Файл: Тема 1 Вопрос Функции истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 474

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 5. Российская империя во II половине XIX - начале XX вв.

        

Вопрос 1. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III.

 

Предпосылки реформ.С конца XVIII века в европейском обществе происходили глубокие изменения, связанные с коренной трансформацией социальных, политических и экономических структур. Рушились старые религиозные представления, менялась прежняя система ценностей и приоритетов. Все большее количество западных стран переходило от традиционного сословно-монархического строя к формированию демократических институтов. Ускоренное развитие стихийно-рыночных, капиталистических отношений предопределило бурные процессы индустриализации, возникновения новой классовой структуры общества, урбанизации (рост промышленных центров), технологических изменений. Ведущие страны Запада – Англия, Франция, Пруссия, США - стали развиваться динамичнее, заметно наращивали экономическую и военно-политическую мощь, и все более претендовали на роль мировых лидеров.

«Вызовы Запада» стали главной причиной появления в России «реформаторских настроений» и проектов государственных преобразований во второй половине XIX века. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) от «коллективных сил» Европы (коалиция Англии, Франции, Сардинии и Турции, при моральной поддержке Австрии, Швеции и Пруссии) болезненно вскрыло серьезные противоречия внутренней жизни страны:

- политическая система Российской Империи, созданная еще при Петре I и построенная по административно-бюрократическому принципу, переставала отвечать социальным реалиям гражданской и культурной жизни российского общества, и подвергалась критике даже со стороны представителей правого лагеря (славянофилы и их последователи).

- важным фактором экономического отставания России являлось сохраняющееся крепостное право. Во время Крымской кампании особенно ярко проявилась неэффективность хозяйственной модели. Это, в частности, выразилось в огромном финансовом дефиците, который за три года войны вырос с 52 до 307 млн. рублей, и поставил страну на грань своеобразного «дефолта» середины XIX века.

 

Общественно-политические и экономические преобразования стали главным содержанием царствования Александра II, и вошли в историю как«Великие реформы».


Старший сын Николая I - Александр (1818-1881) после смерти отца вступил на престол 19 февраля 1855 г. Александр получил хорошее гуманитарное и экономическое образование, знал четыре иност­ранных языка, много путешествовал по России и Европе. Его воспитателем был поэт В.А. Жуковский. Являясь по своим убеждениям скорее консерватором, Александр находился под серьезным влиянием либеральной части своего окружения (вел. кн. Константин Николаевич, Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин и др.) и нарождающегося в России «общественного мнения» дворянских собраний, разночинной интеллигенции, университетской профессуры и политической публицистики («Вестник Европы», «Отечественные записки», «День» и др.). Непосредственно приступить к проведению коренных либеральных преобразований Александра II подтолкнули два обстоятельства:

- унизительные условия Парижского мира (1856), обернувшиеся для страны потерей политического и военно-стратегического влияния в Европе;

- всевозрастающие «ожидания передовой общественности» в самой России.

 

Главными вехами «Великих реформ» стали: отмена крепостного права (крестьянская реформа), реформа местного самоуправления (земская и городская), судебная и военная реформы, реформы в сфере образования и печати.

 

Крестьянская реформа. Акту отмены крепостного права предшествовала предварительная работа ряда подготовительных комиссий и комитетов в 1856-1860 гг. Значительную роль здесь сыграли ближайшие сподвижники Александра II- Я.И. Ростовцев, М.Н. Муравьев, М.А. Корф, Н.А. Милютин, М.Н. Любощинский, вел. князь Константин Николаевич, граф Ланской и др., а так же представители славянофильского направления - Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, А.И. Кошелев.

19 февраля 1861 г. Александром IIбыли подписаныдва ключевых государственных документа:манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Это стало окончанием эпохи крепостничества в России. Крестьянам предоставлялась личная юридическая свобода без выкупа и ряд гражданских прав: на владения собственностью, заключение сделок, открытие торговых и про­мышленных предприятий, переход в другие сословия, право вступления в брак без со­гласия помещика, право поступления на государственную службу, свобода передвижения и смены места жительства.

