Файл: Теоретические основы экологического образование детей дошкольного возраста при ознакомлении с сезонными явлениями природы.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2 Пути и средства формирования экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня экологических знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста
При проведении констатирующего этапа опытно-практической работы ставилась цель выявить знания детей о сезонных явлениях у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Детского сада. Опытно-практическая работа состояла из 4-х этапов. Конкретными задачами этого исследования было установление:
– объема имеющихся знаний об отдельных временах года;
– понимание детьми особенностей времен года;
– умения детей устанавливать связи и зависимости, существующие в природе (последовательно раскрыть отдельные признаки каждого сезона).
В программе по дошкольному образованию отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:
– замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.;
– различать и называть деревья и кустарники (по коре, листьям, плодам); различать и называть по внешнему виду и называть 4-5 видов зимующих птиц;
– ухаживать за растениями в уголке природы в разные сезоны.
Констатирующий этап исследования проводился в подготовительной группе МБДОУ д/с №12 г. Снежинск.
Для определения уровня детских представлений на вербальной основе была применена методика наблюдения, автор которой отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдения как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Данная методика заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др.
Беседа с детьми велась по составленным вопросам, целью которых было выявить объем и качество имеющихся у детей представлений о сезонах, а также умение самостоятельно выделить характерные признаки отдельного сезона, изменения в живой и не живой природе в различные времена года, о труде взрослых и деятельности детей в различные времена года.
Система вопросов:
– Какие знаете времена года?
– Последовательно назовите все времена года?
– Как ты узнаешь, что пришла зима? (осень, весна, лето)
– Расскажите, как выглядит дерево в разные времена года?
– Как живут птицы в разные времена года?
– Назови признаки, по которым определяется погода?
– Какая бывает погода в разные времена года?
– Как живут звери в разные времена года?
– В какое время года бывает самый короткий день?
– Когда собирают урожай с полей?
– Какие деревья не боятся листопада?
– Что такое живая природа? Приведи примеры.
– Расскажи о труде взрослых осенью! (зимой, весной, летом)
– Как одеваются люди в разные времена года?
– Какое твоё любимое время года и почему?
Анализ уровня сформированности экологических знаний о сезонных явления природы, позволил распределить детей на три группы.
Высокий уровень – 3 детей показали достаточно полные и систематизированные знания. Объяснили последовательность сезонов, отметили существенные и яркие изменения (продолжительность дня и ночи, температуру, типичнее осадки и т.д.). Конкретные обобщающие знания о состоянии растений (о фазах их развития в разные сезоны) животных, о труде и быте взрослых и детей. Выделили характерные признаки сезона, проводя сравнение по основным признакам, пользуясь обобщениями разного порядка. Владеют трудовыми умениями, достигая хороших результатов; бережно и заботливо относятся к объектам природы.
Средний уровень – у 4 детей разрозненные и обрывочные знания, называют отдельные яркие явления того или иного сезона, но не устанавливают причины явлений и связи между ними. Знания имеют конкретный характер. Редко прибегают к обобщениям, не называют причинно-следственные связи, например, не связывают состояние погоды с поведением птиц и т.д. Не знают названия растений своего участка, только перечисляют понятия «дерево, трава, куст». Называют не полно признаки живого (рост, питание, дыхание), не сопереживают растениям как живым организмам, не задумывались над своим отношением к ним. Анализируют явления природы с помощью подсказки воспитателя.
Низкий уровень – 6 детей, у них разрозненные, небольшие по объему знания, дают характеристику того или иного сезона, но не устанавливают последовательности сезонов и явлений. Редко устанавливают связи между явлениями, знания носят суммарный характер, неточны, расплывчаты. Редко отмечают отношения последовательности протекания сезонных явлений. Нет интереса к объектам природы, не замечают изменений, происходящих с растениями и животными на участке. Результаты, полученные с помощью заданных вопросов, представлены в таблице 1 (Приложение 1) и на рисунке 1 в (Приложение 2).
