Файл: Занятие 1 античный театр происхождение трагедии. Творчество эсхила и его трилогия Орестея План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так вот и при виде убийства: человека убивают, а вы радуетесь, невольно, физиологически, но радуетесь! Поэтому процесс убийства, показанный просто как процесс, может воспитать «отморозков», на жаргоне следователей.
Поэтому у греков мы не видим убийство, а только слышим крики убиваемых людей. А так как страхи у каждого человека свои, то такое изображение еще, еще более вызывает ужас.
И вот дверь дворца открывается и выходит Клитемнестра. Она показывает перед собой окровавленные руки и, торжествуя, говорит: это дело – ру-у-к ее! Что будет чувствовать зритель? От вида крови на руках он испытываетотвращение к персонажу, одновременно и от этого, и от понимания, что это она убила, ‒ страх, отталкивающий от нее страх, эмоционально негативный, точнее, ужас. (Не путать со страхом за героя – Ореста, страхом, вызывающим, наоборот, не отталкивание, а притяжение, это эмоционально положительный страх, т. к. следствием его есть сочувствие – сострадание.)К тому же, Клитемнестра рассказываетв красках: Я уда-а-рила его! И он упа-а-ал. Тогда я уда-а-а-рила (!) его еще-о ра-а-з!
Это топором по голове со всего маху! Лежачего, слабого. Важная художественная деталь, которая вызовет сострадание к слабому, что повлечет далее ненависть к убивающей слабого, особенно беззащитного в этот момент, и наслаждающейся этим.
И хор поет: преступления, начатые тобой, будут продолжены! Хор обвиняет в случившемся, прежде всего, Клитемнестру.
Отрицательное эмоциональное впечатление от главной виновницы подчеркнуто и системой образов: Клитемнестра – Эгист (Эгисф). Он, мужчина, подталкивает ее, женщину, к убийству. На картине Пьера-Нарцисса Герена (см. ниже этого абзаца), иллюстрирующей «Орестею», с правой стороны, в проеме двери – комната, залитая светом. В ней, уставший после долгой дороги, закрыв глаза и поддерживая голову рукой, ждет Агамемнон. А с левой стороны – наполовину темный, почти черный фон стены, одна ступенька, ведущая в комнату. Клитемнестра, ступила ногой на нее, поэтому телом отклонилась назад, а кажется, что она остановилась, раздумывая, но в этой позе – назад, нам теперь представляется, больше сомнения, даже нежелания убивать – руки ее полностью опущены, и даже ней, возможно, есть ощущение вины – голова ее наклонилась к груди.
Она натолкнулась на давящего руками
, толкающего ее вперед почти изо вех сил и прячущего голову за ее спиной Эгиста. Художник выбрал такой удачный момент: нам кажется, что он, и телом и руками, напирая на нее, колеблющуюся, ‒ виноват более всего. А желание укрыться за спиной женщины вызывает у нас неодолимое отвращение. Тем более это происходит из-за пальца Эгиста, которым он указывает Клитемнестре куда идти. Палец не распрямлен, а полусогнут, крив: это выражает неуверенность, боязнь Эгиста. Но кроме психологической характеристики смысл такой формы, как бы корявости, ‒ усиливающее образ внешне неприятное, отталкивающее впечатление.
О чем говорит нам это? Факт того, что Эгист толкает на преступление женщину? Он слабый, ничтожный человек, прячущийся за спиной женщины.
А как это характеризует саму Клитемнестру по афоризму Еврипида: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»? Клитемнестра – властная, очень властная женщина, ‒ она может полюбить только ничтожного человека.
Во второй части трилогии «Хоэфоры» мы видим хор девушек, приносящий на могилы предков возлияния ‒ вино или оливковое масло. Более всех неутешна Электра: убит отец, ей запрещает выходить замуж мать, боясь получить мстителя в лице зятя.
