Файл: Введение с xviii века происходит неуклонное развитие капитализма в странах Европы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно требованиям Уильяма Джардина цинское правительство должно было передать в вечное владение Британской империи остров Сянган (Гонконг) или какой-либо другой остров или гавань, расположенные близ Гуанчжоу, для использования их в качестве торговой базы.
Министр иностранных дел Великобритании одобрил эти предложения английских опиумоторговцев, расценив их как плод труда «людей, очень хорошо знакомых с местными условиями». Эти пункты легли в основу плана дальнейших действий Англии в Китае, составленного Г. Пальмерстоном.
Одновременно в Англии широко развернулась пропаганда войны с Китаем. В конце 1839-начале 1840 года лондонская пресса публиковала многочисленные статьи и памфлеты, рассказывавшие об «ужасах», происходивших с английскими подданными в Китае, об «оскорблении» британского флага, о том, как английские купцы и суперинтендант Чарльз Эллиот якобы содержались в заточении, на воде и хлебе, и т.д. В этих памфлетах Линь Цзэ-сюй и его сторонники ложно обвинялись в том, что они держат под опийным маком по нескольку тысяч акров земли и запретили ввоз опиума в Китай с одной лишь целью- избавиться от конкуренции иностранного. Автор одного из таких памфлетов с откровенным цинизмом диктовал китайцам условия: «Вы берете мой опиум, взамен я беру ваш остров, следовательно, мы квиты, и, пожалуйста, давайте жить в дружбе и добрососедстве».
Тем временем англичане, находившиеся в Китае, начали провоцировать вооруженные столкновения. Первое вооруженное столкновение между английскими кораблями и китайскими джонками произошло 4 сентября 1839 года близ китайского побережья у полуострова Цзюлун и длилось около получаса. Через два месяца, 3 ноября 1839 года последовало еще одно вооруженное столкновение английских и китайских судов в устье р. Чжуцзян, известное в истории как сражение в Чуаньби. Бой длился около двух часов. С английской стороны в нем участвовали два вооруженных торговых судна, с китайской- 29 джонок.
Цинский император, получив 26 ноября известие об этом сражении, отдал приказ о прекращении с 5 января 1840 года всякой торговли с англичанами, которая уже фактически была приостановлена за месяц до этого, 5 декабря 1839 года.
После боя 3 ноября 1839 года мелкие стычки продолжались. Как и первые две, они не повлекли за собой официального объявления войны, однако обе стороны стали деятельно готовиться к ней.
Линь Цзэ-сюй и его помощники разработали и провели в жизнь целую систему мероприятий по усилению морской обороны провинции Гуандун и повышению боеспособности войск. Были отремонтированы форты и другие оборонительные сооружения. В воинских частях усиленно проводились учения. Умело играя на противоречиях между западными государствами, Линь Цзэ-сюй закупил у американцев и португальцев 200 орудий и установил их в фортах по берегам р. Чжуцзян. Наряду с этим он намеревался использовать также и чисто китайские традиционные средства наступления и обороны. Было сооружено 20 больших и более 100 мелких брандеров. В наиболее узких местах по дну р. Чжуцзян от одного берега до другого вбивались деревянные сваи, которые затем стягивались цепями. Скрытые под водой они должны были служить преградой для английских кораблей.
К боевым действиям готовился и военно-морской флот провинции.
Более 60 лодок, предназначавшихся для перевозки риса, были превращены в боевые суда.
Линь Цзэ-сюй, стремясь пополнить вооруженные силы провинции, навербовал 5 тысяч добровольцев из местных рыбаков и ловцов жемчуга, а в помощь сухопутным войскам набрал ополченцев из гуандунских крестьян и городских жителей. Каждому добровольцу ежемесячно выплачивалось по шесть юаней жалованья, столько же получала его семья. Средства на укрепление обороны Гуандуна Линь Цзэ-сюю приходилось изыскивать из местных ресурсов и добровольных пожертвований населения провинции: центральное правительство не выделяло никаких ассигнований на укрепление юга страны.
Наряду с подготовкой к войне в Гуандуне продолжалась кампания по борьбе с опиумной торговлей. 5 января 1840 года Линь Цзэ-сюй опубликовал распоряжение об изгнании из пределов Цинской империи английских
купцов, занимавшихся контрабандной торговлей опиумом. Он также потребовал, чтобы все товары, принадлежавшие подданным Великобритании и зависимых от нее стран, были немедленно вывезены из китайских портов. Однако, несмотря на столь строгое предписание, многие английские суда по- прежнему оставались в китайских территориальных водах и под прикрытием военных кораблей вели обмен опиума на местные товары и продукты питания.
января 1840 года Линь Цзэ-сюй составил свое второе послание английской королеве Виктории. Линь Цзэ-сюй свел все англо-китайские противоречия к одному лишь опиумному вопросу, еще раз повторив, что в Китае введен строгий закон, запрещающий торговлю опиумом и распространяющийся на иностранных торговцев. В послании выдвигалось условие: если Англия хочет торговать с Китаем, она навсегда должна покончить с преступной торговлей опиумом.
