Файл: Занятие 1 античный театр происхождение трагедии. Творчество эсхила и его трилогия Орестея План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРАКТИЧЕКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

АНТИЧНЫЙ ТЕАТР: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ.

ТВОРЧЕСТВО ЭСХИЛА

И ЕГО ТРИЛОГИЯ

«Орестея»
План


  1. Мифологические предпосылки и социальные причины возникновения театра и трагедии. Учение Аристотеля о трагедии. Трагическое очищение (катарсис).

  2. Творчество Эсхила. Эсхил – «гениальный отец трагедии»: проблематика, основные художественные идеи, новаторство его произведений (на материале трагедий «Умоляющие», или в другом переводе «Просительницы», и «Персы»).

  3. Нарушение человеком нравственной нормы (старого и нового закона жизни) и действие закона возмездия-справедливости (на образах Клитемнестры и Ореста, героев трагедии "Орестея").

  4. Общечеловеческий смысл катарсиса этого произведения (каким образом сюжет и основной конфликт произведения через сострадание и страх создают эффект очищения).




  1. Театр происходит от слова «зрелище», «смотрю».

имеет два значения:

1) театр – место для постановки театральных представлений;

2) искусство постановки драматических произведений. (О значении термина «драма» будет сказано впереди.)
Театральные представления не были изначально театральными: они были мифологически-религиозным обрядом. На круглой утоптанной площадке (по гречески «орхэстре» ‒ от «танцевать» в значении обрядового танца, а не эстетического) был жертвенник, вокруг которого совершались обрядовые танцы. Все это посвящалось богу Дионису.

Места для зрителей шли подковой – полукругом, подковой, и делились проходом на две части. Подкова делилась еще и на 13 клиньев. На орхестре находилась скена (в переводе – палатка), в ней переодевались, хранили реквизит. Постепенно скена стала мала, к ней пристроили параскены. (В римскую эпоху скена-палатка превратилась в «приподнятую над землей часть» ‒ современную «сцену».) Передняя часть скены украшалась. Проходы назывались парады.

Зрителей было до 50 тысяч! Чтобы они услышали все, большое внимание уделялось акустике. Сама форма - подкова в виде получаши на склоне горы, расположенной на склоне горы, в которой были вырублены скамьи, поднимались вверх, что позволяло звуку от площадки или скены-сцены распространяться до последних рядов. Слышимость была такой, что отчетливо воспринимали звук рвущейся бумаги. Кроме того, во рту актеров были трубки для усиления голоса.


Сначала появилась трагедия. В трагедии в отличие от обряда выделился из хора актер («актер» в переводе – «ответчик хору»). Известно, что первого актера от хора отделил полностью драматург Феспид в 534 г. до нашей эры. В обряде же был запевала хора, не отделившийся от него полностью. Один актер называется протагонист (первый отвечающий). Второй отвечающий – девтерагонист, его ввел Эсхил. Они могли конфликтовать между собой. Софокл ввел третьего актера – тритагониста.

Актер играл в трагедии на высоких деревянных сандалиях – котурнах, чтобы вызвать чувство величественного, был одет в длинную одежду, что тоже подчеркивало величественность, особую значимость происходящего, идей. Маска давала типаж – жертва, царь, убийца, изображала чувство страдания или ужаса. А в комедии маски передавали смешное.

Хор в трагедии – 12-15 человек, выступал как коллективный герой. Он рассказывал, комментировал, занимал важное, даже центральное место во многих трагедиях. Много голосов создавали мощное эмоциональное впечатление.

Трагедии начинались пародом – песнью хора, идущего по орхестре. В позднейшее время он сменился прологом – все это до первой песни хора, обычно рассказ, экспозиция, передающая то, что будет далее в действии. Далее шел стасим – песнь стоячего хора. За ним – эписодий, где появлялся протагонист. Потом шло чередование стасимов и эписодиев. Эписодий заканчивался комосом – совместной песнью героя и хора. В финале трагедии был эксод (уход) с песнью вообще всех.

