Файл: Занятие 1 античный театр происхождение трагедии. Творчество эсхила и его трилогия Орестея План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
частей. То есть здесь все еще большую часть времени занимает пение хора, хотя по содержанию все это уже подлинная драма в сказанном ранее смысле. Поэтому его произведения напоминают современную оперу с драматическим сюжетом: в них много пения. Стояние многочисленного хора, усиление звука за счет многих голосов в сочетании с музыкой производит сильнейшее и грандиозное впечатление. По этой причине произведения Софокла называют еще монументальными, смысл этого слова вытекает из величественных (стоячих) поз и величественности пропорций (многочисленности хоревтов), рождающих величественность впечатлений, чувств, и масштаба содержания ‒ важных вопросов и решений-идей.
Вот каким по форме, содержанию и эстетическому воздействию на зрителя произведением является трагедия, которую даже не как фундамент, а как важнейшее в ее содержании и форме впервые создал Эсхил.
Законченная форма трагедии появилась у Софокла, выросшего на сделанном Эсхилом. Софокл ввел театральную живопись – декорации (от этого эмоциональные впечатления стали еще более яркими, воображение зрителя обогатилось), ввел третьего актера и, главное, уменьшил партии хора так, что представлениепревратилось в то, в котором более всего места отдано диалогу актеров, что мы видим теперь в нашем современном театре.
Драма как род литературы ‒ это изображение действия, которое отличает ее от эпоса ‒ словесного изображения, лирики ‒ изображения внутренних переживаний.Нонадо помнить, в драматическом произведении главное не столько непосредственность, показ происходящего прямо перед глазами, но прежде всего его смысл.
Действие ‒ это как физические проявления энергии, деятельности (например, прямое столкновение с оружием в руках), так и духовная сторона ‒ мысли, идеи, и чувства. Нонадо помнить, в драматическом произведении главное не столько происходящие прямо перед глазами физические действия, но прежде всего духовная сторона ‒ мысли, идеи, и чувства, рождаемые как непосредственно словесными формами: монологами, диалогами, так и опосредованно: всей сценической обстановкой.
Не все, даже филологи, знают и помнят об этом, а надо это твердо усвоить, чтобы не сводить ценность большинства драматических произведений к второстепенному в них.
Исключением, например, являются физические поступки во многих фарсах ‒ жанре комедии, где есть толчки, удары, подножки, падения и т. п. Для чего они здесь превалируют? Вызвать смех, предназначенный чаще не для важного смысла, а для развлечения, как на современной эстраде во многих интермедиях или номерах клоунов. Но в высокой драме (трагедии, классической комедии, позже в собственно драме) главное – разрешающие проблемы мысли и чувства.
Идейное и эстетическое содержание трагедии «Орестея»
Для более глубокой иллюстрации смысла воздействия на зрителя в театре рассмотрим трагедию Эсхила «Орестея».
Это единственная дошедшая до нас трилогия. Что это значит? В ней изображалась судьба трех поколений одного рода. Почему? Поймете позже. Существовал миф, не трагедия, а миф о проклятии в роду Атрея. Атрей пригласил детей Фиеста, убил их! Сварил мясо, и, пригласив отца, накормил его... мясом собственных детей! За это преступление боги прокляли три поколения атридов ‒ потомков Атрея. Каждый из этого рода (а к нему принадлежал Агамемнон и его сын Орест) должен был погибать, расплачиваясь за преступление предка. Какая идея мифа? Идея родового проклятия.
Но не таков смысл трагедии Эсхила. (Не путать содержание мифов и трагедии.) В ней отчасти повторяется идея мифа: вспоминается о преступлении предка, но этот смысл затенен и отодвинут на второй план, но акцент поставлен на новом содержании. Скажем сразу: в трагедии выражена не столько вина предка, за которую расплачиваются потомки, сколько идея личной вины погибающего (Агамемнон стремится к военной славе, при возвращении домой он говорит: что погубил тысячи (!) людей и превратил город в пыль (!), за это отчасти, только отчасти наказан Агамемнон). Наиболее же значима вина убивающей из-за преступных эгоистических стремлений, здесь Клитемнестра ‒ главная виновница.
