Файл: Предпосылки возникновения институциолизма. Этапы развития институциолизма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
происходит перегруппировка отдельных правомочий, собственность развивается, появляются ее новые формы и виды.
Правами собственности называются правомочия отдельных индивидов или групп индивидов использовать ресурсы. Это отношение между людьми, которое возникает в связи с наличием благ и их дальнейшим использованием.
Теория прав собственности определяет нормы поведения людей по поводу благ. Их несоблюдение вызывает значительное увеличение издержек. Также следует отметить, что отношения собственности исходят из проблемы редкости ресурсов. Установление правомочий позволяет ограничивать и упорядочивать конфликты по поводу использования конкретных ресурсов. Они уменьшают неопределенность экономической среды, делают ее более предсказуемой. Охраняются права комплексом традиций, неписаных обычаев. Теория прав собственности связана с поведением экономического субъекта. Однако запреты и ограничения не обеспечивают однозначное выполнение этих предписаний. Институциональная теория прав собственности рассматривает обмен правами как обмен пунктами правомочий, который включает в себя одиннадцать элементов: владение, управление, пользование, права на доход, капитальную ценность вещи, на безопасность, на переход имущества по завещанию или наследству, ответственность в виде взыскания, бессрочность, ожидание естественного возврата, запрещение вредного использования.
Итак, отношения собственности зависят от пучков правомочий, имеющихся у индивидов. Обмен товарами ресурсами или правомочиями сопровождается трансакционными издержками, величина которых определяет комбинации правомочий, и соответственно выбор системы собственности.
Обычно различают частную, государственную и коллективную собственность. В условиях частной собственности принятие решения о реализации какого-либо правомочия осуществляет только отдельный экономический агент. Соответственно, пучок прав собственности принадлежит также этому индивиду.
Исключительность прав собственности обеспечивается самим экономическим агентом, государством, неформальными нормами и правилами, сложившимися в обществе. Распространение частной собственности зависит от сформировавшихися в обществе идеологических установок, привычек, обычаев, систем верования и традиций.
Система частной собственности основана на двух принципах:
Свобода принятия решений. Так как собственнику будет принадлежать выгода от принятия нужного решения, или убытки от неправильного, он стремится принять эффективное решение.
Ответственность. В процессе обмена ресурс получает покупатель, предложивший большую цену. Значит, у него есть дополнительные средства, т.е. он работает более эффективно и более производительно. Следовательно, эта вещь также будет использована с большей производительностью, принесет больше пользы. Новый собственник сможет найти пути ее рационального использования. И потому, чем больше у него будет прав собственности, тем выше мотивация эффективного использования ресурса.
В системе государственной собственности все индивиды исключены из прямого доступа к ресурсам, и не имеют исключительных прав на их использование. Они не могут передать права собственности тем субъектам, кто может более эффективно ими распорядиться, т.к. их доли не выделены, не закреплены. Доступ к ресурсам получают лишь те, кто реализует общие интересы социума. Но для этого надо определить содержание этого общего интереса и разработать процедуру доступа к ресурсам. Проблема решается голосованием, единоличным распоряжением, делегированием прав и др.
С точки зрения отличий структуры пучка прав государственной собственности от частной можно выделить:
1. Совладелец государственной собственности не может продать или передать кому-то свою долю. В то же время ни один член общества не имеет права уклониться от обладания долей собственности.
2. Отсутствует связь между поведением отдельных совладельцев государственной собственности и результатами ее использования. Члены общества слабо заинтересованы в контроле за результатами использования госсобственности, что предполагает создание громоздких и дорогих систем мониторинга и контроля. Особенность системы государственной собственности в том, что на ее основе не возникает достаточно разветвленной обратной связи и эффективных компенсирующих механизмов. Совладельцы государственной собственности не могут производить концентрацию своей доли в избранных ими областях деятельности (нельзя увеличить долю собственности в здравоохранении за счет изъятия ее у силовых ведомств), расщеплять пучок прав собственности, осуществлять действенный контроль.
