Файл: Учебник ответственные редакторы доктор юридических наук, профессор Ю. В. Грачева, доктор юридических наук, профессор.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 900
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нарушение режима заповедников, заказников, памятников природы и др. означает игнорирование установленного нормативными правовыми актами правил их использования в соответствии с целями создания особо охраняемых природных объектов.
Обязательным признаком объективной стороны является наступление преступного последствия в виде значительного ущерба природной среде, устанавливаемого с учетом категории особо охраняемых территорий и объектов, их экономической и иной значимости, тяжести причиненного вреда, способности природного объекта к самовосстановлению и др.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Глава 33. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
§ 1. Понятие и виды преступлений против
безопасности движения и эксплуатации транспорта
Преступлением против безопасности движения или эксплуатации транспорта (транспортным преступлением) признается общественно опасное виновное посягательство на безопасность транспорта, причинившее предусмотренные уголовно-правовыми нормами вредные последствия.
Видовым объектом транспортных преступлений является безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта, метрополитена, а также магистрального трубопровода.
С объективной стороны рассматриваемые преступления могут совершаться путем как действия, так и бездействия (ст. ст. 263, 264, 266, 269 УК и др.). Некоторые из них предусматривают лишь одну форму деяния, например неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК).
Все нормы о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта имеют бланкетные диспозиции.
Составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в абсолютном большинстве сконструированы по типу материальных. В качестве преступных последствий в законе указаны тяжкий вред здоровью человека (ст. ст. 263, 263.1, 264, 266, 267, 268, 269 УК) или крупный ущерб (ст. ст. 263, 263.1, 267). Под крупным понимается ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб. Преступление, предусмотренное ст. 271.1 УК, предусматривает причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человека.
Преступления, предусмотренные ст. ст. 270 и 271 УК, имеют формальные составы, считаются оконченными с момента выполнения указанного в законе деяния.
Квалифицированные составы преступлений связываются законодателем с причинением смерти человеку, а особо квалифицированные - с гибелью двух или более лиц (ст. ст. 263, 264, 266, 267 УК и др.). Кроме того, в качестве указанных обстоятельств в ст. 264 УК выделено состояние опьянения лица, управлявшего транспортным средством (ч. ч. 2, 4 и 6).
С субъективной стороны преступления против безопасности движения и эксплуатации являются неосторожными. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК) могут совершаться только умышленно.
Субъект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, как правило, специальный. За приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК), нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК), ответственность несет общий субъект, достигший в первом случае 14-летнего, во втором - 16-летнего возраста.
Все рассматриваемые преступления можно условно классифицировать на две группы: а) деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 263.1, 264, 264.1, 266 - 269 УК); б) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. ст. 270, 271 и 271.1 УК).
§ 2. Преступления, посягающие на безопасность движения
и эксплуатации транспорта
Данная группа преступлений посягает на безопасность движения или эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, метрополитена, автомобильного и магистрального трубопровода).
Статья 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена) предусматривает два хотя и близких, но самостоятельных состава преступления. Первый характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта; второй - отказом лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать указанные правила, от исполнения обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом.
Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Сами же эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта.
Под нарушением правила, о котором говорится в ст. 263 УК, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.
В силу прямого указания закона не подпадает под признаки преступления нарушение правил использования воздушного пространства РФ (ст. 271.1 УК).
Согласно ст. 413 ТК на авиационном, железнодорожном и водном транспорте запрещены забастовки, признается незаконным отказ от исполнения трудовых обязанностей, используемый для урегулирования индивидуального или коллективного спора.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект преступления специальный - лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
В качестве квалифицирующего признака в ст. 263 УК указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одного человека (ч. 2), а особо квалифицирующего признака (ч. 3) - смерти двух или более лиц.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.1 УК) означает отказ от реализации или ненадлежащую реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспорта, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Указанное бездействие нарушает устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.
Причинение смерти одному или нескольким лицам охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 263.1 УК.
Предметом преступления при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК) является автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие "другое механическое транспортное средство" частично раскрывается в примечании к ст. 264 УК, где говорится о тракторах, самоходных дорожно-строительных и иные самоходных машинах, а также транспортных средствах, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. Содержание термина "механическое транспортное средство" шире содержания термина "самоходная машина"; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, приводимое в движение двигателем.
Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).
Субъективная сторона в силу прямого указания закона характеризуется неосторожным отношением к наступившим последствиям.
Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения").
Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерть одного человека - ч. 3 комментируемой статьи, двух или более лиц - ч. 5) и состояния опьянения (ч. ч. 2, 4 и 6).
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК (нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию), выражается в нарушении правил дорожного движения, которое заключается в том, что лицо, подвергнутое административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющее судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 либо ст. 264.1 УК, вновь управляет автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения, при условии, что до этого оно подвергалось административному наказанию за аналогичное нарушение либо имело судимость за совершение одного из преступлений, указанных в ст. 264.1 УК.
В примечании 2 к ст. 264 УК дается определение лица, находящегося в состоянии опьянения.
Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (