Файл: Учебник ответственные редакторы доктор юридических наук, профессор Ю. В. Грачева, доктор юридических наук, профессор.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 930
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ст. 266 УК) означает такой ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, который не обеспечивает безопасность транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью.
Выпуск в эксплуатацию предполагает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.
Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной.
Субъект преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.
При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух или более лиц - по ч. 3 ст. 266 УК.
Предметом преступления при приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.
Объективная сторона преступления характеризуется разрушением, повреждением или приведением иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в законе предметов преступления.
Разрушение - это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению. Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена. При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но "выпадает" из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта.
Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 267 УК.
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК), выражается в игнорировании правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.
Рассматриваемая норма носит бланкетный характер. Она в самом общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.
Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством.
Субъективная сторона предусматривает неосторожную форму вины.
Субъект преступления - пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший возраста 16 лет.
В силу прямого указания закона не могут нести ответственность по ст. 268 УК субъекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 и 264 УК.
В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при причинении смерти двум или более лицам - по ч. 3 ст. 268 УК.
Предметом преступления при нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК) является магистральный трубопровод - комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления.
Объективная сторона складывается из нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопроводов, причинения преступных последствий и причинной связи между деянием и наступлением предусмотренного законом вреда.
Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожную форму вины.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицирующими признаками являются наступление смерти человека (ч. 2); наступление смерти двух или более лиц (ч. 3 ст. 269 УК).
§ 3. Иные преступления в сфере функционирования транспорта
Данные преступления не имеют единого объекта. Они необоснованно включены в группу транспортных преступлений, хотя и совершаются в сфере его функционирования. Их объектами являются соответственно безопасность жизни и здоровья потерпевших (ст. 270 УК); урегулированный нормами права режим воздушного пространства и неприкосновенность Государственной границы РФ (ст. 271 УК) и порядок использования воздушного пространства РФ (ст. 271.1 УК). Факультативным объектом нарушения правил международных полетов может выступать безопасность движения воздушного транспорта.
Уголовная ответственность за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) возможна, если установлено, что на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие; данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом); капитан судна имеет реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь; оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров; несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не оказывается.
Состав рассматриваемого преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Эта опасность согласно закону должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу живучесть транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъектом преступления является капитан судна.
Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК) характеризуется несоблюдением указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов.
Закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Субъектом преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.
Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст. 271.1 УК) выражается в использовании воздушного пространства России без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ. Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, в редакции Постановления Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. N 743, установлен разрешительный и уведомительный порядок его использования.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности.
Субъект преступления специальный - лицо, наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Причинение смерти двум и более лицам в результате нарушения правил использования воздушного пространства охватывается ч. 2 ст. 271.1 УК.
Глава 34. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ
§ 1. Общая характеристика преступлений
в сфере компьютерной информации
Преступления в сфере компьютерной информации - предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, причиняющие вред или создающие опасность причинения вреда безопасности производства, хранения, использования либо распространения информации или информационных ресурсов.
К указанным посягательствам относятся: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК); создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК); нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК).
Видовой объект этих преступлений - общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности компьютерной информации, сохранности средств, используемых для ее обработки.
§ 2. Виды преступлений в сфере компьютерной информации
Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК) имеет предметом охраняемую законом компьютерную информацию, т.е. сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи (примечание 1 к данной статье).
Для признания информации охраняемой законом необходимо, чтобы:
а) закон (иной нормативный правовой акт) давал основание для защиты данных от несанкционированного доступа. Так, Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера. Особый режим охраны установлен для сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"); возможно отнесение информации к банковской тайне (ст. 857 ГК), тайне исповеди (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях"), аудиторской тайне (ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности") и др. Предусмотрено и то, какие данные не могут быть секретными, например относиться к государственной тайне (ст. 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"), коммерческой тайне (ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне");
Выпуск в эксплуатацию предполагает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.
Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной.
Субъект преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.
При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух или более лиц - по ч. 3 ст. 266 УК.
Предметом преступления при приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.
Объективная сторона преступления характеризуется разрушением, повреждением или приведением иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в законе предметов преступления.
Разрушение - это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению. Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена. При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но "выпадает" из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта.
Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 267 УК.
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК), выражается в игнорировании правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.
Рассматриваемая норма носит бланкетный характер. Она в самом общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.
Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством.
Субъективная сторона предусматривает неосторожную форму вины.
Субъект преступления - пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший возраста 16 лет.
В силу прямого указания закона не могут нести ответственность по ст. 268 УК субъекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 и 264 УК.
В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при причинении смерти двум или более лицам - по ч. 3 ст. 268 УК.
Предметом преступления при нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК) является магистральный трубопровод - комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления.
Объективная сторона складывается из нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопроводов, причинения преступных последствий и причинной связи между деянием и наступлением предусмотренного законом вреда.
Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожную форму вины.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицирующими признаками являются наступление смерти человека (ч. 2); наступление смерти двух или более лиц (ч. 3 ст. 269 УК).
§ 3. Иные преступления в сфере функционирования транспорта
Данные преступления не имеют единого объекта. Они необоснованно включены в группу транспортных преступлений, хотя и совершаются в сфере его функционирования. Их объектами являются соответственно безопасность жизни и здоровья потерпевших (ст. 270 УК); урегулированный нормами права режим воздушного пространства и неприкосновенность Государственной границы РФ (ст. 271 УК) и порядок использования воздушного пространства РФ (ст. 271.1 УК). Факультативным объектом нарушения правил международных полетов может выступать безопасность движения воздушного транспорта.
Уголовная ответственность за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) возможна, если установлено, что на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие; данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом); капитан судна имеет реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь; оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров; несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не оказывается.
Состав рассматриваемого преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Эта опасность согласно закону должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу живучесть транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъектом преступления является капитан судна.
Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК) характеризуется несоблюдением указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов.
Закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
Субъектом преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.
Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст. 271.1 УК) выражается в использовании воздушного пространства России без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ. Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, в редакции Постановления Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. N 743, установлен разрешительный и уведомительный порядок его использования.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности.
Субъект преступления специальный - лицо, наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Причинение смерти двум и более лицам в результате нарушения правил использования воздушного пространства охватывается ч. 2 ст. 271.1 УК.
Глава 34. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ
§ 1. Общая характеристика преступлений
в сфере компьютерной информации
Преступления в сфере компьютерной информации - предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, причиняющие вред или создающие опасность причинения вреда безопасности производства, хранения, использования либо распространения информации или информационных ресурсов.
К указанным посягательствам относятся: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК); создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК); нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК).
Видовой объект этих преступлений - общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности компьютерной информации, сохранности средств, используемых для ее обработки.
§ 2. Виды преступлений в сфере компьютерной информации
Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК) имеет предметом охраняемую законом компьютерную информацию, т.е. сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи (примечание 1 к данной статье).
Для признания информации охраняемой законом необходимо, чтобы:
а) закон (иной нормативный правовой акт) давал основание для защиты данных от несанкционированного доступа. Так, Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера. Особый режим охраны установлен для сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"); возможно отнесение информации к банковской тайне (ст. 857 ГК), тайне исповеди (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях"), аудиторской тайне (ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности") и др. Предусмотрено и то, какие данные не могут быть секретными, например относиться к государственной тайне (ст. 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"), коммерческой тайне (ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне");