Файл: Становление и развитие бюрократии в царской россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Название учебного заведения»

НАИМЕНОВАНИЕ ФАКУЛЬТЕТА

Наименование кафедры

РЕФЕРАТ

на тему:

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЮРОКРАТИИ В ЦАРСКОЙ РОССИИ


Работу выполнил

студент курса

очного/заочного отделения

Фамилия Имя Отчество
Проверил

ученое звание, должность

Фамилия И. О.

Город 2021

Содержание
Введение 3

1. Бюрократия и ее сущность 4

2. Возникновение и эволюция бюрократии в царской России 7

3. Особенности бюрократии в царской России 11

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Введение

Актуальность исследования процесса становления и развития бюрократии в царской России обусловлена развивающимся в настоящее время противоречивым процессом модернизации нашего государства и потребностью создания соответствующей ему системы государственного управления, что ставит перед необходимостью обращения к историческому опыту формирования государственной власти в России.

Исследование истоков бюрократии и бюрократизации государства представляется чрезвычайно важным – оно позволит определить не только варианты будущего нашей страны, но и преодолеть негативные явления бюрократизации, являющиеся тормозом процесса развития прогрессивных тенденций преобразования отечества.

Объект исследования − история государственного управления.

Предмет исследования – становление и развитие бюрократии в царской России.

Цель исследования – оставаясь в рамках требований к структуре, содержанию и оформлению текста реферата исследовать процесс становления и развития бюрократии в царской России.

Задачи исследования: дать краткую характеристику бюрократии и ее сущности; исследовать процесс возникновения и эволюции бюрократии в царской России; исследовать особенности бюрократии в царской России.


1. Бюрократия и ее сущность
Невозможно отрицать, что чиновничество, возникшее как социальный слой вместе со становлением государства, является необходимым элементам государственного устройства. Любая организационная форма властных структур свои властные решения реализует через деятельность бюрократического аппарата, специфическая особенность которого – непосредственная связь с властной элитой, участвующей в принятии властных решений. Возникновение бюрократического аппарата представляется результатом разделения духовного и материального труда, а сам факт возникновения бюрократического аппарата привел к поляризации индивидов в обществе на руководимых и руководителей, управляемых и управляющих. Одновременно с выделением публичной власти в самостоятельную структуру управление обществом становится областью профессиональной деятельности бюрократического аппарата [11].

В истории Российского государства просматриваются глубокие традиции российской бюрократии, обладающей специфическим своеобразием. У нас никогда не существовало гражданского общества европейского типа, над российским обществом всегда господствовало российское государство. Российская бюрократия при любом режиме власти имела отрицательный характер, а в русском менталитете «бюрократ» является бранным словом.

Бюрократизм представляет собой общественное отношение, при котором определенная часть административных работников присваивает в форме привилегий материальные и духовные блага, принадлежащие народу. Сущность бюрократизма можно обозначить как злоупотребление служебным положением. Бюрократ незаслуженно присваивает высокие пенсии, премии, повышенные зарплаты, награды, мнимую деловитость, самомнение, спецобслуживание. Коротко говоря, суть бюрократизма состоит в его привилегированном положении перед народом. Бюрократ, не имеющий льгот и привилегий, представляет собой капиталиста без прибавочной стоимости, а погоня за привилегиями является объективным законом жизни и деятельности бюрократа [1].

Дадим классическое определение терминам «бюрократ», «бюрократизм» и «бюрократия».

«Бюрократ … 1) должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, с ущербом для живого дела, волокитчик; 2) лицо, принадлежащее к бюрократии» [12, с. 17].

Бюрократия как явление возникла намного раньше появления этих терминов. Наиболее развитыми древними бюрократическими системами считаются бюрократические системы древнего Китая, Римской империи и Византии. Однако лишь капитализму свойственен истинный расцвет бюрократии [4].



Бюрократии присущ единственный способ функционирования – в качестве замкнутой системы, узурпировавшей функции управления. При этом социальные амбиции и характер интересов бюрократии порождает соответствующий тип нравственности – нравственность бюрократическую с характерной иерархией ценностей и целей. К основным чертам бюрократии относят: групповой эгоизм или корпоративность – бюрократия осуществляет экспансию корпоративного интереса, стремясь подчинить любые общественные интересы; отчетливо выраженная иерархическая структура; конформность, выражающаяся в консервативном отношении к не санкционированным ею изменениям; догматизм, сущность которого состоит не только в авторитарности, в ряде случаев доходящей до фанатизма. Бюрократический догматизм является средством самоидентификации ее представителей и средством охранения закостенелой бюрократической системы.

Этические установки бюрократа питают два источника: нормативные требования профессиональной среды и мировоззренческие принципы социальной среды, пребывающие в сознании бюрократа на уровне архетипических, первообразных представлений [8].

.
2. Возникновение и эволюция бюрократии в царской России
Бюрократия в России ведет начало с XVII века – со времени оформления абсолютизма [13, с. 65] и феномен российской бюрократии необходимо рассматривать во взаимосвязи с государственным устройством России.

Первичная институционализация российской бюрократии благополучно протекала благодаря тому обстоятельству, что в России исторически рано возникло централизованное государство во главе с наследственным монархом – царем, который традиционно стремился к установлению абсолютной власти.

Такой монарх рассматривал государство как свою личную собственность. Не признавая никаких прав подвластного населения, царская власть стремилась в максимальной степени ограничить и самостоятельность ею контролируемых территорий. В это время возник термин «самодержец», которым подчеркивалась неограниченность царской власти.

Становлению российского бюрократического аппарата предшествовали структурные изменения «служилого сословия». Традиционно в Великом княжестве Московском высшие административно-судебные и военные должности замещались боярами, а средние и низшие должности – дворянами. Но характерное ранней России слияние власти и собственности с течением времени оказалось несовместимым с существованием независимого землевладения бояр, и это привело к упразднению боярской политической и экономической самостоятельности. Уже со второй половины XVI века бояре, а не только дворяне, стали обязанными нести обязательную царскую службу. В начале XVIII века в России началось формирование единого служилого сословия – дворянства, обязанного за право владения землей нести пожизненную службу государю [10].


Как учреждения традиционалистского характера приказы содержали в себе множество изъянов: архаичное делопроизводство; отсутствие юридически закрепленных полномочий; чиновничья волокита, распыление однородных дел между многими приказами; смешение административных, судебных и финансовых вопросов и т.п. При рассмотрении частных дел «приказными людьми» широко практиковалось «кормление от дел» в форме принятия подношений – некоторые формы «кормления» признавались полуофициально.

В XVII веке в Российском государстве начало утверждаться унифицированное бюрократическое управление и к середине XVII века на смену наместнической системе управления государством пришла воеводская система, ставшая по словам В. О. Ключевского «решительным поворотом … к бюрократическому порядку местного управления [Цит. по: 10, с. 173]. Однако в деятельности воевод сохранялись присущие наместничеству непрофессионализм, дилетантство, злоупотребление служебным положением, произвол, многочисленные поборы с населения в размерах «сколько рука выможет».

В течение длительного времени сфера управления Российским государством регулировалась нормами обычного права и традициями. Но в условиях формирования абсолютной монархии возникла необходимость в детально проработанных планах – и такие планы стали появляться уже в XVII веке. Первоначально эти планы регламентировали только некоторые аспекты деятельности приказов, однако с появлением Соборного Уложения 1649 года была утверждена унифицированная законодательная основа, регламентирующая деятельность приказного чиновничества. Соборное Уложение содержало как старые законодательные акты, так и новые законы, разработанные на основе нормирования случаев, ранее не предусмотренных. Содержащаяся в Уложении правовая регламентация общественных отношений создала законодательную базу для деятельности формирующейся российской бюрократии и на протяжении почти двухсот лет Соборное уложение оставалось главным законодательным актом Российской империи.

В то же время следует отметить, что в XVI-XVII веках российская бюрократия как система совокупных признаков еще не сложилась: отсутствовала строгая иерархия должностных лиц и учреждений и однозначная зависимость чиновничества от монарха, не было единообразия штатов и структуры учреждений, а также определения функциональных обязанностей должностных лиц и четкого разделения ответственности и обязанностей [13].


Новый, обновляющий импульс развитию российской бюрократии придал своими реформами Петр I, который, ориентируясь на западноевропейский опыт, стремился заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Тогда был создан высший бюрократический орган – Сенат, заменивший боярскую думу, а также были созданы коллегии, пришедшие на смену прежним приказам. Законодательное закрепление производимых изменений произошло после подписания в 1720 году Петром I Генерального регламента коллегий, содержащего правила функционирования государственного аппарата как бюрократической организации. Этот документ устанавливал подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, т.е. выстраивал иерархию, определял обязанности и специализацию служащих и закреплял обезличенность взаимоотношений только письменными связями между инстанциями. Утвержденные в тот период Табели о рангах устанавливали правила продвижения служащих по служебной лестнице и их иерархию.

Петровская бюрократия по своим характеристикам тяготела к восточному типу бюрократии – она была подконтрольна не обществу, а вышестоящим чиновникам и отличалась неэффективностью и коррумпированностью. Для реформированной Петром I российской бюрократии было свойственно то, что неформальные отношения в этих структурах зачастую выходили на первый план, что влияло на продвижение чиновника по службе [5].


3. Особенности бюрократии в царской России
На эволюции российского государства сильнейшим и самым неблагоприятнейшим образом отразилась специфика социокультурного развития, состоящая в том, что на протяжении всей истории развития России бюрократия оставалась единственно реально правящим слоем. Именно феномен бюрократизации как системная характеристика всего общественного уклада жизни вызывал в стране острейшие социальные кризисы и ставил ее на край пропасти. В то же время, невзирая на неизменность властной формулы, российская бюрократия эволюционировала.

Первой попыткой изменения укоренившейся российской бюрократической модели была предпринятая Петром I. Это была реформация государственного устройства в соответствии с европейским образцом, унаследованным от средневекового абсолютизма. И лишь в эпоху реформ Александра II российское государство стало преобразовываться в духе, соответствующем современной идее рациональной бюрократии, получившей название «либерально-консервативной просвещенной бюрократии».