Файл: Теоретические основы экологического образование детей дошкольного возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы – расширены, углубленны, объединены, систематизированы. Много знаний о природе дети получают во время организованной образовательной деятельности. На занятиях дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Без этих знаний трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей невозможно полноценное экологическое воспитание.

Часто на занятиях используется художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы.

Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках, зимних садах, – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Для занятий используются наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания. Очень остро встает вопрос о загрязнении окружающей среды. Дети взволнованно обсуждают эту тему, осуждают тех, кто является виновником, замечают за окружающими их неправильное поведение.

Наблюдение –  это специально организованное педагогом целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений окружающей действительности. Целью на­блюдений может быть – установление свойств и качеств, струк­туры и внешнего строения объектов природы, причин измене­ния и развития окружающих объектов, сезонных явлений.[7]

Наблюдение связано со всеми методами экологического образования детей: наблюдение иллюстративного характера (показ картин, моделей); наблюдение в процессе выполнения практической деятельности в уголке природы, наблюдение ис­следовательского характера (постановка опытов).


Чем определяется необходимость обучения дошкольников умению наблюдать? Прежде всего, теми возможностями общего умственного развития, которые представляет наблюдение. В процессе деятельности наблюдения расширяется перцептивный опыт ребенка, развиваются когнитивные процессы.

Наблюдение является активной формой чувственного по­знания, обеспечивающей наглядно-образное отражение дейст­вительности, способствует накоплению эмпирических знаний, обеспечивает их адекватность. Основным содержанием знаний дошкольника (с точки зрения их психологической структуры) являются представления, т.е. образы ранее воспринятых пред­метов и явлений. И хотя к старшему дошко­льному возрасту нарастает тенденция к обобщению знаний, значение наглядно-действенного и наглядно-образного познания сохраняется и в этом возрасте. Наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, а также элементарные понятия.

Наблюдение способствует выработке познавательных умений: умению полно и разносторонне воспринимать предме­ты и явления, подмечать различие и сходство в объектах, видеть изменение окружающих объектов и развитие явлений, устанав­ливать причинные отношения и связи в окружающей действи­тельности. Наблюдение является основой развития мышления дошкольников: умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Наблюдения способствуют выработке позитивной систе­мы ценностных ориентации и установок по отношению к окру­жающей среде. Они учат экологической этике, помогают сделать первый шаг к оценке экологического состояния и защите природных объектов.

В процессе наблюдений и их интерпретации развивается устная речь детей. Постановка цели и задач наблюдения осуще­ствляется в речевой форме. Слово выступает как инструмент анализа, в слове находит свое выражение результат наблюдения – суждение об объекте. Словарный запас уточняется и обога­щается на основе знакомства с новыми объектами.

Наблюдения развивают эстетические чувства, воображе­ние и фантазию, наблюдательность детей. Вместе с тем в про­цессе наблюдения принимает активное участие и память: в ходе наблюдения используются имеющиеся знания при сравнении предметов и их качеств, при обобщениях или суждениях. На­блюдения связаны и с эмоциями. Заинтересованность ребенка процессом наблюдения, его результатом оказывает существен­ное влияние на его ход.



В зависимости от дидактических целей педагог использу­ет различные виды наблюдения. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойст­вах и качествах предмета и явления, дети учатся различать фор­му, цвет, величину, пространственное расположение частей, ха­рактер поверхности, а при ознакомлении с животными - харак­тер движения, издаваемые звуки и т.д. Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то признакам опреде­лить состояние предмета (например, по цвету земли в цветоч­ных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме - необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод - спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некото­рых знаний, умения анализировать явления, сопоставлять от­дельные данные, делать несложные умозаключения.[11]

Для накопления знаний о росте и развитии растений и жи­вотных, о сезонных изменениях в природе используется дли­тельное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Организуя длитель­ное наблюдение объектов, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, ко­гда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Детям предлагается рассмотреть объект, сопоста­вить его состояние с тем, что наблюдали раньше, выделить но­вые признаки, свидетельствующие об изменении. В заключи­тельном наблюдении следует восстановить всю картину разви­тия, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюде­ния.

Наблюдение с использованием раздаточного материала обеспечивает высокую активность всех детей, позволяет им по­упражняться в разнообразных обследовательских действиях, совершенствовать деятельность наблюдения. От воспитателя требуется умение распределить внимание, организовать дейст­вие всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспи­тателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять результаты наблюдения других с собственными. В качестве раз­даточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой же есть у воспитателя).

