Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но остановить падение отечественного производства и преодолеть дефицит бюджета не удалось. Начался отток трудоспособного и интеллектуального населения за границу. Страна выживала в основном за счет топливо-энергетических и сырьевых отраслей. Активно шли процессы «деиндустриализации» народного хозяйства и оттока российских капиталовложений за рубеж. За десятилетие президентства Ельцина, по разным оценкам, из страны «утекло» более 200 млрд. долларов.
С целью стабилизации ситуацию, правительство решило выпустить ГКО (государственные краткосрочные обязательства), продажа которых приносила бы средства для экономики страны. Кроме того, Российская Федерация набрала огромное количество внешнеполитических займов и платила значительные проценты МВФ и другим международным финансовым организациям. Задолженность страны по внутреннему и внешнему долгу прогрессировала с каждым днем, что грозило масштабным финансовым кризисом. Премьер Черномырдин был отправлен в отставку, его преемником стал С. В. Кириенко. Однако и ему не удалось предотвратить дефолт.
Он разразился 17 августа 1998 г.: правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Одновременно был отменен «валютный коридор», который поддерживал курс рубля по отношению к доллару. Произошел обвал банковско-финансовой системы страны. Тысячи банков разорились, а миллионы людей потеряли свои вклады. Среднемесячный доход россиян упал в 4 раза. Правительство Кириенко было отправлено в отставку.
Новым премьером был утвержден Е. М. Примаков, который обозначил и новый экономический курс с «опорой на собственные силы». Правительству под его руководством удалось стабилизировать ситуацию. Кроме того, подешевевший рубль и сокращение импорта положительно сказалось на отечественной промышленности. Примакову удалось также вдвое снизить государственные расходы, и тем самым сократить бюджетный дефицит. Была ликвидирована задолженность правительства по зарплатам бюджетникам и пенсиям. Экономический курс Примакова продолжил новый премьер – С. В. Степашин, назначенный в мае 1999 г. Но стране необходима была не просто стабилизация, а новая экономическая стратегия.
Ее разработка была начата с утверждением на пост председателя правительства В. В. Путина.
Внешняя политика 1990-х гг. С распадом СССР в корне изменилось геополитическое положение России. Закончилась «холодная война», прекратила свое существование мировая система социализма, ушло в прошлое противоборство двух сверхдержав – Советского Союза и США.
Россия стала преемницей СССР в международных организациях, и осталась второй мировой державой по размерам ракетно-ядерного потенциала (после США). Однако ее военные возможности существенно сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, Россия лишилась своих военных баз в Восточной Европе, в Прибалтике, Грузии, Азербайджане, на Украине. Она потеряла своих традиционных союзников в Восточной Европе, в Азии, Африке, Латинской Америке. В силу экономических трудностей 1990-х гг. значительно сократились и вооруженные силы России. Необходимо было найти новую внешнеполитическую концепцию, которая отвечала бы национальным интересам России.
В начале 1990-х гг. основную цель своей внешней политики российской руководство видело в обеспечении международной финансовой помощи со стороны Запада. В связи с этим был взят курс на установление союзнических отношений с США и с ведущими европейскими странами. В 1992 г. была подписана кэмп-дэвидская декларация о прекращении состояния «холодной войны». В январе 1993 г. был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Россия присоединилась к конвенции о запрещении химического оружия. В 1994 г Российская Федерация досрочно вывела свои войска из Германии и присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира». Со второй половины 1990-х гг. отношения России со странами «Большой семерки» стали строиться по схеме «7 + 1».
Однако политика постоянных уступок Западу логично воспринималась геополитическими соперниками как признак слабости России. С учетом своих интересов, США и ее европейские партнеры с 1994 г. активизировали курс на «расширение НАТО на Восток» - сначала за счет бывших членов ОВД (Польша, Чехия, Венгрия), а затем и республик бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония). Эти действия напрямую угрожали национальной безопасности России. Отношения с Западом особенно обострились во время Балканского кризиса 1999 г., в котором Россия активно поддерживала Югославию (Сербию и Черногорию), а США и НАТО – сепаратистов Косово. Попытки ряда международных европейских организаций вмешаться в Чеченский кризис, также осложнили отношения между Россией и Западом. Возникла острая необходимость разработки новой концепции внешнеполитического курса страны.