Теория внешних эффектов развивалась в рамках современной теории благосостояния, её результаты стали составной частью неоинституциональной теории
В неоклассической теории внешние эффекты рассматривались как форма проявлении «провала рынка», т.е. последствие несовершенности механизма цен. Внешние эффекты (экстерналии)– дополнительные издержки или выгоды, которые не нашли отражения в ценах.
Термин был введён в 1920 году Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния». Внешние эффекты- общественные выгоды и издержки производства любого блага, которые не учитываются самим производителем, но которые оказывают влияние на благосостояние других участников рынка, непосредственно не участвующих в сделке.
Внешние эффекты – величина полезности или издержек, которые не предусмотрены в условиях контракта. При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется «мертвый груз» (eng. Deadweight Loss), нарушается эффективность по Парето, то есть возникает фиаско рынка.
Выделяют положительные и отрицательные внешние эффекты. Классическим примером положительной экстерналии со стороны производителя является взаимодействие расположенных рядом пасеки и яблоневого сада: пчёлы способствуют повышению урожая яблок, а яблони — увеличению сбора мёда, при этом их хозяева не вступают между собой ни в какие рыночные отношения. Однако, частный производитель ориентируется на рыночную цену, которая определяется полезностью произведенного им товара для тех участников рынка, которые платят за этот товар. Рынок не отражает полезность данного производства для тех, кто получает выгоду бесплатно. Например, фермеры не будут доплачивать пчеловоду за то, что его пчелы летают по их полям. В результате уровень рыночного спроса на товар пчеловода или его производство оказывается ниже реально существующей общественной выгоды. Цена устанавливается на более низком уровне. Рынок диктует более низкий объем предложения.
Для ограничения отрицательных экстерналий государство использует корректирующие налоги (налоги Пигу). Корректирующий налог (Внешние эффекты (экстерналии)) – это налог на выпуск товаров и услуг, характеризующихся отрицательными внешними эффектами.
Введение такого налога называется интернализацией внешнего эффекта, так как он побуждает покупателей и продавцов учитывать экстерналии их деятельности.
Интернализация внешних эффектов- воздействие на стимулы, побуждающее индивидов учитывать внешнее влияние результатов деятельности как внутреннее. Интернализация - сокращение или устранение отрицательных внешних эффектов путём превращения их во внутренние.
Интерналии (внутренние эффекты) - это издержки или выгоды, получаемые участниками сделки, которые не были оговорены при её заключении.
Пример интерналии:осуществляя транзит газа через территорию Украины российская компания «Газпром» столкнулась с неожиданными убытками в результате того, что Украина стала воровать российский газ.
Рональд Коуз считает, что государство не способно решить проблему внешних эффектов, проблема может быть решена путем соглашения между заинтересованными сторонами, если:
1) участники рынка знают все и новое узнают мгновенно и однозначно; все друг друга понимают идеально, то есть слова не нужны;
2) у всех участников со всеми всегда согласованы ожидания и интересы; при изменении условий сделки согласование происходит мгновенно; любое оппортунистическое поведение исключено.
3) каждому товару или ресурсу соответствует множество взаимозаменяемых.
Теорема Коуза:если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, то конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности.
Каждое из прав окажется в руках собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного права.
При условии, что размеры негативных внешних эффектов значительны, целесообразно вмешательство государства.
В экономической литературе дается множество определений трансакционных издержек (ТАИ) и известны разные подходы к их анализу. В узком смысле ТАИ – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности, в широком смысле – это все затраты сверх собственно производственных издержек (трансформационных издержек, по выражению Д. Норта). Р. Коуз показал, что использование рыночного механизма не обходится обществу бесплатно, а требует подчас больших затрат.