У могилы Агамемнона произошла встреча Ореста и Электры. Видя место захоронения убитого отца и муки сестры, Орест решается окончательно выполнить повеление Аполлона отомстить за отца. Эсхил подчеркивает: Орест не слепое орудие в руках Аполлона, ‒ он принимает решение под влиянием не божественных, а человеческих мотивов: возмущением смертью отца и состраданием к доле сестры.
Они с побратимом Пиладом вызвали Эгиста. Мать, услышав шум схватки, схватила (!) секи-и-ру и ри-и-и-нулась в бой! Клитемнестра ‒ властная, сильная, очень сильная, волевая женщина.
Орест с Пиладом теснят ее. Тогда она, разорвав на груди одеяние, воскликнула: «Уда-а-рь вскорми-и-и-вшую тебя-а!». Орест от отчаяния упавшим голосом говорит, повернувшись к Пиладу: «Что делать, ведь она мне мать?». (Зритель в этом месте испытывает моральный страх за героя и сострадание ему, ведь представьте себя на месте Ореста: необходимо убить … собственную мать. Какой у-у-жас!) Пилад: «А гнев бого-о-ов!». И необходимее свершилось: Клитемнестра убита.
Третья часть – «Эвмениды».
Она начинается с того, что Пилад в Дельфах, в храме окружен эринниями – мстительницами по женской родовой линии. Они преследовали Ореста, желая высосать из него кровь
. Это безобразные старухи: у них из глаз сочится сли-и-зь, а из-под ногтей каплет кро-о-о-вь. Они одеты во все че-о –о-рное! Весь этот портрет вызывает гнетущий, отталкивающий ужас и отвращение к ним и поэтому к их идеям.
Страх же за героя усиленмизанценой (расположением вещей, предметов и людей на сцене относительно друг друга), что приводит к их взаимодействию, подобно кадрам в монтаже, вызывая определенные новые мысли и чувства у зрителя, которых не было от восприятия этих вещей и людей в отдельности.Мизансцена ‒ главное средство формы в режиссуре и драме. Орест здесь окружен в храме эринниями. Что значит такое расположение эринний относительно Ореста? Ему некуда деться, невозможно бежать! От этой его безысходности страх зрителя за героя неимоверно нарастет.
Но эриннии уснули. И Орест… бежит в Афины под защиту Аполлона. Там над ним устраивается суд – ареопаг, состоящий из самых уважаемых граждан и богини Афины – покровительницы всего города.
На суде эринии, защищая Клитемнестру, убившую мужа, говорили: «Убила мужа – не родная кровь». То есть идея, которую отстаивают они – родовая: людьми являются люди только одного рода – кровные родственники по материнской линии. Другие же люди не люди, их можно даже убить – это не преступление.
Суд принимает решение, кладя камешки: белые – не виновен, черные – виноват. Их оказалось в итоге поровну. Но камешек богини Афины – покровительницы всего города, в котором было десять (по другим сведениям, девять) родов (фил), т. е. она была покровительницей всехродов, всех людей, был предпочтительнее. В этом выражена идея: людьми являются люди всех родов, а не только люди одного рода.
Орест предпочтительным камешком оправдан. Он болееправ, чем виновен.
С помощью чувств страха за героя, сострадания ему и радости, когда рок побежден, т. е. чувств, входящих в трагическое, сознание зрителя очищалось, избавляясь от ложных идей, и ему прививались с помощью чувств же истинные идеи, о которых в «Оресте» мы только что сказали.
4. Следует помнить: катарсис есть важнейшее средство не только в трагедии, но и во всяком художественном произведени
и. В этом широком смысле он – очищение сознания от ложных идей при помощи негативных эмоций и чувств и привитие верных мыслей при помощи притягательных эмоций и чувств.
Катарсис – эстетическое (в древнем греческом языке чувственное восприятие и посредством чувственного ‒ идейное восприятие) средство воспитания и переделки человека, его совершенствования.