Файл: Учебник ответственные редакторы доктор юридических наук, профессор Ю. В. Грачева, доктор юридических наук, профессор.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 783

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 13. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ
§ 1. Понятие и признаки наказания
Согласно ч. 1 ст. 43 УК уголовное наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренном Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Уголовное наказание имеет специфические признаки, содержание, сущность, преследует особые цели.

К признакам наказания относятся:

1) принудительный характер. Реализация наказания не зависит от воли и желания того, к кому применяется. Исполнение некоторых карательных мер (штрафа, обязательных работ, исправительных работ и др.) предполагает активное личное участие осужденного, однако при злостном уклонении от их отбывания данные меры заменяются более строгими наказаниями - принудительными работами, лишением свободы. В осуществлении последних главная роль принадлежит не преступнику, а государству;

2) государственный характер. Наказание назначается органом государственной власти от имени государства и реализуется государственными органами. Единственный орган, уполномоченный решать вопросы применения уголовного наказания, - суд. Он вправе назначать карательную меру, в определенных случаях заменять одну такую меру другой или освобождать от ее отбывания. Единственный акт, которым оформляется назначение наказания, - приговор суда;

3) публичный характер. Совершая общественно опасное деяние, преступник подает окружающим плохой пример. Возможность повторения этого действия (бездействия) другими создает угрозу общественным отношениям. Применяя к нарушителю наказание, государство нивелирует идеологический вред, нанесенный преступлением: выгодам от общественно опасного поведения противопоставляет потери, которые несет преступник в связи с реализацией карательной меры. Другими словами, назначение и исполнение наказания - процесс, имеющий значение для государства и лица, совершившего преступление, но призванный повлиять и на остальное общество;

4) личный характер. Уголовное наказание как форма реализации уголовной ответственности может ложиться лишь на того, чьи сознание и воля выразились в общественно опасном деянии. Это касается и назначения, и отбывания наказания. Единственное исключение предусмотрено ч. 2 ст. 88 УК: штраф, назначенный несовершеннолетнему, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия;


5) специфическое правовое последствие наказания - судимость. Согласно ч. 1 ст. 86 УК лицо считается судимым с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу. С этого же момента осужденный считается подвергнутым уголовному наказанию. Состояние судимости длится до момента ее погашения (по общему правилу) или снятия (ч. 1 ст. 86 УК), а срок погашения судимости в отношении лиц, претерпевающих карательную меру, исчисляется с момента отбытия наказания (ч. ч. 3, 4 ст. 86 УК). Содержание уголовного наказания состоит в лишении или ограничении прав и свобод осужденного.
§ 2. Цели наказания
В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Причинение преступнику страданий отвечает представлениям общества о том, что виновное общественно опасное поведение нетерпимо. Цель восстановления социальной справедливости достижима, если имеет место наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности преступления, личности преступника.

Достижение цели исправления осужденного предполагает внутреннюю перестройку лица, совершившего преступление, изменение его взгляда на мир ценностей, убеждений, принципов, представлений о правильном и неправильном, должном и недопустимом. У осужденного формируется уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, правопослушное поведение (ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Если исправление осуществилось, осужденный воздерживается от совершения новых преступлений, криминальное поведение воспринимается им как чуждое.

В теории принято выделять частное и общее предупреждение. Частное предупреждение имеет адресатом лицо, совершившее преступление и подвергнутое наказанию. В узком смысле эта цель состоит в предупреждении с его стороны новых преступлений путем физического ограничения такой возможности. В широком и более распространенном понимании частная превенция предполагает, что человек не совершает новых посягательств, помня о прежнем наказании и не желая его повторения.

Показателем достижения этой цели служит уровень рецидива.

Общая превенция рассчитана на общество в целом (или на ту его часть, которую удерживает от нарушения уголовного закона угроза наказанием). Предполагается, что кара, примененная к преступнику, оказывает устрашающее действие не только на него самого, но и на других лиц, которые потенциально могли бы совершить преступление. Выполнение цели общей превенции обеспечивается неотвратимостью наказания. Показатель ее достижения - уровень общей преступности.