2.2 Организация работы по формированию экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей дошкольного возраста
В формирующей части опытно-практической работы поставили перед собой следующие задачи:
1. Формирование единой системы представлений о сезонных изменениях в природе.
2. Умение систематизировать знания об условиях жизни живых организмов в разные сезоны, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать, обобщать, делать выводы о некоторых закономерностях живой и неживой природы.
3. Воспитывать бережное, заботливое, гуманное отношение, чувство ответственности по отношению ко всему живому.
Опытно-практическая работа состояла из 4-х этапов. Предположили, что специальное обучение поможет нам подтянуть детей низкого уровня, на средний. При разработке формирующего этапа опытно-практической работы, осуществляли отбор тех объектов, посредством изучения которых дети знакомятся с характеристикой сезона.
Приведем пример опытно-практической работы по теме «Осень».
I этап: Наблюдение как ведущий метод.
Цель: усвоение детьми разных знаний, установление свойств и качеств сезонных явлений, причины изменения и развития объектов (живой и неживой природы)
1. Ознакомление детей с сезонными явлениями природы происходит в процессе повседневных наблюдений на прогулке.
2. Целевая прогулка по участку детского сада.
3. Экскурсия в парк поздней осенью.
Цель: обобщить первичные представления об осени; упражнять в узнавании деревьев, кустов в осеннем уборе по листьям, плодам, семенам; учить любоваться красотой осеннего пейзажа.
4. Циклы наблюдений:
– за небом, тучами, звездами, солнцем, луной;
– за погодными явлениями: (дождь, ветер, вьюга и т.п.);
– за водой, льдом, на участке;
– за красотой деревьев и зимнего пейзажа в любую погоду;
– за следами зверей и птиц в парке.
Дети наблюдают явления неживой природы, особенности изменения растительного и животного мира в осенний период, прослеживает взаимосвязь явлений в природе. Содержанием наблюдений являются отдель
ные явления природы, то или иное состояние растений, жизнедеятельность животных.
II этап: Введение «недельной» методики ознакомления с сезонными изменениями.
Цель: формирование устойчивого познавательное интереса у детей к сезонным изменениям природы.
Одну неделю каждого месяца (2-ю или 3-ю) в подготовительной группе ежедневно планировали различные мероприятия: наблюдения погоды, рассматривание деревьев, кустов, покрова земли, наблюдение животных, которых можно встретить в данный момент в округе детского сада, целевые прогулки и экскурсии в ближайшее природное окружение и в места, где можно увидеть сезонный труд людей. В эту же неделю осуществляли ежедневную работу с календарем природы и сбор иллюстративного материала. Наблюдая за погодой (в соответствии с программой возрастной группы), дети учились выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь степень их интенсивности (солнце светит ярко или тускло, дождь идет мелкий, частый или крупный, ветер дует слабо или сильно, и т д.), характер влияния погоды на окружающие предметы (солнце светит - все отчетливо видно, красиво и жизнерадостно, сверкает роса, предметы дают тень; прошел дождь - все мокрое, блестят крыши домов, листья деревьев и т.д.) Знакомясь, таким образом, с погодными явлениями, их характерными особенностями, дошкольники получали основы эстетического восприятия природы, учились понимать причинную зависимость сезонных явлений.
Ежедневные наблюдения погоды организовывали разнообразные, чтобы активность детей на протяжении отведенной недели возрастала. Начиная в сентябре наблюдении с детьми, воспитатель говорила, что погода бывает разной (не просто хорошей или плохой) - для этого надо выяснить, какое небо, есть ли ветер, тепло, прохладно или холодно на улице.
