Файл: Сборник учебнометодических материалов по дисциплинам общевоенной подготовки книга iv.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 694

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола)

Требования безопасности при выполнении различного рода ремонтно-строительных и хозяйственных работ.

Загрязнение окружающей среды.

Влияние экологически опасных факторов на живые организмы.

Основные проблемы взаимоотношения войск с природой.

Предотвращение и ликвидация последствий загрязнения природной среды.

Неблагоприятные экологические факторы и ослабление их влияния.

Реализация требований экологической безопасности в повседневной деятельности подразделений и воинских частей и в быту.

Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения.

Реализация требований экологической безопасности в ходе полевых занятий и учений- 30 минут.

Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим.

Реализация требований экологической безопасности при выполнении работ с пожаро- и взрывоопасными, агрессивными, сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами.

Реализация требований экологической безопасности при перевозке опасных грузов.



При проведении сварочных работ:

сварочные работы должны проводиться в специально оборудо­ванных цехах, на участках или площадках;

помещения сварочных отделений должны быть огнестойкими и оборудованы вытяжной вентиляцией;

временные сварочные посты необходимо ограждать несгорае­мыми ширмами или щитами;

инструктаж сварщиков по безопасности труда должен проводи­ться не реже одного раза в 3 месяца;

перед началом работ сварщику необходимо проверить наличие заземления; токоведущие провода должны быть заземлены и за-изолированы;

ацетиленовый генератор располагать на расстоянии не менее 10 метров, а баллоны — не менее 5 метров от очагов с открытым пламенем;

предохранять вентили и штуцера кислородных баллонов от по­падания на них масел и жировых веществ;

не применять баллоны с истекшим сроком освидетельствования.

Для предупреждения отравления угарным газом запрещается:

разогревать и прогревать двигатель в закрытом помещении с недостаточной вентиляцией во избежание отравления;

спать и греться в машинах с работающим двигателем;

устанавливать машины по ветру на стоянках (привалах) при не­возможности размещения личного состава в пунктах обогрева.

При обслуживании аккумуляторных батарей:

помещение для заряда АКБ должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 6-8-кратный обмен воздуха в час;

вентиляция должна включаться перед началом заряда и отклю­чаться не менее чем через 1,5 часа после его окончания.

Запрещается:

в помещении для заряда АКБ пользоваться открытым огнем, допускать искрение аппаратуры, а также короткие замыкания;

проверять состояние батарей коротким замыканием «на искру»;

устанавливать АКБ в машины без деталей крепления и защит­ных крышек выводов.
Техника безопасности при эксплуатации технических средств приготовления и транспортирования пищи в полевых условиях.
При эксплуатации кухонь, оборудованных форсунками для сжигания жидкого топлива, необходимо выполнять следующие требования:

- соблюдать правила пожарной безопасности при хранении и использовании жидкого топлива;

- поддерживать давление в топливных баках не более двух атмосфер во избежание образования течи в соединениях топливной системы;

- перекрыть немедленно вентиль форсунки в случае затухания пламени, а затем, выждав 3—4 минуты (чтобы топочное пространство освободилось от паров топли­ва), возобновить подачу топлива и воспламенить его с помощью факела
(факел должен иметь рукоятку из проволоки или дерева длиной не менее 500 мм).

Если в разогретой форсунке перекрыть вентиль подачи топлива и после затухания пламени его снова открыть, то произойдет вспышка и хлопок. Следует опасаться этого явления, так как может произойти выброс пламени и возможен ожог обслуживающего персонала. Во избежание вспышки сначала внести в топку факел, а затем открыть вентиль подачи топлива;

- перекрыть подачу топлива по окончании работы форсунки, дать возможность выгореть парам топлива, после чего понизить до нуля давление в топливных ба­ках;

- запрещается устранять течь топлива или другие неисправности в топливных системах и заполнять топливные баки при работающих форсунках, а также оставлять работающие форсунки без присмотра;

- категорически запрещается сжигать жидкое топливо в кухнях, установленных в железнодорожных вагонах.

При сжигании твердого топлива в топках кухонь и плит запрещается использовать для растопки бензин или другие воспламеняющиеся жидкости, а также заливать несгоревшее топливо водой.

Перед розжигом форсунок пищеварочные котлы кухонь заполняются водой. Запрещается эксплуатация кухонь с котлами, заполненными водой менее чем наполовину; масляные рубашки котлов второго блюда должны быть заполнены обезвоженным маслом (автолом, ве­ретенным маслом) с температурой вспышки ее ниже 280° С.

Краны котлов для кипятка должны быть исправными и оборудованы деревянными или пластмассовыми рукоятками. Перед открытием крышек котлов после заки­пания воды необходимо понизить давление пара в кот­лах с помощью паровыпускных клапанов.

