Файл: Предпосылки возникновения институциолизма. Этапы развития институциолизма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возникновение и стабильное развитие корпораций возможно потому, что они имеет ряд существенных преимуществ. Для фирмы важно то, что она может наращивать объемы совместного капитала через выпуск и продажу новых акций, привлекая новые капиталы. Для отдельного акционера преимущества в том, что он несет ограниченную ответственность, его акции можно всегда продать и они могут наследоваться в случае смерти. Кроме того, каждый акционер не несет индивидуальной юридической ответственности, даже когда он действует по поручению фирмы. Но у корпорации есть и недостатки. Прежде всего это двойное налогообложение. Налоги платит корпорация как юридическое лицо и каждый акционер со своих доходов. Менеджеры корпораций подвергаются более сильному контролю со стороны государства, так как они часто ведут себя оппортунистически, ставя свои личные интересы выше целей корпорации и отдельных акционеров. По сути, это проявление одного из основных противоречий современности — между собственником и управляющим, что произошло в результате отделения собственности от управления. Корпорации, в которых такое противоречие проявляется наиболее ярко, получили название управленческих.
Считается, что возникновение корпораций было обусловлено повышением эффективности такой формы функционирования капитала. На самом деле причины другие. То, что корпорация не обязательно эффективна, подтверждается множеством примеров, особенно в России. На самом деле цель создания корпорации — привлечение дополнительных капиталов. И хотя часто создание корпораций прикрывают красивыми целями, фактически главное — это объемы вложений, все остальное лишь маскирует собственные цели учредителей. Дело в том, что акционерный капитал — фиктивный капитал, и при его формировании возникает учредительская прибыль, которая присваивается учредителями.
Современная корпорация строится на пучке контрактов — они заключаются со всеми акционерами В результате если классическая капиталистическая фирма вызывала к жизни противоречие между трудом и капиталом (рабочий и собственник), то современная — между менеджером и капиталом (управляющий и акционер).
Корпорации могут существовать в различных формах: унитарная, холдинговая и мультидивизионная. В дополнение к сказанному ранее можно отметить, что в унитарных фирмах невозможно измерить вклад каждого подразделения в общую прибыль корпорации. Размеры этих подразделений, т.е. размещение ресурсов, во многом зависят от активности руководителя, а так как положение каждого руководителя определяется размерами его подразделения, он делает все возможное, чтобы увеличить его размеры, даже начиная работу по заведомо неэффективным проектам, предполагающим привлечение избыточного числа работников. В результате размеры неэффективной корпорации начинают расти. И еще немаловажный недостаток такой формы корпораций в современных условиях: с ростом размеров капитала возрастают и существующие в рыночной экономике риски, поэтому возникает необходимость диверсификации вложений -— все яйца нельзя класть в одну корзину. Данный принцип находит отражение в существующих холдинговых компаниях, которые в современных условиях функционируют в форме конгломератов. Конгломераты отличаются от традиционных холдингов тем, что они начинают участвовать в контроле производства более широкой сферы деятельности, и не только производства, но и сбыта, за счет покупки уже существующих компаний в других сферах экономики. Фактически они ускоряют процесс диверсификации. Преимуществами современных холдингов является широкое использование эффекта масштаба: имея большие капиталы, они активно работают на международных рынках капитала, часто охраняют свои подразделения от прямых столкновений с государственными органами. К недостаткам относятся тенденция к монополизму, бюрократизация управления, искусственное поддержание нерентабельных подразделений за счет рентабельных. В России к этому прибавляется еще и отсутствие резерва квалифицированных кадров управленцев. Мультидивизионная форма корпораций дает выигрыш за счет лучшей технологии переработки информации.
Центральный управляющий орган, где сосредоточены наиболее опытные и грамотные менеджеры, освобожден от анализа текущей информации и занимается только долгосрочным планированием и принимает стратегические решения. Не занимаясь делами дивизионов, эти управляющие не стремятся поддерживать отдельные подразделения, что снижает уровень оппортунизма в компании.