Одним из приоритетных направлений внешней политики России в 1990-е гг. были отношения со странами СНГ. В 1992 г. был подписан Договор о коллективной безопасности, а в 1993 г. - Договор об экономическом союзе и Соглашение о межгосударственном экономическом комитете. За первые 5 лет существования СНГ было принято более 800 совместных решений. Однако большинство из них так и осталось на бумаге. Сыграл свою роль и внешний фактор – США и ее союзники активно препятствовали углублению интеграции стран бывшего СССР. Проблемы, которые не решались на уровне СНГ, попытались, как правило, решать в двустороннем порядке. Тесные отношения сложились у России с Беларусью и Казахстаном. В частности, был подписан договор России и Белоруссии об образовании «единого союзного государства», а так же сложился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В 1998 г. оформился и «антироссийский» блок бывших союзных республик - политический союз Грузии, Украины, Азербайджана, Узбекистана и Молдавии (ГУУАМ).
Подводя итоги 1990-х гг., необходимо отметить, что деятельность реформаторов этого периода отличалась крайней степенью радикализма, а сами реформы под лозунгом «борьбы с проклятым тоталитарным прошлым» обернулись разрушением важнейших структурных основ жизнедеятельности российского общества. При этом, либеральной элите рисовались соблазнительные перспективы скорого построения «светлого будущего» в России, но уже не в виде «коммунизма», а в образе «цивилизованного общества западного типа». Более того, российские власти «кавалерийским наскоком» решили реализовать невиданную в истории задачу – быстрый одновременный переход и к рыночной экономике, и к политической демократии. Радикальность шагов была во всем: если демократизация – то до танкового расстрела парламента в центре столицы, если экономическая либерализация - то вплоть до обнищания большинства населения, если приватизация – то до вырастания мощнейших мафиозно-олигархических структур.
В 2000-х гг. закономерным стал крах подобной радикальной стратегии реформ.
Россия в начале XXI века. 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом России, а 7 мая прошла его инаугурация (вступление в должность). Первый вице-премьер в правительстве Путина – М. М. Касьянов был утвержден Главой Правительства Российской Федерации.
Новый Президент проявил себя как сторонник сильной государственной власти, его первые преобразования были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, на наведение должного порядка в государственном управлении. При этом В. В. Путин неоднократно подчеркивал, что будет поддерживать «демократические достижения» 1990-х гг.
С целью усиления «вертикали власти», в 2000 г. было учреждено 7 федеральных округов – Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Их возглавили полномочные представители Президента. При округах создавались органы прокуратуры и внутренних дел. Реформа позволила решить одну из важных задач: привести местное законодательство в соответствие с основным законом страны - Конституцией и федеральными законами.
Следующей инициативой Президента стала реформа верхней палаты Федерального собрания – Совета Федерации. Членами Совета перестали быть губернаторы. Совета Федерации стал формироваться из представителей регионов, которые избирались законодательными органами на местах, и утверждались губернаторами. Это позволило устранить ряд противоречий в системе разделения властей, когда в законодательном органе работали главы исполнительной региональной власти.
Был принят Закон о политических партиях, согласно которому партией юридически признавалась лишь та организация, которая имела значительное количество членов (не менее 50-ти тысяч), развитую региональную структуру и массовую поддержку населения.
Началась судебная реформа, по которой возродился такой элемент судопроизводства, как суд присяжных.
Значительное внимание было уделено военной реформе, целью которой было поставлено создание профессиональной, хорошо вооруженной и обученной Российской армии к 2015 г. Срок службы в армии с 2008 г. сократился до 1 года.
При новом Президенте был решен вопрос о российской государственной символике, который вызывал ранее ожесточенные споры в обществе. В. Путин предложил компромиссное решение, способное примирить различные позиции. В декабре 2000 г. Государственной думой был утвержден закон о национальных символах России. Государственным флагом России стал бело-сине-красный флаг, гербом – двуглавый (императорский) орел. В то же время, Красный флаг стал флагом Вооруженных сил России, а новый российский гимн был положен на музыку Гимна СССР, слова к которому вновь написал С. Михалков.