В январе 1840 года королева Виктория в тронной речи на открытие парламента заявила о поддержке английским правительством действий капитана Чарльза Эллиота и британских купцов в Китае. После этого министр иностранных дел Великобритании лорд Пальмерстон, с благословения королевы и в интересах торгово-промышленных и деловых кругов страны, единолично принял решение начать войну против Китая, хотя английское законодательство не давало ему таких полномочий.
В марте 1840 года из Англии к берегам Китая отправилась военная экспедиция, которую возглавил командующий морским флотом в Индии
адмирал Дж. Эллиот (родственник Чарльза Эллиота). Пальмерстон снабдил двумя официальными документами: нотой цинскому правительству и инструкцией английскому командованию о действиях в Китае. Инструкция Пальмерстона от 20 февраля 1840 года предписывала экспедиционным войскам блокировать устье р. Чжуцзян и передать местным чиновникам копию ноты Пальмерстона; оккупировать Чжоушаньские острова и вручить чжэцзянским властям вторую копию ноты; прибыть в устье р. Байхэ и направить цинскому правительству через его представителей третью копию ноты Пальмерстона и подписать англо-китайский договор на условиях, содержащихся в указанной ноте. В случае отказа китайской стороны принять
Однако, как ни сильно было в Англии влияние сторонников войны с Китаем, агрессивная политика вигов встретила серьезное противодействие различных слоев общества. Передовые представители рабочего класса- чартисты- осуждали колонизаторские действия правительства, протестую против войны, которую они называли «войною контрабандистов, ввозящих яд». В открытом письме Пальмерстону, опубликованном уже во время войны в чартистской газете «Норсен стар», они вскрывали ее грабительский характер и решительно отмежевывались от политики колониальных захватов в Китае. Чартисты заявляли, что английский народ не имеет никакого отношения к этой несправедливой, захватнической войне. «Ваша политика, милорд,- обращались они к министру иностранных дел Великобритании,- может быть, пальмерстоновская, но она не английская. Мы отвергаем ее. Мы осуждаем ее, и мы протестуем против нее».
Представители оппозиционной партии тори, стремясь в ходе парламентской борьбы нажить себе политический капитал и подорвать авторитете правящей партии вигов, также подвергли резкой критике агрессивную политику английского правительства в Китае. В отличие от палаты лордов, единодушно поддержавшей позицию Пальмерстона по китайскому вопросу, в палате общин обсуждение правительственного курса вызвало бурные дебаты, длившиеся три дня (7-9 апреля 1840 года). Политика Пальмерстона была одобрена палатой общин лишь незначительным большинством голосов (271 за и 262 против).
В английском парламенте еще шли дебаты, а военная эскадра была уже на пути к Китаю. 9 июня 1840 года в китайских территориальных водах появился первый корабль экспедиционных войск. К концу месяца там сосредоточилось 16 военных, 28 транспортных судов и 4 парахода, превращенные в боевые суда. К этому времени английские войска в Китае составили 3 полка и несколько инженерно-саперных частей, общей численностью около 4 тысяч человек. Прибыв в Гуандун, английская военная эскадра, действуя в соответствии с инструкцией Пальмерстона, немедленно блокировала устье р. Чжуцзян. Командование экспедиционных войск поспешило выпустить обращение к населению провинции, в котором всю ответственность за ухудшение англо-китайских отношений возложило на императорского особоуполномоченного по борьбе с опиумом Линь Цзэ-сюя и наместника Лянгуана Дэн Тин-чжэня. Апеллируя непосредственно к народу, составители обращения призывали его не проявлять враждебности к англичанам. За лояльность гуандунцем было обещано покровительство британских чиновников и офицеров, а за снабжение англичан продуктами питания- хорошая плата. Поэтому, хотя Гуанчжоу был блокирован, джонкам местным торговцев беспрепятственно разрешалось подплывать к британским судам, чтобы поставлять англичанам необходимые товары.
Следует отметить, что подобная тактика заигрывания с китайским народом, основанная на противопоставлении интересов народа и его маньчжурско-цинских правителей, активно использовалась английским командованием в войне 1840-1842 гг. Однако этот прием, рассчитанный на то, чтобы по меньшей мере нейтрализовать гражданское население страны и не допустить единства действий правительственных войск и народа, оказался малоэффективным, особенно на юге страны, в провинции Гуандун.
