Файл: Правила поведения и техники безопасности на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Класс: 6 а, б.

Тема: Конструкторский и технологический этап. Этап изготовления изделия.

Цель: Развитие конструкторских умений, творческого мышления, способности реализации замысла.

Задачи:

Образовательная – знакомство с конструкторским и технологическим этапами работы над проектом, соблюдение технологической дисциплины.

Развивающая – развитие способностей работать по заданному алгоритму.

Воспитывающая – воспитание культуры труда.

Материальное обеспечение урока:

Учебник «Технология. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций». В.М. Казакевич; фанерные досточки, наждачная бумага, грунт, акриловые краски, кисти, карандаш, кнопки, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

-приветствие;

-проверка присутствующих;

-заполнение учителем журнала (электронного);

-проверка готовности учащихся к работе;

-настрой учащихся на работу.

2. Актуализация знаний.

Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с таким понятием как «проект». В проектной деятельности выделяется несколько этапов. Давайте вспомним, что это за этапы. У нас в классе 5 групп. Сейчас каждая группа выберет по одному человеку, который будет выполнять задание у доски.

Итак, 5 участников приглашаются к доске.

(На доске высвечивается ссылка на виртуальное тестирование)

https://wordwall.net/resource/22865131

Каждая команда имеет своё название, которое соответствует правилу 5 «П». Ваша задача сейчас выстроиться в правильной последовательности.

(Проблема, поиск информации, проектирование, продукт, презентация).

Молодцы! Вы определили верную последовательность. Теперь ваша задача отвечать в данной последовательности. Каждый участник поочередно называет этапы работы над проектом, находит его в списке и соотносит с необходимым определением. Задание выполняется на время.

(Первый участник называет первый этап – подготовительный, ищет его определение и ставит в нужное место, затем второй ищет второй этап и т.д.)

Учитель наблюдает и корректирует при необходимости деятельность учащихся.


Теперь вам необходимо выбрать еще по два человека от команды

(На доске высвечивается следующая ссылка https://wordwall.net/resource/22867234)

Это игра называется «Правда – ложь». Задача каждого участника прочитать определение и определить верное оно или нет. Задание выполняется на время.

Учитель наблюдает и корректирует при необходимости деятельность учащихся.

Следующее ваше задание – ребусы. Каждой команде выдаёт ребус. Объясняет отгадку тот, кто еще не отвечал.

(Загаданные слова: конструкторский, технологический, изготовление, изделие) Прил.1

Что было загадано? Как можно сформулировать тему урока сегодня?

3.Теоретический этап (Открытие нового знания).

Сегодня мы продолжим знакомиться с этапами работы над проектом. И приступим к изготовлению изделия. Вы уже определились с темой ваших проектов и собрали всю необходимую информацию. Расскажите, о чём будут ваши проекты. Общая тема: «Русские народные промыслы».(Краткий обзор тем).

Пример ответа.

-Наша команда «Поиск информации». Тема нашего проекта: «Мезенская роспись». Мы будем использовать разделочные доски из экологически чистого материала – дерева. Разделочная доска необходима каждой хозяйке на кухне. Сейчас очень много пластмассовых приспособлений для нарезания. Но они быстро портятся и являются вредными для здоровья. Мезенская роспись очень лаконична. Используется всего 2 цвета – красный и черный. Такой предмет станет ярким декоративным украшением кухни. (Выявление потребности в изделии и обоснование выбора).

Наша задача: «Спроектировать художественно-декоративную обработку деревянной разделочной доски в стиле «Мезенской росписи».(Постановка технической задачи).

Мезенская роспись возникла в селе Палащелье на реке Мезень. Поэтому иногда встречается второе название – «Палащельская роспись». В этом виде росписи используется всего два цвета – красный и черный. Изначально все предметы расписывали красной глиной и сажей. Вместо кисти использовали перья птиц. Роспись в 3 яруса: подземный, земной и наземный миры. Использовалось много знаков плодородия и изобилия. Излюбленным мотивом стали олени, кони, водоплавающие и летающие птицы. Предметами для росписи становились прялки, ковши, хлебницы и другие предметы домашней утвари. Материал – ель, сосна. Эти виды древесины были доступны крестьянам и поэтому использовались чаще всего. Более дорогим материалом была береза. В наши дни выпускают предметы украшенные мезенской росписью на двух заводах «Беломорские узоры» и «Декор Севера». Изделия стали более разнообразными – это и елочные украшения, игрушки, тарелки, ложки, бусы, браслеты и т.д.

(Сбор и анализ информации, историческая справка).

Количество вариантов изготовления разделочных досок не перечесть. Есть обычные и причудливых форм – на любой вкус. Материал – дерево разнообразен по физико-механическим свойствам. Одно из преимуществ этого материала – доступность. (Техническая справка)

Следующим этапом работы над проектом является конструкторский этап.

