Файл: Протокол 1 от 26. 08. 2021 г. Утверждена Директор школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 6—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Место учебного предмета «Обществознание» в примерном учебном плане основного общего образования.
«Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов (34 часа в год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.
Особенности методики преподавания предмета:
В практике учебного процесса применяются технологии обучения в сотрудничестве, личностно-ориентированное обучение; словесные, наглядные, практические репродуктивные и частично-поисковые методы обучения; индивидуальные, парные и фронтальные формы обучения.
Основными формами организации учебного процесса являются: комбинированный урок, урок-лекция, урок-практикум, урок повторения и обобщения.
Контроль текущей успеваемости обучающихся проводится в таких формах, как: фронтальный опрос, устный индивидуальный опрос, самостоятельные работы, тестирования, контрольные работы.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа:
Рабочая программа курса по Обществознанию рассчитана на 136 часов (6 - 9 класс).
6 класс – 34 часа;
7 класс – 34 часа;
8 класс – 34 часа;
9 класс – 34 часа.
Внесенные изменения в авторскую программу и их обоснование:
Рабочая программа по курсу обществознания в 6 – 9 классах была сокращена на 1 час (с 35 часов до 34 часов), за счет резервного времени. Уменьшение количества часов связано с тем, что авторская программа разработана на 35 часов, а рабочая – на 34 часа. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, т. к. согласно учебному плану школы учебный год рассчитан на 34 учебных недели. Кроме того авторская рабочая программа рассчитана на 5 лет обучения (5 – 9 класс). Согласно учебному плану школы обществознание изучается с 6 по 9 класс. В связи с этим были внесены существенные изменения в рабочую программу.
Результаты обучения и освоения содержания курса обществознание
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК для обучающихся | УМК для учителя | ||
Базовый компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
6 класс | 1 ч | | | Программа: «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М.: «Просвещение» 2014 г. | 1. Обществознание. 6 класс. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая.– М., «Просвещение» 2019 г. | 1. Программа: «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М.: «Просвещение» 2014 г. 2. Обществознание. 6 класс. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая.– М., «Просвещение» 2019 г. |
7 класс | 1 ч | | | Программа: «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М.: «Просвещение» 2014 г. | 1. Обществознание. 7 класс. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Н. И. Городецкая.– М., «Просвещение» 2019 г. | 1. Программа: «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М.: «Просвещение» 2014 г. 2. Обществознание. 7 класс. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Н. И. Городецкая.– М., «Просвещение» 2019 г. |
8 класс | 1 ч | | | Программа: «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М.: «Просвещение» 2014 г. | 1. Обществознание. 8 класс. Авторы: Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. И. Городецкая.– М., «Просвещение» 2019 г. 2. Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. Авторы: О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: «Просвещение», 2018 г. | 1. Программа: «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М.: «Просвещение» 2014 г. 2. Обществознание. 8 класс. Авторы: Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. И. Городецкая.– М., «Просвещение» 2019 г. 3. Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. Авторы: О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: «Просвещение», 2018 г. |
9 класс | 1 ч | | | Программа: «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М.: «Просвещение» 2014 г. | 1. Обществознание. 9 класс. Авторы: Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев.– М., «Просвещение» 2019 г. 2. Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс. Авторы: О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: «Просвещение», 2019 г. | 1. Программа: «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М.: «Просвещение» 2014 г. 2. Обществознание. 9 класс. Авторы: Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев.– М., «Просвещение» 2019 г. 3. Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс. Авторы: О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: «Просвещение», 2019 г. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методическая литература:
-
Программа: «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М.: «Просвещение» 2014 г.
Учебники:
-
Обществознание. 6 класс. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая.– М., «Просвещение» 2019 г.; -
Обществознание. 7 класс. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, Н. И. Городецкая.– М., «Просвещение» 2019 г.; -
Обществознание. 8 класс. Авторы: Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. И. Городецкая.– М., «Просвещение» 2019 г.; -
Обществознание. 9 класс. Авторы: Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев.– М., «Просвещение» 2019 г.
Рабочие тетради:
-
Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. Авторы: О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: «Просвещение», 2018 г. -
Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс. Авторы: О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: «Просвещение», 2019 г.
Электронные ресурсы
-
http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html -
http://socio.rin.ru/ -
http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания. -
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. -
http://fcior.edu.ru/http://school-collection.edu.ru/
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Планируемые результаты изучения учебного курса обществознание (6 – 9 классы).
Выпускник научится:
-
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; -
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; -
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; -
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; -
приводить примеры основных видов деятельности человека; -
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. -
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; -
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; -
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; -
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; -
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; -
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; -
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; -
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; -
конкретизировать примерами опасность международного терроризма. -
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; -
различать отдельные виды социальных норм; -
характеризовать основные нормы морали; -
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; -
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; -
характеризовать специфику норм права; -
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; -
раскрывать сущность процесса социализации личности; -
объяснять причины отклоняющегося поведения; -
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. -
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; -
описывать явления духовной культуры; -
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; -
оценивать роль образования в современном обществе; -
различать уровни общего образования в России; -
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; -
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; -
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; -
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; -
раскрывать роль религии в современном обществе; -
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. -
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; -
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; -
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; -
выделять параметры, определяющие социальный статус личности; -
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; -
описывать основные социальные роли подростка; -
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; -
характеризовать межнациональные отношения в современном мире; -
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; -
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; -
раскрывать основные роли членов семьи; -
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; -
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. -
объяснять роль политики в жизни общества; -
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; -
давать характеристику формам государственно-территориального устройства; -
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; -
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; -
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; -
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.