Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 474
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 5. Российская империя во II половине XIX - начале XX вв.
Вопрос 1. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III.
Предпосылки реформ.С конца XVIII века в европейском обществе происходили глубокие изменения, связанные с коренной трансформацией социальных, политических и экономических структур. Рушились старые религиозные представления, менялась прежняя система ценностей и приоритетов. Все большее количество западных стран переходило от традиционного сословно-монархического строя к формированию демократических институтов. Ускоренное развитие стихийно-рыночных, капиталистических отношений предопределило бурные процессы индустриализации, возникновения новой классовой структуры общества, урбанизации (рост промышленных центров), технологических изменений. Ведущие страны Запада – Англия, Франция, Пруссия, США - стали развиваться динамичнее, заметно наращивали экономическую и военно-политическую мощь, и все более претендовали на роль мировых лидеров.
«Вызовы Запада» стали главной причиной появления в России «реформаторских настроений» и проектов государственных преобразований во второй половине XIX века. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) от «коллективных сил» Европы (коалиция Англии, Франции, Сардинии и Турции, при моральной поддержке Австрии, Швеции и Пруссии) болезненно вскрыло серьезные противоречия внутренней жизни страны:
- политическая система Российской Империи, созданная еще при Петре I и построенная по административно-бюрократическому принципу, переставала отвечать социальным реалиям гражданской и культурной жизни российского общества, и подвергалась критике даже со стороны представителей правого лагеря (славянофилы и их последователи).
- важным фактором экономического отставания России являлось сохраняющееся крепостное право. Во время Крымской кампании особенно ярко проявилась неэффективность хозяйственной модели. Это, в частности, выразилось в огромном финансовом дефиците, который за три года войны вырос с 52 до 307 млн. рублей, и поставил страну на грань своеобразного «дефолта» середины XIX века.
Общественно-политические и экономические преобразования стали главным содержанием царствования Александра II, и вошли в историю как«Великие реформы».
Старший сын Николая I - Александр (1818-1881) после смерти отца вступил на престол 19 февраля 1855 г. Александр получил хорошее гуманитарное и экономическое образование, знал четыре иностранных языка, много путешествовал по России и Европе. Его воспитателем был поэт В.А. Жуковский. Являясь по своим убеждениям скорее консерватором, Александр находился под серьезным влиянием либеральной части своего окружения (вел. кн. Константин Николаевич, Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин и др.) и нарождающегося в России «общественного мнения» дворянских собраний, разночинной интеллигенции, университетской профессуры и политической публицистики («Вестник Европы», «Отечественные записки», «День» и др.). Непосредственно приступить к проведению коренных либеральных преобразований Александра II подтолкнули два обстоятельства:
- унизительные условия Парижского мира (1856), обернувшиеся для страны потерей политического и военно-стратегического влияния в Европе;
- всевозрастающие «ожидания передовой общественности» в самой России.
Главными вехами «Великих реформ» стали: отмена крепостного права (крестьянская реформа), реформа местного самоуправления (земская и городская), судебная и военная реформы, реформы в сфере образования и печати.
Крестьянская реформа. Акту отмены крепостного права предшествовала предварительная работа ряда подготовительных комиссий и комитетов в 1856-1860 гг. Значительную роль здесь сыграли ближайшие сподвижники Александра II- Я.И. Ростовцев, М.Н. Муравьев, М.А. Корф, Н.А. Милютин, М.Н. Любощинский, вел. князь Константин Николаевич, граф Ланской и др., а так же представители славянофильского направления - Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, А.И. Кошелев.
19 февраля 1861 г. Александром IIбыли подписаныдва ключевых государственных документа:манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Это стало окончанием эпохи крепостничества в России. Крестьянам предоставлялась личная юридическая свобода без выкупа и ряд гражданских прав: на владения собственностью, заключение сделок, открытие торговых и промышленных предприятий, переход в другие сословия, право вступления в брак без согласия помещика, право поступления на государственную службу, свобода передвижения и смены места жительства.
Особенность данной реформы состояла в том, что земля юридически признавалась собственностью помещиков, а, следовательно, ее необходимо было выкупать. Согласно декларируемой процедуре, наделение крестьян землей в постоянное пользование производилось путем соглашения между крестьянином и помещиком. Подобное соглашение оформлялось в виде Уставной грамоты. Она предусматривала разрешение споров с участием мировых посредников (как правило, из местных помещиков или губернских чиновников).
