Файл: Теоретические основы экологического образование детей дошкольного возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
получили представления о состоянии растительного и животного мира, о труде взрослых. Воспитатель проводила наблюдения за насекомыми и птицами, рассматривание растительности на участке. Дети выбирали на своем участке дерево, за которым они будут наблюдать ежемесячно и отмечать изменения в его состоянии. В подготовительной группе выбрали клен, тополь или рябину. Некоторым детям было интересно вести сравнительное наблюдение сразу за двумя видами деревьев, кустами. Дети рассматривали траву, цветы на клумбах. Наблюдали за насекомыми, дети отмечали: над цветами летают шмели, пчелы и бабочки, ползают жуки, пищат комарики, возле березы снуют муравьи. Приглядываясь к птицам, замечали, что не стало ласточек - предчувствуя наступление холодов, они первыми улетают в теплые края.

Одновременно с наблюдениями за природой планировали мероприятия по ознакомлению детей с трудом взрослых. Важно, чтобы дети поняли; деятельность многих людей тесно связана с окружающей природой (колхозники возделывают поля, лесники следят за лесом, в городе озеленители сажают деревья, цветы, разбивают парки, скверы). Работа этих людей приурочена к сезону, имеет определенные сроки и содержание. Знакомили детей с различными видами труда взрослых (например: показали какую работу выполняют взрослые в детском саду. Труд воспитателей и родителей дети наблюдали и даже принимали участие в нем. В результате систематической работы дети смогли понять, что люди тесно связаны с природой и не могут обходиться без неё, что любые работы в природе производятся в определенное время года и своевременно. Чтобы дать более полное представление о труде взрослых организовали сбор иллюстраций. Распечатанные из интернета иллюстрации, сделанные детьми вместе с родителями, служили поводом для интересного разговора в свободное время, дополняли демонстрационный материал к занятию, на котором в ходе беседы были обобщены и систематизированы знания дошкольников.

Важным моментом внедельной методике ознакомления дошкольников сезон
ными явлениями природы является ведение календаря (Приложение 3).

В календаре детей графа «Время» должна быть представлена одной неделей (клеточки второй недели закрашены, остальные - пустые). Это важно для формирования у детей отчетливых временных представлений: при обсуждении заполненного календаря они видят, что в месяце четыре недели, а наблюдение за сезонными явлениями велись в течение одной недели. В дальнейшем при заполнении календаря им стала понятной временная протяженность сезона: три месяца, каждый из которых состоит из четырех недель, в свою очередь каждая неделя состоит из семи дней.

Ежедневно после прогулки дети закрашивали клеточку, соответствующую данному дню, и проставляли значки, обозначающие погоду. В начале следующей недели, понаблюдав за растительностью и животным миром, дети рисовали картину живой природы. При ведении календаря необходимо обратить внимание на следующие моменты; он должен заполняться детьми своевременно под руководством воспитателя, условные значки - это схематизированные рисунки явлений которые дети наблюдали. Аккуратно и красиво заполнить клетки календаря помогли специальные трафаретки, изготовленные воспитателем. Рисование по трафареткам интересно для дошкольников и нивелирует разницу их изобразительных умений.

Содержание рисунка «живая природа» для детей подготовительной группы было ограничено изображением одного дерева, которое дети наблюдали, травы, одного – двух видов цветов и стольких же видов насекомых - и птиц.

На субботу и воскресенье воспитатель давала задание на дом: понаблюдать за погодой, «записать» ее значками на бумаге и принести в понедельник в группу, (это важно с точки зрения воспитания у детей ответственности). В понедельник выясняли, как выполнено «домашнее задание». На основе детских записей заполняли в календаре клеточки суббота и воскресенье.

После того дошкольники рассматривали готовую страницу календаря, воспитатель подводит итог: «Целую неделю мы наблюдали за природой. Погода была теплая, солнечная. Кругом все зеленое, на березе листья только начали желтеть. Много цветов, птиц, есть разные насекомые. Это начало осени – сентябрь. Когда наступит следующий месяц – октябрь, мы снова будем наблюдать за природой и делать зарисовки на новой странице. Как вы думаете, что-нибудь изменится в природе к тому времени? Береза, трава, цветы останутся такими же?»

Вопрос о перспективе изменений в природе важен для умственного воспитания детей это толчок для развития и размышлении, для развития наблюдательности. Воспитатель выслушала предположения детей, и рассказала, что произойдет в природе, – все выяснится, когда придет время. В ту же неделю воспитатель предлагала детям вместе с родителями поискать в газетах и журналах фотографии и короткие статьи о сельскохозяйственном труде людей. Все, что дети приносят из дома, обсуждается и складывается в конверт это материал для обобщающей беседы в конце сезона.

