Файл: Теоретические основы экологического образование детей дошкольного возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы – расширены, углубленны, объединены, систематизированы. Много знаний о природе дети получают во время организованной образовательной деятельности. На занятиях дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Без этих знаний трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей невозможно полноценное экологическое воспитание.
Часто на занятиях используется художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы.
Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках, зимних садах, – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Для занятий используются наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания. Очень остро встает вопрос о загрязнении окружающей среды. Дети взволнованно обсуждают эту тему, осуждают тех, кто является виновником, замечают за окружающими их неправильное поведение.
Наблюдение – это специально организованное педагогом целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений окружающей действительности. Целью наблюдений может быть – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения объектов природы, причин изменения и развития окружающих объектов, сезонных явлений.[7]
Наблюдение связано со всеми методами экологического образования детей: наблюдение иллюстративного характера (показ картин, моделей); наблюдение в процессе выполнения практической деятельности в уголке природы, наблюдение исследовательского характера (постановка опытов).
Чем определяется необходимость обучения дошкольников умению наблюдать? Прежде всего, теми возможностями общего умственного развития, которые представляет наблюдение. В процессе деятельности наблюдения расширяется перцептивный опыт ребенка, развиваются когнитивные процессы.
Наблюдение является активной формой чувственного познания, обеспечивающей наглядно-образное отражение действительности, способствует накоплению эмпирических знаний, обеспечивает их адекватность. Основным содержанием знаний дошкольника (с точки зрения их психологической структуры) являются представления, т.е. образы ранее воспринятых предметов и явлений. И хотя к старшему дошкольному возрасту нарастает тенденция к обобщению знаний, значение наглядно-действенного и наглядно-образного познания сохраняется и в этом возрасте. Наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, а также элементарные понятия.
Наблюдение способствует выработке познавательных умений: умению полно и разносторонне воспринимать предметы и явления, подмечать различие и сходство в объектах, видеть изменение окружающих объектов и развитие явлений, устанавливать причинные отношения и связи в окружающей действительности. Наблюдение является основой развития мышления дошкольников: умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Наблюдения способствуют выработке позитивной системы ценностных ориентации и установок по отношению к окружающей среде. Они учат экологической этике, помогают сделать первый шаг к оценке экологического состояния и защите природных объектов.
В процессе наблюдений и их интерпретации развивается устная речь детей. Постановка цели и задач наблюдения осуществляется в речевой форме. Слово выступает как инструмент анализа, в слове находит свое выражение результат наблюдения – суждение об объекте. Словарный запас уточняется и обогащается на основе знакомства с новыми объектами.
Наблюдения развивают эстетические чувства, воображение и фантазию, наблюдательность детей. Вместе с тем в процессе наблюдения принимает активное участие и память: в ходе наблюдения используются имеющиеся знания при сравнении предметов и их качеств, при обобщениях или суждениях. Наблюдения связаны и с эмоциями. Заинтересованность ребенка процессом наблюдения, его результатом оказывает существенное влияние на его ход.
В зависимости от дидактических целей педагог использует различные виды наблюдения. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными - характер движения, издаваемые звуки и т.д. Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме - необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод - спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явления, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.[11]
Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Организуя длительное наблюдение объектов, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Детям предлагается рассмотреть объект, сопоставить его состояние с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения.
Наблюдение с использованием раздаточного материала обеспечивает высокую активность всех детей, позволяет им поупражняться в разнообразных обследовательских действиях, совершенствовать деятельность наблюдения. От воспитателя требуется умение распределить внимание, организовать действие всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспитателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять результаты наблюдения других с собственными. В качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой же есть у воспитателя).
По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные, групповые (3-6 человек) и фронтальные. Наблюдения проводятся в разных условиях: на занятиях, экскурсиях, прогулках, в уголке природы и т.д. Так на занятиях можно наблюдать за животными, растениями, трудом взрослых. Дети учатся правильно рассматривать предмет, выделять из множества его признаков необходимые, изучать их в определенной последовательности. В этом случае работа, организуется по подгруппам или фронтально. На экскурсиях наблюдение предметов и явлений природы совершается в естественных условиях: в парке, лесу, на лугу и т.д. При этом организуется наблюдение со всеми детьми, с маленькими подгруппами и отдельными воспитанниками. Не менее важную роль в организации наблюдений играет труд детей по выращиванию растений и уходу за животными. В уголке природы целесообразно проводить наблюдения индивидуальные и с небольшими подгруппами.
Каждый отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение проводится вне занятий в различные режимные моменты, имеет свою цель и определенное содержание. Наблюдения одного цикла проводятся компактно, следуя друг за другом без больших перерывов во времени. В комплексе наблюдения одного цикла формируют у дошкольников разносторонние и систематизированные знания об объектах природы.
Содержание наблюдений в дошкольной организации определяется программами и зависит от местных особенностей природы. Содержание наблюдений дифференцируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В младшем дошкольном возрасте наблюдения способствуют накоплению фактических данных об объектах и явлениях природы, об их свойствах и качествах, формированию умений наблюдения. Дети знакомятся с отличительными признаками сезонов, учатся узнавать и называть наиболее распространенные в данной местности растения и животных. В старшем дошкольном возрасте наблюдения направлены на выявление причинно-следственных зависимостей между предметами и явлениями природы, на установление простейших закономерностей в природе, подводят детей к самостоятельным обобщениям и выводам.
Правильное построение процесса наблюдения, обучение детей приемам обследования является основой работы по развитию деятельности наблюдения детей.
Демонстрация – метод обучения, который связан с показом натуральных объектов - живых растений и животных, коллекций, гербариев, чучел, и служит для ознакомления детей с внешним видом природных объектов, изучения их свойств и внешних проявлений, раскрытия динамики изучаемых явлений. Она позволяет значительно оживить и активизировать познавательный процесс.[11]
Технология демонстрации натуральных объектов включает знакомство с внешним видом (величиной, формой, цветом, частями и их взаимоотношениями), выявление отдельных свойств, качеств, функций. Показ может сопровождаться схематической зарисовкой объектов. Педагог тщательно отбирает объекты, продумывает способы их демонстрации. Чтобы рассматриваемый объект воспринимался всеми детьми, его ставят на специальную подставку, создают световой фон.
Демонстрация натуральных объектов эффективна лишь тогда, когда детьми осмысливаются сами предметы и явления, а не чужие представления о них. С целью активизации исследовательской деятельности детей во время демонстрации используется ряд методических приемов:
– обследование – использование различных органов чувств для определения свойств и признаков объектов;
– классификация – группировка рассматриваемых объектов и разработка различных классификационных систем;
– сравнение – сопоставление объектов и их свойств, признаков, соотнесение наблюдаемого объекта с рисунком в учебнике, с таблицей или другими изобразительными наглядными пособиями;
– измерение – выполнение исследований с использованием различных систем единиц измерения и измерительных приборов;
– экспериментирование – исследование свойств объектов, характера протекания природных процессов в определенных условиях;
– прогнозирование – составление экологических прогнозов, основанных на проведенных исследованиях;
– моделирование – конструирование предметных и графических моделей природных процессов.
Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание детей на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное сочетание различных методов.
В дошкольной организации применяются демонстрационные опыты,которые проводит сам педагог. Их используют, когда дети не имеют навыков работы с лабораторным оборудованием, с целью научить наблюдать процессы, приемы работы, манипуляции.[1]