Земля переходила к крестьянам за выкуп, который должен был компенсировать помещикам не только потерю земли, но и отсутствие крепостного труда. Крестьянам предоставлялось право совершать выкупную сделку через получение от государства ссуды в размере 80% стоимости земли. Они должны были возвратить этот долг в течение 49 лет из 6% годовых. Остальные 20% крестьяне платили сами. Если отсутствовала возможность выкупить землю сразу (а так в основном и было), то крестьяне становились временнообязанными - несли согласованную с землевладельцем барщину и платили установленный оброк. В этом случае они продолжали находиться под надзором помещиков, выполнявшими в их пользу повинности.На момент опубликования Манифеста рыночная цена земли, передававшаяся крестьянам, составляла по стране - 544 млн. рублей. Однако «аппетиты» землевладельцев, посреднические процедуры и растянувшиеся на долгое время выплаты по процентам подняли рыночную стоимость в полтора раза. К 1881 г. оставалось еще 20% временнообязанных крестьян, не выкупивших землю. До 1906 г., когда были отмечены выкупные платежи, крестьяне выплатили в целом 1 млрд. 540 млн. рублей. Непосредственно помещикам было выплачено 867 млн. руб. При этом, крестьяне не получали землю лично, так как ею распоряжалась сельская община. Если крестьянин покидал общину, то земля оставалась ее собственностью.
Освобождение крестьян распространялось на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 тыс. помещичьих имений. В целом от крепостной зависимости освобождалось 22,6 миллионов крестьян. Качество и количество земельных наделов, предоставляемых крестьянам, а так же условия выкупа земли отличались по регионам. Размер земельного надела варьировался в зависимости от особенностей почв разных губерний - черноземные, нечерноземные, степные, и составлял от 3-х - до 12 десятин. Более льготные условия земельного выкупа имели белорусские, литовские и украинские крестьяне правобережья (здесь размер выкупа был на 20%. ниже, чем в среднем по стране), а наименее льготные условия были у крестьян Северного Кавказа и Закавказья (размеры крестьянских наделов здесь в среднем были меньше на 30%, а статус временнообязанных сохранялся до 1912 г.).
Но декларируемые положения о «гражданских правах» и «юридической свободе» крестьян интересовали мало. Подобная декларация не обеспечивала главного средства выживания – земли. Создавались лишь кабальные условия ее выкупа у помещиков. «Нет воли без земли» - крестьянский лозунг 1861 г. В среде бывших крепостных активно распространялись слухи о том, что писари-чиновники и помещики подменили настоящую «цареву грамоту», по которой земля бесплатно передавалась крестьянам. Вместо ожидаемого правительством «всеобщего ликования», по центральной России прокатились крестьянские бунты. Всего в течение 1861 года произошло более тысячи крестьянских восстаний, крупнейшим из которых стало выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии.
Массовое недовольство крестьян неблагоприятными условиями освобождения (малоземелье, отсутствие средств, тяжелые подати) в различных формах проявлялось и в дальнейшем. Многие крестьяне разорились, превращались в босяков, бродяжничали по стране. Подаваясь на заработки в промышленные центры, основная масса бывших крепостных отнюдь не становилась «рабочей аристократией», а пребывала в условиях тяжелого фабричного труда и маргинального существования в заводских бараках. В целом не радовали «новые времена» и их прежних хозяев – помещиков, в большинстве своем не сумевших приспособиться к изменившимся условиям хозяйствования. Уже к середине 1890-х гг. около 40 % дворянских земель было заложено, а несколько тысяч дворянских имений в год продавалось за долги. Своеобразным прощанием с прежней системой патриархальных отношений в русской деревне стали строки Н.А. Некрасова:
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим – по мужику!
В тоже время, отмена крепостного права способствовала высвобождению энергии хозяйственных, предприимчивых крестьян, открыла им возможность свободной экономической деятельности. Прежние земли и собственность дворян постепенно переходили в руки к зажиточным крестьянам, купцам, мещанам, к формирующемуся классу промышленников и предпринимателей. Для развивающегося капитализма в России освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рынка рабочей силы, повышению производительности труда в сельском хозяйстве и промышленности, в целом - повышению продуктивности хозяйственной системы. Так, например, значительно возросли объемы экспорта сельскохозяйственной продукции (прежде всего - хлеба, вологодского масла, пошехонского сыра и т.д.), а объемы промышленного импорта уменьшились за счет развития собственного производства.
Продолжением коренных преобразований в деревне стали реформы в общественно-политической, правовой и культурной жизни России.
Реформа местного самоуправления. Ее содержанием стала Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы.
