Файл: Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (пдо).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дополнительные баллы, начисляемые по шкале объективной оценки:

Правила диагностики типов по шкале объективной оценки не достигнуто минимальное диагностическое число (МДЧ) в отношении ни одного типа.

Правило 1. Если МДЧ достигнуто или превышено только в отношении одного типа, то диагностируется этот тип (кроме случаев, предусмотренных правилами 2 и 3).

Правило 2. Если констатирована возможность диссимуляции (Д-Т4), то типы Ц и К не диагностируются независимо от числа набранных в их пользу баллов.

Правило 3. Если сильно выражена реакция эмансипации (Е4), то типы С и П не диагностируются, независимо от числа набранных в их пользу баллов.

Правило 4. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и еще другого (других) типов, то тип К не диагностируется независимо от числа набранных в его пользу баллов.

Правило 5. Если после исключений, сделанных соответственно правилам 2, 3 и 4, оказывается, что МДЧ достигнуто или превышено в отношении двух типов, то:

     в случаях нижеперечисленных совместимых сочетаний диагностируется смешанный тип (исключение представляет случай, предусмотренный правилом 6);

     в случаях остальных сочетаний, признанных несовместными, диагностируется тот из двух типов, в пользу которого получено большее превышение в баллах над его МДЧ;

     если в отношении двух несовместимых типов имеется одинаковое в числе баллов превышение их над МДЧ или оба они только достигают МДЧ, то для исключения одного из них руководствуются следующим принципом доминирования (сохраняется тип, указанный после знака равенства).

 

Правило 6. Если в пользу какого-либо типа набрано столь большое число баллов, что возвышение над его МДЧ превышает возвышение другого (других) типов над его (их) МДЧ не менее чем на 4 балла, то эти отстающие на 4 и более баллов типы не диагностируются, даже если сочетание совместимо.

Правило 7. Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении трех и более типов и по правилам 2, 3, 4 и 6 их число не удается сократить до двух, то среди этих типов отбираются два, в пользу которых получено наибольшее превышение в баллах над их МДЧ, и далее руководствуются правилом 5.

Правило 8. Во всех остальных случаях при необходимости сделать выбор между несколькими типами, в отношении которых МДЧ только достигнуто или набрано одинаковое число баллов, превышающее их МДЧ, диагностируются 1-2 типа, которые в соответствии с правилом 5 а совмещаются с наибольшим числом из остальных сравниваемых.


 

Описание типов:

Лабильный тип (Л) — маломотивированная резкая изменчивость настроения, богатство, яркость и глубина эмоциональных переживаний, различное восприятие одних и тех же людей, явлений в зависимости от эмоционального фона. Чувствительность к всякого рода знакам внимания, поощрению и порицанию. Тяжелое переживание неприятностей со склонностью к невротическим тенденциям, хорошая интуиция в межличностных отношениях. Тяга к общению со сверстниками подчинена настроению, не претендует на роль лидера, ищет эмоциональные контакты, довольствуется положением любимца. Сексуальные влечения малодифференцированы, сексуальная активность ограничивается флиртом. Тяга к нарушениям поведения не выражена, отсутствие эмоциональной поддержки может привести к острым эффективным взрывам. Эмоциональное напряжение снимается некоторыми хобби.

Истероидный тип (И) — ярко выраженная потребность привлечь к себе внимание, крайне выраженный эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. Авторитет в группе приобретается подчеркиванием своей необычности или демонстрацией яркости переживаний. В общении в группе стремится на роль лидера или исключительное положение, в роли лидера недостаточно тверд, чтобы повести за собой группу. Яркость и выраженность эмоций при отсутствии их глубины, рисовка и позерство в переживаниях, лживость и фантазирование в общении из-за желания приукрасить свою личность. Умение вживаться в любую роль, неспособность к длительному усилию в учебе, неглубокое проникновение в суть дела. Увлечения многообразные и часто экстравагантные. Адаптация в группе — наиболее труднопреодолимой ситуацией является такая, при которой появляется опасность потерять свои исключительные способности в глазах окружающих, для них это удар по их самолюбию, крушение надежд. Сексуальное развитие не отличается силой и напряжением, часто придумывает несуществующие половые связи. Нарушения поведения не носят серьезного характера, нежелание жить «серой» жизнью приводит к скандалам с родителями.

Эпилептоидный тип (Э) — аффективная взрывчатость, характеризующаяся силой и продолжительностью. Периоды злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Возможны периоды глубокой апатии, вспышки безудержного гнева, ярости, злобной агрессивности в ответ на малейшее ущемление интересов. Чрезмерная бережливость в отношении собственных вещей. Повышенная аккуратность и педантизм, которые превращаются в самоцель. Готовность к угодничеству перед начальством и старшими с целью приобрести поддержку, вязкость и тугоподвижность эмоциональных и мыслительных процессов, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Азартность, капризность, садистские наклонности,

сильно выраженная тяга к самостоятельности, иногда сопровождается озлобленностью и мстительностью в отношении родителей. Увлечения лежат в сфере тех видов спорта, которые позволяют развить физическую силу. Адаптация в группе — стремление быть властелином в отношении со сверстниками, неустойчивость. Умение приспосабливаться к условиям жесткого дисциплинарного режима. Сексуальное развитие напряженное, пробуждается с силой, ревнив, предпочитает постоянных партнеров. Повышенная конфликтность, поиск поводов для скандалов с окружающими.

