Файл: Занятие 1 античный театр происхождение трагедии. Творчество эсхила и его трилогия Орестея План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 316

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Трагическое чувство была сложной формой прекрасного.

Трагедия, изображая как главное это, а не рок, была тоже формой не столько изображения ужасного, сколько прекрасного, победы над ним или, несмотря на рок, возможности и силы человека взять на себя ответственность за судьбу. Но в этом случае, т. е. когда была только попытка, но победы достичь не удалось, следует говорить о сильном в человеке – трагическом характере, но не трагическом герое (победителе), ведь рок, ужасное осталось в силе.
Трагедия как выражение непримиримого конфликта. Театральные представления как драматический род литературы. Катарсис как очищение от ложных идей при помощи чувств.
Трагедия была вызвана сознательным выступлением человека против Рока, несущего чувство ужасного (сильнейшего страха). Такой человек назывался «дроон». Отсюда название произведений театра – «драма», т. е. сознательное действие человека против рока, судьбы.

Конфликт в трагедии был непримиримым, его нельзя было преодолеть, кроме как ценой утрат, в том числе гибели героя. Но нельзя говорить, что все главные трагические персонажи гибнут и гибель – признак трагического Из тридцати с лишним дошедших до нас трагедий Античной Греции только в 7 или 8 погибает главный персонаж, а в остальных остается жив.

Термин «драма» в переводе с греческого означает «действие». Смысл не случаен. Этот термин отражает сущностную сторону явления. Драматическое произведение качественно отличается от других литературных форм. Жизненные события раскрываются не через рассказ автора, а через поступки и речь героев. Жизнь воспроизводится действием, а не рассказом. Драма – очень сложное синтетическое единство, состоящее из ряда элементов. Основными элементами в драме являются действие и диалог, через которые непосредственно раскрываются происшествия, характеры, мысли и чувства.

Неотъемлемой частью драмы был хор. Он пел под музыку и танцевал. Древнегреческая драма напоминала оперу или ораторию. Драматург сам писал музыку. В драме на первый план (в отличие от эпоса) выдвигался герой, человек, а не событие. Драма строится на напряженном столкновении сил, на острых конфликтах. Герой античной трагедии вступает в конфликт с судьбой, богами, себе подобными, намечается конфликт с обществом в 5 веке до н.э.

Аристотель в «Поэтике» разработал теорию катарсиса (очищения). Главное, что он открыл – это, что к герою, выступающему против рока, зритель испытывает чувства страха и сострадания, при их помощи его сознание испытывает облегчение. Что имел в виду под облегчением Аристотель убедительных объяснений нет.


Современная теория (см. рекомендованную в списке литературы: главу «О трагическом очищении у древних» в книге И.А. Ильина) продвинула теорию катарсиса вперед. Суть ее в том, что катарсис ‒ это очищение от ложных идей. Но следует развить это далее: катарсис поэтому есть и привитие верных идей при помощи чувств.Если зритель страшится и испытывает п этой причине сострадание к герою, то значит он относится к этому главному действующему лицу с положительными эмоциями, следовательно и воспринимает идеи, которые связаны с этим образом. Например, герой «Орестеи» Эсхила – Орест, защищая отца, человека не кровного родственника матери, отстаивает идею: не только кровные родственники, но все - люди других родов тоже есть люди. Ранее этой мысли в душе древних, живших узкими объединениями на основе материнского рода, не было. Была же идея, что люди других родов – не вполне люди, их можно даже убить – это не преступление. На суде эринии, защищая Клитемнестру, убившую мужа, говорили: Убила мужа – не родная кровь».

Теперь же при помощи чувств, связанных с новыми идеями, и чувств, переплетенных со старыми идеями, душа человека изменялась, принимая истины, очищаясь от старых, морально ограниченных.

