поиск.
-
Проанализировать конструкцию будущего изделия:
- определить свойства объекта
-выбрать конструкционный материал
-определить какие инструменты и приспособления понадобятся в работе
-выбрать форму объекта
- определить функциональные характеристики объекта
2. Решить дизайнерскую задачу:
-плюсы и минусы выбранного изделия на примере подобных предметов
-внешний вид изделия
-эргономические качества
-цветовое решение
3. Составить конструкторскую документацию:
-список конструкционных материалов
-эскизы конструкторских решений
-рабочие чертежи объектов
-расчёты размеров и прочности
После художественно-конструкторского поиска необходимо определиться с ходом технологического процесса. Весь технологический процесс состоит из последовательности технологических операций.
Технологическая операция – непрерывная деятельность на одном рабочем месте над одним или несколькими изделиями.
Для облегчения и наглядного представления будущей деятельности необходимо составить технологическую карту. Технологическая карта представлена таблицей с несколькими графами. Примерно, она может выглядеть так (Прил. 2).
Название операции необходимо внести в первую графу. Во вторую – последовательность её выполнения. Третья графа – место для рисунка или чертежа. В последнюю графу необходимо внести используемые инструменты и приспособления.
После составления технологической карты можно приступать к изготовлению изделия. Что необходимо сделать перед началом работы? (Организовать рабочее место).
При изготовлении изделия необходимо строго соблюдать прописанные в технологической карте операции. Это называется технологической дисциплиной.
Чтобы ваша работа была качественной, а время на её выполнение не затягивалось необходимо соблюдать
культуру труда.
В культуру труда входит:
-
Организация рабочего места. -
Технологическая дисциплина. -
Соблюдение правил безопасности. -
Умение определять эффективность трудовой деятельности.
По окончании работы необходимо положить все инструменты в отведённые для них места и убрать своё рабочее место.
4.Первичное закрепление нового знания.
Давайте проверим, готовы ли мы выполнять практическую работу. Для этого каждый из вас составит мыслительную карту. Что это такое? Мыслительная карта – это графическая форма представления какого-либо процесса. На каждую группу выдаётся плакат, на котором уже вставлены некоторые слова. (Прил. 3) Ваша задача заполнить лист до конца, используя минимум слов и больше изображений. Также на столе у каждого из вас будет несколько журналов, из которых вы сможете вырезать необходимые вам картинки.
Задание нацелено на восприятие основных терминов и последовательности тематического изложения. Варианты выполнения могут отличаться. Проверка задания происходит в следующем формате:
Группа выходит и представляет свой плакат. Все остальные могут дополнять выступающих. Дополнять свою карту во время выступления нельзя. Время представления мыслительной карты 1 минута.
5.Практический этап.
Сегодня наша практическая деятельность будет проходить в 3 этапа.
1 этап – составление конструкторской документации, а именно:
-список конструкционных материалов
-эскизы конструкторских решений
-рабочие чертежи объектов
-расчёты размеров и прочности
2 этап – составление технологической карты по представленному образцу
3 этап – начало изготовления изделия
На каждом из этапов вы можете пользоваться своей мыслительной картой и учебником. Приступить к следующему этапу можно только после проверки предыдущего.
Инструктаж по технике безопасности:
-
Во время выполнения работы соблюдать тишину, не отвлекаться на посторонние объекты. -
Не играть колющими и режущими предметами. -
Использовать инструменты только по назначению. -
Проверить состояние инструментов общего пользования. -
Соблюдать порядок на рабочем столе.
Организует самоконтроль учащимися с помощью следующих вопросов:
-Как должно получиться?
-Как получилось?
-Как исправить ошибки?
(Вопросы для самопроверки обозначены на классной доске).
После самопроверки учащиеся исправляют ошибки. Выполненное задание сравнивают с образцом и сдают на проверку учителю. Выставляются оценки:
-показать правильно выполненные, аккуратные работы;
-провести анализ повторяющихся ошибок и способов их исправления.
6. Рефлексия.
Давайте подведём итоги и выясним, достигли мы взаимопонимания или нет. У вас на партах лежит лист с таблицей под названием «Три М». (Прил. 4) Три «М» - это три момента, которые вам удались за сегодняшний урок. Еще одна графа для записи действия, которое помогло бы улучшить вашу деятельность на следующем уроке.
Домашнее задание: оформить папку со всей документацией, прочесть, пересказать, параграф 1.3 – 1.4.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Три «М» | |
1 МОМЕНТ | |
2 МОМЕНТ | |
3 МОМЕНТ | |
ДЕЙСТВИЕ | |