3. Что значат эти изменения в содержании? Эсхил ставит вопрос о самостоятельности, некоторой независимости, личной ответственности человека, его свободе воли (хотя полностью связь с богами у него не разорвана).
Первая часть великой трагедии называется «Агамемнон».
Дозорный должен зажечь костёр ‒ это значит возвращается с победой с войны под Троей владыка мужей Агамемнон. Весть должна передаться с горы на гору огнями костров из-под Трои мгнове-е-нно по всей Греции. (Как у нас на вышках поджигали огонь, чтобы предупредить о набеге со стороны Дикого поля.) Дозорный десять лет ждал этого сигнала! Под дождём, снегом, ветра-а-ми! И он говорит это на фоне
чё-о-рного неба!
Что это за образ: колышущиеся языки пламени на фоне огро-о-о-много (!), че-о-о-рного (!) неба? В XIX веке бихевиористы открыли закон колорита, по которому, если разместить все цвета радуги на одной поверхности, то они не будут впечатлять, эмоционально задевать. Но если изобразить только три цвета на чёрном фоне, то они будут «крича-а-ть» (!), впечатляя-а-ть (!), сильнейшим образом воздействовать на вас! Таков закон колорита. У Эсхила черное небо служит фоном для красных колышущихся языков пламени. Он не был знаком с этим законом, но он великий художник, а художники ‒ это органы чувств и мыслей народа, они могут и помимо научных знаний создавать самые впечатляющие образы. Большинство же людей более «толстокожи», менее чувствительны. Но нас научают более глубоко, тонко чувствовать именно великие писатели, поэты и художники.
Огромное черное небо и пылающие языки пламени костра на его фоне. Как это действовало на зрителей? Что они чувствовали? Греческие зрители знали мифы: что будет с Агамемноном ‒ он будет убит. Поэтому в этом контексте пламя вызывало чувство тревоги, а грандиозность черного неба вызывало это же чувство, но более усиленного – очень сильного страха. (Как вы помните из теории, трагедии начинается с ужасного‒ сильнейшего страха, вызываемого Роком, не путайте со страхом за героя, выполняющего в отличие от ужасного Рока эмоциональнопритягательную роль..) Этот образ, предваряя, настраивает нас на ситуацию ужасного в дальнейших сценах, после чего начинается собственно трагедия.
И вот едет в боевой колеснице победитель в войне под Троей Агамемнон! Рядом с ним ‒ Кассандра, его наложница. Дома его встречает жена Клитемнестра (Клитемэстра – второй вариант произношения). Нельзя судить по людям того времени, исходя из наших представлений о моральных нормах. В ту эпоху мужчина, если его жена не могла родить детей, мог иметь наложницу. Кроме того, ‒ на войне. Конечно, это не хорошо с современной моральной точки зрения, но, подчеркнем, надо судить о людях того времени не по принятому ними, чтобы не быть вульгарными социологами.
Перед дворцом их ждёт Клитемнестра, приказав постелить пурпурный, ярко-красный ковер. Она закатывает длинную речь! Даже Агамемнон, не выдержав, говорит: «Твоя речь длинна, как война под Троей». Что значит длинная речь во время встречи после долгого десятилетнего расставания? Как люди встречаются, если они не виделись долго? Обнимаются, целуются, если принято, говорят прерывисто от волнения. Но говорить длинно, продуманно невозможно. Кроме того, что значит сравнение Агамемнона «как война»? Что такое война? Это вражда между людьми. Следовательно, какие отношения между Клитемнестрой и Агамемноном? Их отношения холодные, даже враждебные.
Клитемнестра притворно уговаривает Агамемнона ступить на кроваво-красный ковер, чтобы будто бы оказать ему необычайную честь. Он сначала возмущён: это честь достойна только богов! Он с дороги, ‒ запылен, грязен.
Что будет, если эта честь – ковёр, предназначенный только для богов, будет принята Агамемноном? Гнев богов падёт на его голову.
