Файл: Тема 1 Вопрос Функции истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 453

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В стране начинают складываться новые центры реальной власти - в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов.

 

3. Распад СССР. Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а за ними Российская Федерация и другие союзные республики приняли «декларации о государственном суверенитете», устанавливавшие приоритет республиканских законов над законами Союза. Страна вступила в полосу дезинтеграции.

Попытки предотвратить распад страны предпринимались в прямых переговорах президента СССР с руководством республик о заключении нового Союзного договора. Впереговорах согласились участвовать представители десяти из пятнадцати союзных республик (кроме Грузии, Молдавии и Прибалтийских республик).

Но договор так и не был подписан. В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. В отсутствие М.С. Горбачева (он отдыхал в Крыму) был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП). Его возглавил вице-президент СССР Г. И. Янаев, который объявил: о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР; о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г.; о приостановлении деятельности оппозиционных партий; о запрете митингов и демонстраций; о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска. Президенту РСФСР Б. Н. Ельцину (избран на этот пост всенародным голосованием в июне 1991 г.) удалось организовать тысячи своих сторонников на активное сопротивление мерам ГКЧП. 22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота.

Сразу после упразднения ГКЧП, Президент РСФСР Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе, что неизбежно повлекло за собой ликвидацию КПСС как единой общесоюзной партии. После этого процесс раздробления СССР стал необратимым. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. Президент М.С. Горбачев вынужден был подписал указ о признании этого выхода. Очередной съезд народных депутатов СССР (конец августа - начало сентября 1991 г.) объявил о самороспуске.

Развал Союза довершили Беловежские соглашения. 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С.С. Шушкевич) заявили о роспуске СССР. Одновременно было объявлено о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря к СНГ присоединились, поставленные перед свершившимся фактом, руководители еще восьми республик (Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизстана, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана), санкционировав тем самым кончину Союза. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР, а 26 декабря 1991 г. Верховный Совет СССР официально заявил о роспуске Союза Советских Социалистических Республик.


Среди главных причин неудач «перестройки» и последующих процессов распада страны необходимо отметить отсутствие рациональной и продуманной стратегии и тактики преобразований. Все проекты Горбачева были далеки от рационального анализа реальности, носили абстрактно-утопический характер (борьба с пьянством и алкоголизмом, решение жилищной проблемы к 2000 году, «ускорение», реформы Съезда Советов и т.д.). Неструктурированные перестроечные тенденции постепенно затронули все сферы жизни в СССР. Имея бессистемный, сумбурный характер, «перестройка» закономерно обернулась неконтролируемыми, хаотическими процессами, разрушительным сценарием развития событий, а перестроечный радикализм перерос в радикальный либерализм 1990-х гг.

Вопрос 5. Становление новой российской государственности.

 

Политические процессы 1990-х гг. После распада СССР, главной внутриполитической задачей было оформление новой российской государственности и предотвращение распада России. Еще в 1990 г. Б.Н. Ельцин, ища поддержки национальных республиканских элит в составе РСФСР в противостояниис Горбачевым, заявил: «Берите столько суверенитета, сколько сможете переварить». Это ускорило сепаратистские процессы, которые стали серьезным фактором распада уже самой России. К началу 1990-х гг. «парад суверенитетов» привел к активизации националистических движений внутри Российской Федерации. В Татарии, Башкирии, Якутии, Бурятии, Туве, Чечне на национальных съездах ставились вопросы о выходе из состава России. Не только национальные, но и многие региональные элиты, где в областях преобладало русское население, позиционировали превосходство местного законодательства над общероссийским.

В начале февраля 1992 г. Татарстан заявил о своей независимости, а в ноябре 1992 г. Чечня объявила о выходе из состава Российской Федерации. В этих условиях необходимо было как можно быстрее заключить новый Федеративный договор. 31 марта 1992 г. он был подписан. Договор определил взаимоотношения между субъектами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. Основной смысл договора был в том, чтобы предоставить субъектам более широкие полномочия, и соответственно перераспределить государственную собственность и власть. Федеративный договор подписали представители всех республик, краев и областей, кроме Татарстана и Чечни.



Следующим этапом стало принятие в 1993 г. новой Конституции, которая провозглашала Россию федеративным государством. Данное положение определяло государственную целостность страны, единую систему государственной власти, разграничение полномочий между федеральной и региональной властью, равноправие и право на самоопределение для всех проживающих в России народов. В 1994 г. Татарстан, оговорив свой особый статус в составе РФ, подписал договор о разграничении полномочий с центром.

По-иному варианту развивались отношения с Чечней. Самопровозглашенный президент Чечни Д. Дудаев отказался от присоединения республики к Федеративному договору. Центр усилил давление на республику. В ответ Дудаев объявил о всеобщей мобилизации и о начале «священной войны за независимость». Разразилась первая Чеченская война (1994-1996), которая приняла затяжной характер и стоила России огромных жертв.

В целом, хотя главная задача сохранения единства Российской Федерации и была решена, преодолеть все противоречия в отношении с регионами не удалось. Необходим был новый подход в национальной и региональной политике.

В начале 1990-х гг. в высшем российском руководстве развернулась ожесточенная борьба за власть. Поводом послужило принятие новой Конституции, определявшей форму правления России. Президент Ельцин и его сторонники выступали за президентскую республику, а председатель Верховного Совета РФ Р. И. Хазбулатов и вице-президент А. В. Руцкой - за парламентскую. Две ветви власти стали блокировать решения друг друга, противостояние все время нарастало.

