Файл: Экономика предприятия.docx

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 1208

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Издержки производства и себестоимость продукции.


1. Сущность и классификация издержек.

2. Смета и калькуляция затрат.

3. Теория оптимального выпуска продукции. Определение предельных издержек производства.


1. Посредством процесса обращения затраты предприятия постоянно возмещаются из выручки от продажи продукции, работ и услуг, что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Затраты на приобретение применяемых факторов производства называются издержками производства. Затраты – это расходование ресурсов в их натуральном физическом виде. Издержки – это стоимостная оценка произведенных затрат.

Экономические(вмененные) издержки- любого ресурса выбранного для применения в производственном процессе равны его ценности при наилучшем из возможных вариантов использования. С позиции отдельного предприятия экономические издержки – это затраты, которые должно нести предприятие в пользу поставщика ресурсов с тем, чтобы отвлечь эти ресурсы от применения в альтернативных производствах.

В экономике различают 3 вида прибыли:

1)Бухгалтерская прибыль.

2)Экономическая прибыль.

3)Нормальная прибыль(вмененные издержки предприятия).

Существует несколько вариантов классификации издержек производства:

1)С точки зрения отдельного предпринимателя выделяют

-Индивидуальные издержки – то есть затраты конкретного хозяйствующего субъекта;

-Общественные издержки – затраты, понесенные на производство определенного вида продукции с позиции национальной экономики.

2)По отношению к процессу производства:

-Издержки производства.

-Издержки обращения.

3)По способу перенесения стоимости на готовую продукции(в зависимости от объемов производства):

-Постоянные.

-Переменные.

4)По характеру участия в создании продукции, работ, услуг:

-Основные(технологические) – затраты связанные с процессом производства.

-Накладные – расходы, связанные с организацией производства и управления.

5)По способу отнесения на конкретные виды продукции:

-Прямые расходы – расходы, которые можно отнести на конкретный вид продукции сразу.

- Косвенные(распределяемые) – связанные с производством нескольких видов изделий и подлежат распределению между ними при исчислении себестоимости продукции.


Себестоимость – это стоимостная оценка затрат на производство продукции, работ, услуг.

По объему учитываемых затрат можно рассчитать 4 вида себестоимости:

1)Технологическая – включает затраты предусмотренные технологическим процессом по производству данного вида продукции, то есть только основные расходы.

2)Цеховая – включает технологическую себестоимость и общецеховые расходы.

3)Производственная себестоимость(себестоимость готовой продукции) – включает цеховую себестоимость + общехозяйственные расходы.

4)Полная(коммерческая себестоимость) – включает производственную себестоимость + внепроизводственные(коммерческие) расходы.


Себестоимость может быть плановой и фактической.

Структура себестоимости – это ее состав по элементам или статья и их доля в полной себестоимости.


2.Смета и калькуляция затрат.

Общепринятой является группировка затрат по видам расходов, включающая классификацию по экономическим элементам и статьям. Группировка затрат по элементам отражает их экономическое содержание и применяется при составлении смет затрат на производство в целом по предприятию. Классификация затрат по калькуляционным статьям используется при расчете себестоимости продукции в бухгалтерском учете, в анализе и при планировании затрат. Группировка затрат по статьям отражает их состав в зависимости от направления расходов и от места возникновения расходов.

Различают 4 основных метода калькулирования себестоимости продукции:

1)Простой – применяется на предприятиях, производящих однородную продукцию, не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. На этих предприятиях все расходы, произведенные за отчетный период, будут составлять себестоимость всей произведенной продукции. Себестоимость единицы продукции будет рассчитываться делением общей суммы расходов на количество единиц продукции.

2)Нормативный – применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства. Обязательное условие – составление на начало каждого месяца нормативной калькуляции по действующим нормам. По итогам месяца происходит выявление отклонений от заданных норм.

3)Позаказный – используется на предприятиях индивидуального и мелкосерийного производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие или работу. Фактическая себестоимость будет определяться по окончании выполнения заказа.

4)Попередельный – используется на предприятиях, где исходные материалы - сырье в процессе производства проходят ряд переделок или где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе получают разные виды продукции.




Структура цены:

1)Себестоимость.

2)Прибыль.

3)Косвенные налоги.

4)Торговые надбавки.

Цена может быть представлена следующим образом: себестоимость + прибыль = оптовая цена без налогов + акциз = оптовая цена без НДС + НДС = оптовая цена с НДС + снабженческо-сбытовая надбавка = цена оптового посредника + торговая надбавка = розничная цена.

