Файл: Учебник ответственные редакторы доктор юридических наук, профессор Ю. В. Грачева, доктор юридических наук, профессор.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 903

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ч. 2 ст. 39 УК содержится понятие превышения пределов крайней необходимости: если умышленно был причинен вред, явно не соответствовавший характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых она устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Характер опасности определяется ценностью общественных отношений, которым грозил вред, а степень опасности выражается в ее интенсивности, продолжительности воздействия.

В УК не содержится специальных составов причинения вреда при превышении пределов крайней необходимости, поэтому лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях, но в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, учитывается п. "ж" ч. 1 ст. 61 УК.
§ 5. Физическое или психическое принуждение
Согласно ст. 40 УК преступность деяния лица, находящегося под принуждением и вынужденно причиняющего вред охраняемым уголовным законом интересам, исключается, если соблюдены условия правомерности причинения такого вреда.

Основанием для причинения вреда является физическое или психическое принуждение, оказываемое одним человеком на другого человека.

В ст. 40 УК регламентированы разные по юридической природе обстоятельства. В ч. 1 ст. 40 УК содержатся положения о непреодолимом физическом принуждении, под воздействием которого принуждаемый полностью лишается возможности выразить свою волю в деянии. Признаками непреодолимого физического принуждения являются: общественная опасность, непреодолимость (человек неспособен руководить своими действиями или бездействием); наличность (воздействие принуждения на человека началось и еще не завершилось); реальность.

С помощью непреодолимого принуждения чаще всего добиваются от другого человека бездействия, которое причиняет вред охраняемым уголовным законом интересам. Так, связанный сторож не в состоянии выполнить свою обязанность по охране чужого имущества, и принуждающий совершает хищение. Но можно добиться и совершения действий, например, под пытками человек выдает государственную или коммерческую тайну. Действие и бездействие, совершенные под влиянием непреодолимого принуждения, лишены волевого содержания, и они не могут быть признаны деянием этого лица. К уголовной ответственности за причинение вреда в качестве исполнителя привлекается тот, кто оказал непреодолимое принуждение, т.е. имеет место посредственное причинение вреда.


В ч. 2 ст. 40 УК предусмотрено положение о преодолимом физическом и психическом принуждении. Его признаками являются общественная опасность, преодолимость, наличность и реальность.

Общественная опасность принуждения обусловлена его способностью причинять вред законным правам и интересам принуждаемого.

Преодолимость принуждения означает, что человек может оказать ему сопротивление и проявить свою волю в деянии, т.е. свобода воли не утрачивается в полном объеме, хотя и в значительной степени ограничивается. Преодолимое физическое принуждение является менее интенсивным, чем непреодолимое, и выражается, например, в побоях, попытке связывания и т.п.

Психическое принуждение представляет собой воздействие на человека с помощью разнообразных угроз, гипноза, психотропных средств, осуществляемое для того, чтобы он совершил выгодное принуждающему деяние, причиняющее вред общественным отношениям.

Наиболее распространенными видами психического принуждения являются высказывание или демонстрация разнообразных угроз, которые могут быть направлены как на само лицо, подвергающееся психическому принуждению, так и на близких ему людей, под которыми следует понимать всех, в судьбе и благополучии которых лицо заинтересовано.

Угроза должна быть действительной и непосредственной, т.е. принуждаемый осознает ее как реально существующую и уверен в возможности ее немедленного осуществления.

Психическим принуждением является и применение физического насилия к одному человеку, чтобы заставить другого совершить определенное деяние.

Причинение вреда при преодолимом физическом и психическом принуждении рассматривается по правилам крайней необходимости.

Если под воздействием преодолимого принуждения человек умышленно причиняет вред, который равен или больше предотвращенного, имеются основания для уголовной ответственности. При этом совершение преступления в результате принуждения согласно п. "е" ч. 1 ст. 61 УК признается обстоятельством, смягчающим наказание. Тот, кто оказал воздействие на другого человека, признается подстрекателем или организатором, а тот факт, что он совершил преступление с применением физического или психического принуждения, согласно п. "к" ч. 1 ст. 63 УК учитывается как обстоятельство, отягчающее наказание.
§ 6. Обоснованный риск
Поведение человека, сопряженное с причинением вреда, при

обоснованном риске (ст. 41 УК), направленном на достижение общественно полезной цели, если без риска достичь этой цели нельзя, признается общественно полезным.