Последовательная и бескомпромиссная позиция Линь Цзэ-сюя заставила Дж. Эллиота несколько отступить от инструкции Пальмерстона и отказаться от попыток вручить императорскому особоуполномоченному в Гуандуне копию ноты министра иностранных дел Великобритании. 30 июня 1840 года, оставив четыре военных корабля и один пароход блокировать Гуанчжоу, эскадра взяла курс на север и 2 июля подошла к Сямэню (Амой), намереваясь передать фуцзяньским властям первую копию ноты Пальмерстона. Однако китайская береговая охрана, не знавшая назначения белого флага, открыла огонь по шлюпке парламентеров. С английского корабля последовал ответный огонь. Так первая попытка вручить копию документа Пальмерстона окончилась неудачей.
На следующий день, 3 июля, английская эскадра подошла к Чжоушаньским островам, а утром 4 июля командование экспедиционных сил предъявило требование местным властям сдать без боя уездный город Динхай- административный центр архипелага. Не получи по истечении срока ответа, англичане потопили китайские суда, высадились на берег и после короткого боя с почти двухтысячным гарнизоном цинских войск взяли город, подвергнув жителей Динхая насилию и грабежу. Карл Маркс с возмущением писал о поведении английских завоевателей в Китае в период первой «опиумной» войны: «В этой войне английская солдатня совершала мерзости просто ради забавы; ее ярость не была ни освящена ни религиозным фанатизмом, ни обострена ненавистью к надменным завоевателям, ни вызвана упорным сопротивлением героического врага. Насилование женщин, насаживание детей на штыки, сжигание целых деревень- факты, зарегистрированные не мандаринами, а самими же британскими офицерами,- все это совершалось тогда исключительно ради разнузданного озорства». Население Динхая первым испытало все это на себе.
Император, получив 20 июля известие о падении Динхая, посчитал,
«что англичане овладели городом более от оплошности китайских войск и военачальников, нежели от превосходства военного их искусства», и ограничился лишь отстранением одних чиновников и поспешным назначением на их место других. Так, 24 июля был смещен с поста губернатор Чжэцзяна маньчжур Уэргунэ (Чжоушаньские острова административно входят в провинцию Чжэцзян). Для расследования причин сдачи Динхая в Чжэцзян императорским особоуполномоченным был напрвлен наместник провинция Цзянсу, Цзянси и Аньхуй Илибу.
Одновременно Мянь Нин отдал приказ об усилении обороны вдоль всего морского побережья империи. Особое внимание обращалось на облрону Чжилийского залива, куда были передислоцированы дополнительно войска.
июля в Нинбо английское командование передало чжэцзянским властям копию ноты Пальмерстона, а 28 июля 1840 года экспедиционные войска покинули Чжоушаньские острова, оставив там часть судов и небольшой гарнизон в Динхае. Эскадра двинулась на север, блокируя по пути китайские морские порты, и 11 августа встала на якорь в нескольких километрах от Тяньцзиня. 16 августа английское командование через китайских чиновников передало цинскому правительству ноту Пальмерстона.
Англия предъявила Китаю следующие требования:
1)возместить стоимость конфискованного в Гуандуне у английских купцов опиума
2)выплатить всю сумму, которую «Гунхан» за многие годы задолжал английским купцам
3)принести извинения за оскорбление, нанесенное гуандунскими властями английскому суперинтенданту в Китае капитану Чарльзу Эллиоту
4)передать во владение Англии два ( или один большой) острова ( по выбору английских уполномоченных), входивших в состав Цинской империи и расположенных вблизи побережья континентального Китая
5)возместить затраты, понесенные Англией в связи со снаряжением военной экспедиции в Китай
Английское командование установило цинскому правительству десятидневный срок для официального ответа.
В случае отказа Китая удовлетворить все требования англичан экспедиционные войска, согласно инструкции Пальмерстона, должны были блокировать главные морские порты китайского побережья, чтобы силой оружия заставить цинское правительство принять все условия, продиктованные Англией.
В вопросе о фактически уже начавшейся войне с Англией, так же как и при решении опиумной проблемы, у правящей верхушки Цинов не было единства мнений: так называемым капитулянтам противостояли сторонники сопротивления английской агрессии, силы которых, к сожалению, не были
монолитны. Наряду с известными учеными и государственными деятелями того времени как, Линь Цзэ-сюй, Вэй Юань, Хуан Цзюе-цзы, Бао Ши-чэнь, идею сопротивления английским колонизаторам разделяли и сторонник полной изоляции Китая от внешнего мира Юй Цнь, и обскурант Янь Ботао. Однако влияние сторонников сопротивления Англии на политику императора было незначительным, в то время как позиции капитулянтов были особенно сильны при цинском дворе, в центральном правительстве, в армии. Их лидером был глава Военного совета, правая рука императора, маньчжур Мучжана. Наместник столичной провинции Чжили маньчжур Ци Шань также был одним из видных представителей этой группировки. Их поддерживали родственники императора, знатные маньчжуры, такие, как И Шань, и Цзин, Ци Ин, Илибу и др. Позицию капитулянтов разделяли также связанные с опиумной контрабандой столичные и провинциальные чиновники, торговцы.