Файл: Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (пдо).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конформный тип (К) — чрезмерное подчинение мнению окружающих, зависимость и несамостоятельность, готовность подчиняться большинству. Шаблонность мышления, банальность суждений, неинициативность в профессиональной деятельности. Склонности и увлечения целиком определяются средой, модой и временем. Податливость, дисциплинированность и хорошая приспособляемость в условиях жесткого режима. Нелюбовь к новичкам в коллективе, чрезмерное, болезненное переживание ломки жизненного стереотипа. В группе неспособен противостоять влиянию ближайшего окружения, некритическое восприятие и освоение как хороших, так и дурных привычек и действий окружающих. Привыкание к старой обстановке и трудности адаптации к новой обстановке. Непереносимость ситуации, когда меняется коллектив. Сексуальное влечение реализуется в антисоциальной среде, ранний сексуальный опыт. Нарушения поведения — податливость, отсутствие личной инициативы, некритичность в оценке действий окружающих, антисоциальность.

Циклоидный тип (Ц) — циклические изменения эмоционального фона. В период спада: апатия, раздражительность, упадок сил, вялость, разбитость по утрам, пессимистическая оценка ситуации и перспектив, стремление к одиночеству, обострение самолюбия, чувство скуки и ощущение собственной неполноценности, болезненное переживание мелких неприятностей и неудач. В период подъема: повышение жизненного тонуса, увеличение работоспособности, стремление к общению, к новым контактам, повышение самостоятельности. Уровень сексуальной активности колеблется в зависимости от общего психического состояния, склонности к сексуальным отклонением не отмечается. В периоды подъема настроения — употребление алкоголя, в периоды снижения — не исключены мысли о самоубийстве. Резкая смена жизненных стереотипов может усиливать периоды эмоционального спада. В фазах спада необходимо снизить требования к личности, чтобы не вызвать переутомления.

Гипертимный тип (Г) — хорошее приподнятое настроение, склонность видеть свое будущее в радужных красках. Потребность в активной деятельности и уверенность в своих силах. Стремление к независимости и лидерству в отношениях со сверстниками. Потребность в высокой оценке со стороны окружающих. Низкая приспособляемость к дисциплине и жесткому режиму.
Легкомысленное отношение к правилам и закону, противодействие окружающих вызывает вспышки гнева. Бурная реакция на опеку со стороны взрослых, живой ум и находчивость, склонность к риску, хорошо развито чувство нового. Плохая переносимость одиночества, постоянный поиск широких и разнообразных контактов. Неаккуратность в выполнении обещаний, неразборчивость в выборе знакомств, быстрая отходчивость в конфликтах. Половое влечение пробуждается рано и бывает сильным, возможны ранние сексуальные связи. Контакты с антисоциальной средой, склонность к употреблению алкоголя.

Стандартизация ПДО проводилась на материале обследования 2258 здоровых подростков и 650 подростков с психопатиями и акцентуациями характера разных типов, госпитализированных в психиатрические больницы или наблюдавшихся в психоневрологических диспансерах. Совпадение данных по шкале объективной оценки с оценкой клинической составляет 74-84% при разных типах акцентуаций. Опросник может быть использован для группового обследования.

Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина.

Данная методика является надежным и информативным источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработана Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирована Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.



Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

 

,

 

где

Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

 

,

 

где

Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Е2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

 

При интерпретации результат можно оценивать так:

     до 30 – низкая тревожность;

     31-45 – умеренная тревожность;

     46 и более – высокая тревожность.

 

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете».

 

Инструкция:

«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

 

 

 

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1.

Я спокоен

1

2

3

4

2.

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3.

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4.

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5.

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6.

Я расстроен

1

2

3

4

7.

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8.

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9.

Я встревожен

1

2

3

4

10.

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11.

Я уверен в себе

1

2

3

4

12.

Я нервничаю

1

2

3

4

13.

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14.

Я взвинчен

1

2

3

4

15.

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16.

Я доволен

1

2

3

4

17.

Я озабочен

1

2

3

4

18.

Я слишком возбужден, и мне не по себе

1

2

3

4

19.

Мне радостно

1

2

3

4

20.

Мне приятно

1

2

3

4


 

Инструкция:

«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

 

 

 

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

21.

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22.

Я очень легко устаю

1

2

3

4

23.

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24.

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

25.

Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

26.

Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27.

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28.

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

29.

Я  слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30.

Я вполне счастлив

1

2

3

4

31.

Я принимаю все близко к сердцу

1

2

3

4

32.

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33.

Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34.

Я стараюсь избегать критических ситуаций

1

2

3

4

35.

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36.

Я доволен

1

2

3

4

37.

Всякие пустяки отвлекают  и волнуют меня

1

2

3

4

38.

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них

1

2

3

4

39.

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40.

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю  о своих делах и заботах

1

2

3

4


 

Краткий ориентировочный тест (КОТ).

Инструкция: «Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее.

 

Ниже приводятся образцы заданий и правильные ответы на них:

Быстрый является противоположным по смыслу:

1)       тяжелый;

2)       упругий;

3)       скорый;

4)       легкий;

5)       медленный.

 

5