Первое что необходимо сделать – это провести художественно-конструкторский поиск.

  1. Проанализировать конструкцию будущего изделия:

- определить свойства объекта

-выбрать конструкционный материал

-определить какие инструменты и приспособления понадобятся в работе

-выбрать форму объекта

- определить функциональные характеристики объекта

2. Решить дизайнерскую задачу:

-плюсы и минусы выбранного изделия на примере подобных предметов

-внешний вид изделия

-эргономические качества

-цветовое решение

3. Составить конструкторскую документацию:

-список конструкционных материалов

-эскизы конструкторских решений

-рабочие чертежи объектов

-расчёты размеров и прочности

После художественно-конструкторского поиска необходимо определиться с ходом технологического процесса. Весь технологический процесс состоит из последовательности технологических операций.

Технологическая операция – непрерывная деятельность на одном рабочем месте над одним или несколькими изделиями.

Для облегчения и наглядного представления будущей деятельности необходимо составить технологическую карту. Технологическая карта представлена таблицей с несколькими графами. Примерно, она может выглядеть так (Прил. 2).

Название операции необходимо внести в первую графу. Во вторую – последовательность её выполнения. Третья графа – место для рисунка или чертежа. В последнюю графу необходимо внести используемые инструменты и приспособления.

После составления технологической карты можно приступать к изготовлению изделия. Что необходимо сделать перед началом работы? (Организовать рабочее место).

При изготовлении изделия необходимо строго соблюдать прописанные в технологической карте операции. Это называется технологической дисциплиной.

Чтобы ваша работа была качественной, а время на её выполнение не затягивалось необходимо соблюдать
культуру труда.

В культуру труда входит:

  1. Организация рабочего места.

  2. Технологическая дисциплина.

  3. Соблюдение правил безопасности.

  4. Умение определять эффективность трудовой деятельности.

По окончании работы необходимо положить все инструменты в отведённые для них места и убрать своё рабочее место.

4.Первичное закрепление нового знания.

Давайте проверим, готовы ли мы выполнять практическую работу. Для этого каждый из вас составит мыслительную карту. Что это такое? Мыслительная карта – это графическая форма представления какого-либо процесса. На каждую группу выдаётся плакат, на котором уже вставлены некоторые слова. (Прил. 3) Ваша задача заполнить лист до конца, используя минимум слов и больше изображений. Также на столе у каждого из вас будет несколько журналов, из которых вы сможете вырезать необходимые вам картинки.

Задание нацелено на восприятие основных терминов и последовательности тематического изложения. Варианты выполнения могут отличаться. Проверка задания происходит в следующем формате:

Группа выходит и представляет свой плакат. Все остальные могут дополнять выступающих. Дополнять свою карту во время выступления нельзя. Время представления мыслительной карты 1 минута.

5.Практический этап.

Сегодня наша практическая деятельность будет проходить в 3 этапа.

1 этап – составление конструкторской документации, а именно:

-список конструкционных материалов

-эскизы конструкторских решений

-рабочие чертежи объектов

-расчёты размеров и прочности

2 этап – составление технологической карты по представленному образцу

3 этап – начало изготовления изделия

На каждом из этапов вы можете пользоваться своей мыслительной картой и учебником. Приступить к следующему этапу можно только после проверки предыдущего.

Инструктаж по технике безопасности:

  1. Во время выполнения работы соблюдать тишину, не отвлекаться на посторонние объекты.

  2. Не играть колющими и режущими предметами.

  3. Использовать инструменты только по назначению.

  4. Проверить состояние инструментов общего пользования.

  5. Соблюдать порядок на рабочем столе.


Организует самоконтроль учащимися с помощью следующих вопросов:

-Как должно получиться?

-Как получилось?

-Как исправить ошибки?

(Вопросы для самопроверки обозначены на классной доске).

После самопроверки учащиеся исправляют ошибки. Выполненное задание сравнивают с образцом и сдают на проверку учителю. Выставляются оценки:

-показать правильно выполненные, аккуратные работы;

-провести анализ повторяющихся ошибок и способов их исправления.

6. Рефлексия.

Давайте подведём итоги и выясним, достигли мы взаимопонимания или нет. У вас на партах лежит лист с таблицей под названием «Три М». (Прил. 4) Три «М» - это три момента, которые вам удались за сегодняшний урок. Еще одна графа для записи действия, которое помогло бы улучшить вашу деятельность на следующем уроке.

Домашнее задание: оформить папку со всей документацией, прочесть, пересказать, параграф 1.3 – 1.4.

Приложение 1








Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4

Три «М»

1 МОМЕНТ




2 МОМЕНТ




3 МОМЕНТ




ДЕЙСТВИЕ