Сферы деятельности, в которых возможен обоснованный риск, разнообразны. Профессиональный риск преобладает, но не является единственно возможным. Существует и оправданный риск в иных сферах, к ним можно отнести путешествия, спорт и т.п. Риск имеет место в тех случаях, когда человек не уверен в результате своих действий.

Обоснованность риска предполагает соблюдение определенных условий: наличие общественно полезной цели; невозможность ее достижения без риска; принятие рискующим достаточных мер для предотвращения вреда; недопустимость угрозы жизни многих людей, экологической катастрофы, общественного бедствия.

Общественно полезная цель заключается в стремлении добиться полезных результатов, представляющих интерес для общества и отдельных его членов, государства, отраслей науки, промышленности, техники и т.п., и свидетельствует о том, что риск осуществляется не из эгоистических побуждений лица. Цель должна быть не абстрактной, а конкретной и достижимой. Если вероятность ее достижения ничтожно мала, то действия носят авантюрный характер и риск не может быть признан обоснованным.

Невозможность достижения позитивного результата без риска означает отсутствие гарантированных, с заведомо позитивным результатом путей решения проблемы.

Принятие достаточных мер (не объективно, а субъективно достаточных, т.е. тех, которые могло принять конкретное лицо) означает, что рискующий действует не на удачу, а просчитывает возможные потери и пытается их нейтрализовать.

Вред в результате рискованных действий может быть многообразным: имущественный, организационный, физический вред и т.п. Если он причинен при соблюдении всех условий правомерности, то не признается преступлением.

Если лицом не соблюдены все указанные условия, оно подлежит уголовной ответственности за причиненный вред. В УК не содержится специальных составов деяний, нарушающих условия обоснованного риска, поэтому лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях, но учету в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, подлежит п. "ж" ч. 1 ст. 61 УК.

Недопустим риск, заведомо сопряженный с угрозой для жизни многих людей, угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия. Заведомость такой угрозы означает
, что последствия оцениваются лицом как неизбежные или реально возможные.
§ 7. Исполнение приказа или распоряжения
Согласно ч. 1 ст. 42 УК не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действовавшим во исполнение обязательного для него приказа (распоряжения). Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ.

Существует презумпция законности приказа, изданного в надлежащей форме лицом, обладающим на это правом, и адресованного лицу, обязанному подчиняться.

Приказ (распоряжение) - это основанное на законе и облеченное в установленную форму властное требование о выполнении действий (бездействия), обращенное к лицу, обязанному подчиняться.

В ч. 1 ст. 42 УК предусмотрена ситуация, когда во исполнение приказа лицо совершает предписанные ему действия (бездействие), причиняющие вред общественным отношениям, охраняемым законом. Этот вред подпадает под признаки конкретного преступления, предусмотренного УК.

Лицо, выполнившее, как оно полагало, законный приказ, не может отвечать за наступившие последствия, предвидеть которые было обязано не оно, а лицо, отдавшее приказ. Подобные ситуации оцениваются как посредственное причинение вреда, и исполнителем такого преступления признается лицо, отдавшее обязательный приказ.

Для применения ч. 1 ст. 42 УК необходимы следующие условия. Во-первых, обязательность приказа для исполнителя. Приказ должен быть отдан надлежащим лицом тому, кто обязан подчиняться, с соблюдением необходимой формы. Во-вторых, отсутствие заведомости незаконности приказа для исполнителя, т.е. отсутствие у него умысла на причинение вреда.

При совершении умышленного преступления во исполнение заведомо незаконного приказа имеет место соучастие в преступлении. Исполнитель незаконного приказа признается исполнителем преступления, а лицо, отдавшее такой приказ, - организатором или подстрекателем.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 61 УК при назначении наказания исполнителю в качестве смягчающего обстоятельства учитывается совершение преступления при нарушении условий правомерности исполнения приказа или распоряжения.

При назначении наказания лицу, отдавшему незаконный приказ, с учетом конкретных обстоятельств дела возможно в качестве обстоятельств, отягчающих наказание, учесть особо активную роль в совершении преступления (п. "г" ч. 1 ст. 63 УК) и совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения (п. "м" ч. 1 ст. 63 УК).


За неосторожное преступление, совершенное во исполнение незаконного приказа, исполнитель уголовной ответственности не несет. К уголовной ответственности привлекается лицо, отдавшее незаконный приказ.