При заключении конкретной сделки цена, запрашиваемого продавцом , может уторговывться, то есть снижаться в зависимости от условий продажи товара.

Основные виды скидок:

1)За количество или серийность.

2)Скидка за покупку за наличный расчет(скидка сконто).

3)Специальные скидки привилегированным покупателям.

4)Сезонные скидки.

5)Скидки за оборот.

6)Скрытые скидки.

7)Скидки за возврат ранее купленного товара.

8)Экспортные скидки.

Для проведения соответствующей ценовой политики, выработки стратегии и тактики ценообразования необходимо анализировать факторы, оказывающие влияние на формирование рыночной цены. Все факторы делятся на две группы:

1)Общие или основные.

2)Частные или специфические.

Основные факторы ценообразования:

-Цена производства товара в данной отрасли = средние издержки + средняя прибыль.

-Уровень конкуренции на рынке конкретного товара и тип рыночной структуры.

-Соотношение спроса и предложения.

-Состояние денежно-кредитной сферы государства.

-Государственная ценовая политика и регулирование цен.

Методика расчета цены включает несколько этапов:

1)Постановка задачи ценообразования.

2)Определение спроса на товар.

3)Оценка издержек производства.

4)Анализ цен товаров-конкурентов.

5)Выбор метода ценообразования.

6)Расчет номинальной(базовой) цены.

7)Учет дополнительных скидок и надбавок к цене.

8)Установление окончательной цены.

В настоящее время используются 3 основные группы ценообразования:

1)Затратные методы, основанные на учете издержек производства и реализации продукции(методы затраты+). Основные проблемы при использовании затратного подхода – это какие издержки учитывать и какой норматив рентабельности заложить в цену.

Первый метод – метод полных издержек.

Второй – метод стандартных нормативных издержек по нормативной калькуляции.

Третий – метод прямых сокращенных издержек(в расчет принимается технологическая себестоимость).

Четвертый – метод прямых стандартных издержек.

2)Нормативно-параметрические методы ценообразования – предполагают установление количественной зависимости между ценой и потребительскими свойствами продукции.

*Метод удельной цены.

*Метод корреляционно-регрессионного анализа.

*Балловый метод.

*Агрегатный метод.

3)Рыночные(маркетинговые) методы:

*Метод ценообразования на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

*Метод ценообразования на основе среднерыночных текущих цен.

*Метод следования за лидером.

*Метод тендерного ценообразования.


*Метод ценообразования на основе предполагаемой ценности товара.

*Метод ценообразования на основе оценки спроса и эластичности.




Доходы и прибыль предприятий.


1. Доходы предприятий.

2. Понятия и показатели прибыльности и рентабельности.


1. Доходами организации(предприятия) признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала этого предприятия за исключением вкладов собственников предприятия.

Доходами предприятии не являются следующие поступления: суммы НДС, акцизов, экспортных таможенных пошлин; средства, полученные в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; активы, полученные в качестве задатка; активы, полученные в качестве залога, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; средства, полученные в погашение кредита или займа, предоставленного заемщику.

Доходы предприятия в зависимости от характера, условий получения, направления деятельности предприятия делятся на:

1)Доходы от обычных видов деятельности.

2)Прочие доходы.

Для большинства предприятий доходом от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг. Доходы, отличающиеся от доходов от обычных видов деятельности, являются прочими доходами: поступление арендной платы, проценты по банковским счетам, доходы от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств(кроме иностранной валюты), поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения, штрафы, пени, неустойки за нарушение договора, поступления возмещения причинных предприятию убытков, положительные курсовые разницы, излишки, выявленные при инвентаризации, суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, прочие доходы.

Расходами предприятия признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты( а в отдельных случаях и убытки), осуществленные предприятием. В зависимости от характера и условий осуществления расходов они подразделяются:

1)Расходы, связанные с производством и реализацией.

2)Прочие расходы.


2. Прибыль как экономическая категория отражает реализованный чистых доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. ЧД=ВП-С/сВП. П=ВС/спрод.прод.

Прибыль выполняет следующие функции:

1)Характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

2)Стимулирует развитие предпринимательской деятельности.

3)Являет одним из источников формирования бюджетов.

В условиях рынка есть несколько источников получения прибыли:

1)Монопольное положение предприятия на рынке той или иной продукции.

2)Непосредственно производственная и предпринимательская деятельность предприятия.

3)Инновационная деятельность предприятия, внедрение новых техники, технологии, сырья, материалов.