Вступившее в действие 1-го января 1864 г. «Положение о земских учреждениях» определяло порядок формирования и функции территориальных органов власти для 34 губерний центральной России с населения православного вероисповедания. Учреждался всесословный институт
земств - выборных органов местного самоуправления. По организационной структуре земства делились на органы распорядительные и исполнительные. Выборы гласных (депутатов) на трехлетний срок в распорядительные органы (уездные и губернские земские собрания) проводились местным населением на основе имущественного ценза - по трем куриям (землевладельцы, городские промышленники и владельцы недвижимости, крестьяне). Земские собрания, в свою очередь, избирали исполнительные органы - уездные и губернские земские управы, состоявших из председателя и нескольких членов (от 2-х – до 6). При этом местный губернатор и министерство внутренних дел осуществляли функции правительственного контроля над действиями земских собраний и управ. В ведение губернских и уездных земств передавались значительные полномочия в хозяйственной сфере деятельности, народного просвещения, здравоохранения, строительства, ремонта местных дорог, обеспечения населения продовольствием и др.
По аналогии с земской реформой, в 1870 г. было реорганизовано городское самоуправление. Прежние сословные городские учреждения (в 509 городах России) упразднялись, их место занимали городские Думы. Они избирались по имущественному цензу, имели хозяйственные полномочия, и так же находились под контролем административной «властной вертикали».
Отмечая важность реформы местного самоуправления для успешного развития страны, историк и активный общественный деятель пореформенной России К.Д. Кавелин (1818-1885) выделял четыре важнейших предназначения земских учреждений: 1) хозяйственный и культурный подъем провинциальной России; 2) преодоление межсословных противоречий и сплочение общества на основе единых задач; 3) появление общественных механизмов контроля над административной властью; 4) возникновение условий отбора и рекрутирования в российскую политическую элиту активных и способных представителей народа[1]. Впрочем, взгляд Кавелина, как и других представителей либерального движения на «миссию» земских учреждений был все же излишне оптимистичен.
Другой представитель консервативного либерализма пореформенной России – Б.Н. Чичерин (1828-1904) – обращал особое внимание на необходимость коренного реформирования судебно-правовой системы для поступательного развития страны. По его мнению, в России уже исторически сложилась привычка к судебному произволу, поэтому необходимо строго соблюсти принцип независимости судебной власти и ввести суд присяжных, который «непосредственно связывается с обществом, а не стоит над ним как чуждое ему учреждение»
Вопрос 1. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III.
Предпосылки реформ.С конца XVIII века в европейском обществе происходили глубокие изменения, связанные с коренной трансформацией социальных, политических и экономических структур. Рушились старые религиозные представления, менялась прежняя система ценностей и приоритетов. Все большее количество западных стран переходило от традиционного сословно-монархического строя к формированию демократических институтов. Ускоренное развитие стихийно-рыночных, капиталистических отношений предопределило бурные процессы индустриализации, возникновения новой классовой структуры общества, урбанизации (рост промышленных центров), технологических изменений. Ведущие страны Запада – Англия, Франция, Пруссия, США - стали развиваться динамичнее, заметно наращивали экономическую и военно-политическую мощь, и все более претендовали на роль мировых лидеров.
«Вызовы Запада» стали главной причиной появления в России «реформаторских настроений» и проектов государственных преобразований во второй половине XIX века. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) от «коллективных сил» Европы (коалиция Англии, Франции, Сардинии и Турции, при моральной поддержке Австрии, Швеции и Пруссии) болезненно вскрыло серьезные противоречия внутренней жизни страны:
- политическая система Российской Империи, созданная еще при Петре I и построенная по административно-бюрократическому принципу, переставала отвечать социальным реалиям гражданской и культурной жизни российского общества, и подвергалась критике даже со стороны представителей правого лагеря (славянофилы и их последователи).
- важным фактором экономического отставания России являлось сохраняющееся крепостное право. Во время Крымской кампании особенно ярко проявилась неэффективность хозяйственной модели. Это, в частности, выразилось в огромном финансовом дефиците, который за три года войны вырос с 52 до 307 млн. рублей, и поставил страну на грань своеобразного «дефолта» середины XIX века.
Общественно-политические и экономические преобразования стали главным содержанием царствования Александра II, и вошли в историю как«Великие реформы».
