ВУЗ: Вятская государственная сельскохозяйственная академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Экономика
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 1425
Скачиваний: 9
Структура управления – это упорядоченная совокупность служб и должностей, характеризующаяся их взаимоподчиненностью.
3.Организация производственного процесса.
Производственный процесс – это совокупность взаимосвязанных приемов и методов рационального сочетания живого труда со средствами производства, в результате которых создаются материальные блага. Производственный процесс состоит из стадий или фаз. Они могут быть основными и вспомогательными. Любой производственный процесс состоит из операций и предполагает наличие рабочих мест.
Операция – это часть производственного процесса по обработке предмета труда на одном рабочем месте, без переналадки оборудования одним рабочим при помощи одних и тех же орудий труда.
В зависимости от степени участия работника в производственном процессе операции бывают ручные, машинно-ручные, механизированные, автоматизированные, аппаратурные.
Операции так же подразделяются на основные и вспомогательные.
4. Внешняя и внутренняя среда предприятия.
Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе возможность выживания, т.к. внешняя среда служит источником производственных ресурсов. Факторы внешней среды неподконтрольна предприятию, в то время, как под ее влиянием предприятию приходится организационную структуру, структуру управления, приспосабливая их под меняющиеся условия. Внешняя среда организации – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы делятся на 2 группы:
1)Факторы прямого действия (ближнее окружение): поставщики, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, профсоюзы, акционеры.
2)Факторы косвенного воздействия (макроокружение).
Внутренняя среда организации определяет технические и организационные условия ее работы и является результатом управленческих решений.
Основные элементы внутренней среды:
1)Производство.
2)Персонал.
3)Организация управления.
4)Маркетинг.
5)Финансы.
Виды и формы предпринимательской деятельности.
1. Понятие и сущность предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности.
2. Организационно-правовые формы предпринимательства.
3. Организационо-экономические формы предпринимательства.
1. Предпринимательство – это деятельность осуществляемая частными лицами, организациями и предприятиями по производству товаров, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров к взаимной выгоде заинтересованных лиц.
Субъектами предпринимательства могут быть: частные лица и объединения партнеров.
Основные черты предпринимательства:
1)Самостоятельность и независимость хозяйствующего субъекта.
2)Экономическая заинтересованность.
3)Хозяйственный риск и ответственность.
Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия:
1)Правовые.
2)Экономические условия.
3)Наличие спроса, предложения, наличие и доступность финансовых ресурсов, легкий доступ на рынок, государственная поддержка, инфраструктура.
3)Социальные.
Всё многообразие предпринимательской деятельности можно классифицировать на 4 вида:
1)Производственная – деятельность, направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. К ней относится: производство товаров, оказание услуг, производственные потребления товаров и услуг, инновационное и научно-техническое предпринимательство.
2)Коммерческое предпринимательство – это деятельность, основу которой составляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции. В эту группу включают: торговое предпринимательство, торгово-закупочное, торгово-посредническое предпринимательство и товарные биржи.
3)Финансовое предпринимательство – считается разновидностью коммерческого предпринимательства, но объектом купли-продажи выступает специфический товар – деньги и ценные бумаги: коммерческие банки, страховое, лизинговое, аудиторское предпринимательство и фондовые биржи.
4)Консультативное предпринимательство – деятельность, которая связана с оказанием консультативных услуг в разных сферах деятельности.
2. Организационно-правовые формы.
1)Хозяйственные товарищества.
2)Хозяйственные общества.
3)Унитарные предприятия: государственные и муниципальные.
3. Организационно-экономические формы предпринимательства:
1)Синдикат – объединение предпринимателей с целью устранить излишнюю конкуренцию в процессе реализации продукции.
2)Картель – соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынка, долях в общих объемах производства.
3)Консорциум – объединение с целью реализации крупных инвестиционных проектов.
Общественное разделение труда в рыночной экономике.
1. Концентрация производства и размеры предприятия.
2. Специализация и размещение производства.
3. Горизонтальная и вертикальная интеграция.
4. Кооперирование и комбинирование производства.
1. Концентрация – это процесс укрупнения производства на основе сосредоточения ресурсов и развития масштабов их применения на отдельных предприятиях. Следствие концентрации – увеличение масштабов деятельности отдельных предприятий при сокращении их числа в отрасли. Для предприятия существует понятие минимального размера или минимальной мощности. Это размеры, позволяющие обеспечить безубыточную работу предприятия. В краткосрочном периоде возможностью увеличения масштабов деятельности предприятии ограничены законом убывающей отдачи переменного фактора. В долгосрочном периоде при выборе размеров предприятия принимается в расчет эффект масштаба или закон экономии на масштабах производства.