Особенность данной реформы состояла в том, что земля юридически признавалась собственностью помещиков, а, следовательно, ее необходимо было выкупать. Согласно декларируемой процедуре, наделение крестьян зем­лей в постоянное пользование производилось путем соглашения между крестьянином и поме­щиком. Подобное соглашение оформлялось в виде Уставной грамоты. Она предусматривала разрешение споров с участием мировых посредников (как правило, из местных помещиков или губерн­ских чиновников).



Земля переходила к крестьянам за выкуп, который должен был ком­пенсировать помещикам не только потерю земли, но и отсутствие крепо­стного труда. Крестьянам предоставлялось право совершать выкупную сделку через получение от государства ссуды в размере 80% стоимости земли. Они должны были возвратить этот долг в течение 49 лет из 6% годовых. Остальные 20% крестьяне платили сами. Если отсутствовала возможность выкупить землю сразу (а так в основном и было), то крестьяне становились временнообязанными - несли согласованную с землевладельцем барщину и платили установленный оброк. В этом случае они продолжали находиться под надзором помещиков, выполнявшими в их пользу повинности.На момент опубликования Манифеста рыночная цена земли, передававшаяся крестьянам, составляла по стране - 544 млн. рублей. Однако «аппетиты» землевладельцев, посреднические процедуры и растянувшиеся на долгое время выплаты по процентам подняли рыночную стоимость в полтора раза. К 1881 г. оставалось еще 20% временнообязанных крестьян, не выкупивших землю. До 1906 г., когда были отмечены вы­купные платежи, крестьяне выплатили в целом 1 млрд. 540 млн. рублей. Непосредственно поме­щикам было выплачено 867 млн. руб. При этом, крестьяне не получали землю лично, так как ею рас­поряжалась сельская община. Если крестья­нин покидал общину, то земля оставалась ее собственностью.

Освобождение крестьян распространялось на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 тыс. помещичьих имений. В целом от крепостной зависимости освобождалось 22,6 миллионов крестьян. Качество и количество земельных наделов, предоставляемых крестьянам, а так же условия выкупа земли отличались по регионам. Размер земельного надела варьировался в зависимости от особенностей почв разных губерний - черноземные, нечерноземные, степные, и составлял от 3-х - до 12 десятин. Более льготные условия земельного вы­купа имели белорусские, литовские и украинские крестьяне правобережья (здесь размер выкупа был на 20%. ниже, чем в среднем по стране), а наименее льготные условия были у крестьян Северного Кавказа и Закавказья (размеры крестьянских наделов здесь в среднем были меньше на 30%, а статус временнообязанных сохранялся до 1912 г.).

Но декларируемые положения о «гражданских правах» и «юридической свободе» крестьян интересовали мало. Подобная декларация не обеспечивала главного средства выживания – земли. Создавались лишь кабальные условия ее выкупа у помещиков. «Нет воли без земли» - крестьянский лозунг 1861 г. В среде бывших крепостных активно распространялись слухи о том, что писари-чиновники и помещики подменили настоящую «цареву грамоту», по которой земля бесплатно передавалась крестьянам. Вместо ожидаемого правительством «всеобщего ликования», по центральной России прокатились крестьянские бунты. Всего в течение 1861 года произошло более тысячи крестьянских восстаний, крупнейшим из которых стало выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии.