Значит, уговаривая ступить на ковёр, что делает Клитемнестра? Она лицемерит, подло провоцирует Агамемнона. Она не то, что не любит Агамемнона, ‒люто его ненавидит! Ковер – это не образ, а символ – условный знак, обозначающий что-то. Ковер – символ будущей гибели Агамемнона. Это реалистический символ (от лат. реальный ‒ вещественный, предметный), т. к. цвет ковра не условен, а напоминает цвет крови.
Откуда же такая ненависть! Клитемнестра объясняет это местью за дочь Ифигению, которую Агамемнон принес в жертву, когда боги не давали ветра отплыть под Трою. Она хочет выдать задуманное убийство любовью матери. Но так ли это?
Чтобы разобраться в этой проблеме, давайте обратимся к системе образов детей в трагедии. Во второй части трилогии ‒ «Хоэфорах» Клитемнестра еще одной дочери Электре запретила выходить замуж. Девушке в то время в Греции в восемнадцать лет не выйти замуж ‒ страшный позор! Скажите, любит она вторую свою дочь Электру? Нет? Конечно, нет!
Давайте посмотрим на её отношение к еще одному ребёнку ‒ сыну Оресту. Услышав ложную весть о его гибели, она обрадовалась. Любит ли она этого своего ребёнка? Ответ однозначен. Если она двух из трех детей не любит, вернее, как бы любит, любит не вполне, поверхностно, ненадежно, т. е. если её личные интересы сталкиваются с интересами детей, то она выбирает свои, ‒ любовь к детям на этом кончается. Она не чистая эгоистка. Эгоист любит только себя, но перед нами сложный случай, когда человек как бы любит и других, даже заботится о них, но в ситуации выбора: свой интерес или интерес другого (здесь детей), ‒ выберет свой. То есть, такой человек не абсолютный эгоист, но и не нормальный человек, а такой, который любит себя, в конечном счете, эгоист.
Поэтому её объяснение: почему она хочет убить Агамемнона в основе своей неверно, это вранье. За этим скрывается подлинное личное желание, убив Агамемнона, посадить на его трон любовника ‒ Эгиста, или Эгисфа, так и так у нас принято писать. Клитемнестра – властная женщина!
Агамемнон все же ступил на ковер и взошел во дворец. Теперь Клитемнестра лицемерно уговаривает войти и Кассандру. Известно, что ее когда-то полюбил бог Аполлон, но она отказала ему во взаимности. Тогда он наказал ее! Дав дар предвидения, он сделал так, что никто-никто не верил ей.
Образ Кассандры был и в «Илиаде» Гомера, о войне под Троей. На войне не только погибают, что вызывает страх физической смерти, война – это еще для многих тяжелые духовные муки. Ведь вокруг гибнут родные, близкие, друзья, и человек остается оди-и- ин. Кассандра в «Илиаде» была образом страшного духовного одиночества человека на войне.
В трагедии «Орестея» это образ ужасающего бессилия человека, знающего о своей гибели. Она видит, как будут убивать Агамемнона, как будут убивать ее… Молит, кричит, но ей никто, никто не верит. Мимо проходит один эпизодический персонаж и говорит: в доме приготовлена овечка… и наточен нож! Это прием развернутой метафоры. Овечка – это жертва – Агамемнон, а нож – орудие убийства его и ее – Кассандры. Для чего дан этот даже не второстепенный, а третьестепенный персонаж? Чтобы усилить воздействие ужаса на зрителя, вызванного сначала образом костра на фоне черного неба, затем усиленного кроваво-красным ковром – символом будущей судьбы, смерти Агамемнона, далее ‒ чувством бессилия Кассандры, усилить еще раз угрозой убийства во дворце. Ужасное подошло к своей кульминации.
Кассандра скрывается во дворце. Двери его закрываются. У греческих драматургов существовал негласный закон: не показывать на сцене убийство. Они чувствовали опасность этого для воспитания людей. Почему опасно показывать, просто показывать, без оценки, процесс убийства можно понять на основе знаний современной науки. Убийство чаще происходит в быстром темпе. Когда человек наблюдает быстрые движения: в единоборствах, играх, например, футболе, то его мышцы в ослабленной форме, но повторяют работу мышц борющихся, движущихся. Такая активность заставляет организм выбросить адреналин, норадреналин, что ведет к большему потреблению кислорода. Возникает эйфория – повышенно-радостное настроение. Зрители возбуждены, они быстро перемещают тело, меняя позы, размашисто разводят руками, более всего веселятся, кричат в зале, на стадионе. Возникает, примерно, то состояние, когда вы с небольшим грузом слегка спешили домой, и, войдя, чувствуете легкий подъем сил: глаза блестят, вы радуетесь.