Старший сын Николая I - Александр (1818-1881) после смерти отца вступил на престол 19 февраля 1855 г. Александр получил хорошее гуманитарное и экономическое образование, знал четыре иностранных языка, много путешествовал по России и Европе. Его воспитателем был поэт В.А. Жуковский. Являясь по своим убеждениям скорее консерватором, Александр находился под серьезным влиянием либеральной части своего окружения (вел. кн. Константин Николаевич, Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин и др.) и нарождающегося в России «общественного мнения» дворянских собраний, разночинной интеллигенции, университетской профессуры и политической публицистики («Вестник Европы», «Отечественные записки», «День» и др.). Непосредственно приступить к проведению коренных либеральных преобразований Александра II подтолкнули два обстоятельства:
- унизительные условия Парижского мира (1856), обернувшиеся для страны потерей политического и военно-стратегического влияния в Европе;
- всевозрастающие «ожидания передовой общественности» в самой России.
Главными вехами «Великих реформ» стали: отмена крепостного права (крестьянская реформа), реформа местного самоуправления (земская и городская), судебная и военная реформы, реформы в сфере образования и печати.
Крестьянская реформа. Акту отмены крепостного права предшествовала предварительная работа ряда подготовительных комиссий и комитетов в 1856-1860 гг. Значительную роль здесь сыграли ближайшие сподвижники Александра II- Я.И. Ростовцев, М.Н. Муравьев, М.А. Корф, Н.А. Милютин, М.Н. Любощинский, вел. князь Константин Николаевич, граф Ланской и др., а так же представители славянофильского направления - Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, А.И. Кошелев.
19 февраля 1861 г. Александром IIбыли подписаныдва ключевых государственных документа:манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Это стало окончанием эпохи крепостничества в России. Крестьянам предоставлялась личная юридическая свобода без выкупа и ряд гражданских прав: на владения собственностью, заключение сделок, открытие торговых и промышленных предприятий, переход в другие сословия, право вступления в брак без согласия помещика, право поступления на государственную службу, свобода передвижения и смены места жительства.
Особенность данной реформы состояла в том, что земля юридически признавалась собственностью помещиков, а, следовательно, ее необходимо было выкупать. Согласно декларируемой процедуре, наделение крестьян землей в постоянное пользование производилось путем соглашения между крестьянином и помещиком. Подобное соглашение оформлялось в виде Уставной грамоты. Она предусматривала разрешение споров с участием мировых посредников (как правило, из местных помещиков или губернских чиновников).
Земля переходила к крестьянам за выкуп, который должен был компенсировать помещикам не только потерю земли, но и отсутствие крепостного труда. Крестьянам предоставлялось право совершать выкупную сделку через получение от государства ссуды в размере 80% стоимости земли. Они должны были возвратить этот долг в течение 49 лет из 6% годовых. Остальные 20% крестьяне платили сами. Если отсутствовала возможность выкупить землю сразу (а так в основном и было), то крестьяне становились временнообязанными - несли согласованную с землевладельцем барщину и платили установленный оброк. В этом случае они продолжали находиться под надзором помещиков, выполнявшими в их пользу повинности.На момент опубликования Манифеста рыночная цена земли, передававшаяся крестьянам, составляла по стране - 544 млн. рублей. Однако «аппетиты» землевладельцев, посреднические процедуры и растянувшиеся на долгое время выплаты по процентам подняли рыночную стоимость в полтора раза. К 1881 г. оставалось еще 20% временнообязанных крестьян, не выкупивших землю. До 1906 г., когда были отмечены выкупные платежи, крестьяне выплатили в целом 1 млрд. 540 млн. рублей. Непосредственно помещикам было выплачено 867 млн. руб. При этом, крестьяне не получали землю лично, так как ею распоряжалась сельская община. Если крестьянин покидал общину, то земля оставалась ее собственностью.
Освобождение крестьян распространялось на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 тыс. помещичьих имений. В целом от крепостной зависимости освобождалось 22,6 миллионов крестьян. Качество и количество земельных наделов, предоставляемых крестьянам, а так же условия выкупа земли отличались по регионам. Размер земельного надела варьировался в зависимости от особенностей почв разных губерний - черноземные, нечерноземные, степные, и составлял от 3-х - до 12 десятин. Более льготные условия земельного выкупа имели белорусские, литовские и украинские крестьяне правобережья (здесь размер выкупа был на 20%. ниже, чем в среднем по стране), а наименее льготные условия были у крестьян Северного Кавказа и Закавказья (размеры крестьянских наделов здесь в среднем были меньше на 30%, а статус временнообязанных сохранялся до 1912 г.).