Задавала вопросы: Какого цвета небо? Есть ли облака? Есть ли ветер? Как вы, заметили, что ветер есть? Обращая внимание детей на следующее: по одежде можно определить, холодно или тепло на улице, чем холоднее, тем люди теплее одеваются. Выделяла несколько градаций степени тепла и холода, и связывала их с характером одежды детей
(жарко - дети гуляют в платьях, трусах и майках, тепло - дети надевают кофточки, прохладно - дети надевают колготы, куртки, шапки, холодно - дети надели свитера под куртки рейтузы, мороз - все в шубах, зимних пальто, валенках и варежках). Во время наблюдений обращала внимание на одежду ребят и потом давала словесное определение степени тепла и холода. Чтобы наблюдение проходили живо, интересно, использовала разнообразные приемы. Один раз куклу Незнайку, другой раз на участок приходят Знайка и Незнайка. Дети распределялись на 2 команды: одна (от имени Незнайки) задает вопросы о погоде, другая (от имени Знайки) отвечает на них. На следующий день команды менялись местами (ролями), В солнечную погоду воспитатель, собрав детей под деревом, предлагала им посмотреть вокруг себя, но не как обычно на небо, а на землю и определить погоду. Такой прием активизирует наблюдательность детей: они замечают, как солнце освещает площадку, дорожку, траву, увидят тень от предметов, обнаружат, есть ли ветер или пет, смогут сказать, был ли недавно дождь.
В понедельник воспитатель организовала наблюдение со всей группой детей: вместе отметили температуру воздуха, пасмурно или солнечно, облачно или ясно, тепло или холодно, ветрено или безветренно и т.д.
Во вторник, собрав детей на участке, не задавала им вопросов, а предлагала им рассказать о погоде.
В среду в начале прогулки давала задание - понаблюдать самостоятельно за погодой, а затем уже в группе просила их рассказать о погоде, хвалила тех, кто не забыл выполнить задание, подробно и интересно передал свои наблюдения.
В четверг вновь давала задание всем самостоятельно наблюдать за погодой, а после возвращения с прогулки просила дежурных по уголку сообщить, что они заметили, стальные ребята должны были слушать и дополнять.
В пятницу «забыли» о погоде, чтобы посмотреть, выразят ли дети желание сами провести наблюдение. Инициативных детей похвалили, в отношении других детей выразили надежду на то, что они внимательно понаблюдают за погодой в выходные дни.
Но ведь сезонные явления природы - не только погода. В эту же неделю дети
2.1 Выявление уровня экологических знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста
При проведении констатирующего этапа опытно-практической работы ставилась цель выявить знания детей о сезонных явлениях у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Детского сада. Опытно-практическая работа состояла из 4-х этапов. Конкретными задачами этого исследования было установление:
– объема имеющихся знаний об отдельных временах года;
– понимание детьми особенностей времен года;
– умения детей устанавливать связи и зависимости, существующие в природе (последовательно раскрыть отдельные признаки каждого сезона).
В программе по дошкольному образованию отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:
– замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.;
– различать и называть деревья и кустарники (по коре, листьям, плодам); различать и называть по внешнему виду и называть 4-5 видов зимующих птиц;
– ухаживать за растениями в уголке природы в разные сезоны.
Констатирующий этап исследования проводился в подготовительной группе МБДОУ д/с №12 г. Снежинск.
Для определения уровня детских представлений на вербальной основе была применена методика наблюдения, автор которой отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдения как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Данная методика заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др.
Беседа с детьми велась по составленным вопросам, целью которых было выявить объем и качество имеющихся у детей представлений о сезонах, а также умение самостоятельно выделить характерные признаки отдельного сезона, изменения в живой и не живой природе в различные времена года, о труде взрослых и деятельности детей в различные времена года.
Система вопросов:
– Какие знаете времена года?
– Последовательно назовите все времена года?
– Как ты узнаешь, что пришла зима? (осень, весна, лето)
– Расскажите, как выглядит дерево в разные времена года?
– Как живут птицы в разные времена года?
– Назови признаки, по которым определяется погода?
– Какая бывает погода в разные времена года?
– Как живут звери в разные времена года?
– В какое время года бывает самый короткий день?
– Когда собирают урожай с полей?
– Какие деревья не боятся листопада?
– Что такое живая природа? Приведи примеры.
– Расскажи о труде взрослых осенью! (зимой, весной, летом)
– Как одеваются люди в разные времена года?