В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, трансакционные издержки возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами. Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо: выявить, с кем хотелось бы заключить сделки; распространить информацию о том, что некто желает вступить в сделку и на каких условиях;
провести переговоры, ведущие к заключению сделки; организовать расследование, чтобы убедиться в том, что условия контракта соблюдаются, и т.п.6 Р. Коуз первоначально относил к ТАИ только «издержки использования ценового механизма». Позднее в их состав стали включать и издержки, связанные с использованием административных механизмов контроля. При таком расширенном толковании понятие трансакций приложимо к отношениям, складывающимся как между организациями, так и внутри них. Д. Норт отмечал, что затратность информации является «ключом к пониманию издержек трансакций, которые (издержки) составят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению»7. Эти издержки служат фактором, определяющим структуру и динамику социально-политических и экономических институтов.
Если рассматривать экономику в качестве системы жизнеобеспечения, то, следуя К. Дж. Эрроу, трансакционные издержки можно характеризовать как издержки эксплуатации экономической системы8.
В отечественных исследованиях под трансакционными издержками понимаются «затраты ресурсов (денег, времени, труда
и т.п.), необходимые для отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе»9. Далее авторы «Введения в институциональный анализ» считают, что для обоснования ТАИ существенны два момента: несовпадение экономических интересов взаимодействующих сторон, а также неопределенность, состоящая во фрагментарности (и искаженности) информации, и ограниченные возможности агентов по переработке этой информации. Поэтому ТАИ интерпретируются как издержки по координации деятельности экономических агентов и снятию распределительного конфликта между ними. Этот и подобные им подходы трактуют трансакционные издержки в широком смысле слова.
Типы трансакционных издержек. В современной экономической теории предлагается множество вариантов как определения трансакционных издержек, так и их классификаций.
К. Менар отмечает, что под трансакционными издержками понимают «издержки функционирования системы обмена или... во что обходится использование рынка, чтобы обеспечить размещение ресурсов и передать права собственности»10. Условно он выделяет четыре группы ТАИ.
1. Издержки вычленения, возникающие из-за проблемы неотделимости. В совместной деятельности трудно измерить производительность каждого фактора производства, невозможна детальная дифференциация при определении платы за некоторые виды услуг (например, транспортные).
-
Институционная теория прав собственности. Виды правовых режимов собственности
Правами собственности называются правомочия отдельных индивидов или групп индивидов использовать ресурсы. Это отношение между людьми, которое возникает в связи с наличием благ и их дальнейшим использованием.
Теория прав собственности определяет нормы поведения людей по поводу благ. Их несоблюдение вызывает значительное увеличение издержек. Также следует отметить, что отношения собственности исходят из проблемы редкости ресурсов. Установление правомочий позволяет ограничивать и упорядочивать конфликты по поводу использования конкретных ресурсов. Они уменьшают неопределенность экономической среды, делают ее более предсказуемой. Охраняются права комплексом традиций, неписаных обычаев. Теория прав собственности связана с поведением экономического субъекта. Однако запреты и ограничения не обеспечивают однозначное выполнение этих предписаний. Институциональная теория прав собственности рассматривает обмен правами как обмен пунктами правомочий, который включает в себя одиннадцать элементов: владение, управление, пользование, права на доход, капитальную ценность вещи, на безопасность, на переход имущества по завещанию или наследству, ответственность в виде взыскания, бессрочность, ожидание естественного возврата, запрещение вредного использования.
Итак, отношения собственности зависят от пучков правомочий, имеющихся у индивидов. Обмен товарами ресурсами или правомочиями сопровождается трансакционными издержками, величина которых определяет комбинации правомочий, и соответственно выбор системы собственности.
Обычно различают частную, государственную и коллективную собственность. В условиях частной собственности принятие решения о реализации какого-либо правомочия осуществляет только отдельный экономический агент. Соответственно, пучок прав собственности принадлежит также этому индивиду.
Исключительность прав собственности обеспечивается самим экономическим агентом, государством, неформальными нормами и правилами, сложившимися в обществе. Распространение частной собственности зависит от сформировавшихися в обществе идеологических установок, привычек, обычаев, систем верования и традиций.