-
Проблемы корпоративного управления
Корпоративное управление – механизмы реализации прав собственности и механизмы по формированию структуры корпоративного контроля. Корпоративное управление – система взаимоотношений между менеджерами и акционерами, а также другими заинтересованными сторонами по вопросам, связанным с обеспечением эффективной деятельности компании и обеспечением интересов ее владельцев и др-х заинтересованных сторон.
Режим корпоративного управления определяется: структурой акционерной собственности (степень концентрации пакетов акций); правовой регламентацией функционирования акционерных обществ; взаимоотношениями как между акционерами, так и между ними и менеджерами.
1. проблема разделения функций контроля собственности и контроля бизнеса.
2. конфликты, возникающие м/у менеджерами (владельцами акций компании, в том числе КПА) и внешними акционерами:
3. В силу продолжающегося процесса перераспределения собственности ни в одной компании не завершено строительство системы надежного корпоративного контроля;
4. Наличие «теневых» корпоративных финансов («серые» и «черные» денежные расчеты, уход от налогов, вывод активов и др.).
5. Проблемы корпоративного управления с точки зрения объектов защиты Большинство конфликтов переходит в плоскость отношений:
- «менеджеры как акционеры – все прочие акционеры»;
- «контролирующие акционеры (в том числе как менеджеры) – все прочие акционеры»;
- «контролирующие акционеры (в том числе как менеджеры) – новые претенденты на контроль».
Контроль находится у: | Тип собственности | Основной объект защиты | Основная проблема корпоративного управления |
1.Наемных менеджеров, не имеющих доли в АО (или небольшую долю) | Распыленная, или несколько примерно равных несвязанных акционеров | Все акционеры | - мониторинг и ответственность менеджеров - пассивность и права всех групп акционеров |
(2) Менеджеров, ставших акционерами (с КПА) и сохранивших свои управленческие функции | Концентрированная (прямо и через аффилированные структуры) | Все прочие типы акционеров | -ответственность менеджеров -ответственность (прозрачность) контролирующих акционеров - ограничение возможностей «шантажа» со стороны прочих акционеров - защита прав мелких акционеров |
3.Внешнего акц-ра (альянса акции-ров с КПА): | Концентрированная (прямо и через аффилированные структуры) | Мелкие собственники-акционеры | Ответственность (прозрачность) контролирующих акционеров, а также: |
(а) сменившего менеджеров | - обеспечение мониторинга менеджеров | ||
(б) сохранившего менеджеров | - предотвращение риска оппортунистического поведения менеджеров | ||
(в) выполняющего функции менеджера | - защита прав прочих акционеров, но одновременно ограничение их возможностей «шантажа» | ||
(4) Основного кредитора (группы кредиторов) | Любая | Все акционеры Часть кредиторов | Использование института банкротства только для перехвата контроля (вывод активов в ущерб акционерам и др.) |
6. слабая или нетипичная роль традиционных «внешних» механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного контроля);
7. Слабая банковская система.
Анализ корпоративного управления в России показывает, что наибольшие конфликты возникают при решении вопроса о том, кто лучше может выполнять функции собственника. Собственник разрабатывает: инвестиционную часть, линию риска, предпринимательскую, контрольную и социальные части.
-
Теория государства как организации
Государство – это суверенная организация государственной власти, представляющая собой систему органов государственной власти, имеющая свою территорию, население и право принимать нормативно-правовые акты для регулирования общественных отношений.
В начале своего развития общество существовало в виде первобытного общества – представляющего совокупность родов, племен. С момента возникновения государства общество переходит к государственной организации, а потому государство представляет собой особую организацию общества, т.к. характеризуется следующими Признаками:
Суверенитет — это самостоятельность и независимость государства как внутри, так и на международной арене, выделяют:
внутренний суверенитет – это независимость государства от различных групп, слоев, граждан, предприятий при проведение своей политики.
внешний суверенитет – независимость от других государств.
Государство – это организация политической власти, т.е. только государство имеет монопольное право на управление всем обществом. Власть означает право принять управленческое решение и право обеспечить его исполнение возможностью применения принудительной силы.