Массовое недовольство крестьян неблагоприятными условиями освобождения (малозе­мелье, отсутствие средств, тяжелые подати) в различных формах проявлялось и в дальнейшем. Многие крестьяне разорились, превращались в босяков, бродяжничали по стране. Подаваясь на заработки в промышленные центры, основная масса бывших крепостных отнюдь не становилась «рабочей аристократией», а пребывала в условиях тяжелого фабричного труда и маргинального существования в заводских бараках. В целом не радовали «новые времена» и их прежних хозяев – помещиков, в большинстве своем не сумевших приспособиться к изменившимся условиям хозяйствования. Уже к середине 1890-х гг. около 40 % дворянских земель было заложено, а несколько тысяч дворянских имений в год продавалось за долги. Своеобразным прощанием с прежней системой патриархальных отношений в русской деревне стали строки Н.А. Некрасова:

 

Порвалась цепь великая, 
Порвалась – расскочилася: 
Одним концом по барину, 
Другим – по мужику!

 

В тоже время, отмена крепостного права способствовала высвобождению энергии хозяйственных, предприимчивых крестьян, открыла им возможность свободной экономической деятельности. Прежние земли и собственность дворян постепенно переходили в руки к зажиточным крестьянам, куп­цам, мещанам, к формирующемуся классу промышленников и предпринимателей. Для развивающегося капитализма в России освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рынка рабочей силы, повышению производительности труда в сельском хозяйстве и промышленности, в целом - повышению продуктивности хозяйственной системы. Так, например, значительно возросли объемы экспорта сельскохозяйственной продукции (прежде всего - хлеба, вологодского масла, пошехонского сыра и т.д.), а объемы промышленного импорта уменьшились за счет развития собственного производства.

Продолжением коренных преобразований в деревне стали реформы в общественно-политической, правовой и культурной жизни России.

 

Реформа местного самоуправления. Ее содержанием стала Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы.

Вступившее в действие 1-го января 1864 г. «Положение о земских учреждениях» определяло порядок формирования и функции территориальных органов власти для 34 губерний центральной России с населе­ния православного вероисповедания. Учреждался всесословный институт 
земств - выборных органов местного самоуправления. По организационной структуре земства делились на органы распорядительные и исполнительные. Выборы гласных (депутатов) на трехлетний срок в распорядительные органы (уездные и губернские земские собрания) проводились местным населением на основе имущественного ценза - по трем куриям (землевладельцы, городские промышленники и владельцы недвижимости, крестьяне). Земские собрания, в свою очередь, избирали исполнительные органы - уездные и губернские земские управы, состоявших из председателя и нескольких членов (от 2-х – до 6). При этом местный губернатор и министерство внутренних дел осуществляли функции правительствен­ного контроля над действиями земских собраний и управ. В ведение губерн­ских и уездных земств передавались значительные полномочия в хозяйствен­ной сфере деятельности, народного просвеще­ния, здравоохранения, строительства, ремонта местных дорог, обеспече­ния населения продовольствием и др.

По аналогии с земской реформой, в 1870 г. было реорганизовано городское самоуправление. Прежние сословные городские учреждения (в 509 городах России) упразднялись, их место занимали городские Думы. Они избирались по имущественному цензу, имели хозяйственные полномочия, и так же находились под контролем административной «властной вертикали».

Отмечая важность реформы местного самоуправления для успешного развития страны, историк и активный общественный деятель пореформенной России К.Д. Кавелин (1818-1885) выделял четыре важнейших предназначения земских учреждений: 1) хозяйственный и культурный подъем провинциальной России; 2) преодоление межсословных противоречий и сплочение общества на основе единых задач; 3) появление общественных механизмов контроля над административной властью; 4) возникновение условий отбора и рекрутирования в российскую политическую элиту активных и способных представителей народа[1]. Впрочем, взгляд Кавелина, как и других представителей либерального движения на «миссию» земских учреждений был все же излишне оптимистичен.

Другой представитель консервативного либерализма пореформенной России – Б.Н. Чичерин (1828-1904) – обращал особое внимание на необходимость коренного реформирования судебно-правовой системы для поступательного развития страны. По его мнению, в России уже исторически сложилась привычка к судебному произволу, поэтому необходимо строго соблюсти принцип независимости судебной власти и ввести суд присяжных, который «непосредственно связывается с обществом, а не стоит над ним как чуждое ему учреждение»