В сентябре 1993 г. Ельцин издал указ о прекращении деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов, и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти – Государственную Думу (нижнюю палату Федерального собрания). Проект Конституции было решено вынести на референдум. Конституционный суд объявил указ Ельцина антиконституционным. Верховный Совет выразил недоверие президенту, и утвердил исполняющим обязанности президента России - Руцкого. Ельцин воспринял действия Совета как открытое восстание и прямую угрозу своей власти. В Москву вошли войска, которые окружили здание Верховного Совета. 2 октября в столице начались акции протеста, переросшие в массовые столкновения с милицией. 3 октября сторонники Верховного Совета штурмом взяли здание московской мэрии, сделали попытку овладеть зданием телецентра в Останкино и выйти с телевизионным обращением к народу. Президент объявил в столице чрезвычайное положение. 4 октября Здание Верховного Совета (Белый дом) обстреляли из танков. Защитники парламента сдались, а руководители сопротивления были арестованы.


12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ - за нее проголосовало 58,4% участников референдума, и Россия стала президентской республикой. Были проведены выборы по мажоритарно-пропорциональной системе в новые органы власти – в Совет Федераций и Государственную Думу. Между политическими партиями и движениями развернулась борьба за места в новом парламенте. Полной неожиданностью для всех стала победа по партийным спискам ЛДПР - во главе с В.В. Жириновским. Проправительственная либеральная партия «Выбор России» (Е.Т. Гайдар) потерпела фиаско.

В 1995 г. прошли выборы в VI Государственную Думу (отсчет велся с дореволюционных Государственных Дум), в которой большинство получило КПРФ во главе с Г.А. Зюгановым. В 1990-е гг. Дума приняла более 1000 различных законов, среди которых такие важные, как Гражданский, Уголовный, Налоговый, Семейный кодексы. В 1996 г. прошли новые всенародные выборы президента России. В них участвовали 11 кандидатов (Г. Явлинский, А. Лебедь, М. Горбачев, В Брынцалов и др.). Во втором туре победу одержал Б. Н. Ельцин (его соперником был Г. А. Зюганов).

На протяжении всего второго президентского срока Ельцин был занят поиском своего преемника. Социально-политическое положение внутри страны оставалось крайне нестабильным. Страну сотрясали забастовки шахтеров. Постоянные задержки выплат зарплат, стипендий и пенсий вызывали массовое недовольство населения. После победы на выборах, Ельцин объявил о своей болезни сердца и о необходимости операции. На период болезни власть переходила к премьер-министру - В.С. Черномырдину.

В стране нарастал экономический и внутриполитический кризис. В марте 1998 г. Черномырдин был отправлен в отставку. Новым премьером стал С.В. Кириенко. При этом, Государственная Дума дважды отклоняла его кандидатуру, но Ельцин настоял на своем. В свою очередь, Кириенко ушел в отставку в связи с дефолтом августа 1998 г., пробыв на своем посту всего 4 месяца. Его сменил Е. Примаков, которому удалось стабилизировать ситуацию в стране (сентябрь 1998 г. – май 1999 г.). Президент продолжал подыскивать преемника, и вскоре представил нового премьера – С. Степашина (май-август 1999 г). Однако и эта кандидатура не удовлетворила власть в Кремле. Новым премьером стал В. В. Путин (август 1999 г.). Представляя его в телевизионном обращении к стране, Ельцин назвал его и кандидатом в будущие президенты. Преемник был найден.


На очередных выборах в Государственную Думу 17 декабря 1999 г. большинство голосов получило общественно-политическое объединение «Единство», которое поддержал В. В. Путин.

31 декабря 1999 г. Б. Ельцин в телевизионном обращении к народу объявил о своей отставке и о передаче своих полномочий В. Путину. Президентские выборы назначались на 26 марта 2000 г.

Экономические реформы 1990-х гг. Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство взяло курс на углубление рыночных реформ. Ответственным за их проведение стал вице-премьер Правительства Е. Т. Гайдар. Содержание этих реформ сводилось к следующему:

- либерализация ценообразования и внешней торговли;

- масштабная приватизация промышленных предприятий и сферы услуг;

- становление многоукладной российская экономики.

 

Но, начавшаяся с января 1992 г. стратегия «шоковой терапии» и отпуска цен привела к резкому спаду производства, массовой безработице, обнищанию основной части населения. По прогнозам реформаторов, цены должны были вырасти в 3 раза. На практике они возросли почти в 30 раз. Рост инфляции привел к обесцениванию денежных вкладов населения. Резкий рост импорта товаров позволил в кратчайшие сроки преодолеть дефицит, но вызвал спад производства в отечественной промышленности, товары которой не выдерживали конкуренции с более дешевыми зарубежными аналогами.

Доходы, поступавшие в государственный бюджет, значительно снизились. Дефицит бюджета покрывался за счет снижения финансирования социальной сферы – здравоохранения, образования, науки и культуры.

С целью создания слоя собственников как «залога будущей стабильности общества», осенью 1992 г. была проведена масштабная приватизация в промышленности и сфере услуг. Правительство решило выдать каждому гражданину РФ ваучер – приватизационный чек, который мог быть обменян на определенное количество акций. Отсутствие достоверной информации и непродуманность приватизационных мероприятий привели к масштабным махинациям с ваучерами. Приватизация прошла, но создать массовый слой новых собственников так и не удалось. Хозяевами предприятий стали не рабочие и служащие, а предприимчивые дельцы, которые через несколько лет превратились в воротил российского бизнеса – олигархов.

Провальные последствия реформ Гайдара привели к его отставке. Новым премьером стал В. С. Черномырдин, который сделал ставку на усиление хозяйственного регулирования. При этом особое внимание уделялось топливно-энергетическому комплексу.