Государство – это система государственных органов, которые обеспечивают выполнение всех функций государства. Это особый аппарат, состоящий из государственных служащих, которые наделены властными полномочиями, профессионально занимаются управлением и получают за это заработную плату (законодательная, исполнительная и судебная власть образуют структуру государства как организацию политической власти; органы осуществляющие принудительные, в том числе и карательные функции – армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения).
Государство имеет свою территорию – это часть земной поверхности в пределах государственной границы (суша, вода, воздух, недра). Например, к территории РФ относится не только территория в пределах государственной границы, но и военные, воздушные, морские суда, космические объекты, территории посольств, консульств за рубежом, анклав (Калининградская область), территориальные воды (12 морских миль), континентальный шельф (дно в пределах территориальных вод), военные базы за рубежом и т.д Население связано с данным государством политико-правовой связью -гражданством. Право. Государство создает правовые нормы и обеспечивает их охрану с помощью принудительной силы (возможность применения мер государственного принуждения). С помощью права государство регулирует общественные отношения. Наличие правоохранительных органов, которые обеспечивают применение принудительных мер со стороны государства (суд, прокуратура, милиция). Наличие вооруженных сил для обеспечения оборонительной функции. Налогообложение. Государство за счет налогов создают материальную базу для своей деятельности.
-
Функции государства
Функции государства –это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Признаки функций:
Имеют комплексный, синтезирующий характер.
Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.
Тесно связаны с целями и задачами государства
После распада СССР – демократическая реформа, пресечение парада суверенитетов.
Задачи:
- формирование новой власти;
- создание нормативной базы;
- разработка конституции.
Напрямую зависят от социальной сущности государства
от того, каким образом и в чьи интересах осуществляется управление.
Общесоциальное – служит всему обществу, объединяет его, разрешает противоречия, выступает средством достижения общего согласия и компромисса. Основывается на общечеловеческой природе государства, ориентирует на демократические методы управления, подчеркивает ценности государства для общества в целом.
Классовое – сущность государства есть выражение воли господствующего класса, является аппаратом насилия и принуждения, однако оно делает и общие дела – оборона, общественный порядок.
Осуществляются в присущих им формах и методах
Формы деятельности:
законодательная (правотворческая),
исполнительно-распорядительная
правоохранительная деятельность государства.
Методы осуществления функций: императивный, диспозитивный.
Не могут быть отождествлены с функциями гос. органов
Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей, несколько органов участвуют в одной функции (экономическая: бюджет разрабатывает Правительство, утверждает Дума, исполняет Правительство).
.Классификация функций государства.
По сфере действия (государственной деятельности) – внутренние, внешние.
Внутренние функции - в пределах собственной территории, содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.
Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного критерия те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере, они приобретают специфические черты, что обуславливает необходимость различения внутренних и внешних функций. К собственно внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее его внешнего проявления – независимости в международной сфере.
По продолжительности – постоянные, временные;
Постоянные функции не ограничены во времени и осуществляются в течение всего периода существования. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его развития, в них наиболее ярко выражается государственная сущность и, как правило, они предопределяют само существование государства как целостной системы. В этом смысле постоянные функции, как правило, являются основными (например, обеспечение правопорядка, оборона государства забота государства о сохранении сообщества члены которого данное государство образуют, международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета. и др.). Временные функции возникают на определенном историческом этапе, их значение определяется конкретным историческим моментом в зависимости от возникшей временной необходимости. По длительности своего существования эти функции могут быть самыми различными (долгосрочными или краткосрочными), но их наличие не характеризует государство как самостоятельный социальный феномен (в этом смысле они соответствуют понятию неосновных функций) и при отсутствии соответствующих обстоятельств у государства отпадает и необходимость в осуществлении этих функций. При этом само государство как целостная система продолжает функционировать (например, ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, «восстановление мирной жизни» после войны и пр.).
По социальной значимости – основные, производные;
Основные функции – это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период. Их связывают с выполнением главных государственных задач. Относятся к государственной деятельности в целом, выполняются всеми или многими государственными органами. Объектом данных функций, выступает социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, социальная структура, политическая, духовная). Неосновные (производные) функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т.п. Такая классификация представляется весьма неудачной при понимании функции государства как основного направления его деятельности.