Эффект масштаба может быть:
1)Положительным – с ростом объемов производства средние издержки снижаются.
2)Неизменным – с ростом объемов производства издержки не меняются.
3)Отрицательным – с ростом объемов производства средние издержки растут
Для оценки уровня концентрации применяются абсолютные и относительные показатели, так как концентрация может быть абсолютной и относительной.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельного предприятия. Показатели:
1)Объем продаж продукции в денежном и натуральном выражении.
2)Объем производства продукции в денежном и натуральном выражении.
3)Среднесписочная численность работников.
4)Среднегодовая стоимость ОПФ.
5)Площадь с/х угодий и пашни.
6)Среднегодовое поголовье скота.
7)Производственная мощность.
Относительная концентрация характеризует распределение общего объема производства и продаж между предприятиями отрасли. Ее характеризуют показатели:
1)Доля предприятия на рынке продаж.
2)Доля предприятия в объеме производства какого-либо вида продукции.
Для характеристики степени концентрации рынка могут быть рассчитаны:
1)Коэффициент трех – доля трех крупнейших предприятий отрасли на рынке.
2)Индекс Герфиндаля-Гиршмана = сумм.Di^2. Может быть от 0 до 10000. Если индекс не превышает 1800, то рынок считается слабо-концентрированным и не нуждается в государственном регулировании. Если коэффициент превышает 2000, то уровень конкуренции считается низким, рынок требует вмешательства государства.
Концентрация производства может осуществляться по различным направлениям в разных формах:
1)Органический рост – развитие предприятия, основанное на росте основной деятельности за счет собственных внутренних источников.
2)Комбинирование – предполагает соединение разных производств, представляющих собой последние ступени производственного процесса.
3)Централизация – предполагает объединение путем полного слияния двух и более предприятий.
4)Диверсификация – связана с развитием нового бизнеса или производств, которые не связаны с основной деятельностью предприятия, но позволяют более эффективно использовать ресурсы и снижать степень риска. Диверсифицированным считается предприятие, если 30 и более % общего объема продаж приходится на продукцию и услуги не связанные с основной деятельностью предприятия.
5)Кооперация – предполагает объединение нескольких предприятий без слияния и контроля друг над другом для достижения, каких либо общих целей.
Для разных отраслей характерны разные формы и масштабы процесса концентрации, но закон преимущества крупного производства над мелким проявляется во всех отраслях. Это связано с использованием преимуществ кооперации и разделения труда большими финансовыми возможностями, профессиональным менеджментом и т.д.
3. Управление персоналом организации.
Управление персоналом – это деятельность, выполняемая на предприятии, которая позволяет обобщать и реализовывать вопросы учета личного фактора в системе управления предприятием. Управление персоналом имеет 2 основных аспекта: функциональный и организационный. Оно включает в себя определение общей стратегии планирования персонала, привлечение, отбор и оценку персонала, переподготовку и повышение квалификации, политику заработной платы и определение условий труда.
Кадровая политика предприятия включает в себя:
1)Отбор и продвижение кадров.
2)Процедуру найма работников.
3)Подготовку и переподготовку кадров.
4)Расстановку работников в соответствии со сложившейся системой производства.
5)Стимулирование труда.
6)Совершенствование организации труда.
7)Создание благоприятных условий для работников предприятия.
В побуждении работников к достижению поставленных перед ними целей большое значение имеет мотивация труда.
Основными формами мотивации работника являются:
1)Зарплата.
2)Условия труда.
3)Система внутрифирменных льгот и привилегий.
4Нематериальные льготы и привилегии.
5)Создание благоприятной социальной атмосферы.
6)Продвижение работников по службе и планирование карьеры.
Система управления персоналом на предприятии, как правило, ставит перед собой следующие цели:
1)Обеспечение предприятия кадрами.
2)Организация их эффективного использования.
3)Профессиональная подготовка.
4Социальное развитие коллектива.
В соответствии с поставленными целями формируется система управления персоналом. В качестве базы для ее построения могут быть использованы различные методы.
Различают административные, экономические и социально психологические методы.
Экономические методы – это методы, направленные на материальное стимулирование коллектива и отдельных работников.