– Какое твоё любимое время года и почему?
Анализ уровня сформированности экологических знаний о сезонных явления природы, позволил распределить детей на три группы.
Высокий уровень – 3 детей показали достаточно полные и систематизированные знания. Объяснили последовательность сезонов, отметили существенные и яркие изменения (продолжительность дня и ночи, температуру, типичнее осадки и т.д.). Конкретные обобщающие знания о состоянии растений (о фазах их развития в разные сезоны) животных, о труде и быте взрослых и детей. Выделили характерные признаки сезона, проводя сравнение по основным признакам, пользуясь обобщениями разного порядка. Владеют трудовыми умениями, достигая хороших результатов; бережно и заботливо относятся к объектам природы.
Средний уровень – у 4 детей разрозненные и обрывочные знания, называют отдельные яркие явления того или иного сезона, но не устанавливают причины явлений и связи между ними. Знания имеют конкретный характер. Редко прибегают к обобщениям, не называют причинно-следственные связи, например, не связывают состояние погоды с поведением птиц и т.д. Не знают названия растений своего участка, только перечисляют понятия «дерево, трава, куст». Называют не полно признаки живого (рост, питание, дыхание), не сопереживают растениям как живым организмам, не задумывались над своим отношением к ним. Анализируют явления природы с помощью подсказки воспитателя.
Низкий уровень – 6 детей, у них разрозненные, небольшие по объему знания, дают характеристику того или иного сезона, но не устанавливают последовательности сезонов и явлений. Редко устанавливают связи между явлениями, знания носят суммарный характер, неточны, расплывчаты. Редко отмечают отношения последовательности протекания сезонных явлений. Нет интереса к объектам природы, не замечают изменений, происходящих с растениями и животными на участке. Результаты, полученные с помощью заданных вопросов, представлены в таблице 1 (Приложение 1) и на рисунке 1 в (Приложение 2).
2.2 Организация работы по формированию экологических знаний о сезонных явлениях природы у детей дошкольного возраста
В формирующей части опытно-практической работы поставили перед собой следующие задачи:
1. Формирование единой системы представлений о сезонных изменениях в природе.
2. Умение систематизировать знания об условиях жизни живых организмов в разные сезоны, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать, обобщать, делать выводы о некоторых закономерностях живой и неживой природы.
3. Воспитывать бережное, заботливое, гуманное отношение, чувство ответственности по отношению ко всему живому.
Опытно-практическая работа состояла из 4-х этапов. Предположили, что специальное обучение поможет нам подтянуть детей низкого уровня, на средний. При разработке формирующего этапа опытно-практической работы, осуществляли отбор тех объектов, посредством изучения которых дети знакомятся с характеристикой сезона.
Приведем пример опытно-практической работы по теме «Осень».
I этап: Наблюдение как ведущий метод.
Цель: усвоение детьми разных знаний, установление свойств и качеств сезонных явлений, причины изменения и развития объектов (живой и неживой природы)
1. Ознакомление детей с сезонными явлениями природы происходит в процессе повседневных наблюдений на прогулке.
2. Целевая прогулка по участку детского сада.
3. Экскурсия в парк поздней осенью.
Цель: обобщить первичные представления об осени; упражнять в узнавании деревьев, кустов в осеннем уборе по листьям, плодам, семенам; учить любоваться красотой осеннего пейзажа.
4. Циклы наблюдений:
– за небом, тучами, звездами, солнцем, луной;
– за погодными явлениями: (дождь, ветер, вьюга и т.п.);
– за водой, льдом, на участке;
– за красотой деревьев и зимнего пейзажа в любую погоду;
– за следами зверей и птиц в парке.
Дети наблюдают явления неживой природы, особенности изменения растительного и животного мира в осенний период, прослеживает взаимосвязь явлений в природе. Содержанием наблюдений являются отдель
ные явления природы, то или иное состояние растений, жизнедеятельность животных.
II этап: Введение «недельной» методики ознакомления с сезонными изменениями.