Старые идеи ранее воспринимались с положительными эмоциями и чувствами, теперь же в трагедии они связывались с отрицательными. Вот Клитемнестра в «Орестее», убив мужа и выйдя с окровавленными руками, показывает их зрителям, торжествуя. Но зритель от вида крови на руках испытывает отвращение и страх перед ней, тоже отталкивающий от нее эмоционально негативный страх, точнее ужас. Не путать со страхом за героя – Ореста, страхом, вызывающим, наоборот, не отталкивание от него, а притяжение к нему, эмоционально положительный страх, т. к. следствием его есть сочувствие –сострадание зрителей.

Или в примере, когда эринии, мстительницы по женской родовой линии Ореста, желая высосать из него кровь. Это безобразные старухи: у них из глаз сочится слизь, а из-под ногтей каплет кровь. Они одеты во все черное! Весь этот портрет вызывает гнетущий, отталкивающий страх и отвращение к ним и поэтому к их идеям.
Общественная, эстетическая роль театра
Итак, катарсис в широком смысле – очищение сознания от ложных идей при помощи негативных эмоций, чувств и,

следовательно, привитие верных идей при помощи притягательных по окраске эмоций и чувств.

Он есть важнейшее средство не только трагедии, но и любого произведения искусства. Только надо уметь находить своеобразные идеи и своеобразные чувства в них: они будут не обязательно страхом и состраданием, отвращением и т. п. Катарсис – эстетическое средство воспитания (в др. греческом яз. чувственное восприятие, но смысл шире: посредством чувственного также идейное восприятие) и переделки человека, его совершенствования.

Если учесть, что театр греки обязаны были посещать все, а театральные сооружения вмещали от 11 до 40 тысяч человек ‒ практически все гражданское население того или иного полиса, кроме младенцев, и зная воспитательную силу драмы, катарсиса, то станет понятно, что театр не был делом любителей или узкого слоя просвещенных, как сейчас, потому что современные театры не дотягивают до античных: самый большой у нас в городе Одесса вмещает до пяти тысяч человек. Театр греков воспитывал целое общество.
2. Эсхил ‒ «гениальный отец трагедии» ( Энгельс)

Годы жизни великого трагика: 525 ‒ 456 гг. до н.э.

На могильном камне Эсхила  написано: 

Эвфорионова сына, Эсхила афинского кости  

 Кроет  собою земля  Гелы, богатой зерном;

 Мужество ж помнят его марафонская роща и племя

 Длинноволосых мидян, в битве узнавших его.

По одним данным, эта эпитафия принадлежит самому Эсхилу. Что же он просил запомнить о себе? Он просит помнить не то, что он был гениальный трагик, а то, что он был патриот своей родины! Его молодость совпала с греко-персидскими войнами. Ксеркс ‒ царь персов хотел покорить Грецию. В истории было три крупнейших войны: греко-персидская, война с Наполеоном и вторая мировая война (для нас это Великая Отечественная), в которой восемьдесят процентов ее тяжести, самые грандиозные и кровопролитные битвы прошли на территории нашей Родины. В греко-персидской войне персы имели войско, по одним данным, около двухсот тысяч человек ‒ громадная цифра для древности. Наполеон напал на Россию, имея шестьсот тысяч солдат: французов, поляков, немцев, испанцев. А вот во Второй мировой войне участвовало восемьдесят миллионов человек. Защищая родину и отстаивая идеалы человечности, наши предки потеряли двадцать семь миллионов человек. Сравните, всего в мире погибло тогда 50 миллионов. Две крупнейшие войны из трех в истории выиграли наши предки! Наш народ, наши предки ‒ герои. Необычайная героическая история была у греков и у нашего народа, на это способны только их составляющие великие люди.


В греко-персидской войне, как мы уже сказали, решалась судьба греческих государств. В решающих битвах войны отличился Эсхил. Он сражался в течение восемнадцати (!) лет, участвовал в знаменитой битве при Марафоне (490 г до н. э.), при острове Саламин ‒ знаменитом морском сражении, где решающую роль сыграл флот именно граждан Афин, который врезался в середину строя громаднейшего, казавшегося непобедимым флота персов, и из этого родилась победа, и наконец, Эсхил сражался при Платеях (472 год до н. э.). Эсхил горячий патриот! Именно об этом он просил не забыть.