Но декларируемые положения о «гражданских правах» и «юридической свободе» крестьян интересовали мало. Подобная декларация не обеспечивала главного средства выживания – земли. Создавались лишь кабальные условия ее выкупа у помещиков. «Нет воли без земли» - крестьянский лозунг 1861 г. В среде бывших крепостных активно распространялись слухи о том, что писари-чиновники и помещики подменили настоящую «цареву грамоту», по которой земля бесплатно передавалась крестьянам. Вместо ожидаемого правительством «всеобщего ликования», по центральной России прокатились крестьянские бунты. Всего в течение 1861 года произошло более тысячи крестьянских восстаний, крупнейшим из которых стало выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии.
Массовое недовольство крестьян неблагоприятными условиями освобождения (малоземелье, отсутствие средств, тяжелые подати) в различных формах проявлялось и в дальнейшем. Многие крестьяне разорились, превращались в босяков, бродяжничали по стране. Подаваясь на заработки в промышленные центры, основная масса бывших крепостных отнюдь не становилась «рабочей аристократией», а пребывала в условиях тяжелого фабричного труда и маргинального существования в заводских бараках. В целом не радовали «новые времена» и их прежних хозяев – помещиков, в большинстве своем не сумевших приспособиться к изменившимся условиям хозяйствования. Уже к середине 1890-х гг. около 40 % дворянских земель было заложено, а несколько тысяч дворянских имений в год продавалось за долги. Своеобразным прощанием с прежней системой патриархальных отношений в русской деревне стали строки Н.А. Некрасова:
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим – по мужику!
В тоже время, отмена крепостного права способствовала высвобождению энергии хозяйственных, предприимчивых крестьян, открыла им возможность свободной экономической деятельности. Прежние земли и собственность дворян постепенно переходили в руки к зажиточным крестьянам, купцам, мещанам, к формирующемуся классу промышленников и предпринимателей. Для развивающегося капитализма в России освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рынка рабочей силы, повышению производительности труда в сельском хозяйстве и промышленности, в целом - повышению продуктивности хозяйственной системы. Так, например, значительно возросли объемы экспорта сельскохозяйственной продукции (прежде всего - хлеба, вологодского масла, пошехонского сыра и т.д.), а объемы промышленного импорта уменьшились за счет развития собственного производства.
Продолжением коренных преобразований в деревне стали реформы в общественно-политической, правовой и культурной жизни России.
Реформа местного самоуправления. Ее содержанием стала Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы.
Вступившее в действие 1-го января 1864 г. «Положение о земских учреждениях» определяло порядок формирования и функции территориальных органов власти для 34 губерний центральной России с населения православного вероисповедания. Учреждался всесословный институт
земств - выборных органов местного самоуправления. По организационной структуре земства делились на органы распорядительные и исполнительные. Выборы гласных (депутатов) на трехлетний срок в распорядительные органы (уездные и губернские земские собрания) проводились местным населением на основе имущественного ценза - по трем куриям (землевладельцы, городские промышленники и владельцы недвижимости, крестьяне). Земские собрания, в свою очередь, избирали исполнительные органы - уездные и губернские земские управы, состоявших из председателя и нескольких членов (от 2-х – до 6). При этом местный губернатор и министерство внутренних дел осуществляли функции правительственного контроля над действиями земских собраний и управ. В ведение губернских и уездных земств передавались значительные полномочия в хозяйственной сфере деятельности, народного просвещения, здравоохранения, строительства, ремонта местных дорог, обеспечения населения продовольствием и др.
По аналогии с земской реформой, в 1870 г. было реорганизовано городское самоуправление. Прежние сословные городские учреждения (в 509 городах России) упразднялись, их место занимали городские Думы. Они избирались по имущественному цензу, имели хозяйственные полномочия, и так же находились под контролем административной «властной вертикали».
Отмечая важность реформы местного самоуправления для успешного развития страны, историк и активный общественный деятель пореформенной России К.Д. Кавелин (1818-1885) выделял четыре важнейших предназначения земских учреждений: 1) хозяйственный и культурный подъем провинциальной России; 2) преодоление межсословных противоречий и сплочение общества на основе единых задач; 3) появление общественных механизмов контроля над административной властью; 4) возникновение условий отбора и рекрутирования в российскую политическую элиту активных и способных представителей народа[1]. Впрочем, взгляд Кавелина, как и других представителей либерального движения на «миссию» земских учреждений был все же излишне оптимистичен.
Другой представитель консервативного либерализма пореформенной России – Б.Н. Чичерин (1828-1904) – обращал особое внимание на необходимость коренного реформирования судебно-правовой системы для поступательного развития страны. По его мнению, в России уже исторически сложилась привычка к судебному произволу, поэтому необходимо строго соблюсти принцип независимости судебной власти и ввести суд присяжных, который «непосредственно связывается с обществом, а не стоит над ним как чуждое ему учреждение»