Цель: формирование устойчивого познавательное интереса у детей к сезонным изменениям природы.
Одну неделю каждого месяца (2-ю или 3-ю) в подготовительной группе ежедневно планировали различные мероприятия: наблюдения погоды, рассматривание деревьев, кустов, покрова земли, наблюдение животных, которых можно встретить в данный момент в округе детского сада, целевые прогулки и экскурсии в ближайшее природное окружение и в места, где можно увидеть сезонный труд людей. В эту же неделю осуществляли ежедневную работу с календарем природы и сбор иллюстративного материала. Наблюдая за погодой (в соответствии с программой возрастной группы), дети учились выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь степень их интенсивности (солнце светит ярко или тускло, дождь идет мелкий, частый или крупный, ветер дует слабо или сильно, и т д.), характер влияния погоды на окружающие предметы (солнце светит - все отчетливо видно, красиво и жизнерадостно, сверкает роса, предметы дают тень; прошел дождь - все мокрое, блестят крыши домов, листья деревьев и т.д.) Знакомясь, таким образом, с погодными явлениями, их характерными особенностями, дошкольники получали основы эстетического восприятия природы, учились понимать причинную зависимость сезонных явлений.
Ежедневные наблюдения погоды организовывали разнообразные, чтобы активность детей на протяжении отведенной недели возрастала. Начиная в сентябре наблюдении с детьми, воспитатель говорила, что погода бывает разной (не просто хорошей или плохой) - для этого надо выяснить, какое небо, есть ли ветер, тепло, прохладно или холодно на улице.
Задавала вопросы: Какого цвета небо? Есть ли облака? Есть ли ветер? Как вы, заметили, что ветер есть? Обращая внимание детей на следующее: по одежде можно определить, холодно или тепло на улице, чем холоднее, тем люди теплее одеваются. Выделяла несколько градаций степени тепла и холода, и связывала их с характером одежды детей
(жарко - дети гуляют в платьях, трусах и майках, тепло - дети надевают кофточки, прохладно - дети надевают колготы, куртки, шапки, холодно - дети надели свитера под куртки рейтузы, мороз - все в шубах, зимних пальто, валенках и варежках). Во время наблюдений обращала внимание на одежду ребят и потом давала словесное определение степени тепла и холода. Чтобы наблюдение проходили живо, интересно, использовала разнообразные приемы. Один раз куклу Незнайку, другой раз на участок приходят Знайка и Незнайка. Дети распределялись на 2 команды: одна (от имени Незнайки) задает вопросы о погоде, другая (от имени Знайки) отвечает на них. На следующий день команды менялись местами (ролями), В солнечную погоду воспитатель, собрав детей под деревом, предлагала им посмотреть вокруг себя, но не как обычно на небо, а на землю и определить погоду. Такой прием активизирует наблюдательность детей: они замечают, как солнце освещает площадку, дорожку, траву, увидят тень от предметов, обнаружат, есть ли ветер или пет, смогут сказать, был ли недавно дождь.
В понедельник воспитатель организовала наблюдение со всей группой детей: вместе отметили температуру воздуха, пасмурно или солнечно, облачно или ясно, тепло или холодно, ветрено или безветренно и т.д.
Во вторник, собрав детей на участке, не задавала им вопросов, а предлагала им рассказать о погоде.
В среду в начале прогулки давала задание - понаблюдать самостоятельно за погодой, а затем уже в группе просила их рассказать о погоде, хвалила тех, кто не забыл выполнить задание, подробно и интересно передал свои наблюдения.
В четверг вновь давала задание всем самостоятельно наблюдать за погодой, а после возвращения с прогулки просила дежурных по уголку сообщить, что они заметили, стальные ребята должны были слушать и дополнять.
В пятницу «забыли» о погоде, чтобы посмотреть, выразят ли дети желание сами провести наблюдение. Инициативных детей похвалили, в отношении других детей выразили надежду на то, что они внимательно понаблюдают за погодой в выходные дни.
Но ведь сезонные явления природы - не только погода. В эту же неделю дети