Театр был государственным учреждением. Кому из обеспеченных граждан поручали за свои средства готовить театральные представления, назывался хорегом. Никто не хотел отказываться от этой почетной должности. Все граждане обязаны были посещать театр. Бедным город выдавал деньги на театр – теорикон.

Театральные представления шли как соревнования – агон. Соперничали три трагика. Они появляются на грани 7-6 века, регулярно вводятся при Писистрате в 6 веке. Первое настоящее состязание произошло в 64 олимпиаду, между 536 и 532 годом до нашей эры. На Великих Дионисиях обычно давали премьеры или самые лучшие пьесы. Второй агон – Малые (Сельские) Дионисии. Это конец октября – ноябрь. Премьер в них не давали, а повторяли то, что уже было. Третий агон – самое мрачное время, январь – начало февраля, голодное время. Эти представления называли Ленеи – это один из эпитетов Диониса, который значит «освобождающий».

Обрядовые его предпосылки.



Культ бога Диониса – бога плодородия винограда, виноградарства, виноделия, священного смеха и священного безумия – делился на осенне-зимний и весенний. Когда осенью растения сбрасывали листья, люди думали, что бог умирал. Участвуя в обряде, греки страдали, плакали по поводу его смерти. Весной же, когда пробуждалась природа, вновь появлялись листья на лозах винограда и начинался их рост, они думали, что это происходит благодаря оживанию бога Диониса.

Обряд был не чисто религиозным, т. е. мистическим, изображавшим потусторонне по отношении к реальному миру, а мифологическим (сочетании правды и мистики, иллюзии): в оживании Диониса отразились реальное: фазу природного цикла роста и увядания лозы, но объяснение этого было, если не иллюзией из области потусторонней мистики (существованием особого мира, противоположного действительно существующему с выдуманными существами), то тоже иллюзией, выдумкой, но мыслимой как часть реального мира (выдуманное существо находится в реальном мире). Или, говоря коротко, в мифе изображается реальное (цикл роста или увядания), но объясненное часто нереальными причинами. Поэтому допустим термин «мифологически религиозный» обряд.

А что такое обряд? Это повторяющиеся действия, сопровождаемые , например, рассказом, пением. Для чего служит повторение? Для магической функции. Магия – разновидность религии и составная часть многих обрядов различных религий. Магиявера в то, что либо особые действия самого человека в обряде, либо какая-то вещь, с которой манипулируют, обладают необъяснимойсилой, производя нужные человеку следствия.

Д. Фрэзер в книге «Золотая ветвь» выявил два псевдозакона магии:

1) подобное (похожее) порождает подобное, например, сейчас племя вуду, делая фигурку человека, которого хотят убить, а затем, прокалывая место, где у нее должно быть сердце, как у человека, считают, что такое подобие в виде фигуры и действия иглой будто бы могут убить человека;

2) второй псевдозакон: бывшее в соприкосновении с чем-то, становится таким же. Например, в русской сказке выпил Иванушка из копытца козленочка и превратился тоже в козленка. Обернулся шкурой медведя (исследование Афанасьева) ‒ и сам превратился в медведя.

Как производился обряд, посвященный Дионису? Трагедия от трагос – козел, и одэ – песнь. То есть это песнь, священная, магическая, посвященная богу Дионису. Бога сначала представляли в виде животного, козла: греки были козопасами, т. е. бог был зооморфным (от греч. зоон – животное и морфе – строение, часть, вид), позже ‒ в виде старика, державшего посох, увитого плющом. Последнее – представление бога антропоморфным (от греч. атропос – человек и морфе – строение, вид), т. е. человекоподобным.
Старик был обязательно пьяненьким, по требованию обряда. Это так называемое «священное», т. е. магическое пьянство. Будешь пьян, будет много винограда, вина. Здесь ‒ псевдозакон «подобное порождает подобное». Требование увивать посох плющом основано на этом же: плющ – быстрорастущее растение, поэтому думали, что в нем особая сила, которая также подействует на урожай, сделает его обильным. Так у нас осыпают на свадьбе жениха и невесту хмелем и деньгами, думая, что они дадут плодородие и богатство.