Новым явлением в жизни страны стали ежегодные встречи Президента с прессой и его публичные ответы на вопросы населения страны. К концу президентского срока рейтинг Путина составлял 80%.
Одной из внутренних проблем, стоящих перед Россией в начале XXI в. было решение проблемы «сепаратистской» Чечни. В этой российской республике отсутствовала политическая стабильность, а экономика была разрушена войной. Огромные деньги, посылаемые Федеральным центром на ее восстановление, «исчезали». На территории Чечни открыто действовали бандформирования, готовившие, в том числе, террористов для засылки в Россию. В конце 1999 г. серия терактов против мирного населения потрясла страну. В. Путин занял достаточно жесткую позицию по отношению к «суверенной» Чечне, на территории которой готовились эти акции. Новая война («2-я чеченская») стала неизбежной. Военные действия длились до конца 2000 г., и основные бандформирования были уничтожены федеральными войсками. В Чечне началось медленное восстановление мирной жизни.
7 декабря 2003 г. прошли выборы в VIII Государственную Думу. Большинство голосов получила поддержанная Президентом партия «Единая Россия».
14 марта 2004 г. В. Путин был переизбран Президентом на второй срок, одержав победу в первом туре.
Одним из первых мероприятий президента стал пересмотр некоторых, наиболее одиозных итогов приватизации. Символичным в этом плане стало ««Дело ЮКОСА». Глава компании М. Ходорковский был арестован и осужден «за экономические преступления», а большая часть акций компании перешла в собственность государства.
24 февраля 2004 г. правительство Касьянова было отправлено в отставку. Новым Председателем правительства стал М. Е. Фрадков, предложивший изменить структуру правительства, значительно сократив число министерств. Реорганизация правительства проходила в рамках административной реформы, о которой было заявлено еще в 2003 г. Целями здесь ставилось ограничение вмешательства государства в экономику и исключении дублирования функций федеральных органов исполнительной власти.
В 2005 г. была проведена «монетизация льгот» - замена существующих у населения социальных льгот денежной компенсацией. Однако, ее непродуманность и торопливость в проведении вызвала массовые акции протеста многих категорий льготников. Ряд ошибок был учтен, и дальнейшая реализация реформы протекала более спокойно.
В 2006 г. было объявлено о 4 национальных проектах: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК». На выполнение национальных проектов в 2006 году непосредственно из федерального бюджета было выделено около 120 млрд. рублей, а в 2007 году суммы вложений превысили 280 млрд. руб.
В рамках задачи «формирования развитого гражданского общества» в 2006 г. была создана Общественная палата, в которую вошли известные деятели науки, культуры, образования, СМИ и т.д.
Выборы в Государственную Думу 2 декабря 2007 г. показали, что большинство россиян поддерживают курс Путина. За партию «Единая Россия», список которой возглавил президент, проголосовало большинство участвующих в выборах.
Вместе с тем, несмотря на явные успехи, перед страной стоит целый ряд актуальных задач: создание конкурентоспособной экономики, решение жилищного вопроса, повышение качества обучения и медицинского обслуживания населения, решение демографической проблемы, повышение жизненного уровня населения.
В целом, экономическое положение страны при новом президенте стабилизировалось. Россия прекратила брать внешние займы и выплатила долги.
Одной из первых экономических реформ стала налоговая реформа 2001 г., целью которой стал «вывод из тени» реальных доходов физических и юридических лиц. Был снижен налог на прибыль предприятий и организаций, и введен единый - 13% налог на доходы населения. В этот же период были приняты законы о поддержке малого и среднего бизнеса.
Реорганизации требовал и аграрный сектор. Были приняты законы о купле-продаже земли, введена льготная система кредитования предприятий сельского хозяйства.
Одним из направлений новой экономической политики были объявлены меры по ограничению естественных монополий – Газпрома, российского акционерного общества «Единая энергетическая система России» (прекратил свое существование как единая структура в июне 2008 г.), Министерства железнодорожного транспорта, Аэрофлота. Одним из приоритетных направлений развития промышленности стали информационные технологии и средства коммуникации.