Аналогично организуется работа в соответствующие недели октября и ноября. В результате три страницы, на которых изображен один и тот же участок, создали развернутую картину изменений природы в осенний период. Конверт с иллюстрациями дополнил их – получился «Осенний календарь природы и труд людей».

Использование в работе игровых приемов, загадок, стихотворений, пословиц и поговорок помогало формировать у дошкольников глубокий познавательный интерес к природе, понимание бережного обращения с ней.

III этап. Связь с продуктивной деятельностью.

Цель: развитие различных мыслительных способностей: умение анализировать обобщать, становиться связью между явлениями, видеть причину или следствие событий в природе.

Различное - познавательное содержание дает возможность выделить несколько типов занятий по ознакомлению дошкольников с природой.

Тип «Углубленно – познавательный» Содержание занятий по ознакомлению детей сприродными зависимостями направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой. Тематика этих занятий определялась рядом конкретных зависимостей, которые доступны пониманию и усвоению старших дошкольников. Это занятия, посвященные зависимости жизни роста растений от факторов внешней среды (света, влаги, тепла, питательных веществ почвы) Например: «Как растения готовятся к зиме?», «Как животные готовятся к зиме?», «Жизнь насекомых осенью» и т.д. Формирование представлений о зависимостях природы связано с использованием методов обучения, в той числе наглядных. К ним относятся элементарно экспериментирование с объектами природы, де
монстрация моделей, вскрывающих взаимосвязь растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логически построенная беседа, подводящая детей к пониманию причинных связей в природе.

Тип: «Обобщающий». Проводился с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объемах и однородных явлениях природы. На них занятиях ставилась задача выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов и на этой основе обобщить конкретные знания детей. Формирование обобщенных представлений осуществлялось в процессе, специальной беседы, стержнем которой являлась система вопросов. Тематика обобщающих занятий была разнообразной: об овощах и фруктах; о культурных и дикорастущих растениях, о сезонах и т.д. Важным компонентом этих занятий является использование наглядных опор: натуральных предметов, муляжей, картин, моделей (календарей природы) Наглядность помогает, выделит общие признаки природы и установить их существенное сходство и различие.

Тип «Трудовые занятия». Направлен на формирование представлений и элементарных навыков ухода за живыми объектами. Дети учились ухаживать за огородом и объектами уголка природы. В основе этих занятий лежат практическая деятельность детей с самими объектами природы и ухода за ними. При этом дети практическим путем приобретали навыки заботливого гуманного отношения к живым объектам, В процессе этих занятий решались задачи не только умственного воспитания, но и нравственного.

В основе углубленно-познавательного и обобщающего типов занятий лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которого являются умозаключения, отражавшие общие закономерности природы. Такие занятия могут проводиться только со старшими дошкольниками, и опорой на представления, сформированные у детей на предшествующих этапах.

Проводя работу по ознакомлению детей с сезонами, воспитатель использовала литературные произведения - (прозаические и стихотворные), видеофильм, картины и дидактические игры. В свободное время с детьми проводились, например, такие игры: «Когда это бывает?», «Весной, летом, осенью», «Что сначала, что потом», «
Собери урожай», «С какого дерева лист?» и т.д.

IV этап: Проведение творческой недели на тему «Осень».

Цель: Формировать представления о природе, как величайшей ценности, систематизировать знания детей об условиях жизни живых организмов осенью, помогать устанавливать связь между явлениями, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях живой и неживой природы. На примере показать как растения и животные приспосабливаются к неблагоприятным условиям внешней среды (к изменению в питании, к похолоданию). Воспитывать чувство ответственности, по отношению ко всему живому.

Развернутый план тематики творческий недели при изучении знании об осени.

I. Познавательные беседы с детьми на темы:

а) «Насекомые».

б) «Плоды и семена».

в) «Грибы: съедобные и ядовитые».

г) «У воды, на воде, в воде».

д) «Как растения готовятся к зиме».

е) «Как животные готовятся к зиме».

ж) «Перелетные и зимующие птицы».

з) «Осень как время года».

II. Опытническая работа с детьми:

а) знакомство со свойствами воздуха «Волшебник – невидимка».

б) знакомства со свойствами воды «Волшебница вода».

в) знакомство с почвой.

III. Экскурсии:

а) в парк в период золотой и поздней осени.

б) к водоему.

в) по всей территории ДОО. Тема: «Жизнь растений осенью».

IV. Праздники и развлечения.

а) комплексное занятие «Осенняя прогулка».

б) досуг «Осенние разговоры со Старичком – лесовиком».

в) фольклорный праздник «Осинины».

г) тематический вечер «Осень, осень в гости просим».

д) выставка детского рисунка на тему «Осень».

е) выставка совместных работ детей и родителей из природного материала.

ж) викторина «Когда это бывает?» (дети и родители).

Также продолжали формировать у старших дошкольников экологические знания о сезонах по темам: «Зима» и «Весна».