При низких температурах окружающего воздуха и неработающей кухне длительное хранение пищи и воды в котлах и кипятильниках запрещается.
Техника безопасности при эксплуатации технических средств подвоза продовольствия и воды
При эксплуатации автомобилей-фургонов и прицепов-фургонов хлебных, изотермических и комбинированных, авторефрижераторов и рефрижераторов, автомобильных и прицепных цистерн для воды запрещается:

- перевозить личный состав в кузовах-фургонах;

- допускать к погрузке (разгрузке) хлеба и мяса
личный состав с ссадинами, царапинами и порезами на
руках;



- использовать различные ящики, бочки и подручные материалы в качестве подставок при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

- использовать лотки и другую тару с деформированными краями и трещинами;

- использовать открытое пламя для оттаивания замерзших кранов цистерн для воды;

- приготавливать льдосоляную смесь и работать со льдом без рукавиц;

- находиться личному составу в машинном отделении авторефрижераторов при включенной холодильной машине.

Личный состав, обслуживающий транспорт для подвоза хлеба и мяса, должен быть обеспечен спецодеждой.

Раздел № 3 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Глава № 1 Общие понятия об экологии. Требования экологической безопасности в повседневной деятельности воинских частей. Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения.
Общие понятия об экологии.

Как самостоятельная наука экология сформировалась в XX столетии, хотя факты, составляющие ее содержание, привлекали внимание человека с давних времен. В современном виде экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук: биологией, геологией, физикой, химией, генетикой и др.

Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов или их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология», образованный из двух греческих слов: ойкос - дом, жилище, родина и логос - наука, был предложен немецким биологом Э. Геккелем в 1869 г. и обозначает буквально «изучение собственного дома», или «наука о местообитании».

Экология тесно связана с другими биологическими науками - зоологией и ботаникой. В период становления этих наук основное внимание исследователей было сосредоточено на систематике и строении живых организмов. Но уже в первых сочинениях по флоре описание каждого вида растения стало сопровождаться указанием мест его произрастания. В ходе исследований фауны ученые также пришли к выводу, что образ жизни животного и среда его обитания взаимосвязаны. Очевидно то, что большинство сведений из этих областей одновременно является предметом изучения экологии.

Огромное значение экологии было осознано обществом совсем недавно - когда ввиду постоянно усиливающегося антропогенного воздействия на природную среду со всей очевидностью возникла проблема сохранения жизни на нашей планете, сохранения человеческой цивилизации.

Нельзя бездумно относиться к природе
, безжалостно ее эксплуатировать! Человеческое общество может жить и развиваться, только находясь в гармонии с природой. Для этого необходимо знать, как устроена и функционирует природа, как она реагирует на вмешательство человека.

Экология изучает организацию жизни на трех уровнях. Первый уровень охватывает отдельные растения и животных - особи. Любая особь находится под влиянием различных условий окружающей среды, испытывает на себе их воздействие. Одними из главных воздействующих на организм условий являются климатические - температура, влажность, освещенность и др. Кроме того, в существовании наземных животных, особенно обитателей почвы, и в жизни растений важную роль играют физические и химические свойства почвы. Для водных организмов особое значение имеют физические и химические свойства воды как среды обитания.

Раздел экологии, в рамках которого исследуется взаимодействие отдельного организма со средой обитания (образ жизни, поведение, взаимодействие с отдельными элементами окружающей среды и др.), носит название аутэкологии (от греческого аутос - сам).

В реальной жизни, однако, ни один организм не существует вне связи с другими ему подобными организмами, то есть особями того же вида. Как правило, организмы существуют в виде особых группировок - популяций (от латинского популус - народ, население). Взаимодействие организмов в популяции приводит к тому, что у нее появляются собственные свойства, отличные от свойств отдельных особей. Под влиянием многих внешних условий (параметров окружающей среды, качества и количества пищи и др.) популяции меняют численность во времени и пространстве, приобретают свойства накапливать и расходовать вещество и энергию, им свойственны более сложные реакции на изменения среды, чем соответствующие реакции индивидуума.

Раздел экологии, изучающий взаимоотношения между организмом и средой обитания на уровне популяций, носит название демэкологии, или популяционной экологии.

Но и популяция изолированно существовать не может, поскольку нуждается в энергии, веществе, пространстве и других жизненных ресурсах. Поэтому популяция обязательно вступает во взаимоотношения с другими популяциями: популяция хищного животного черпает энергию от популяции травоядного, популяции могут бороться за пространство, пищу и т.п. Однако они могут и помогать друг другу: почвенные животные, перерабатывая мертвое растительное вещество, увеличивают плодородие почвы, насекомые участвуют в опылении растений, некоторые растительноядные