Вот каким по форме, содержанию и эстетическому воздействию на зрителя произведением является трагедия, которую даже не как фундамент, а как важнейшее в ее содержании и форме впервые создал Эсхил.
Законченная форма трагедии появилась у Софокла, выросшего на сделанном Эсхилом. Софокл ввел театральную живопись – декорации (от этого эмоциональные впечатления стали еще более яркими, воображение зрителя обогатилось), ввел третьего актера и, главное, уменьшил партии хора так, что представлениепревратилось в то, в котором более всего места отдано диалогу актеров, что мы видим теперь в нашем современном театре.
Драма как род литературы ‒ это изображение действия, которое отличает ее от эпоса ‒ словесного изображения, лирики ‒ изображения внутренних переживаний.Нонадо помнить, в драматическом произведении главное не столько непосредственность, показ происходящего прямо перед глазами, но прежде всего его смысл.
Действие ‒ это как физические проявления энергии, деятельности (например, прямое столкновение с оружием в руках), так и духовная сторона ‒ мысли, идеи, и чувства. Нонадо помнить, в драматическом произведении главное не столько происходящие прямо перед глазами физические действия, но прежде всего духовная сторона ‒ мысли, идеи, и чувства, рождаемые как непосредственно словесными формами: монологами, диалогами, так и опосредованно: всей сценической обстановкой.
Не все, даже филологи, знают и помнят об этом, а надо это твердо усвоить, чтобы не сводить ценность большинства драматических произведений к второстепенному в них.
Исключением, например, являются физические поступки во многих фарсах ‒ жанре комедии, где есть толчки, удары, подножки, падения и т. п. Для чего они здесь превалируют? Вызвать смех, предназначенный чаще не для важного смысла, а для развлечения, как на современной эстраде во многих интермедиях или номерах клоунов. Но в высокой драме (трагедии, классической комедии, позже в собственно драме) главное – разрешающие проблемы мысли и чувства.
Идейное и эстетическое содержание трагедии «Орестея»
Для более глубокой иллюстрации смысла воздействия на зрителя в театре рассмотрим трагедию Эсхила «Орестея».
Это единственная дошедшая до нас трилогия. Что это значит? В ней изображалась судьба трех поколений одного рода. Почему? Поймете позже. Существовал миф, не трагедия, а миф о проклятии в роду Атрея. Атрей пригласил детей Фиеста, убил их! Сварил мясо, и, пригласив отца, накормил его... мясом собственных детей! За это преступление боги прокляли три поколения атридов ‒ потомков Атрея. Каждый из этого рода (а к нему принадлежал Агамемнон и его сын Орест) должен был погибать, расплачиваясь за преступление предка. Какая идея мифа? Идея родового проклятия.
Но не таков смысл трагедии Эсхила. (Не путать содержание мифов и трагедии.) В ней отчасти повторяется идея мифа: вспоминается о преступлении предка, но этот смысл затенен и отодвинут на второй план, но акцент поставлен на новом содержании. Скажем сразу: в трагедии выражена не столько вина предка, за которую расплачиваются потомки, сколько идея личной вины погибающего (Агамемнон стремится к военной славе, при возвращении домой он говорит: что погубил тысячи (!) людей и превратил город в пыль (!), за это отчасти, только отчасти наказан Агамемнон). Наиболее же значима вина убивающей из-за преступных эгоистических стремлений, здесь Клитемнестра ‒ главная виновница.
3. Что значат эти изменения в содержании? Эсхил ставит вопрос о самостоятельности, некоторой независимости, личной ответственности человека, его свободе воли (хотя полностью связь с богами у него не разорвана).
Первая часть великой трагедии называется «Агамемнон».