По организационным формам наблюдения бывают инди­видуальные, групповые (3-6 человек) и фронтальные. Наблюде­ния проводятся в разных условиях: на занятиях, экскурсиях, прогулках, в уголке природы и т.д. Так на занятиях можно на­блюдать за животными, растениями, трудом взрослых. Дети учатся правильно рассматривать предмет, выделять из множест­ва его признаков необходимые, изучать их в определенной последовательности. В этом случае работа, организуется по под­группам или фронтально. На экскурсиях наблюдение предметов и явлений природы совершается в естественных условиях: в парке, лесу, на лугу и т.д. При этом организуется наблюдение со всеми детьми, с маленькими подгруппами и отдельными воспи­танниками. Не менее важную роль в организации наблюдений играет труд детей по выращиванию растений и уходу за живот­ными. В уголке природы целесообразно проводить наблюдения индивидуальные и с небольшими подгруппами.


Каждый отдельно взятый цикл – это ряд взаимо­связанных наблюдений за конкретным объектом уголка приро­ды или участка. Каждое наблюдение проводится вне занятий в различные режимные моменты, имеет свою цель и определенное содержание. Наблюдения одного цикла проводятся ком­пактно, следуя друг за другом без больших перерывов во време­ни. В комплексе наблюдения одного цикла формируют у до­школьников разносторонние и систематизированные знания об объектах природы.

Содержание наблюдений в дошкольной организации определяется програм­мами и зависит от местных особенностей природы. Содержание наблюдений дифференцируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В младшем до­школьном возрасте наблюдения способствуют накоплению фак­тических данных об объектах и явлениях природы, об их свой­ствах и качествах, формированию умений наблюдения. Дети знакомятся с отличительными признаками сезонов, учатся узна­вать и называть наиболее распространенные в данной местности растения и животных. В старшем дошкольном возрасте наблю­дения направлены на выявление причинно-следственных зави­симостей между предметами и явлениями природы, на установ­ление простейших закономерностей в природе, подводят детей к самостоятельным обобщениям и выводам.

Правильное построение процесса наблюдения, обучение детей приемам обследования является основой работы по развитию деятельности наблюдения детей.

Демонстрация  – метод обучения, который связан с пока­зом натуральных объектов - живых растений и животных, коллекций, гербариев, чучел, и служит для ознакомления детей с внешним видом природных объектов, изучения их свойств и внешних проявлений, раскрытия динамики изучаемых явлений. Она позволяет значительно оживить и активизировать познава­тельный процесс.[11]

Технология демонстрации натуральных объектов включа­ет знакомство с внешним видом (величиной, формой, цветом, частями и их взаимоотношениями), выявление отдельных свойств, качеств, функций. Показ может сопровождаться схема­тической зарисовкой объектов. Педагог тщательно отбирает объекты, продумывает способы их демонстрации. Чтобы рас­сматриваемый объект воспринимался всеми детьми, его ставят на специальную подставку, создают световой фон.

Демонстрация натуральных объектов эффективна лишь тогда, когда детьми осмысливаются сами предметы и явления, а не чужие представления о них. С целью активизации исследова­тельской деятельности детей во время демонстрации использу­ется ряд методических приемов:


– обследование  – использование различных органов чувств для определения свойств и признаков объектов;

– классификация –  группировка рассматриваемых объек­тов и разработка различных классификационных систем;

– сравнение  – сопоставление объектов и их свойств, при­знаков, соотнесение наблюдаемого объекта с рисунком в учеб­нике, с таблицей или другими изобразительными наглядными пособиями;

– измерение – выполнение исследований с использованием различных систем единиц измерения и измерительных прибо­ров;

– экспериментирование – исследование свойств объектов, характера протекания природных процессов в определенных условиях;

– прогнозирование  – составление экологических прогнозов, основанных на проведенных исследованиях;

– моделирование –  конструирование предметных и графи­ческих моделей природных процессов.

Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание детей на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также пра­вильное сочетание различных методов.

В дошкольной организации применяются демонстрационные опыты,которые проводит сам педагог. Их используют, когда дети не имеют на­выков работы с лабораторным оборудованием, с целью научить наблюдать процессы, приемы работы, манипуляции.[1]