Сенситивный тип (С)  робость и застенчивость в новой обстановке, пугливость и боязливость. Предпочтение контактов с младшими по возрасту. Избегание шумных компаний сверстников, подвижных и озорных игр, чрезмерная привязанность к близким. Хорошая общительность в привычной обстановке, нежелание проявлять и выставлять напоказ свои способности из-за нежелания прослыть выскочкой. Чрезвычайно чувствителен, слабо выраженное стремление к самостоятельности и сильная привязанность к семье. Сильно развитое чувство долга и ответственности. Чрезмерно высокие морально-этические требования к себе и окружающим. Старательность в учебе и при выполнении поручений. Стремление достичь успехов в той области, где слаб, нередки попытки замаскировать внутренние душевные конфликты нарочитой веселостью и развязностью. Остро переживает упреки со стороны старших, преданность в дружбе, интеллектуальные интересы. Сексуальное развитие связано с чувством собственной неполноценности, что может стать источником мучительных переживаний. Нарушений поведения нет, однако надо учитывать те ситуации, когда подросток становится объектом насмешек, здесь возможна агрессивность.

Астено-невротический тип (А) — беспокойный сон и плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи. Повышенная утомляемость, сосредоточенность на физическом самочувствии и телесных ощущениях. Мнительность и тревожность, склонность к раздражительности, которая может возникнуть по любому поводу к новому вследствие сильной утомляемости. Непереносимость психологически напряженных ситуаций. Сексуальная активность ограничивается короткими, быстро истощающимися вспышками. Серьезные нарушения поведения не свойственны, однако возможны глухая неприязнь и маломотивированные вспышки раздражения по отношению к страшим или сверстникам.


Неустойчивый тип (Н) — ярко выраженное безволие в отношении достижения цели, непоседливость и непослушание, рано проявляющееся нежелание учиться. Повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, отвращение к любой деятельности, требующей настойчивости. Равнодушие к будущему, нежелание занять какое-либо общественное положение. Стремление жить только настоящим, извлекая из него максимум удовольствия. В группе легко подчиняется другим, неспособен к настоящей привязанности, ненадежность в отношениях. Плохая переносимость одиночества, тяга к антисоциальным группам, неспособность занять в группе независимую позицию, подчиняемость более активным и деятельным сверстникам. Трусливость, стремление любым способом избежать или отсрочить наказание. Сексуальное развитие не отличается силой, но пребывание в антисоциальной группе ведет к раннему сексуальному опыту, тяге к антисоциальной среде, наркотикам, алкоголю, табаку, хулиганским действиям. Предпочитает групповые формы правонарушения, необходим постоянный и жесткий контроль, исключить всякое попустительство.

Психастенический тип (П) — робость, пугливость, моторная неловкость, нерешительность. Тревожная мнительность (боязнь возможных бед и несчастий), легкость образования навязчивых страхов, опасений, мыслей. Стремление все предусмотреть и поступить в точном соответствии с намеченным планом ведет к педантизму. Склонность к самоанализу, копанию в своих ощущениях и переживаниях, склонность к рассуждательству, ранние интеллектуальные интересы. Неумение делать выбор, долгие и мучительные колебания при принятии решений. Нетерпеливость при исполнении уже принятого решения. Стремление преодолеть сомнения появляется в скоропалительности действий именно в тот момент, когда требуется осторожность и неторопливость. В группе тяга к самостоятельности выражена слабо. Возможна сильная привязанность к кому-либо из членов семьи. Сексуальное развитие опережает общее физическое развитие, но реализация влечения затрудняется опасениями и страхом перед возможными последствиями и боязнью неудач. Отсутствует склонность к нарушениям поведения и тяги к алкоголю. Возможно подчеркнутое стремление к соблюдению дисциплины, излишняя конформность.

Шизоидный тип (Ш) —
 склонность к одиночеству, замкнутость, отгороженность, снижение потребности в общении, эмоциональная холодность. Недостаток интуиции, неумение сопереживать. Неожиданная откровенность с малознакомыми и случайными людьми. Упорное стремление скрыть свой духовный мир от посторонних. Своеобразие и необычность внутреннего мира. Возможно сочетание противоречивых черт: холодности и утонченности, бездеятельности и целеустремленности, упрямства и податливости, настороженности и легковерия. Непереносимой может явиться ситуация, когда необходимо установить широкий круг неформальных и достаточно эмоциональных контактов. Эмоциональный срыв может возникнуть также и при настойчивых попытках посторонних людей проникнуть в душевный мир. Сексуальное развитие — внешнее презрение к вопросам пола, но внутри — богатые эротические фантазии. Нарушения поведения обычно групповые. Чтобы побороть застенчивость, склонен регулярно употреблять алкоголь. В конфликтах возможны ответные реакции в виде вычурных действий.