Дозорный должен зажечь костёр ‒ это значит возвращается с победой с войны под Троей владыка мужей Агамемнон. Весть должна передаться с горы на гору огнями костров из-под Трои мгнове-е-нно по всей Греции. (Как у нас на вышках поджигали огонь, чтобы предупредить о набеге со стороны Дикого поля.) Дозорный десять лет ждал этого сигнала! Под дождём, снегом, ветра-а-ми! И он говорит это на фоне
чё-о-рного неба!
Что это за образ: колышущиеся языки пламени на фоне огро-о-о-много (!), че-о-о-рного (!) неба? В XIX веке бихевиористы открыли закон колорита, по которому, если разместить все цвета радуги на одной поверхности, то они не будут впечатлять, эмоционально задевать. Но если изобразить только три цвета на чёрном фоне, то они будут «крича-а-ть» (!), впечатляя-а-ть (!), сильнейшим образом воздействовать на вас! Таков закон колорита. У Эсхила черное небо служит фоном для красных колышущихся языков пламени. Он не был знаком с этим законом, но он великий художник, а художники ‒ это органы чувств и мыслей народа, они могут и помимо научных знаний создавать самые впечатляющие образы. Большинство же людей более «толстокожи», менее чувствительны. Но нас научают более глубоко, тонко чувствовать именно великие писатели, поэты и художники.
Огромное черное небо и пылающие языки пламени костра на его фоне. Как это действовало на зрителей? Что они чувствовали? Греческие зрители знали мифы: что будет с Агамемноном ‒ он будет убит. Поэтому в этом контексте пламя вызывало чувство тревоги, а грандиозность черного неба вызывало это же чувство, но более усиленного – очень сильного страха. (Как вы помните из теории, трагедии начинается с ужасного‒ сильнейшего страха, вызываемого Роком, не путайте со страхом за героя, выполняющего в отличие от ужасного Рока эмоциональнопритягательную роль..) Этот образ, предваряя, настраивает нас на ситуацию ужасного в дальнейших сценах, после чего начинается собственно трагедия.
И вот едет в боевой колеснице победитель в войне под Троей Агамемнон! Рядом с ним ‒ Кассандра, его наложница. Дома его встречает жена Клитемнестра (Клитемэстра – второй вариант произношения). Нельзя судить по людям того времени, исходя из наших представлений о моральных нормах. В ту эпоху мужчина, если его жена не могла родить детей, мог иметь наложницу. Кроме того, ‒ на войне. Конечно, это не хорошо с современной моральной точки зрения, но, подчеркнем, надо судить о людях того времени не по принятому ними, чтобы не быть вульгарными социологами.
Перед дворцом их ждёт Клитемнестра, приказав постелить пурпурный, ярко-красный ковер. Она закатывает длинную речь! Даже Агамемнон, не выдержав, говорит: «Твоя речь длинна, как война под Троей». Что значит длинная речь во время встречи после долгого десятилетнего расставания? Как люди встречаются, если они не виделись долго? Обнимаются, целуются, если принято, говорят прерывисто от волнения. Но говорить длинно, продуманно невозможно. Кроме того, что значит сравнение Агамемнона «как война»? Что такое война? Это вражда между людьми. Следовательно, какие отношения между Клитемнестрой и Агамемноном? Их отношения холодные, даже враждебные.
Клитемнестра притворно уговаривает Агамемнона ступить на кроваво-красный ковер, чтобы будто бы оказать ему необычайную честь. Он сначала возмущён: это честь достойна только богов! Он с дороги, ‒ запылен, грязен.
Что будет, если эта честь – ковёр, предназначенный только для богов, будет принята Агамемноном? Гнев богов падёт на его голову.
Значит, уговаривая ступить на ковёр, что делает Клитемнестра? Она лицемерит, подло провоцирует Агамемнона. Она не то, что не любит Агамемнона, ‒люто его ненавидит! Ковер – это не образ, а символ – условный знак, обозначающий что-то. Ковер – символ будущей гибели Агамемнона. Это реалистический символ (от лат. реальный ‒ вещественный, предметный), т. к. цвет ковра не условен, а напоминает цвет крови.