Система частной собственности основана на двух принципах:
Свобода принятия решений. Так как собственнику будет принадлежать выгода от принятия нужного решения, или убытки от неправильного, он стремится принять эффективное решение.
Ответственность. В процессе обмена ресурс получает покупатель, предложивший большую цену. Значит, у него есть дополнительные средства, т.е. он работает более эффективно и более производительно. Следовательно, эта вещь также будет использована с большей производительностью, принесет больше пользы. Новый собственник сможет найти пути ее рационального использования. И потому, чем больше у него будет прав собственности, тем выше мотивация эффективного использования ресурса.
В системе государственной собственности все индивиды исключены из прямого доступа к ресурсам, и не имеют исключительных прав на их использование. Они не могут передать права собственности тем субъектам, кто может более эффективно ими распорядиться, т.к. их доли не выделены, не закреплены. Доступ к ресурсам получают лишь те, кто реализует общие интересы социума. Но для этого надо определить содержание этого общего интереса и разработать процедуру доступа к ресурсам. Проблема решается голосованием, единоличным распоряжением, делегированием прав и др.
С точки зрения отличий структуры пучка прав государственной собственности от частной можно выделить:
1. Совладелец государственной собственности не может продать или передать кому-то свою долю. В то же время ни один член общества не имеет права уклониться от обладания долей собственности.
2. Отсутствует связь между поведением отдельных совладельцев государственной собственности и результатами ее использования. Члены общества слабо заинтересованы в контроле за результатами использования госсобственности, что предполагает создание громоздких и дорогих систем мониторинга и контроля. Особенность системы государственной собственности в том, что на ее основе не возникает достаточно разветвленной обратной связи и эффективных компенсирующих механизмов. Совладельцы государственной собственности не могут производить концентрацию своей доли в избранных ими областях деятельности (нельзя увеличить долю собственности в здравоохранении за счет изъятия ее у силовых ведомств), расщеплять пучок прав собственности, осуществлять действенный контроль.
-
Внешние эффекты. Теорема Коуза.
Теория внешних эффектов развивалась в рамках современной теории благосостояния, её результаты стали составной частью неоинституциональной теории
В неоклассической теории внешние эффекты рассматривались как форма проявлении «провала рынка», т.е. последствие несовершенности механизма цен. Внешние эффекты (экстерналии)– дополнительные издержки или выгоды, которые не нашли отражения в ценах.
Термин был введён в 1920 году Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния». Внешние эффекты- общественные выгоды и издержки производства любого блага, которые не учитываются самим производителем, но которые оказывают влияние на благосостояние других участников рынка, непосредственно не участвующих в сделке.
Внешние эффекты – величина полезности или издержек, которые не предусмотрены в условиях контракта. При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется «мертвый груз» (eng. Deadweight Loss), нарушается эффективность по Парето, то есть возникает фиаско рынка.
Выделяют положительные и отрицательные внешние эффекты. Классическим примером положительной экстерналии со стороны производителя является взаимодействие расположенных рядом пасеки и яблоневого сада: пчёлы способствуют повышению урожая яблок, а яблони — увеличению сбора мёда, при этом их хозяева не вступают между собой ни в какие рыночные отношения. Однако, частный производитель ориентируется на рыночную цену, которая определяется полезностью произведенного им товара для тех участников рынка, которые платят за этот товар. Рынок не отражает полезность данного производства для тех, кто получает выгоду бесплатно. Например, фермеры не будут доплачивать пчеловоду за то, что его пчелы летают по их полям. В результате уровень рыночного спроса на товар пчеловода или его производство оказывается ниже реально существующей общественной выгоды. Цена устанавливается на более низком уровне. Рынок диктует более низкий объем предложения.
Для ограничения отрицательных экстерналий государство использует корректирующие налоги (налоги Пигу). Корректирующий налог (Внешние эффекты (экстерналии)) – это налог на выпуск товаров и услуг, характеризующихся отрицательными внешними эффектами.
Введение такого налога называется интернализацией внешнего эффекта, так как он побуждает покупателей и продавцов учитывать экстерналии их деятельности.