Цели частного и общего предупреждения нередко конкурируют между собой. Для первой необходимым и достаточным может быть сравнительно мягкое наказание, которое устрашит, но не ожесточит преступника; для второй - жесткое карательное воздействие, способное произвести сильное впечатление на других лиц.
Глава 14. СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ
§ 1. Система наказаний
Система наказаний - это установленный уголовным законом обязательный для законодателя и суда внутренне упорядоченный (иерархически), исчерпывающий перечень видов наказаний.

Признаками системы наказаний являются:

1) множественность элементов - законодатель предусмотрел в ст. 44 УК тринадцать видов наказаний, различных по наименованию, что позволяет отграничить их от других правовых явлений;

2) число элементов системы (видов наказаний) определено уголовным законом и только им может быть изменено;

3) перечень входящих в эту систему наказаний является исчерпывающим - это означает, что суд не вправе использовать иные виды уголовных наказаний, не вошедшие в указанный перечень;

4) наказания взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, что указывает на определенную целостность и единство системы. Так, изменение порядка применения одних видов наказаний влечет изменение порядка применения других. Аналогичный процесс происходит при исключении либо введении в уголовный закон других видов наказаний;

5) система носит внутренне упорядоченный характер - ее элементы расположены в определенном порядке от менее строгого к более строгому, образуя так называемую лестницу наказаний;

6) система наказаний представляет собой одновременно объективно-субъективное явление: ее субъективность состоит в том, что она создается волей людей, но создание отдельных элементов системы должно быть социально обусловлено.

Основная, или полная, применяемая в отношении взрослых система наказаний (ст. 44 УК) состоит из тринадцати видов: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) принудительные работы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь.


Согласно ст. 45 УК в зависимости от порядка назначения все наказания делятся на три группы:

1) основные наказания;

2) дополнительные;

3) наказания, которые имеют двойственную юридическую природу.

Основные наказания - это те виды наказаний, которые могут назначаться судом только в качестве самостоятельных и не могут присоединяться к другим наказаниям: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Дополнительные наказания не могут назначаться судом самостоятельно, они присоединяются к основному наказанию, увеличивая таким образом объем правоограничений: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Наказания, которые способны выполнять роль как основного, так и дополнительного: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы.
§ 2. Виды наказаний
Штраф. Это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК (ч. 1 ст. 46 УК).

В законе указаны три способа исчисления штрафа: в размере, соответствующем определенной денежной сумме; в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период; в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.

Согласно ч. 2 ст. 46 УК штраф при первом способе исчисления устанавливается в размере от 5 тыс. до 5 млн руб.; при втором способе - в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет; при третьем штраф устанавливается в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа, взятки или суммы незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн руб.

При этом штраф в размере от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК. Данное правило не распространяется на случаи, когда размер штрафа исчисляется исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.


Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом этих же обстоятельств суд может назначить выплату штрафа с рассрочкой на срок до 5 лет.

Если за совершенное преступление штраф назначен в качестве основного наказания, то его нельзя назначить в качестве дополнительного наказания за это же преступление.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа как основного наказания он заменяется любым иным наказанием, за исключением лишения свободы. Осужденным за коммерческий подкуп (ст. 204 УК), посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК), мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дачу взятки (ст. 291 УК), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК), мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК) штраф может быть заменен в том числе и на лишение свободы.

В соответствии со ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством РФ (например, имущество осужденного может быть описано и реализовано, а суммы, полученные от его реализации, зачтены в счет уплаты штрафа).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Это запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК).

В данном случае речь идет о двух относительно самостоятельных наказаниях:

1) лишение права занимать определенные должности;

2) лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. В приговоре указываются не конкретная должность (например, глава органа местного самоуправления, старший бухгалтер) либо категория и (или) группа должностей по соответствующему реестру должностей (например, категория "руководители", группа "главные должности муниципальной службы"), а определенный конкретными признаками круг должностей, на который распространяется запрещение (например, должности, связанные с