Откуда же такая ненависть! Клитемнестра объясняет это местью за дочь Ифигению, которую Агамемнон принес в жертву, когда боги не давали ветра отплыть под Трою. Она хочет выдать задуманное убийство любовью матери. Но так ли это?
Чтобы разобраться в этой проблеме, давайте обратимся к системе образов детей в трагедии. Во второй части трилогии ‒ «Хоэфорах» Клитемнестра еще одной дочери Электре запретила выходить замуж. Девушке в то время в Греции в восемнадцать лет не выйти замуж ‒ страшный позор! Скажите, любит она вторую свою дочь Электру? Нет? Конечно, нет!
Давайте посмотрим на её отношение к еще одному ребёнку ‒ сыну Оресту. Услышав ложную весть о его гибели, она обрадовалась. Любит ли она этого своего ребёнка? Ответ однозначен. Если она двух из трех детей не любит, вернее, как бы любит, любит не вполне, поверхностно, ненадежно, т. е. если её личные интересы сталкиваются с интересами детей, то она выбирает свои, ‒ любовь к детям на этом кончается. Она не чистая эгоистка. Эгоист любит только себя, но перед нами сложный случай, когда человек как бы любит и других, даже заботится о них, но в ситуации выбора: свой интерес или интерес другого (здесь детей), ‒ выберет свой. То есть, такой человек не абсолютный эгоист, но и не нормальный человек, а такой, который любит себя, в конечном счете, эгоист.
Поэтому её объяснение: почему она хочет убить Агамемнона в основе своей неверно, это вранье. За этим скрывается подлинное личное желание, убив Агамемнона, посадить на его трон любовника ‒ Эгиста, или Эгисфа, так и так у нас принято писать. Клитемнестра – властная женщина!
Агамемнон все же ступил на ковер и взошел во дворец. Теперь Клитемнестра лицемерно уговаривает войти и Кассандру. Известно, что ее когда-то полюбил бог Аполлон, но она отказала ему во взаимности. Тогда он наказал ее! Дав дар предвидения, он сделал так, что никто-никто не верил ей.
Образ Кассандры был и в «Илиаде» Гомера, о войне под Троей. На войне не только погибают, что вызывает страх физической смерти, война – это еще для многих тяжелые духовные муки. Ведь вокруг гибнут родные, близкие, друзья, и человек остается оди-и- ин. Кассандра в «Илиаде» была образом страшного духовного одиночества человека на войне.
В трагедии «Орестея» это образ ужасающего бессилия человека, знающего о своей гибели. Она видит, как будут убивать Агамемнона, как будут убивать ее… Молит, кричит, но ей никто, никто не верит. Мимо проходит один эпизодический персонаж и говорит: в доме приготовлена овечка… и наточен нож! Это прием развернутой метафоры. Овечка – это жертва – Агамемнон, а нож – орудие убийства его и ее – Кассандры. Для чего дан этот даже не второстепенный, а третьестепенный персонаж? Чтобы усилить воздействие ужаса на зрителя, вызванного сначала образом костра на фоне черного неба, затем усиленного кроваво-красным ковром – символом будущей судьбы, смерти Агамемнона, далее ‒ чувством бессилия Кассандры, усилить еще раз угрозой убийства во дворце. Ужасное подошло к своей кульминации.
Кассандра скрывается во дворце. Двери его закрываются. У греческих драматургов существовал негласный закон: не показывать на сцене убийство. Они чувствовали опасность этого для воспитания людей. Почему опасно показывать, просто показывать, без оценки, процесс убийства можно понять на основе знаний современной науки. Убийство чаще происходит в быстром темпе. Когда человек наблюдает быстрые движения: в единоборствах, играх, например, футболе, то его мышцы в ослабленной форме, но повторяют работу мышц борющихся, движущихся. Такая активность заставляет организм выбросить адреналин, норадреналин, что ведет к большему потреблению кислорода. Возникает эйфория – повышенно-радостное настроение. Зрители возбуждены, они быстро перемещают тело, меняя позы, размашисто разводят руками, более всего веселятся, кричат в зале, на стадионе. Возникает, примерно, то состояние, когда вы с небольшим грузом слегка спешили домой, и, войдя, чувствуете легкий подъем сил: глаза блестят, вы радуетесь.