Старика сопровождал коммос – ватага ряженых, т. е. одетых в козлиные шкуры, маски, изображавшие мордочки этого животного, и в обуви, напоминающей копытца. Несли бурдюки с вином. В этом псевдозаконы и «подобное порождает подобное», и «бывшее в соприкосновении с чем-то становится таким же». Обрядом Диониса греки пытались, например, оживить его.

Пение во время шествия – это уже словесная магия: она проявлялась не прямыми действиями или священными предметами, фигурами, а словами, обозначавшими их.
Социальные причины появления театра, драмы
Но представление об обряде как причине появления театра, господствующее доныне, в том числе в большинстве случаев в науке и учебниках, неверное. Это только предпосылка.

Театр – уже не есть религиозно-мифологическое представление, которым реальные явления ошибочно объяснялись действием магических сил. Театр как и всякое искусство изображает как главное то, что должно быть в жизни по возможности или необходимости (по Аристотелю в «Поэтике), т. е.лучшеепосредством идей и чувств. Искусство воспитывает, изменяя сознание и чувства. Не всегда изображается это лучшее прямо, но может и как отношение к существующему негативному, выражая оценочные мысли, чувства, как это бывает в сатире.

Теперь о действительных, социальных истоках театра. В VII – VI вв. до н. э. в Афинах возник конфликт внутри общества. До этого правили, имея власть, только четыре рода, называвшиеся «аристос» ( в переводе – «лучшие»). Поэтому их правление называется «аристократия» (от аристос – лучшие и кратос – власть). Это были потомки басилевсов (царей), героев. Они, например, на войне получили большую долю добычи, поэтому перешедшее им по наследству богатство и память о достойных предках возвышали их, давали власть. Но в VII – VI вв. до н. э. род
ы не правившие, называвшиеся «демос», потребовали себе тоже власти. Это была своеобразная Реформация. Столкновение интересов шло долго, но в V в. до н. э. правитель Клисфен провел реформу, по которому в высший орган власти – народное собрание – стали выбирать не от четырех родов, а по территории. В них были и аристос, и демос. Больше было демоса, поэтому в народное собрание больше выбирали его представителей. По сути дела, совершилась революция – коренные изменения во власти, сделавшие всех представителей различных родов равными в политическом правлении. Установилась «демократия» ‒ власть демоса, неправивших ранее родов (фил, по-гречески).

Но аристократы пытались вернуть себе властные привилегии, поэтому конфликт шел еще долго и после этого. Результат столкновения противоположных интересов, различных целей часто был неприемлемым ни для тех, ни для тех: ни те, ни другие не достигали своих целей. Такой неожиданный результат, расходящийся с желаемой целью, греки назвали Роком, т. е. неизвестной, коварной, приносящей зло силой, управляющей человеком помимо его воли.

Позже в «Лекциях по эстетике» Г.В.Ф. Гегель, великий немецкий философ и эстетик, преодолел мифологические заблуждения в объяснении, показав действительные причины появления Рока: это был результат столкновения разнонаправленных исторических сил (интересов тысяч и тысяч людей), противоположный их ожиданиям. Он назвал его «иронией (насмешкой) истории».

Ирония бывает как результат «ответа» сил природы на действия человека, это – ирония внешних сил. В обществе – ирония истории (ответ социальных, общественных, сил), ее часто, особенно в литературе, называют, драматической иронией.

На основе конфликта в обществе между аристократами и демосом возникла трагедия, появившаяся раньше комедии. Но неверно считать, что трагедия, как часто пишут, это изображение Рока, т. е. ужасных следствий, или того, что вызывает сильнейший страх, бессилие человека. Страх перед силами вне человека – это то, что лежит в основе религии. Но искусство не изображает подавляющие человека силы, страх перед ними, а наоборот силы самого человека. Трагедия в лучших образцах изображала не Рок, а борьбу с Роком человека или даже при его гибели ‒ попытку ответственности, борьбы его за человеческое. Человек, выступавший против рока, ужасного вызывал в людях восхищение, восторг, радость