Интернализация внешних эффектов- воздействие на стимулы, побуждающее индивидов учитывать внешнее влияние результатов деятельности как внутреннее. Интернализация - сокращение или устранение отрицательных внешних эффектов путём превращения их во внутренние.
Интерналии (внутренние эффекты) - это издержки или выгоды, получаемые участниками сделки, которые не были оговорены при её заключении.
Пример интерналии:осуществляя транзит газа через территорию Украины российская компания «Газпром» столкнулась с неожиданными убытками в результате того, что Украина стала воровать российский газ.
Рональд Коуз считает, что государство не способно решить проблему внешних эффектов, проблема может быть решена путем соглашения между заинтересованными сторонами, если:
1) участники рынка знают все и новое узнают мгновенно и однозначно; все друг друга понимают идеально, то есть слова не нужны;
2) у всех участников со всеми всегда согласованы ожидания и интересы; при изменении условий сделки согласование происходит мгновенно; любое оппортунистическое поведение исключено.
3) каждому товару или ресурсу соответствует множество взаимозаменяемых.
Теорема Коуза:если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, то конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности.
Каждое из прав окажется в руках собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного права.
При условии, что размеры негативных внешних эффектов значительны, целесообразно вмешательство государства.
-
Трансакционные издержки: сущность и виды трансакционных издержек
В экономической литературе дается множество определений трансакционных издержек (ТАИ) и известны разные подходы к их анализу. В узком смысле ТАИ – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности, в широком смысле – это все затраты сверх собственно производственных издержек (трансформационных издержек, по выражению Д. Норта). Р. Коуз показал, что использование рыночного механизма не обходится обществу бесплатно, а требует подчас больших затрат.
В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, трансакционные издержки возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами. Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо: выявить, с кем хотелось бы заключить сделки; распространить информацию о том, что некто желает вступить в сделку и на каких условиях;
провести переговоры, ведущие к заключению сделки; организовать расследование, чтобы убедиться в том, что условия контракта соблюдаются, и т.п.6 Р. Коуз первоначально относил к ТАИ только «издержки использования ценового механизма». Позднее в их состав стали включать и издержки, связанные с использованием административных механизмов контроля. При таком расширенном толковании понятие трансакций приложимо к отношениям, складывающимся как между организациями, так и внутри них. Д. Норт отмечал, что затратность информации является «ключом к пониманию издержек трансакций, которые (издержки) составят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению»7. Эти издержки служат фактором, определяющим структуру и динамику социально-политических и экономических институтов.
Если рассматривать экономику в качестве системы жизнеобеспечения, то, следуя К. Дж. Эрроу, трансакционные издержки можно характеризовать как издержки эксплуатации экономической системы8.
В отечественных исследованиях под трансакционными издержками понимаются «затраты ресурсов (денег, времени, труда
и т.п.), необходимые для отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе»9. Далее авторы «Введения в институциональный анализ» считают, что для обоснования ТАИ существенны два момента: несовпадение экономических интересов взаимодействующих сторон, а также неопределенность, состоящая во фрагментарности (и искаженности) информации, и ограниченные возможности агентов по переработке этой информации. Поэтому ТАИ интерпретируются как издержки по координации деятельности экономических агентов и снятию распределительного конфликта между ними. Этот и подобные им подходы трактуют трансакционные издержки в широком смысле слова.
Типы трансакционных издержек. В современной экономической теории предлагается множество вариантов как определения трансакционных издержек, так и их классификаций.
К. Менар отмечает, что под трансакционными издержками понимают «издержки функционирования системы обмена или... во что обходится использование рынка, чтобы обеспечить размещение ресурсов и передать права собственности»10. Условно он выделяет четыре группы ТАИ.
1. Издержки вычленения, возникающие из-за проблемы неотделимости. В совместной деятельности трудно измерить производительность каждого фактора производства, невозможна детальная дифференциация при определении платы за некоторые виды услуг (например, транспортные).