Драматург не исключение для своего времени, ‒ это самое счастливое время греческих городов, особенно Афин. Победа укрепила авторитет государства. Личность и общество гармонически сочетаются в этот период. Вот откуда у Эсхила в содержании, идеях, его трагических произведений уверенность в конечной победе справедливости и мудрости.

Новаторство Эсхила-драматурга

Эсхил ‒ новатор: он впервые отделил второго актера от хора. До этого один актёр (значение термина «ответчик хору») и хор ‒ сцене более изливали чувства по поводу происшествий за сценой, идейного содержания было мало.. Произведение с одним актером было похоже на лирическую кантату (от итальянского cantata, произошедшего от латинского cantare «петь»: музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров, исполняемая певцами-солистами, часто также хором, в сопровождении оркестра). В общем, оно было похоже на современную оперу. Выделив еще одного актера, Эсхил преобразил драматическое произведение. Как вы думаете, что теперь стало вероятным? Стал возможен диалог на сцене между актёрами и между ними и хором.
Вспомните что такое диалог?Эторазговор двух и более лиц.В нем теперь выражаются мысли героев, эти идеи сталкиваются. Таким образом, диалог - выражение конфликта (столкновения) в драматическом произведении. Это самое важное в нем.

По сути, конфликт (столкновение) идей ‒ это в области мысли есть проблемастолкновение прямо противоположных идей. Надо учесть, что на сцену греческого театра выносились вопросы самой жизни.Почему это произошло? В то время, после социальной революции (установления демократии) накатанная дорога обычая, устоявшиеся правила поведения рухнули, а новое еще было неустойчиво ‒ шла борьба, столкновение с желающими вернуть старо
е. Например, в трагедии «Орестея» Эсхила сталкивалась старая родовая идея: людьми являются только люди – кровные родственники по материнской линии (матриархат), и новая демократическая идея (в лице отца Ореста, человека не материнского рода, рода Клитемнестры): людьми считать людей и всех других родов ‒ это новая, патриархальная, идея времени демократических перемен, более моральная и человечная.

Кроме того, в самой демократии возникали новые проблемы, становящиеся основой конфликтов трагедий. Так, в «Антигоне» Софокла: выше всего ‒ закон государства (в образе правителя Креонта) или для справедливого правления надо следовать и лучшему из прошлого – традиции? Не всему из прошедшего, а именно лучшему, что составляет традицию, одну из важнейших основ, критериев культуры вообще. В «Антигоне» ‒ это право гражданина общества хранить семейные ценности, похоронив родного брата. В произведении Еврипида «Медея» острейший конфликт, не решенный в мире до сих пор: женщина должна по-прежнему подчиняться во всем мужу, не имея никаких прав, или она может быть равна мужчине? И другие проблемы.

Все граждане города-государства, присутствующие обязательно на представлении, напряженно следили на сцене за вынесенными на нее проблемами жизни и идеями, их разрешающими, поэтому изменялись под их влиянием эстетически (от греч. чувственное восприятие; в широком смысле, восприятие посредством чувств также идейного содержания) – чувственно и идейно, а так как драма у греков имела пайдэйю (идеал, лучшее – лучшие идеи и чувства), то под этим воздействием изменялись, совершенствовались зрители, граждане, значит, вследствие этого совершенствовалась и их общая жизнь.

Вот к чему наиболее важному, в конечном итоге, привело совершенствование формы трагедии у Эсхила.

Позже, вслед за Софоклом, он ввел третьего актера: его произведения стали еще более идейно глубокими, и эмоционально впечатляющими.

Не важно, что в театре представление шло на материале мифологии: за этим скрывались современные, жизненные вопросы. Театр – не мифология: здесь другие идеи, другие чувства. Как поступал со старым материалом драматург? Он обрабатывал миф: оттенял, усиливал в нем то, что важно для его времени или добавлял новое.
Эсхил, как правило, уделяет хору пять восьмых